Насилие как родовой признак либерального мира

Мы можем не признаваться себе в том, что официально порицаемая идеология социальных чисток, находит отклик в нашей личности. А именно, что нашим мыслям бывают созвучны тезисы, подобные следующим: убьём всех дураков, и мир будет умным; убьём всех больных, и мир станет здоровым; убьём уродов, мир станет красивым;
убьём всех злых, и мир станет добрым; ну, и так далее.

Самоотстранение от подобных лозунгов принадлежит нашей морали. Однако практика жизни в современном мегаполисе необходимо рождает желание уничтожать «идиотов» всех мастей, которые оскорбляют ту же мораль самим своим существованием.
Этой необходимостью мы обязаны культивируемому индивидуализму.
В ситуации, когда вы делите городское пространство с индивидуалами, не стесняющими себя в самовыражении и самоутверждении, и совершенно игнорирующими вас как личность, и при этом не имеете публичной защиты в лице государства, вы оказываетесь перед лицом гражданской войны как единственном способе отстоять собственное существование.
Об этом общественном состоянии «войны всех против всех», как мы помним, говорил ещё Гоббс.
Другими словами, когда у вас нет никаких легальных средств для приведения к нормам общежития вашего соседа, попирающего ваше равное с ним право на существование, невольно возникает желание покончить с ним.
Обобществляя это естественное желание, можно сказать, что если мир состоит из свободных самоценных индивидуалов, то какое иное средство можно предложить для улучшения мира, кроме селекции этих индивидуалов и уничтожения «плохих» из них?

Как мы знаем из истории, именно к такому решению пришло либеральное индустриальное общество в ХХ-м веке.


Рецензии