Как я Добровольскому ЗБП сдавал
Особенностью подхода Добровольского к чтению курса было то, что он стремился представить зоологию не просто как упорядоченный массив эмпирических сведений (типа «плоские черви устроены вот так, а круглые – вот так»), а как внутренне стройную, логичную и почти точную науку, в которой одно ключевое изменение в общем плане строения организма закономерно и неизбежно влечёт за собой цепочку изменений всех остальных признаков, которую даже до изучения эмпирического материала можно умозрительно предвидеть и предсказать. Зоология беспозвоночных – предмет по своему объёму совершенно неохватный: из нескольких десятков типов животных все, кроме одного – это беспозвоночные, а в одном оставшемся есть как позвоночные, так и беспозвоночные. То есть почти весь объём животного царства, за исключением части одного только типа хордовых, как раз и попадает в группу «беспозвоночные». Мало того, многие (хотя и не все) протисты, которые сейчас образуют множество отдельных самостоятельных царств и надцарств, традиционно считались «одноклеточными животными» и в этом качестве тоже включались в «зоологию беспозвоночных». Иными словами, прочитать курс зоологии беспозвоночных в наше время – это было всё равно, что изложить всю систему органического мира за исключением бактерий, растений, грибов и позвоночных животных. Объём материала совершенно фантастический и непомерный, в годовой курс заведомо не умещающийся. Поэтому Андрей Александрович в первую очередь стремился дать нам понимание общей логики и структуры этой интереснейшей науки, чтобы мы потом на этот каркас могли уже сами нанизывать материал как из учебника (знаменитый «зелёный Догель»), так и из лабораторных и полевых практик.
На первом курсе я как раз специализировался на Кафедре зоологии беспозвоночных (потом я ушёл на Кафедру биохимии, но это было уже позже, на втором курсе). В наше время разделение студентов по специальностям начиналось только с третьего курса, а курсовики были вообще делом добровольным и необязательным (обязательной была выпускная квалификационная работа, которую нужно было подготовить только к окончанию бакалавриата, то есть к концу четвёртого курса). На первых курсах можно было только учиться, посещая общеобязательные лекции и набрав по своему желанию некоторое количество факультативов на любых кафедрах. Но хорошие студенты – те, что планировали после окончания Университета закрепиться на кафедрах, писать кандидатские и вообще в целом работать в науке, старались, конечно, начать научную работу сразу же после поступления в Университет, найти себе научного руководителя и каждый год писать и защищать курсовики. А я был не просто хорошим студентом, я вообще был практически круглым отличником и, что ещё важнее, исследовательской работой занимался со школьных времён – сначала во Дворце Творчества Юных (это бывший Ленинградский городской Дворец пионеров, располагавшийся в Аничковом дворце), а в лицейские годы (10-11 классы) – уже и на кафедре Университета. То есть на кафедре ЗБП я на самом деле начал работать ещё лицеистом – за год с лишним до поступления к Университет в качестве студента. Так что в момент поступления в Университет у меня уже был и опыт научной исследовательской работы, и научный руководитель, и знакомства и связи на кафедре. Ещё раз, кстати, обращу внимание на то, что у кафедры ЗБП по сравнению с другими кафедрами биофака были очень высокие требования к студентам. Если на кафедре биохимии, например, студент второго курса, желающий писать курсовик, воспринимался как почти что ребёнок с умилительным интересом к науке, то на ЗБП даже к школьнику отношение и уровень требований был как к пусть младшему, но вполне взрослому и способному за себя отвечать коллеге.
Это я всё к тому, что когда пришло время сдавать по зоологии беспозвоночных экзамен, я был в несколько особом положении: как от студента, пишущего на кафедре курсовик, посещающего кафедральные спецкурсы и со школьных лет занимавшегося именно на этой кафедре исследовательской работой, от меня ожидалось несколько большее, чем от просто студентов. Экзамен принимали несколько сотрудников кафедры и можно было самому выбрать, к кому идти тянуть билет. Но я, конечно, как уже «свой», то есть кафедральный студент, пошёл сдавать САМОМУ. То есть Андрею Александровичу.
