Глазами умными в глаза мне посмотри

Этот само-терапевтический для меня текст я написала в рамках проекта "Как перестать постоянно о ком-то с болью думать".  В заключение цикла - биография моей Чапы.
***
        Юный красавец пел «Глазами умными…», любви не было, была грусть, но слушая эту окунающую в тягучую страсть музыку, я почувствовала что она для моей души тоже «не мимо», это же фактически про мою собаку. Её карие изумительные выразительные … Я её обожаю. Теперь разглядывая других собак я сравниваю их с Чапой: большие - больше неё, маленькие  это те что меньше неё. Она - эталон.

                == 1 ==

        Муж её притащил от свекрови когда бедненькому щеночку не  было и месяца.
        Веселый, «под шафе» ввалил в дом со словами: «Отгадай, что я тебе привез». Я не отгадала. У меня и в мыслях не было.
        Конечно, я хотела собаку, но вислоухую охотничью. Они в обильном количестве бегали по утрам в парке возле дома, все такие вислоухие красавчики. Даже не помню, какие именно мне больше всех нравились, кажется пятнистые. Но у меня на них не было денег.
        Я ещё подруге рассказала: «Мечтаю, но не коплю», а она критикнула:
- Вон бегают дворняги беспризорные, возьми какую – нибудь, отмой. И через неделю ты забудешь, какой она породы, а животное останется благодарно тебе до конца жизни.
         Серега, это мой муж, конечно тоже слышал, что я хочу красавчика вислоухого, но никак не комментировал.
Его родители жили в Ровеньках своим патриархальным хозяйством, там было всё от козы до индюка, и собаки тоже бегали меняющимся составом: новые - прибивались ко двору, а выбывали в основном  попадая под машину… Но была и главная – Капа, её свекровь называла: «Моя секретарша». Она была размером с некрупного кота, темно-коричневого окраса, с лысым брюхом, глаза - на выкат, ушки на макушке, желто-белая грудка, маленький хвостик и тоненькие лапки.
Это был чистокровный карликовый пинчер, криминальным путем раздобытый свекровью  у соседки. Там жила Капына мама, и не просто жила, а ещё и документики про породистость у неё имелись в наличии, что для деревенских большая редкость. 
Щенка от неё многократно обещали, но свекрови почему-то он вечно не доставался. И вот однажды приходит моя свекровь к соседям, а хата открыта и ни-ко-го. Тут она юрк на кухню, и в темноте первого попавшего под руки щенка за пазуху и домой.
           Конечно же потом покражу признала, но с оговоркой:
- Маша, ты мне сколько лет обещаешь? Вот я твоё обещание и выполнила.
Может она и не призналась бы вовсе, но когда собачонка пойдет по двору бегать, то куда деваться от оскорбительных подозрений?
            Капа выросла, определилась с местом в иерархии и стала «секретарша». В её обязанности входило определять когда Лорд –огромный престарелый цепной пес породы "восточно- европейская овчарка" должен гавкать, иначе он предпочитал спать в будке.
            Капа постоянно находилась рядом со свекровью, лишь периодически выбегая совершить обход. Ну и личную жизнь свою не забывала, так что точный отец моей Чапы не известен, но  подозревался соседский мелкорослый дворянин Тузик.
 
             Я у свекрови почти не бывала и поэтому с Капой особо не познакомилась.  Но она реально чистопородная, хоть с брачком: на правой передней лапе у неё по два пальца сросшиеся, как рогатка получались. Свёкр сказал: «Ленка хватала, что подвернется. Недосмотрелась в темноте». "Ленка"- он так свою жену - мать четверых его детей  называл.

             Ещё у Капы в сенях имелась своя крайне миниатюрная будка, но я ни разу не видела чтоб она туда даже подходила. Серега объяснил, что Капочка очень завидовала, что у Лорда есть будка:
- Она всё время ходила туда и в ней лежала, и тогда батя взял и смастерил ей собственную будочку. Капа так обрадовалась, что залезла в этот свой домик и несколько дней не выходила. А потом вылезла и больше ни разу туда не подошла. Разобралась: зачем ей будка, когда вся хата её?

