Свадьбы куячинские
Есть причины, конечно. Сначала, в силу своего совсем юного возраста, мне было запрещено посещать сии мероприятия. А потом, вскоре после службы на флоте, я навсегда покинул родное село. Да, я, с семьей, часто приезжал потом в отпуска, длинные, но летние. А летом как-то недосуг свадьбами заниматься, нужно сена побольше, скотине на зиму заготовить. Чем мы усиленно и занимались, помогая тем самым, куячинским буренкам в сытости пережить очередную зиму.
Поэтому, дорогие земляки, я начну выковыривать из своей памяти детские воспоминания о куячинских свадьбах, добавлю также несколько моментов со своей. Которую, почему-то, смутно помню, а вы меня потом в комментариях поправите, если что не так, дополните своими воспоминаниями, вот и сложится полная картинка этих торжеств. Итак…
Речь пойдет о свадьбах, что видел я пацаном, в конце 50-х, начале 60-х годов, прошлого столетия, а в конце 60-х и мне свадьбу там сыграли. Вот ни разу не привелось мне видеть первоначальный процесс сватовства, как ходили свататься сваты к невесте. Что говорили в таких случаях, какие обряды в этом случае предусматривались.
Знаю, конечно, из книг разных и рассказов старожилов, что существовали такие обряды, но уже в те времена, о которых я поведу рассказ свой, они в селе моём утратили то первоначальное значение. Когда могли прийти сватать невесту, которая всего лишь понаслышке, слыхала о муже своём будущем, а зачастую и в глаза даже не видела его.
Но время шло. Вот уже скоро полста лет минет, как при советской власти живем, и обычаи смягчились, уже хрен, получится невесту, без ее, на то, согласия, замуж отдать, тем более, за нелюбимого.
Познакомиться поближе с будущей невестой, это сначала надо задружиться с ней. Так и говорили в деревне:
- Ты глядикося, Федька то с Надькой, кажись, по сурьезному, дружить зачали.
И дружили парни с девушками в деревне. Одни дольше, другие меньше. Были, конечно, случаи, когда дружба влюбленных заканчивалась до свадьбы. По разным причинам. Так это и хорошо, что до свадьбы, мороки и проблем меньше. Почти никаких.
Обычно, к примеру, вся деревня, от мала до велика, знала, что Николай с Валентиной дружит, и скорей всего, дружба эта закончится свадьбой. Были на моей памяти, и случаи, как парни, привозили невест своих, из других сел. Видать, в каждом случае, знакомство происходило по-разному. Кто-то по наводке родственников, кто-то сам в гости ездил туда, да мало ли случаев, чтобы соединились родственные сердца и души.
Нередко и девчонок куячинских увозили из села бойкие ребята из других деревень. Не по принуждению, с радостью уезжали те с любимыми. Видать, где-то заранее “снюхаться” уже успевали. А ведь правильно, что и привозили невест “чужестранок” в село и своих отправляли в “чужие” края. Куяча, село маленькое, приток и отток населения был минимальным. Вот? к примеру, захотел Витька на Маринке жениться, а старушки разобрали по косточкам его и ее родословные и вердикт вынесли:
- Нельзя вам, голубки, родимые, жениться то. Родственниками вы друг другу приходитесь. Ваши деды и бабки в большом родстве были.
Ну? это я так. К сведению. А у нас гуляют наши влюбленные, да как гуляют то? Днями оба на работе, если только вечерами, в кино рядышком, да после кино, пока не замерзнут, и спать, если невмоготу, завтра раненько вставать. Гуляют, месяц так, гуляют другой. Надоело скитаться по-за углам, да не дай бог, на морозе. Всё вроде обговорено и обмозговано. Значит, сватов пора засылать.
Да, хотя процедура сватовства упрощена, но порядок есть порядок. Молодые, вместе с родителями жениха, идут в дом невесты просить руки ее. Возможны варианты. Могут прийти одни сватовья, специально для этой цели, выбранные из родни жениха, могут быть и не связанные родством, но с подвешенным, как надо, языком в таких случаях. Не знаю, не присутствовал сам, но чую, варианты могли быть самыми разными.
А вот после сватовства и согласия родителей, жених вправе, а он всегда так поступает, уводит сосватанную невесту в родительский дом, где молодые будут жить. Сколько времени? По-разному. Или, пока свой угол не заимеют, а могут и надолго задержаться. Особливо, если свекровь будет в невесте души своей не чаять. Редко, но и такое бывало.
