Queen не следует умничать
Melody Maker 14.03.1981.
Статья частично повторяет небольшое интервью, которое Нина Мискоу взяла у Queen dj время их гастролей в Южной Америке. нина вспоминает, что Фредди соглашался общаться с прессой только через нее, за что остальные журналисты ее буквально возненавидели. Это подтверждается теми рецензиями, которые мне удалось достать - они очень похожи на репортаж Нины! Ну и плюс описание некоторых общеизвестных событий.
Чуть позже нас ждет еще одна статья из Rolling Stone, посвященная гастролям в Аргентине. Автор очень невзлюбил Queen, как бы помягче выразиться. Ее сложно было достать. На русский она, вроде, не переводилась. Такой диссонанс на фоне общего хвалебного хора. Вот иногда из таких злопыхательских воспоминаний можно сложить картину гораздо лучше, чем из хвалебных, которые поют дифирамбы в одной и той же тональности.
На следующей неделе постараюсь подогнать перевод. А пока читаем Коулмана из Melody Maker.
«Ну, я, видимо, чего-то не понимаю», - размышлял практичный и самокритичный барабанщик Роджер Тейлор во время праздничного ужина, который начался в 2 часа ночи. «Вот я, чертов рок-н-ролльный барабанщик, а тут все эти тысячи подростков, которые просто теряют голову Мне это кажется неправильным особенно, когда Британия переживает такой экономический кризис».
На ужин Queen пригласили около дюжины полицейских особого отряда, тех, которые так хорошо защищали их от толпы - и в конце, когда шампанское полилось рекой, полицейские вручили всем четверым свои значки на память.
Еще несколько ошеломляющих цифр, чтобы убедить скептиков в том, что Queen имеет серьезный деловой подход: потребовалось 300 000 ватт для питания их тщательно продуманного сценического освещения, которое включало в себя полную систему посадки летательного аппарата. Чтобы ее купить, они ожидали шесть месяцев, пока шла сборка на американском заводе. В конце концов менеджер предприятия полюбопытствовал: «Ребята, сколько самолетов вы вообще хотите посадить?»
На стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро единственными неспортивными звездами до появления Queen были Папа и Фрэнк Синатра.
Их прием был олицетворением пышности и торжественности. Queen никогда не были из тех, кто ограничится одним восклицательным знаком тогда, когда можно поставить около ста. В Южной Америке одна из ведущих мировых групп, овладевшая искусством превращения рока в театр, с самого начала решила, что их появление там должно войти в историю. Вышагивая по сцене как павлины, они завоевали сердца и души совершенно новой аудитории и, что немаловажно, открыли новую главу для рок-групп, готовящихся к покорению новых территорий. Таким образом, аудитория рока была расширена в масштабах всего земного шара, как в отношении продаж пластинок, так и концертов. География рок-н-ролла радикально изменилась.
Их музыка может быть в состоянии полного застоя или, наоборот, в полном порядке, но Queen заслужили каждую из полученных оваций за то, что рискнули своей репутацией, устремившись в Южную Америку. Они сделали это не ради денег. Учитывая окружение из 40 человек и все расходы на перевозку и установку оборудование остаться в плюсах было трудно. По их собственным словам, их текущие расходы составляли 25 000 фунтов стерлингов в день. Но они пошли на это, потому что, как и многие другие группы, после восьми лет побед им понадобился новый стимул, испытание для того, чтобы их гастрольная карьера не затормозила.
«Мы очень нервничали», - сказал Фредди Меркьюри, улыбаясь после успеха первого шоу. «Мы были совсем не уверены, что на чужой территории все сработает правильно. Я не думаю, что они когда-либо видели такое грандиозное шоу с таким количеством световых эффектов».
Застенчивый Брайан Мэй, гениальный гитарист Queen, добавил: «Давно мы не ощущали такую ;;душевность от новой публики, хотя мы не многое увидели из-за того, что народу было так много. Мы очень довольны этим, как будто бы наши мечты и устремления снова частично реализовались».
Оба они поскромничали. Простое, но надежное правило Queen всегда заключалось в том, что визуально нет ничего лучше, чем излишества. Эта теория отлично подействовала на легко возбудимых аргентинцев и бразильцев, которые совершенно рехнулись, едва отойдя от бурного карнавала в Рио.