             Вот у этой Капы Серёга и стебнул щеночка, который только родился.
Я - ему:
- Ты же рано его забрал. Пусть бы ещё при маме пожил.
Сергей к родителям в другой город примерно раз в месяц на выходные ездил. И он мне ответил:
- Вдруг бы маманя его кому другому отдала. Так надежнее.
             То есть охотничья вислоухая в его мечты явно не входила. Все его представления о прекрасной собачке сходились именно на Капе.
             Имя «Чапа» то ли Серёга придумал, то ли свекровь ей нарекла, но щенок сразу прибыл с именем, сидя в кармане на большой котлете, которую конечно же не ел, потому что был ещё абсолютно молочным.
             Налили мы щенку молока, поигрались, и наступила ночь. Под радиатором на кухне соорудили логово и отправились спать. Минут через пятнадцать поднялся дикий скулеж. Несколько раз я к ней на кухню вышла, пока разобрала, что щеночек же первый раз без мамкиного тепла остался, и никакая шапка или что ещё тёплое ей не подходит. Тогда я взяла пластиковую бутылку, налила в нее горячую воду и завернула в шарф. Чапа обхватила эту бутылку и заснула. Потом за ночь два раза воду менять пришлось и так мы её растили. Я возле дома работала и на перерыв домой приходила ей теплую бутылку менять.

            Через пару недель стала она отрыгивать какие–то белые длинные куски. Мы определили, что может у нее в желудке  молоко сворачивается… Не понятно.
Пришла на работу и рассказала свою проблему. Мне сотрудница и объяснила: «Это же глисты. Они её задавить могут». Я с работы отпросилась, прибежала домой, забрала Чапу и отнесла  её своей маме, которая неподалеку в частном секторе жила. Прибегаю: «Мама, у неё глисты! Лечи её», и на работу убежала обратно.
Потом вечером прихожу домой, а муж перепуганный с порога:
- Чапа пропала!
- Я её к маме отнесла. У нее оказывается глисты!
- Мне тоже сказали что это глисты. И что погибнуть может. Я домой прибежал, а её нигде нет. Все углы на четвереньках облазил: «Чапа,Чапа!», думал, что уже где –то издохда.
            И мы пошли к моим родителям, узнать как проходит лечение. Мама нам объяснила, что позвонила ветеринарам. Они спросили какая собака, возраст, вес и сказали:
-  Таблетками таких не лечат, слишком маленькая и от таблеток сдохнет.
- И что же делать?
 - Попробуйте вывести чесноком: выдавить его в молоко и дать животному.
           Ну и ещё меня мама попутно обругала, что я щенка ей притащила, а молоко –нет. Сбегали мы за молоком, сделали эту смесь. И я думаю: «Как щенку такое впарить можно? Может из шприца?». Но всё же поставили перед Чапой эту бурду на блюдце. Она как рванет к блюдцу, всё моментально вылакала, потом ещё одно блюдце. И осталось для меня загадкой: «Это от голода? Или организм на чеснок как на лекарство сработал?» Глисты у неё пропали моментально. Больше за 15 лет Чапа такого блюда не ела, не пила, хоть я ей однажды предлагала.

                == 2 ==

           Когда Чапа подросла, то стала настоящая красавица. То что она уже не была чистопородной для её красоты пошло только на плюс. Ростом она уже была с крупного кота, хвостик красивым бубличком, ушки стоячие, глаза карие прекрасные, точно как у меня и абсолютно не на выкат. Шерстка шоколадная, на грудке желтая, брюхо лысое и всегда горячее.
            При своём росте маленькие заборчики она перепрыгивала с удивительной грацией. Смотришь вслед и любуешься.

             Мы вдвоем утром и вечером гуляли в сквере возле дома. Это так приятно - гулять с собакой. Просто особая разновидность релаксации. Правда, приходится ходить от дерьма к дерьму и смотреть как она ЭТО нюхает и оставляет «письмо», и идти дальше к следующей куче. И видно, что уже столько раз «письмо» оставила, а ей и ещё хочется, и из последних сил из себя капли выдавливает. Мне с моего роста вдаль конечно лучше Чапы заметно где будет наша следующая «остановка», и я почему-то каждый раз про себя шепотом произносила: «Идем, Чапа, это - дерьмо, я уже точно вижу».