Зоология беспозвоночных была на первом курсе моим любимым предметом. Я действительно её очень и очень неплохо (для студента, конечно) знал. Кроме того, что я не пропустил ни одной лекции Добровольского, кроме того, что я ещё со школьных лет штудировал Догеля (и не только знаменитую зелёную «Зоологию беспозвоночных», но и «Общую протозоологию»), у меня за плечами было ещё и несколько кафедральных спецкурсов, в том числе прослушанный в лицейские годы совершенно блестящий курс ЗБП Андрея Экскустадиановича Вишнякова. В общем, я был уверен, и вполне обоснованно уверен, в своих силах, подготовке и знаниях. Но, как я уже заметил, ЗБП – это такой предмет, который по своему объёму неохватен и необъятен, и мне просто не повезло. Впрочем, нет, не просто не повезло. Мне не повезло совершенно феерично. Представьте мой ужас, когда, пойдя сдавать экзамен самому Дусю, я – студент его кафедры, отличник, спецкурсник – вытянул билет, в котором из трёх вопросов знал только один. Два других попали в «слепую зону» – в ту область, которая не была освещена на лекциях и которую вместе с тем я не успел выучить по Догелю.
Я понял, что это катастрофа. Пересдача – пустяки, но позор, позор меня ждал совершенно несмываемый и непереживаемый. Меня однако хватило на то, чтобы сделать лицо покерфейсом (это слово я узнал много позже) и как ни в чём не бывало сесть готовиться. Ни о каких шпаргалках или «бомбах», понятное дело, для меня не шло и речи – это было ниже моего достоинства, как и попытки подглядеть в учебник (что, кстати, если не знаешь материал, затея вообще бесполезная). Для начала нужно было просто взять себя в руки. Я взял чистый лист и принялся рисовать в верхнем правом углу сплетение рун «успешная сдача экзамена». Я не верю сейчас и не особо верил тогда во всякого рода мистику, но рисование этого рунического сплетения реально работало – оно позволяло успокоиться и сосредоточиться, останавливая возбуждённую лихорадочность мыслей. Практически любой экзамен я начинал с того, что концентрировал внимание на рисовании этого знака. Сработало и на этот раз: пока я вырисовывал по памяти нехитрое руническое сплетение, я перестал предаваться предвкушению своего неминуемого позора и падения и настроился на борьбу.
Итак, что у меня было в активе. Первый вопрос был про ризопод. Да, это был единственный вопрос, который я знал из всех трёх. Но зато это было попадание точно в яблочко – самая любимая моя тема, то, по поводу чего я знал намного, намного больше, чем положено знать студенту на экзамене. Амёбы были темой и моей выпускной лицейской работы, и моего курсовика. Про них я мог говорить без запинки часами и ни разу ни в чём не ошибиться. Значит, нужно начать с этого вопроса, создать у экзаменатора заведомо положительный к себе настрой (в этом плане первый вопрос – всегда самый важный) и говорить как можно дольше, чтобы на остальные два вопроса у Дуся осталось как можно меньше времени и интереса проверять глубину моих познаний. Тем более, всякий знает, что протистов Добровольский сам любит, а саркодовых из всех протистов любит больше всего. В общем, вопрос про ризопод – это был мой главный козырь.
Третьим вопросом шли пиявки. Да, когда я готовился к экзамену, я про них прочесть не успел, а в курсе лекций мы их проскакали галопом, потому что Андрей Александрович слишком уж задержался на своих любимых простейших, и поэтому многоклеточные шли потом по сокращённой и ускоренной программе. Но всё-таки с пиявками не всё было потеряно. Во-первых, я довольно неплохо знал других кольчатых червей – полихет и олигохет. С олигохетами – так вообще просто: это же, к примеру, тот самый дождевой червь, строение которого вбито в голову ещё школьным учебником. Пиявки относятся к тому же самому типу кольчецов и от олигохет происходят, значит общий типовой план строения и устройство основных систем, не зарываясь в детали, можно смело срисовывать с дождевого червя. Дополним это общеизвестными данными по образу жизни – все же помнят, что пиявки питаются кровью (на этом месте займём время, философски порассуждав, эктопаразитизм это или микрохищничество), а я, занимавшийся когда-то год в кружке гидробиологии, помнил, что НЕ ВСЕ пиявки питаются кровью, есть и те, что, вроде большой ложноконской, выбираются на сушу и нападают на дождевых червей. Ну, не одними дождевыми червями, конечно, они питаются, а вообще могут хищничать, поедая всех, кто меньше и слабее – от других пиявок до рыбьих мальков. Отсюда можно опять же порассуждать о разных образах жизни и экологических нишах. Отлично, главное, чтоб было о чём внятно и логично поговорить, не допуская при этом фактических ошибок.