Чрезмерная самоуверенность Queen, конечно, навлекла на них гнев пуристов, минималистов и невольников рока, которые совсем еще недавно были модными. Южная Америка полюбила Queen, потому что их шоу - это беззастенчивый праздник, зрелище, в котором истинное чувство абсурда сочетается с ослепляющими световыми эффектами, сухим льдом и взрывчаткой, с расчетливой театральностью Меркьюри.
Фредди упорно повторяет, что он не лидер, а всего лишь центр внимания: они, безусловно, сочетаются в группе, каждый отличный музыкант, пишущий легкие, запоминающиеся, тщательно продуманные песни, которые легко срежиссировать на сцене. Queen также, в отличие от большинства других рок-групп, сами целиком и полностью отвечают за свою судьбу. У них нет общего менеджера, который мог бы дергать за ниточки. Несколько человек работают на них в четко определенных ролях: бизнес-менеджер Джим Бич, которому предстоит собрать воедино пугающую головоломку южноамериканского тура; персональный менеджер Пол Прентер; и личный телохранитель для каждого музыканта.
Фредди, Брайан, Роджер и Джон большую часть недель встречаются, как совет и директоров любой другой компании, чтобы оценить свою работу, выслушать советы и принять решения. Queen - это жестко управляемая индустрия, которую четыре музыканта полностью контролируют - редкая ситуация в рок-индустрии, пестрящей сотнями жертв, которые, увы, не имеют представления о том, как сделать собственную музыкальную карьеру. Именно эта крутая логика и разумное планирование привели их на сцену футбольного стадиона в Буэнос-Айресе, помогли завоевать корону рок-группы, впервые покорившей Южную Америку.
Поговаривали, что другие группы, особенно Stones, хотели, чтобы им выпала честь первыми «захватить» эту часть мира. Но время, выбранное Queen, было идеальным - они прибыли в Буэнос-Айрес для получения платиновых альбомов, и новости о том, что «Another One Bites The Dust» стал синглом № 1 в Аргентине, а «Love Of My Life» по-прежнему занимала высокие позиции в чартах Сан-Паулу спустя год, гремели отвсюду.
Все было готово. Тур был активно одобрен новым президентом Аргентины генералом Виолой, все углы были сглажены; плакаты, возвещающие об их прибытии, усеяли весь город; репортажи с концертов группы были самыми горячими новостями на телевидении и радио. Тысячи бутлегов записывались на их концертах, потому что на этой бесхитростной и наивной рок-территории правила не соблюдаются.
Поговаривали, что другие группы, особенно Stones, хотели, чтобы им выпала честь первыми «захватить» эту часть мира. Но время, выбранное Queen, было идеальным - они прибыли в Буэнос-Айрес для получения платиновых альбомов, и новости о том, что «Another One Bites The Dust» стал синглом № 1 в Аргентине, а «Love Of My Life» по-прежнему занимала высокие позиции в чартах Сан-Паулу спустя год, гремели отовсюду.
Все было готово. Тур был активно одобрен новым президентом Аргентины генералом Виолой, все углы были сглажены; плакаты, возвещающие об их прибытии, усеяли весь город; репортажи с концертов группы были самыми горячими новостями на телевидении и радио. Тысячи бутлегов записывались на их концертах, потому что на этой бесхитростной рок-территории правила не соблюдаются.
Когда четверо музыкантов ретировались к своим машинам по пути на саундчек в первый же день, молодые фанаты гнались за ними через вестибюль отеля Sheraton, блокируя выход, гнались на ревущих мотоциклах за их машинами. Эти сцены больше напоминали то, что могло бы происходить с лучшими подростковыми группами, чем с ветеранами рока. Но Queen оценили каждую минуту всего этого. Только вернувшиеся после японского турне, в котором их приветствовали так же радушно, после короткого отпуска, Queen были в великолепной форме, а их выступления нимало не испортились после долгих лет гастролей.
Гладиаторский дух концерта подогревало националистическое вступительное слово промоутера: «Аргентин-А» . «Аргентин-А!" – вторили ему сразу 35 000 голосов, а исполнение гимна чемпионата мира оказалось прекрасным началом. Вертолеты кружили над сценой, толпа будто обезумела, тысячи свечей и зажигалок вспыхнули, создав потрясающий эффект до, во время и после того, как сгустилась тьма. Ну же, начали! Взрывчатка и сухой лед окутали сцену каскадом ярких цветов. Фанфары провозгласили о прибытии Королевы.
Меркьюри был великолепен в красных трико, а рев стоял такой, как на Уэмбли в финальный день Кубка. Залитой светом зеленый газон и тысячи людей, ликующих при каждой ноте, довершали заразительную, карнавальную атмосферу.