             Однажды идем мы по Луганску мимо Краеведческого музея через площадь по косой - вдоль стоптанного розария, а там большие собаки гуляли по газонам. Они тут же головы подняли, нас увидели и  в три прыжка  радостно прискакали знакомиться с карликовым пинчером-полукровкой. Чапа с перепугу к земле прильнула, уши вниз, хвост под лысое брюхо, а две овчарки и дог её весело и с восхищением обнюхивают. Я всех растолкала, сгребла свою собаку на руки и ходу оттуда деловым шагом.
              Прошла метров сто до "Изумруда", сознание ко мне вернулось, остановилась и думаю: "Я сейчас незнакомого дога своей рукой в морду пихала, какой ужас". Если бы у меня сразу были мысли, что вокруг - огромные чужие собаки, а не что свою собаку срочно надо спасать, пока у неё инфаркт не случился, то я бы ни за что так не поступила. 

             Тяжело с маленькой собачкой по нашим улицам прогуливаться - идет в пыли, в окурках, во всей этой грязи. Далеко не по аллеям приморского парка было гулять в нашем городе.  Я просто физически ощущала как моя собачка как по пачкате плывёт.   А в парке, где - по траве, то опять таки - после больших собак всё достаточно обоссано.
После такого - не только лапки мыть, а всю с шампуню мыть и бояться, что она какую -то заразу прицепит. Где большому псу по колено, там маленькой собачке - выше макушки.
              Так что в какой -то момент я перестала с ней гулять по улицам, у нас свой двор на четыре сотки. Есть и малинник, и крольчатник, и виноградник... Так что гулять - не перегулять и в любое время пожалуйста.

                == 3 ==

              Как-то я прочитала в отрывном календаре, что животное должно хотя бы полчаса гулять при любой погоде. Совершенно случайно так совпало что была настоящая зима. Чапа спала у матери в ногах. Я взяла её и из самых добрых намерений, подняла и вынесла за дверь и приземлила на свежий снежок: «Что ж собачка совсем из дома не выходит».
               Пока она в снегу просыпалась, то я успела быстро закрыть дверь. Как Чапа стала ломиться обратно. Я успела только шага два сделать.
Вот она ломится, а я на часы смотрю – думаю следующую фразу из календаря: «хотя бы полчаса».
                Тут мать кричать начала мне что –то о зверствах.
В целом пол часа/ не пол часа, а минуты четыре Чапа погуляла. Я ей дверь открыла, она влетела, и уже со стороны входа в комнату меня обойдя стала на меня лаять. А потом как от опасной психопатки пятясь побежала к матери. Больше я календарям не верю.

                == 4 ==
              У моей приятельницы  был терьер, не маленький, а самый себе настоящий, бородатый, ростом сантиметров шестьдесят в холке. Это порода, которых  стригут/не стригут, а триммингуют, тоже девочка –Лана. И поесть большая любительница, так что толстоватая. Но у приятельницы были «связи»- она работала главным редактором на местном ТВ-канале, так что по выставкам ходить не затруднялись, а нужные грамоты Лане приносили на дом. И нам с Чапой предложили пойти вместе погулять.
             Довольно быстро выяснилось, что моя Чапа индивидуалистка и с Ланой гулять не хочет.
Было так: мы пришли к Лане домой, чтоб забрать их на прогулку и, пока моя приятельница одевалась, нам предложили пройти подождать на кухню. Налили нам водичку в миску – типа угостили.
Лана была очень вежлива, обрадовалась гостям и подошла обнюхать. Чапа зажалась в угол позади миски, съёжилась и дружить по общему виду не планировала. Мы стояли и ждали когда же она захочет дружить,, а она сидела – сидела зажатая, а потом как бросится Лане в морду. Миска с водой перевернулась, визг... Прибежала недопереодетая подруга, растащили мы собак, и понесла я свою Чапу в сквер - гулять дальше. Там отпустила её, конечно - на поводок. Пока Лана весело гацала по скверу, то моя  Чапа - залезла под лавочку и сидела там. И моя приятельница по итогам прогулки сказала мне: «Просто твоя Чапа не умеет дружить».
Когда мы добрались домой, то Чапа залезла на диван в плед и пару дней никого к себе не подпускала. Моя мама определила: "У животного - нервный срыв". Больше мы с Ланой не гуляли.

