VIII. Гл-8. Технический музей в Зинсхайме

***  VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1  ***   

     В августе поехал я в гости к брату Саше в Германию. Он строит дом. Взял в банке кредит на 30 лет и под 4 или 5 %. Работает, домом может заниматься только по выходным. Вот я и буду помогать. Со мной ещё работают Сашины сыновья, Алекс и Сергей, мои племянники. Будут моими помощниками, возраст у них уже приличный, - 17 и 15 лет. Ну, а я, стало быть, буду у них вроде бригадира.

     Каждое утро отвозит на машине нас на стройку Сашина жена Роза. Ехать нам от Кайзерслаутерна 20 км до села Райхенбах-Штеген, на северной окраине этого села выделены вдоль дороги участки под строительство. Место живописное, участок спускается от дороги по склону, там течёт ручей, за ним, в пределах участка, растут сосны, вокруг раскиданы небольшие «горушки». Участок площадью 1700 квадратных метров, так здесь принято считать, по-нашему – 17 соток. Рядом строится сестра Розы – Оля с мужем Петром, проекты обеих домов одинаковые. С двух сторон есть соседи. Справа дом и за ним всё село, там живут пожилые супруги, видно, как по участку у них бродят овцы. Слева стоит, уже построенный, большой одноэтажный бревенчатый дом в американском стиле, там и живёт какой-то американец. Дом этот совершенно «одинокий» - никаких возле него построек не видать, ничего не растёт на участке.

     Дальше тянется асфальтовая дорога и метрах в трёхстах виднеются постройки, это ферма, там живёт «бауер», так здесь называют фермеров. Когда дует с той стороны ветер, становится понятно, что бауер разводит коров и свиней. Вокруг, на холмах ещё раскинуты его поля. На этих холмах расставлены там и сям ветряки, вырабатывают электричество, в последние годы их всё больше появляется в Германии. Интересно, что помимо асфальтовой дороги, что проходит по будущей улице, на участок уже подведена вода, электричество и даже телефонная линия. У края участка стоит деревянный ящик, в котором водопроводный кран, электрическая и телефонная розетки и электро- и водяной счётчики.

      Саша уже начал строить дом, готов цокольный этаж и его перекрытие. Ещё предстоит построить этаж. Строительство ведётся из блоков размером 20х20х40. Блоки эти с виду бетонные, но лёгкие и полые, что-то вроде газобетона. Первый раз мы приехали все вместе в выходной день, Саша мне всё показал, ввёл в курс дела. Показал, как выполняется кладка, в дальнейшем я буду этим заниматься с племянниками. Вообще-то, по местным правилам в выходные дни нельзя заниматься строительными работами, но у Саши нет выбора. Соседи смотрят на это понимающе, никуда не жалуются, а могли бы. Вникаю я в технологию кладки и многому удивляюсь, почти всё здесь «не так». Не надо размешивать цемент с песком для кладки блоков, для этого уже есть в мешках готовая «кладочная смесь», только разводи водой в ёмкости. Да и то не лопатой, как я привык, а электрическим миксером. Сама эта смесь тоже не простая, в ней есть двухмиллиметровые шарики, которые при кладке создают одинаковую толщину слоя раствора. Блоки ещё интересны тем, что размер у них очень точный. В результате этого и наличия шариков в растворе, довольно легко выдерживать ровную кладку.

     Потянулись однообразные рабочие дни. Рано утром поднимаю племянников, они конечно, встают без особой радости. Завтракаем, потом Роза отвозит нас на стройку. В обед привозит нам перекусить. В конце дня привозит Сашу после работы, тот ещё немного поковыряется на стройке. Уже по темноте едем домой. Там ужин и после недолгого отдыха отбой. В выходные дни на стройку едем всем «коллективом». Вот примерно такой был у нас режим.