Их программа на каждый из концертов в Буэнос-Айресе менялась также, как и их одежда – на втором выступлении Меркьюри был в ослепительно белых трико. Под влиянием момента он вдруг попытался заговорить по-испански. Но, даже учитывая языковой барьер в музыке, местные узнавали почти каждую песню и без проблем подпевали «Save me», а потом охотно включились в шуточную игру в распевки «All——righhhhhhht», когда Фредди предложил им повторить спетое слово в слово. А еще им очень понравилось, когда Фредди в припадке бесшабашного веселья облил первые несколько рядов, а затем и себя, пивом.
Музыка: Меркьюри обладает уникальной властью над своей аудиторией, сила его голоса тоже потрясает воображение. Его акробатические этюды приводили толпу в неистовство. Инструментальный стержень Queen - Брайан Мэй, который, наряду с Мартином Барре из Jethro Tull , является одним из великих, но невоспетых героев британской рок-гитары. Он и мелодичный, и очень мужественный, что придает Queen характерные черты и индивидуальность, подчеркивающих их звучание. Он не новатор, но техника исполнения у него солидная. Мэй знает свои инструменты, и этим закладывает фундамент песен Queen.
«Рок, - сказал мне Мэй, - сейчас развивается точно так же, как когда-то джаз: джаз зародился как музыкальный стиль, и лишь позже стал интеллектуальным. Я думаю, что в этом есть некоторая опасность для рока. Прежде всего, это должна быть музыка для тела, и я очень хорошо понимаю, что Queen не должны становиться слишком заумными». Они усовершенствовали и имидж рока, и имидж зрелищности, как с лирической, так и мелодической точек зрения.
Из-за всплеска интереса к Queen за последний год публика узнавала почти каждую песню после первых нескольких тактов. «The Game» сразу же стала хитом: фортепианное соло Меркьюри было особенно выразительным, а гитарное соло Мэя прозвучало чисто и мечтательно.
Шоу были спланированы так, что поклонники услышали хиты уже в первой части- «Killer Queen» была исполнена одной из первых, как и «Save Me», которая вызвала волну эмоций, и тысячи голосов присоединились к группе, как если бы исполняли национальный гимн. В этот момент интрига завершилась - и Queen победили. Они завоевали сердца обезумевших от счастья фанов. «Love Of My Life» вызвала невероятную волну воодушевления, особенно, когда Брайан Мэй сказал: «Это для тебя, Аргентина».
Одна песня звучала за другой, «Crazy Little Thing Called Love», а затем Фредди за фортепиано во время исполнения «Bohemian Rhapsody» - их лучшей песни, до сих пор звучащей свежо, хотя они играли ее сотни раз. Во время Рапсодии они покинули сцену, позволив оркестровой части звучать из динамиков.
«Фре-е-е-ед- дди», «Фре-е-е-ед- дди!» - скандировала толпа. Первобытный крик продолжался до тех пор, пока Queen не вернулись на бис, Меркьюри разделся до пояса и был одет в шорты в на одном из выступлений, а на следующем он вышел в короне, прежде чем исполнить «Another One Bites The Dust». На второй бис звучала «We Are The Champions».
Наконец зазвучал «Боже, храни королеву». Да, гимн страны. Маргарет Тэтчер гордилась бы ими. Это было великолепно, эмоции зашкаливали, преувеличение ради акцентуации основной идеи, сочетание рока Gucci и Harrods. Самые закоренелые циники должны были бы признать - то, что Queen намеревались сделать, они достигли с воодушевлением. И достигли они этого благодаря своему авторитету, зрелищности и сильной музыке.
Один из их участников сказал в типичном стиле Queen перед первым выступлением в Буэнос-Айресе - «Они пытаются покорить Эверест здесь, им есть что терять и нечего приобретать. Если это будет успешный тур, рок-музыканты всего мира скажут - Южная Америка все равно собиралась открыться для рока. Если они потерпят неудачу, люди скажут – а ведь мы вам говорили».
Пионеры ли, оппортунисты, как ни назови - главное, что они это сделали. Может быть, они слишком расчетливы и машинальны в своем подходе, но это неизбежно для группы их уровня. Это чистый рок-театр, без высокомерия или негатива Pink Floyd, а ведь именно от них можно было бы ожидать, что они переплюнут весь остальной мир в Южной Америке.
Так что? Следующий пункт прибытия Китай?
Свидетельство о публикации №221042900970