                == 5 ==

            Мне в квартире установили чисто –металлическую дверь. Чем я думала когда заказывала - не известно. Надо же было и деревянную как двойную оставить, но она перестала закрываться, а у меня стало как в гараже -  чистый лист металла: все шорохи и звуки с лестничной площадки, особенно в позднее время суток были слышны в подробностях. Вот сидим мы с Чапой вечером и слушаем: топ-топ-топ. Нам с непривычки страшно, мы как одна единая стайка, синхронно поворачиваем друг к другу голову - переглядываемся.

                == 6 ==

          Лет с восьми Чапа начала каждый год один раз болеть. Первый раз я думала, что собачке уже всё, она стала сильно припадать на задние лапки и, мы впервые отправились к ветеринару. Сидим в очереди: впереди нас- кошка, сзади - кошка… Чапа к кошкам всегда была непреклонна, она  вообще по породе была непреклонна.
            Ветеринар нам уколы выписал и сам сделал первый. Я смотрела.
На следующий день приехали делать второй укол. А на третий день шёл дождь. Я взяла шприц, вспомнила как там всё было и сделала ей укол сама. Интересно, что животное даже не почувствовало. У меня получилось идеально, маму-то я сама годами колю.  И Чапа быстро поправилась, забегала.

                == 7 ==

        На этот раз муж притащил от свекрови трех куриц: рябую светлую, белую и рябую почти черную. Сказал:
- У нас же двор, так пусть бегают.
Тоже, конечно, привёз без предупреждения. То ли свекровь решила меня приобщить к прекрасному, то ли Серёге самому захотелось. Но курей притащить в багажнике он смог, а вот где им жить - не заинтересовался. Так что дальше я самостоятельно нашла во дворе какой-то длинный ящик, поставила его на металлическую типа стола конструкцию на бок,  подшаманила и получился летний курятник под грушевым деревом. И Чапа моментально стала этих кур пасти, никто её не обязывал, но сидела она возле них и следила, чтоб не выбегали.  Интересно у собак в голове устроено, а кот бы мог и охоту затеять.
               Поздней осенью я загрузила этих курей своему мужу в багажник и отправила "на зимовку" - к свекрови обратно.

                == 8 ==

               Наш двор стоит над очень оживленной дорогой, там ездит всё: автобусы, грузовики. Поэтому муж загонял машину по согласованному регламенту: сначала Чапу - в дом или на руки, а только потом открывать ворота. Но однажды он нарушил порядок и собака выбежала на улицу. Тут же с улицы раздался противный визг тормозов  и скулеж.
              Я, мать, Сергей тут же протрезвелый - стоим. И что теперь делать?  Сергей идти отказался,  мать- тоже. Надо же, даже выйти на улицу не хотят. Я вышла, она на полутёмной дороге лежит, на пустынной ночной дороге. Ко мне подошел Серега, а к собаке идти отказывается.  Я ему: «А вдруг она там живая?» Пошла сама, подняла, принесла и она на меня глаза открыла. Сели мы в машину и поздно вечером поехали... Куда?
- Давай в человеческую скорую. Тут же рядом.
               Приезжаем, нам естественно отказали.
А собака уже не лежит, а у меня на руках сидит. Мы предложили врачу заплатить.
Он: "Ну, показывайте". 
А она уже слегка в себя пришла и на врача окрысилась.
Он: "Собачка у вас агрессивная. Идем глянем на улице».
Выходим в сквер напротив въезда в подворье.
Врач: «Ставьте на землю».
Я её поставила, и она неожиданно для меня отбежала и пописала.
Врач сказал, что если ещё и пописала, то органы в порядке, и это у нее  был шок.
               Вернулись домой, и пока Серёга свою машину загонял и воротами занимался, я матери рассказала, и мы Чапу от шока в одеяло на диван в зале положили. Лежит, только голова из пододеяльника выглядывает.
              Заходит Серега в зал, а мы напротив двери в креслах сидим, на него уставились. Он на нас посмотрел:
- Да! Вы её ещё в постель положите!
Поворачивает голову, а она уже в постели лежит.
Короче, она между колес попала, и её за малым ростом только брызговиком слегка зацепило.