Молва вмиг по деревне разнесла эту новость – Николай с Валентиной сошлись, скоро свадьба, значица, будет. А сошлись, это как понимать? А очень даже просто. Стали жить вместе, а впереди у них будет регистрация брака и, конечно же, свадьба. Сроки той и другой процедуры не регламентированы, то есть, не значит, что на второй день надо бежать в сельсовет и бумагой скреплять этот союз. Может, это произойти через день или даже через неделю.
В сельсовете, первое в жизни молодых, официальное торжество. Празднично одетые, родные и близкие жениха и невесты, присутствуют на рождении новой семьи, с торжественными речами и бокалами шампанского.
А дальше? А дальше снова могут быть разные варианты.
Вариант первый. Парень с девушкой только начали дружить, а родители с той и другой стороны уже твердо знали, что у их чад всё настолько серьёзно, что надо быстрей готовиться к свадьбе. А это, в первую голову, надо с родственниками или знакомыми договориться, кто и сколько может сварить браги-пива алтайского.
Вопрос не праздный. Пиво должно исчисляться не одной или двумя флягами, то бишь, бидонами молочными, о 36 литров каждая. Гулять придется минимум четыре дня. Два дня в доме жениха и столько же, в доме невесты. Значит по пять-десять фляг с каждой стороны, это смотря, сколько народа будет. Конечно, свадьба может продлиться и день всего, и два. Как уж договорятся. У автора этих строк свадьба продолжалась 6 дней!!! Но об этом чуть позже.
И если питье с обеих сторон уже ждет своих потенциальных клиентов, а еда на столах стоит, разносолы там всякие, хоть и хлопотное тоже дело, но в отличие от варки пива, ее то приготовить можно гораздо быстрее, то свадьбу можно начинать чуть ли не в день регистрации.
А вот если для родителей молодых, их желание соединиться, явилось полной неожиданностью, тогда процесс от помолвки до свадьбы может растянуться на несколько недель, как и было в моём случае.
Повествование моё будет не таким гладким, как хотелось бы. Но вот куда всунуть прикажете, курьезный момент, опять же со мной случившийся. Когда невеста переходит в дом своего, теперь уже, мужа, рано или поздно, ей надо перевезти туда, пусть не приданое, но хотя бы постельные и иные принадлежности.
Вот и мы, дождавшись глубокого вечера, это чтобы меньше людей нас с узлами видели, выпросили коня с санями, дело то в феврале было. Собрала нам тёща большой узел с постелью, подушками и прочими тряпками и я пытался вынести его из горницы, но не тут-то было. Один из родственников жены, Тимофей Иванович, царство тебе небесное, серьезно так заявляет:
- А в дверь то узел не пролезет,- и хитро так улыбается.
- Скажешь еще! Так и не пролезет!
А действительно, как я ни пытался, через дверной проём то, не могу узел выдернуть. Смотрю, а он ногой то своей, придавил узел к косяку и не отпускает. Оказывается, надо жениху ставить бутылку водки, чтобы выпустили со шмутками невесты. А где взять то ее, бутылку эту, на дворе ночь уже. Побежал по домам, нашел у дядьки Авдея и тетки Анны заветную бутылку взаймы, откупился. Подозреваю, что раньше вообще куча всяких подвохов была, связанных со свадьбами.
Вот еще совсем пацаном был, подсмотрел на свадьбе у соседей, а свадьба у Евстигнея Леонтьевича с Марией была, как в комнату занесли охапку сена, даже не сена, а объедья мелкие, сдвинули столы в сторону, освободив место посредине. Раструсили объедья по полу и начали бросать в них деньги, преимущественно мелочь.
Невеста с голиком аккуратно сметает сено в кучу, выбирая при этом, деньги из него, и складывая в карман. Деньги кидали вновь и вновь, а сено пинали снова на середину комнаты. Вроде игра, надо, мол, посмотреть, какой будет будущая жена, чистюлей или неряхой. И еще один способ материально поощрить молодоженов. Видел такое один раз, но видел. И было это в самом конце 50-х годов века прошлого.