     Каждое утро на въезде в Райхенбах проезжаем мимо местного небольшого кладбища, в его начале стоит какой-то памятный постамент. Однажды решил посмотреть, что это такое. Оказывается, это постамент-памятник местным жителям, погибших в двух мировых войнах. На камне выбиты фамилии, два отдельных списка. Один от Первой мировой войны, другой от Второй. В первом списке года смерти стоят с 1914 по 1918 год. Во втором – с 1939 по 1945. Первый список из 18 фамилий, второй из 24. Много одинаковых фамилий, значит родственники, похоже, есть и отцы с сыновьями. Есть фамилии, которые повторяются в обеих списках. Это уже родственники разных поколений. Как говорится, - эхо войны…

     Иногда отвлекают нас от работы самолёты. Здесь недалеко, примерно в десяти километрах южнее расположена американская военная база Рамштайн с аэродромом. Глиссада этого аэродрома проходит как раз над Сашиным домом в Кайзерслаутерне, где мы ночуем. Частенько, днём и ночью над домом заходят на посадку или взлетают самолёты, в основном тяжёлые транспортники. А здесь, в районе Райхенбаха, можно видеть, набирающие высоту после взлёта самолёты. Иногда слышен невдалеке звук самолёта, похожий на выполнение пилотажа истребителем в зоне.
 
     Я занимался кладкой блоков, племянники были моими помощниками – разводили раствор, подносили блоки. Кладка иногда разнообразилась установкой дверных и оконных небольших бетонных перемычек.

     Как-то брат сказал мне, что завтра на нашу стройку придёт машина с прицепом, привезут ещё блоков. Я заволновался, как же мы её разгрузим? Саша смеётся:
     - Не волнуйся, водитель сам разгрузит.

     На следующий день, с самым началом нашей работы, подъехал бортовой Мерседес с прицепом, полным каких-то ярко зелёных кубов, размеров примерно метр на метр. Оказалось, что это прибыли те самые блоки. Они сложены на палетах и запакованы в ярко зелёную плёнку. Водитель к нам и не обращался, только достал свои бумаги, сверил адрес и стал разгружаться. Интересно было наблюдать, как он повесил себе на шею какой-то пульт, даже без проводов, и стал с помощью закабинного крана-манипулятора разгружать упаковки блоков. Сгружал водитель их с кузова прямо на перекрытие цокольного этажа строящегося дома. Заняло всё это действо у него всего минут двадцать. Вся эта разгрузка прошла как-то запросто и, между прочим. Часто мне ещё приходилось наблюдать непривычные для меня подобные моменты и с сожалением убеждаться в дремучести нашей отечественной действительности.

     Продолжали мы своей немногочисленной бригадой неспешное строительство и потихоньку подошли к завершению этажа и к подготовке заливки потолочного перекрытия. Пришлось снова удивляться, как здесь делается это самое перекрытие. Занялась этим специальная приглашённая бригада. Они установили по всей площади пола трубы-домкраты, высотой в потолок. Эти трубы-стойки были установлены очень часто, на них были уложены очень тонкие бетонные плиты перекрытия с гладкой нижней поверхностью. Они были такими тонкими, что, наверное, без подпора трубами-домкратами, просто сломались бы под своим весом. Специалисты, регулируя высоту труб-домкратов, выровняли потолочные плиты. Было уже похоже на готовый потолок, но ещё предстояла заливка бетоном самого перекрытия этажа.

     Но, до заливки бетона надо уложить арматуру. Для этого есть специальный проект, называемый «расчёт статики». Вот по этим бумагам мы в очередные выходные, нашей бригадой, уже в расширенном составе, с Сашей и родственником Петром, стали укладывать и обвязывать арматурные прутья. Проект «статики» определял, в каком месте какого диаметра должна быть уложена арматура, с какой частотой, в зависимости от рассчитанной статической нагрузки. За выходные мы уложили всю арматуру, связывая её между собой проволокой с помощью специальных приспособлений-ключей. Снова приходилось только удивляться, как здесь всё устроено.

     После этого наступила очередь электриков. Приехали с утра человека три электрика. Достали какие-то чертежи и по ним стали делать электрическую разводку. Они по установленным потолочным плитам прокладывали гофрированные трубки, в которые, как я понял, потом, после заливки потолка бетоном, будут протягиваться электрические провода. Весь потолок сверху был переплетён этими трубками, которые соединяли все «электрические точки» - светильники, розетки, выключатели и прочее. Интересно было наблюдать, как эти электрики проверяли правильность укладки трубок – один просто дул в неё, а другой слушал с противоположного конца.
 