                == 9 ==

               Мы с Чапой поехали в гости в осенний, уже закрытый детский лагерь отдыха. Там туалет далеко, а ночью иногда хочется, и она меня сопровождала, а местный большой пёс - охранник вышел погавкать. И среди ночи перед большим чужим псом Чапа меня «отстояла». Никуда она не убегала, покосилась, что я сзади стою и давай «поливать» большого пса, и он отстал.
            Она вообще смелая была и гордая. Я по некоторому идиотизму своего характера в начале ещё развлекалась- любила посмотреть как она бояться будет. Например, поставить её на пианино или куда повыше и смотреть, как ей на высоте страшно. Ну пару раз посмотрела я, а потом она - на меня посмотрела и спрыгнула. Я свой урок от собаки получила.

              И за котами она гонялась. Мне страшно было смотреть на это, потому что по моим оценкам если бы какой кот передумал убегать, то Чапе мало бы не показалось.
               И на гостей гавкала непримиримо. Подкуп не действовал: и подкуп съест, и гавкать не перестанет. 

               Кстати у неё гастрономические вкусы были: семечки, конфеты и .. мухи.
               Она за мухами гонялась и прыгала, вид был - как будто слегка летела и потом "клац" и словила.
                И если пчелы или осы, то тоже гонялась. И я тогда не знала как их скорее разогнать, чтоб её не укусили, а под деревьями над опавшими грушами осы появлялись в большом количестве. Но так и не укусили её в пасть.

             Сластёна была дикая, конфетку  в доме тайно съесть было невозможно. Вот сидят все смотрят телевизор. Кто-то выходит на кухню, тихонько берет конфету, только разворачивать и сразу она бежит, и - лай. При чем лай особый, как будто: "Дай" отрывистый, и всем понятно что это конкретное- на конфету.

                == 10 ==

            Хоть у нас и был двор со всякими сарайчиками и Чапа там гуляла сколько хотела, но когда мы приезжали на реку, то радовалась безмерно, всё обнюхивала и гонялась за лягушками в камышах. Всё же она  в глубине своей полукровной души была из породы охотничьих. Чтоб набегаться по берегу ей часа полтора надо было, потом приходила, садилась и ждала когда уже домой ехать.
            Но плавать не желала и в воду сама не шла, приходилось её заносить и там отпускать, тогда она отчаянно гребла к берегу. И так мы с ней купались.

                == 11==

             Щенятами нас Чапа тоже не обделила. У нас двор общий на три хозяина и соседи флигель продали. Так во дворе появился Тобик –ростом с Чапу. Тот был вообще неопределенной породы, его хозяевам подарили со словами "спаниель". Бегал этот «спаниель» по двору целыми днями, иногда куда-то убегал, потом возвращался. У него еще какие-то кошачьи повадки были. Домой он через форточку лазил и любил сидеть на подоконнике со стороны улицы. Чапа конечно тоже на подоконниках сижевала, но только изнутри. И Чапе вполне соседский пацан сгодился.
Так вот Тобик сидит уже на подоконнике без сил и ничегошеньки больше не хочет, а Чапа возле стоит и гавкает, чтоб немедленно слазил и шёл к ней. У меня ещё вопрос возник: почему она к нему жить не перебирается? У него же жилье есть. Но ответ нашёлся в книге: она считает своей стайкой нас, а он – для другого.
 И к своей миске, например, она его не подпускала. А он приходил когда голодный и тайком ей «ровнял» всё недоеденное.

              Всех наших щенят я честно распределяла.  И самая старшая из них Ника была один в один похожа на Чапу. Ника прожила жизнь комнатной собаки и замужем не бывала. Её моя коллега забрала, хоть изначально и слышать не хотела. Я стояла и думала: "Чтоб ещё такого сказать, чтоб забрали?" А щенок у неё на ладони сидел. И я нашла нужную фразу: «Вообще не знаю куда девать, завтра уже утоплю».  Вот она моментально охнула и забрала. А потом годами своей Нике радовались. У неё состав семьи - муж и два сына, и она говорила: «Полная хата людей, а поговорить только с Никой и можно».

               Остальных щенков я приспособилась раздавать на выезде, как раз работала ревизором по области, там легче - по дворам по частному сектору. Таких собачек деревенские любят держать для затравки и контроля территории. Помним же "Большие собаки гавкать начинаю, когда маленькая гавкучка сигнал подаст".