Ну, вот и случился уход в сторону у меня. Так на чем мы остановились? Да. На процедуре регистрации. Теперь, всем приглашенным, в заранее назначенный день и час, нужно прийти в дом жениха. Именно там начинается любая куячинская свадьба.
Вот все гости на своих местах, дружно, рядышком, сидят, на сдвинутых, в один ряд столах. Если в одну комнату не поместились, столы ставят и в другую, если есть такая. Обычно сидят семейными парами. И на это есть причина.
Сейчас начнется первое действо, по отъёму денег, у приглашенных на свадьбу, в пользу молодых. Это называется, если не ошибаюсь, ОТВЕСТИ СТОЛЫ. Не знаю, почему такое название, но говорят же, что вот сейчас отведём столы, а потом уж и сами за стол сядем.
Для этого обычно привлекается пара самых разбитных бабочек, с хорошо подвешенными, языками, у которых и должность интересная – дрУжки. Вот именно, с ударением на первый слог. С одеянием соответствующим, в ярких, цветастых платках, лица, как из старинных сказок, с намалеванными губами, щеками с бровями.
Подходя, вернее, протискиваясь к каждой семейной паре, они ведут один и тот же диалог, суть которого сводится к одному,- сколько же денежек вам не жалко дать молодым, чтобы им жилось долго и счастливо. Вот так, со стаканами в руках, эти дрУжки, в конце концов, обходят всех гостей. Деньги собраны, а это значит, что СТОЛЫ ОТВЕЛИ и можно начинать пиршество.
Не знаю, какую сумму можно было набрать от отведения этих столов в конце 60-х годов прошлого столетия, но на моей свадьбе собранных денег в количестве 112 рублей, хватило, лишь на покупку мне, осеннего пальто.
Оставим на время, гостей в покое, теперь можно и заняться тем, зачем они сюда и пришли. Есть и пить за здоровье молодых, за рождение новой, пусть будет крепкой, советской семьи. В самом начале, пока были трезвые, несколько раз прокричали хором, традиционное, ГОРЬКО, затем оставили молодых в покое. Дело подходило к тому, что надо начинать и пляски с частушками учинять.
Но не тут-то было. Главного то еще события не было – это выкуп КУРНИКА. Сразу вам скажу, что как таково, я, курника этого, в глаза, скорей всего и не видел. Хотя на моей свадьбе его тоже выкупали.
А суть выкупа опять сводится к отъему денег у присутствующих на свадебном торжестве. И не только денег.
Гости теперь условно делятся на два лагеря, это гости с жениховой стороны, соответственно вторая часть, это родственники и гости с невестиной стороны. Ставится на стол, этот пресловутый курник, скорей всего пирог большой, начиненный чем-то. И гости, поочередно, сначала с жениховой, потом с невестиной стороны, на полотенце, что прикрывает этот курник, должны бросать деньги. Если денег много, их сверху прикрывают другим полотенцем и торг продолжается.
Постепенно деньги у гостей кончаются, и в бой вступает тяжелая артиллерия, все ждут, чем начнут козырять родители новобрачных. Могут, что угодно дарить, чтобы выкупить этот курник. Это и овечки, это и телята, может, и корова даже быть. Понятно, что это тоже игра и все эти собранные деньги и живность пойдут на обзаведение хозяйством молодых. Наступает момент, когда с какой-то стороны крыть больше нечем и тогда громко объявляется, что курник достался такой-то стороне.
Пишу и вдруг сомнение взяло меня. На выкуп ли курника, родители так раскошеливаются, или они об этом объявляют, когда столы отводят? Думаю, сведущие земляки и землячки поправят меня, если что.
Теперь добавлю несколько слов о своей свадьбе, что состоялась в Куяче 23 апреля 1968 года. Уже после свадьбы я узнал, что на ее проведение было сварено с обеих сторон 22 фляги пива и куплено два или три ящика водки с вином. Такое количество спиртного надо было умудриться выпить. Это занятие не одного или двух дней.
Свадьба продолжалась целых шесть дней! То, затухая, то разгораясь с новой силой. Я тогда работал в школе, и директриса, Расторгуева Евдокия Григорьевна, дала мне 3 дня на свадьбу. Я пришел же на работу через шесть дней. Ну не мог я оставить одних гостей, хотя, если по-честному, они и забыли, вероятно, по какому поводу они гуляют.