     До заливки перекрытия бетоном все отверстия в будущем перекрытии было огорожены деревянной опалубкой, мелкие дырки заложены пенопластом. По наружному периметру всего дома была установлена опалубка из пенопластовых панелей. Всё готово к заливке перекрытия бетоном.
 
     Тут подъехал приглашённый специалист по обустройству лестницы, которая должна идти с цокольного этажа и до второго. Специалист оказался «нашим человеком», то есть «русаком». Уже много лет живёт в Германии, освоил такую вот специальность и работает по обустройству лестниц, можно сказать, индивидуально. Произвёл он все размеры будущей лестницы и уехал. На следующий день он уже приехал с готовым проектом рассчитанной винтовой бетонной лестницы. Стал делать мудрёную деревянную опалубку. А ещё через день приступил к её постройке. Тут уже участвовали мы все. Замешивали в бетономешалке бетон, таскали и вываливали его в нужные места. Вскоре вырисовалась оригинальная лестница, а дня через три мы уже пользовались ею.

     Наступил день заливки перекрытия. С утра подъехала специальная машина, так называемый «насос», с длинной, из трёх секций этакой штангой, по которой он будет подавать бетон для заливки перекрытия. Тут же подъехало пару бетоновозов-«миксеров». На дом залезли двое специалистов в резиновых сапогах и началась заливка. Автомобиль-насос качает бетон из «миксера», подаёт на дом, там специалист заливает поверхность, второй «шваброй» разравнивает его. Подъезжали ещё «миксеры», пока не залили перекрытие. Заняло это практически весь день. «Миксеры» разъехались, а водитель автомобиля-насоса из своего бака с водой через шланг помыл свой «аппарат» и, сверкая и блестя, тоже удалился. После этого мы ещё несколько дней поливали бетон перекрытия водой из шланга, пока бетон не впитывал воду.
 
     После завершения такого значимого этапа строительства Саша предложил отдохнуть, развеяться и съездить в технический музей в Зинсхайм, это не так далеко от Кайзерслаутерна, каких-то 100 км. Этот музей интересен тем, что помимо разнообразной техники, там выставлено много разных самолётов.

     В ближайшие очередные выходные с утра едем туда. Этот музей рядом с автобаном. Издалека видны два возвышающиеся самолёта – Конкорд и Ту-144. У музея огромная парковка, с местами проблем нет, хотя машин с посетителями сюда приезжает много. Билеты не дорогие.

     Территория музея большая, много разной техники на улице, но много и в павильонах. Сразу бросаются в глаза, поднятые высоко на стойках, рядом стоящие, Конкорд и Ту-144. Можно по винтовой лестнице подняться в салон самолёта, но туда огромная очередь. Рядом, так же, устремлённый вверх, стоит Ту-134 с гордой надписью «АЭРОФЛОТ». Рядом есть и небольшие самолётики, какие-то иностранные марки, мне незнакомые. На территории большой павильон ЗД-кино, но мы туда и не собираемся. Идём внутрь большого павильона. Всё пространство внутри заставлено, много разной техники, – в основном старинные автомобили, мотоциклы, трактора. Есть и современные.

     Под потолком повешены самые разные самолёты, узнаю наши – МиГ-15, Ан-2, вертолёт Ка-26. Висит знакомый мне чешский Чмелак. Подвешен и какой-то, небольшой самолёт с немецким крестом. Посетителей много. Разглядывают, читают описания и даже трогают руками. Стоит подряд несколько сверкающих лаком авто двадцатых-тридцатых годов, Мерседес и прочие. Вышли на улицу. Как-то в сторонке скромно стоят наши МиГ-21 и МиГ-23. Долго ещё бродили по территории музея, всё интересно. Много незнакомых мне автомобилей и самолётов, как понимаю, из разных стран. Уехали домой просто переполненные впечатлениями.

2021 – Севастополь.

* - на фото: - Конкорд и Ту-144 в музее в Зинсхайме, Германия, 2004г.
           - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/29/1701


Рецензии