                == 12 ==

               Милая маленькая Чапа была в некотором смысле поэтом - она любила разбудить всю улицу. В прямом смысле. Это достаточно трудоемкий процесс, потому что улица-то городская и далеко не в каждом дворе есть собака, ведь у многих собачки живут, как и Чапа в доме. И им из теплой постели в час ночи вылезать, чтобы гавкать, потому что где-то ещё гавкают и надо участвовать в перекличке сообщества - крайне неохота.

                Но вот по крайней мере один раз я полномасштабно от начала эту картину наблюдала. Может, конечно, Чапа устроила это представление для меня, я видела, как она на меня косилась. Сначала она залаяла в сторону открытой форточки, по её морде было видно, что причин к этому, кроме внутренних, нет. Потом она послушала, но ничего в ответ не услышав, продолжила работу.   По её хитрой морде было видно и замысел, и игривость. Я любовалась, она старалась. И в конце концов я встала и открыла ей дверь во двор. Она выбежала и дальше дела пошли значительно быстрее. Если сначала раздавались отдаленные единичные тявканья, то в конце её «работы» уже вся улица «звенела». Чапа перестала гавкать, села и с нескрываемым кайфом слушала… Я – смотрела и думала, что это у нее как и у всех женщин: бывает же настроение затеять скандал.

                == 13 ==

             У Чапы  рождалось обычно по три –четыре щеночка, и когда они становились достаточно крупными бутузами, то ей- маленькой уже тяжело было их кормить. А они как раз хорошо натренировывались обжорничать, и когда она вставала уйти, то волочась следом просто висели на её сиське.
Мамашка не знала как от них улизнуть, но малыши  были такие маленькие, что запрыгнуть на диван  не могли. И она  от них «пряталась» в кресле или на диване: лежит и лениво смотрит, как они  к ней прыгают. И значит мне пора потихоньку думать куда их всех раздать.
              Я всегда добросовестно к этому относилась, изучала условия - есть ли двор, и будут ли они считаться за комнатную собачку. Ну и потом при возможности спрашивала об их повадках. Интересно, что некоторые из них были уличены в том, что давили цыплят, что крестьянами не поощрялось.

              Чтобы сбавить Чапыну нагрузку на питание щенков я начинала их прикармливать. И как–то дала им борщ с кусочками хлеба. Полная тарелка кусочков хлеба в борще. Не знаю насколько это было правильное блюдо для щенков, но Чапа их агрессивно от миски отогнала и всё моментально сожрала, хоть я раньше за ней особой любви к такому блюду не замечала. Я тогда приготовила вторую тарелку точно этого же блюда. Чапа, не подпуская щенков, опять урча всё съела. И тогда я поставила третью полную тарелку. Есть она больше не могла и журча возмущением и несметным перееданием бессильно смотрела как щенки накинулись на эту тарелку и стали тоже есть.

             У Чапы с гендерными привычками всё было поставлено идеально правильно. Когда она привела своих  первых щенят, то кубло себе смастерила в дальнем подсобном помещении за отопительной трубой - дом старинный, там всяких катакомб хватало. И вот разродилась она своими первенцами, мне смотреть не разрешила, повела себя агрессивно. Я и не стала её травмировать, и тут пришёл муж. Она его как увидела, то стала прыгать и звать. Он понять с порога не мог куда его зовут, тогда она в штанину к нему вцепилась и потащила.  Было очень смешно на его «отцовство» смотреть.

           В следующий раз летом Чапа оказывается сделала себе кубло под постройкой крольчатника в углу двора. Я насилу его нашла. И опять она вела себя агрессивно. И вот что делать? Собака комнатная, спит на кровати, а щенков привела в углу двора, ещё и не пускает перетащить. Пришлось заманить в дом миской еды и запереть, а потом просить соседского семилетнего мальчика залезть под крольчатник и вытащить щенят. Мальчишке была предложена оплата в форме «много сока». Он влез и по одному вытащил только что рожденных собачат, а Чапа в это время пробовала выбить дверь из дома.  Дверь ей открыли и она ринулась к кублу. Там уже никого не было. А в любимом с прошлого её раза подсобном помещении (она же тогда сама его выбирала) была установлена подстилка.  Суматошно бегающей по двору в поисках щенков Чапе всё  предъявили, и она спорить не стала.

