Истоки женского вопроса

ИСТОКИ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА
в романе Н. Лескова «Некуда». - М. Шульгин. Сочи - 2021

Представлены размышления о женском вопросе и женских характерах.
Актуализируется важный во все времена вопрос об отношении уважения и любви.

ЖЕНСКИЕ ХАРАКТЕРЫ

Н. Лесков в романе «Некуда» показывает характер женщин каких много, но героями романа выводит двух институтских подруг - позитивно настроенную Женю
и беспокойную Лизу

Женщины каких много
«Таких барышень много - самолюбивых, тиранически жестоких и сентиментально мечтательных».

Для безучастных женщин «тихая жизнь скрашивается болтовней и шумом».

Несчастные
«Несчастье в браке делает женщину даже интереснее, а для несчастного женатого мужчины остаются лишь связи, интрижки и всякая такая гадость – а любви нет, поскольку порядочная женщина не видит себе места в такой любви».

Лживые
«Кто верит жене в доме, а лошади – в поле, тот дурак. Женщины умеют пожать руку так, словно говорят: Будем друзьями».

Скандальные
«Скандал - большая разрушительная сила. И эта сила свойственна женщинам, и причем самым лучшим. И разве женщина, если захочет, не заменит собою вина, от которого легко забыться».

Беспокойные
«Мысли маркизы бегали как шныряющий в голове заяц, из-под ножек которого вылетали чела общественной лестницы и прочие умные слова, спутанные в самые беспутные фразы. Страсти славянской натуры увлекали ее».

Разбитные
Красивая смелая, чувственная майорша была не глупа, восприимчива, но по «живости характера не останавливалась серьезно ни на чем. Сближалась с людьми, но без всякой дружбы, любви и сочувствия». Рассталась с детьми и мужем без всякого сожаления и нравственных обязанностей. «Дорожила только свободой делать то, что ей хочется и не было дела до других». Она последнюю сторублевку начала также легко растрачивать как в свое время вскрыла пачку из трех тысяч.

Умная женщина
бережлива, самодостаточна и «внешние впечатления её мало волнуют. Умеет иронизировать, может посмеяться над собой. Не обидчива».

Покладистая и умная
«Женя никогда не тяготилась тихим однообразием своей жизни. Все в ней было мило. Терпимость и мягкость были преобладающими чертами ее доброго нрава».
«Ей хотелось, чтобы всем было хорошо и это был ее идеал. И как отучить род людской от через чур корыстных ожиданий (притязаний) и дать каждому свой домик».
«В её лице много спокойной решимости и силы, но и той женственности, которая ищет раздела, ласки и сочувствия».
- «Ты же не моталась, не рвалась некуда»? – Потому что некуда (ответила Женя).

Протестная беспокойная Лиза

Да, говорят, «и сырые дрова загораются».

«Мир Лизы рвался на волю, томился, изнывал в темных шарадах разума. Мертва казалась ей книга природы».
«Она искала мира и правды, но мира не было в её костях».
Семья ее «не понимала чистых порывов, люди их переталкивали, друзья усыпляли, мать кошек чесала, а отец младенчиствовал». 

«Все обрывалось, некуда было деться и началось беспорядочное чтение. Любила заниматься без системы, читать все и жить без указки всегда и во всем».
«Ей было жаль спокойной и как она думала недалекой Жени и всего ее простенького мирка, а мнился мир обаятельный, свободный и правдивый».

«Смеялась беззвучным смехом, которым обманывают ворчливую мать или ревнивого мужа».

Прогрессивная гражданка Бертольди
«Одевалась вызывающе смело для женщин, но не умела долго держать себя в роли и показывала много смешных сторон».
«Была порою очень весела, порою сильно зла, недовольна скопищем людей и подтрунивала о смысле жизни».
«Отстаивала то, в чем сомневалась, то сомневалась в том, чему верила».
«Читала много и говорила, что книги глупы, сеялась над чувством и чувствительностью».

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

В обществе середины XIX в все заметнее вставал вопрос о роли женщин и их праве. По словам Н. Лескова: «Женщин мы всегда умели переменять; трудиться серьезно никогда не умели; детей перекидывали на руки матери и опекунов».
       «Мужчины поднимают платок у ног женщины, открываю перед ней двери, но подставляют ей ногу в серьезном деле, не дают хода и свободы. Часто желают лишь бы поиграть с женщиной, а потом бросить ее с ребенком».
      «Честность нужна в отношении с женщинами и не надо формулировать для этого революцию? – Что бы любовь то была, а не волнения крови молодой и нравственные обязательства в союзе были крепки и святы, а не считались вздором».
       «Любить человека надо много смелости, а мне оскорбляться и сердиться нечем».
       «Зачем люди теснятся – затем, чтобы потом расходиться на поиски хлеба, потешать голодными песнями сытый разврат»;
       «Надо жить так, чтобы никаких секретов не было».


СЕМЕЙНЫЕ ТИРАНЫ

Н. Лесков, словами уравновешенного человека, следуемого традициям и постепенному эволюционному развитию общества, утверждает:
«Какая это правда – кровью. Если что делать, так ладом делать»; 
Опытные и мудрые люди старую веру не порочат и новую не пророчат (интерпретация фразы Лескова).
      Автор отмечает о запоздалом социальном движении в России, которое идет в «некуда». Замечет, и «в 1802 г. и наши деды читали Естественный закон Вольтера, и в наше время было стремление к радикализму».
     Высказывает мысль о традиционно сохраняющемся в семьях домострое, который в глазах либералов представляется как «слезный семейный терроризм».
- «В каждом из этих стариков сидел семейный тиран, способный прогнать свое дитя за своеволье сердца, а потом рыдать от разлучения. Кремни эти старики. Не крестом не пестом их не проймешь».

ЛЮБОВЬ БЕЗ УВАЖЕНИЯ?

Можно ли любить женщину, которую ты не уважаешь, которой не веришь?

Взгляд опытного человека

- «Люди любят уже врезавшись. И вспыхнуть можешь от каждого женского платья и начнешь идеализировать. А это совсем сидит не в уважении, а в твоих грязных наклонностях».
      «Против природы не пойдешь, а пойдешь, так дураком и выйдешь. Ты сердишься, ну значит ты не прав. Я тебе двести примеров покажу, где нет никакого уважения, а любовь то живет и любовь не ваша, не мозглявая».

 Другой подход 

- «Я не отрицаю право природы, а только признаю любовь к женщине (нравственную), а не к животному (безнравственную). Я не осуждаю женщину за ее природные наклонности, но не стану и любить её».
     «Разнузданность чувств является вследствие разнузданности воли и фантазии. - Зачем люди теснятся – затем, чтобы потом расходиться на поиски хлеба, потешать голодными песнями сытый разврат;
Надо жить так, чтобы никаких секретов не было.
Да и женщина с цельной натурой не полюбит человека только чувственно».

Спасибо за внимание. Полезна ли для Вас эта публикация?
– Кратко отзовитесь…

Михаил Шульгин
доцент мировой экономики,
психолог, к.г.-мин. н.


Рецензии