Возвращается ветер на круги свои... Книга Екклесиа

   ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР НА КРУГИ СВОИ… КНИГА ЕККЛЕСИАСТА…


   Удивительная книга. И удивительно то, что её включили в Писания.
   В книге не слышен голос Бога. Слышен только голос человека, глубоко разочарованного жизнью в Божьем мире. Иногда он говорит о Боге – благодаря его за блага земной жизни  и помня о Божьем Суде за эту жизнь. Но остаётся ощущение, что его нисколько не волнует приговор Божьего Суда. Этот человек весь – в земной жизни и в воспоминаниях о ней.

   Жизнь прожита.

   Говорит старый человек, утрачивающий лучшее из измерений Времени – Будущее. Из-за этого, волны воспоминаний, накатывающиеся из Прошлого, кажутся ему лишёнными смысла: им некуда катиться дальше. Время утратило свою полноту и замкнулось:
   «…Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…»

   Когда меркнут яркие краски земной жизни, приходят мысли о Создателе:
   «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжёлые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»

   И уже не мудрость, а её разорванные «клочья», похожие на клочья тумана, несомые ветром, клубятся перед человеком:
   «И предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём».
   И тут же:
   «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

   Из всех вкусов Времени остался только вкус горечи:
   «И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня».
   Сколько в этом безнадёжного эгоизма человека, который, оказывается, совершал все труды свои только для себя!

   Эгоизм сквозит и в воспоминаниях о полноте прошедшей жизни:
   «Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?»
   «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:
   Бог даёт человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чём, чего не пожелал бы он; но не даёт ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это – суета и тяжкий недуг!»
 
   Презрение к людям, выше которых он стоял, и даже неверие не только в них, звучат в словах Проповедника:
   «Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные…».
   «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?»

   Низвергнутый почти небожитель начинает прозревать и видеть мир вокруг себя в новом свете:   
   «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло».
   «Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда».
   «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слёзы угнетённых, а утешителя у них нет, и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет.
   И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
   а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видел злых дел, какие делаются под солнцем».
   Как всё это узнаётся сегодня и в прошедших тысячелетиях!

   И стало ему знакомо одиночество:
   «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
   ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его».

   И опять воспоминания о добром в прошедшей жизни:
   «Вот ещё, что я нашёл доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля».

   И вдруг возникает ощущение неутолённой души:               
   «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается».

   Когда жизнь – позади, почти во всех мыслях и словах господствует глубокий пессимизм:
   «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
   Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья».
   «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…»
   «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению.
   И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем.
   Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда бог благоволит к делам твоим».

   Но всё время Проповедник помнит, что он – мудр, поэтому не забывает порицать глупость:
   «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых».
   «По какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда не достаёт смысла, и всякому он выскажет, что он глуп».

   Мудрость сталкивает истины, и они начинают противоречить друг другу:
   «А нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом».
   «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём».

   Но быть мудрым – тоже опасно:
   «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?»

   Поэтому Проповедник осторожен:
   «Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня».
   «Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы».
 
   И опять воспоминания о времени, когда всё было у Проповедника, и никто ему не был судьёй:
   «Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?»
   «И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем».

   И словно нет Воли Божьей в мире, где прежде царём жил Проповедник:
   «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их.
   Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них».
   «Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы».

   И, всё-таки, должна быть в жизни радость, хоть есть конец жизни, и есть Божий Суд:
   «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости  во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд».
   «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратился к Богу, Который дал его.
   Суета сует, сказал Екклесиаст, всё – суета!»

   Всё сказал Проповедник и провозгласил, что бОльшего не надо:
   «Тогда я увидел все дела Божии и нашёл, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого».
   «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря.
   А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела.
   Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;
   ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо».
   
   Человек не проповедует того, что ему безразлично. А в пристрастных речах он является сам - как человек. Со своей верой и неверием, со своей  правдой и заблуждениями, со своими радостями и сожалениями.
   Проповедник, думая, что провозглашает истину, рассказывает и о себе. И мы видим его сквозь тысячелетия – живого и понятного.


Рецензии
Интересный взгляд и интересный подход к психологии творческой личности.

И все же человек может и проповедовать и исповедоваться, хотя ему все безразлично. Само безразличие -- это мощный стимул для творчества. Зачем? Наверное, творчество -- это такой же инстинкт как хватательный. "Я дерусь, потому что дерусь". Когда человек пишет, он становится ясен самому себе.

Вот ему все безразлично. Но он этого не знает. "Я знаю, что ничего не знаю", -- сказал мудрец. А дурак добавил со вздохом: "Счастливец, я даже этого не знаю". Он дурак, потому что пока ты не начал размышлять, ты не знаешь, что ничего не знаешь. И точно так же ты не знаешь, что тебе все безразлично. Да я, как человек немолодой, вижу вокруг себя множество отживших людей, даже среди тех, кто, кажется только начинает жить, которым все по барабану. Но они этого, к сожалению, не знают. А потому в тягость и себе и людям. И забивают всякой хренью и журналы и сайты, в т. ч. и проза.ру. А Экклезиаст это понял

Владимир Дмитриевич Соколов   01.12.2022 17:02     Заявить о нарушении
Экклезиаст -- это высшая мудрость, которой достиг человек. И все же мудрость старческая. Жить с ней тошно, и как говорил татарин в чеховском рассказе "На переправе", не нужно

Владимир Дмитриевич Соколов   01.12.2022 17:05   Заявить о нарушении
Да, Экклесиасту безразлично его нынешнее пребывание на Земле. Похоже, безразличен даже приговор грядущего Божьего Суда. Но, всё-таки, о прожитой жизни он вспоминает как о безусловной ценности и неоднократно повторяет, что жизнь надо жить. Хотя, иногда, как пропасть, у него разверзается мысль о том, что счастливы только те, кто никогда не появлялся на этом свете.

Александр Гаврилов 7   02.12.2022 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.