                Когда щенки подрастали летом, то тоже гуляли по двору и Чапа следила за ними. Однажды один щенок не туда полез. И кто за это получил нагоняй? Тобик! Чапа заметила непорядок, загнала щенка обратно, а потом повернулась к беспечно сидящему на солнышке Тобику и обгавкала его. Я так поняла, что Чапа ему указала на халатность с ребеночком.

                == 14 ==

             Очень излюбленным Чапыным местом было лежать на подоконнике окна, которое выходило на улицу. Дом не высокий и прямо стоит по линии тротуара, то есть разделительный газон отсутствует.  Идущие мимо люди ростом  выше метр восемьдесят  оказываются уже почти вровень окна. Вот в этот момент она и наловчилась гавкать. Человек вздрагивал, пугался и ругался от того что ему прямо в ухо, правда через двойное стекло гавкали.  И Чапа чувствовала себя значимой персоной.

             В течный период если она надумывала выйти во двор, то лучше было не мешать. Она нервничала, гавкала и даже с тоской посматривала на форточку, но до неё было не добраться.

            Однажды мы явно собирались ехать на речку на пиник, всё складывали в машину, которую муж не загонял во двор. То есть таскали какие –то кастрюли через калитку на улицу. Чапа счастливая прыгала рядом. Но с учетом того, как она может выскочить на дорогу, то я надев на неё поводок (у неё был не ошейник, а как и положено мелкорослым собачкам наплечник) привязала её во дворе. И вот мы мимо ходим, а она сидит привязанная. Она сначала попробовала вырваться, а потом видимо решила, что её не берут с собой, и трагически отвернулась к стене. Так и сидела.
Когда всё сложили, то я пришла за ней - вести в машину и она на радостях нам всё простила.

                == 15 ==

           Несколько раз за жизнь у Чапы образовывались плеши на позвоночнике сантиметров в пяти от хвоста. Первый раз я решила, что это лишай и потащила её к врачу. Мне объяснили, что это обмен веществ, выписали лечение и витамины «Пушистая шёрстка». И я уехала в командировку доверив собачку матери.
Когда я через недельку вернулась, то мать рассказала драматическую историю: собака проникла через стул на стол и съела сразу все эти штук сорок таблеток. Мать несколько дней ждала, что собачка издохнет. Но собачке даже и плохо не стало, а клок хорошо зарос, и шёрстка стала мягонькой.

              До того места – пятачка, который всё время возле кобчика  лысел, дотянуться собаке достаточно сложно. И когда у Чапы там стало очередной раз зудеть, так совпало, что она в это время несколько раскормилась. Вот не могла она дотянуться до зудящего места, крутилась в кресле, извивалась... В первый день... На третий день она уже легко вращалась и дотягивалась. Только тогда под возмущения матери я в очередной раз потащила свою собаку к ветеринару. Нам выписали мазь и всё очередной раз «зажило как на собаке». Но похудеть она за эти три денька очень смогла.
                И кстати стала она телепатически чувствовать когда я ей укол собираюсь делать, и исчезать в этот момент. Вот ходит она по комнате, я смотрю на неё и вспоминаю про то, что время укола. Пока иду за шприцом, то её уже нигде и нет: засела под кроватями. Но лечиться-то надо, не юная уже, и тащу её из под кроватей на процедуру.

                == 16 ==

                На пятнадцатом году жизни она сильно располнела, уже не могла на диван запрыгнуть. Я её водила на капельницы. Кстати, собачке нашли вену на лапке и чтоб каждый день не искать заново, то установили туда какой-то гибкий постоянный катетер. Почему людям так не делают?
Под капельницами она слегка урча тихо лежала, а ветеринары переглядывались: «Разговаривает, что –то рассказывает». И спросили сколько ей лет, услышав что пятнадцать, сказали: «А, есть о чём уже порассказвыать».

               Ну и последний абзац. Её белая пушистая подстилка лежала рядом с кроватью матери, запрыгивать на кровать она уже не могла. А я спала даже не  в соседней, а через комнату, и услышала среди ночи как вскрик. Встала и пошла к Чапе.
В доме были ещё люди, но никто почему –то кроме меня этого вскрика не услышал.

                Её Серёга притащил мне  в двадцать девять, и я еще загадала, что когда её не станет, то я перейду в другой этап жизни. Типа загадала на последние брызги молодости.  Чапа тянула как могла, шёл ноябрь 2008, мне уже на днях исполнялось сорок четыре.


Рецензии