Что я ещё помню о пиявках? Ну, те из пиявок, что пьют кровь, присасываются к жертве. Присасываются – значит у них есть присоска. Поговорить про присоску. Присоска – это явно мускульный орган, и она должна располагаться вокруг ротового отверстия (про вторую присоску на заднем конце тела, которая, кстати, больше и сильнее передней, я тогда не вспомнил). Чтобы пить кровь, нужно прокусить или прогрызть кожные покровы жертвы, а для этого нужно что? Челюсти! Поскольку про пиявок я прочесть не успел, то челюсти придётся им выдумать по образу самой близкой к ним группы, про которую я успел материал выучить – по образу челюстей полихет. У хищных полихет челюсти – это такие хитиновые пластинки на внутренней стороне глотки, авось и с пиявками угадаю, если не углубляться в детали (и таки почти угадал, правда, кроме челюстных пиявок есть ещё хоботные, но про это я прочитал уже после экзамена). Так, что у нас ещё у пиявки особенного? Слюна с гирудином, конечно! Ну, это такое вещество, благодаря которому кровь жертвы не сворачивается при сосании, а потом не протухает у пиявки в кишечнике. Раз поел – и на месяцы вперёд сыт. Дальше про пищеварительную систему можно рассказывать по образу всех прочих кольчецов.
Что ещё про пиявку? Ну, то, что она сильно уплощённая, вся слизнявая и очень, вот реально очень мускулистая (попробуйте-ка её удержать пальцами – сразу поймёте, что это вам не дождевой червь!) – это я просто по опыту помню: в кружке гидробиологии дело с ними иметь доводилось, да и рыбу на них ловил. Что в ряду «многощетинковые – малощетинковые – пиявки» положение последних само собой намекает на то, что со щетинками у них дело обстоит как-то не очень. Ага, помню волшебное слово «псевдочленистость». Ну то есть у пиявки есть настоящие членики, типа как у дождевого червя и у полихет, но поверх этой настоящей членистости есть ещё множественная ложная членистость, которая внутренние органы не затрагивает, а касается только покровов и отчасти мускулатуры. А ещё... а ещё у меня всплыла картинка из конспекта лекций Вишнякова про то, как у пиявок разрастается мышечная ткань и вытесняет целом (целом – это название вторичной полости) до такой степени, что он «ужимается» в аналог кровеносных сосудов. Причём у примитивных пиявок с целомом и сосудами ещё всё в порядке, а замещение одного другим происходит уже по ходу их эволюции. Про это тоже можно и нужно поговорить и порисовать прямо во время ответа. Всё, достаточно. Оказывается, что вроде ничего специально про пиявок и не читал, а рассказать смогу! Теперь остаётся только всё, что до этого я хаотически набросал по мере вспоминания, пересобрать и изложить последовательно и систематично, «как в книжке», от положения на эволюционном дереве и направленности приспособительных изменений до общего плана строения, разложенного по системам органов с навешиванием на этот план тех конкретных частностей, которые мне удалось вспомнить. Ладно, два вопроса из трёх – уже живём. Остаётся один – второй.
Но вот со вторым вопросом у меня была полная, совершенно фатальная катастрофа. Вторым вопросом шли коловратки. Про коловраток... что я вообще знал в грозный час экзамена по ЗБП про коловраток? Да ничего я про них толком не знал! Знал, что это черви такие. Отдельный тип, значит отдельный самостоятельный план строения. То есть тупо в лоб перенести на них описание общего плана строения какой-нибудь близкородственной группы, как с пиявками, не получится. Знал, что примерно по уровню сложности организации они соответствуют круглым червям, значит примерно с круглых их и придётся выдумывать. Знал, что они свободноживущие, не паразиты, в основном – водные.
Коловратки... ага, ну это, значит коловращательный аппарат. Что это такое – хрен его знает, но точно для движения. Какого движения? Коловращательного, вестимо! Расположен он у них вроде где-то спереди, что это такое – вообще ничего не помню. Значит, рисунок не рисую. Тогда сформулирую так: органом локомоции коловраток является коловращательный аппарат, расположенный в передней части тела и обеспечивающий свободноплавающим червям этого типа возможность специфического коловращательного движения в воде. Вроде ничего и не знаю, но звучит вполне пристойно, и налажать в такой формулировке, кажется, негде. Ладно, что я ещё про них помню? Помню про смену полового и партеногенетических поколений. Это единственное, что я про них помню ещё со школьных лет, значит на экологии нужно будет остановиться поподробнее, но нужно же, нужно сказать хоть что-то и про их строение! Ну, если они по плану строения примерно на уровне круглых червей, то пищеварительную систему выдумываем им незамкнутую и из трёх отделов – с эктодермальной передней (включая глотку) и задней кишкой и энтодермальным желудком. Могу я про них вспомнить вообще хоть что-нибудь? Да! Они мелкие! Нет, не просто мелкие, а совсем-совсем крохотные. Размером чуть не с одноклеточных простейших. Включаем логику. Раз они настолько мелкие, значит, газообмен у них может осуществляться через наружные покровы, верно? Значит кровеносная и дыхательная система им не нужны! И полость не нужна. Вторичной полости, то есть целома, у них, понятное дело, точно нет, потому что не целоматы, а первичная полость, наверно, им не нужна, потому что зачем, если при таком микроскопическом размере они могут что дышать через покровы, что из кишечника вещества проводить прямо через паренхиму.
Ну в общем с тем я и пошёл сдавать экзамен. С первым вопросом всё действительно прошло прекрасно, тут никаких осечек быть не могло. Я вдохновенно рассказывал про своих любимых ризопод – классификацию во всех деталях и подробностях, строение, способ локомоции, образ жизни... Дусь сидел и слушал меня с явным удовольствием на лице, но в конце концов случилось то неизбежное, чего я ждал с некоторым внутренним содроганием: он предложил мне перейти ко второму вопросу.
Какое-то время получалось. Начал я с образа жизни, размера и чередования жизненных циклов – того немного, что я про коловраток реально знал. Но дальше пришлось переходить к их внутреннему строению. С коловращательным аппаратом моя формулировка каким-то чудом прокатила. Пищеварительную систему я, как оказалось, им придумал правильно. Насчёт отсутствия кровеносной и дыхательной системы тоже оказался прав. Но когда я дошёл до отсутствия полости и выполнения паренхимой функции проведения питательных веществ от кишечника и кислорода от поверхности тела, Андрей Александрович вдруг посмотрел на меня весьма удивлённо и поинтересовался, откуда у меня такие сведения.
Я понял, что попался. Я всегда считал, что врать и изворачиваться – занятие не только позорное, но, главное, совершенно бессмысленное и только ухудшающее положение. Поэтому не придумал ничего лучше, чем прямо в открытую, глядя глаза в глаза САМОМУ Добровольскому, сказать, что про коловраток я просто не успел прочесть в учебнике. Да, я не всего Догеля успел прочесть при подготовке к экзамену, и ротатории как раз и попали в число тех групп, которые я не выучил. И сейчас я просто стараюсь выводить их строение из того немного, что о них реально знаю: размера, образа жизни и примерного уровня организации. Раз они размером чуть ли не с крупную инфузорию, то при таких размерах им просто не требуется полость. Кислород и питательные вещества вполне могут проводиться соединительной тканью, как у мелких плоских червей, а наличие специализированного органа локомоции делает ненужным первичную полость и с точки зрения опорной функции. Отсюда же я вывожу и отсутствие кровеносной и дыхательной систем.
Андрей Александрович посмотрел на меня долгим взглядом и задумчиво сказал:
– А ведь Вы правы: пожалуй, так могло бы быть. Но знаете, Сергей... к сожалению, всё-таки природа не всегда логична. Первичная полость у коловраток есть. Но попытка хороша, давайте к третьему вопросу.
Про пиявок я начал рассказывать с некоторым внутренним холодком, понимая что ситуация с ними аналогичная. Фактически я их по ходу дела «синтезировал» из ещё «школьного» общего плана строения дождевого червя и буквально нескольких отдельных специфических особенностей и деталей, которые я помнил именно насчёт них. Когда я дошёл до редуцированного у части видов целома, берущего на себя функции кровеносных сосудов, Андрей Александрович, не прерывая и не останавливая меня, взял зачётку и начал в ней что-то писать. Ничего мне не говоря. Когда он закончил писать, я потянулся за зачёткой и в неё заглянул. На втором развороте, посвящённом второму семестру первого курса, в строке «Зоология беспозвоночных» была вписана оценка «отлично». И стояла подпись Добровольского. И тут меня прорвало:
– Андрей Александрович, про пиявок я тоже вывел. Я не успел про них прочесть.
– Да? – удивлённо и весело переспросил Добровольский. – А с пиявками у Вас получилось. Но вообще, если Вы можете вывести строение логически и понимаете, ПОЧЕМУ они так устроены, а не просто заучили, то это на самом деле ценнее. Хотя иногда природа всё-таки нашей логике не следует, и можно ошибиться. Как с коловратками.
Свидетельство о публикации №221043001064