Так вот в школьной учительской, на доске объявлений, меня встретил приказ о вынесении мне выговора, или строгого даже, с вычетом 9 рублей!!! За три дня свадебного прогула. Вместо подарка. Да, в то время я зарабатывал 90 рублей в месяц. Ну и ладно, зато память, какая осталась.
Зато память совершенно отказывается мне восстановить всю хронологию свадебную. Не помню, где мы с Машей сидели за столом, кричали ли нам ГОРЬКО. Зато запомнился вроде бы совсем незначительный эпизод, когда я, заглянув под стол, увидел там двух стариков, сидящих на полу. Это были дед Иван Пахоруков и дед Артемий Шадринцев. Они уже не могли не только спорить, но даже говорить. Они просто мычали и тянули друг друга за бороденки, дергая их, из стороны в сторону.
Момент выкупа курника помню. Когда с жениховой, то есть с моей стороны, уже больше некому и нечем, было отвечать. Я выскочил на улицу, там отец стоит с гостями, я ему, надо что-то делать, тот в ответ только руками развел, мол, нечем крыть, ихняя сторона взяла верх.
Это услышал куяганский гость, Валерий Панцуркин, быстро сбегал в наш курятник, поймал курицу и бегом в комнату, где уже праздновали победу невестина сторона.
- За жениха! – кричит Валерка и бросает курицу на стол.
Испуганная курица устроила настоящий переполох на столах, сметая стаканы и тарелки с едой, пока, наконец, ее не изловили и не выкинули обратно на улицу.
Яркий эпизод запомнился, где героем был замечательный человек, по имени А. Е., которого уважал и любил я до самой его смерти, царство тебе небесное. Ведь именно его, я запомнил еще за десять лет до нашей свадьбы, когда мы, пацанята, раскрыв рты свои, смотрели, как он, гость свадьбы Евстигнея и Марии, карабкается на огромную пихту, росшую возле дома. Следом за ним, зачем то, полез на пихту и сам жених, Евстигней.
И вот момент, который врезался навсегда в мою память. С высоты, с которой можно несколько раз шутя разбиться, он отпускает из своих рук ветки и падает вниз, попутно сшибая, лезшего за ним жениха.
Или он раньше уже это где-то практиковал, или вес у него небольшой был, но падая вниз, с лапы на лапу, а они отпружинивали, и он благополучно приземлился в сугроб. Рядом приземлился и ошеломленный падением жених. Непонятно, если ты не каскадер, какого ж ты тогда хрена, полез за этим любителем полетов.
И вот спустя ровно десять лет, он решил повторить свой легендарный полёт. Честное слово, я ему о том полете с пихты и не заикался даже. Смотрим, вскарабкался, каскадер наш, на поленницу и вниз сиганул. Ну что такое высота поленницы для истинного любителя полетов.
Полез на дом. Разбегается и прыгает вниз с веранды. Чуть лучше, но не то. И тут взгляд его падает на старую, огромную березу, что росла, вероятно, уже, добрую сотню лет, на берегу речки. Несмотря на причитания жены и других бабочек, он полез на березу.
Затея с удачным приземлением была с самого начала обречена на провал. Нет на березе тех раскидистых пружинящих лап, как на той пихте. Вдобавок, метрах в двух от земли у этой березы, огромный, толстый сук.
Вот и полетел наш мужик с березы. Быстро летел, без всяких задержек. Пока своей спиной не угодил на этот сук. С него, уже, безжизненное тело, шмякнулось, на землю.
Ну, всё! Какая тут, на хрен, свадьба! Все выскочили из дома, будто бы враз протрезвевшие. Достали раскладушку, положили горемыку на нее. Жена приготовилась уже рыдать у изголовья, как вдруг прыгун наш зашевелился, а спустя какое-то время, уже пил, услужливо поднесенный кем-то, стакан пользительной жидкости.
Вот такие взбалмошные, несуразные воспоминания, у меня получились, о свадьбах куячинских. Не обессудьте, уж, старика. Добавляйте своё, запомнившееся. Напоследок вспомнил, а что это я нигде не упомянул, о непременном атрибуте куячинских свадеб, да и не только их. Он присутствовал ведь на любом куячинском питейном мероприятии. О чем я речь веду? Конечно же, о чайниках, в которые всегда пиво наливали. Посмотрите любую фотографию куячинского торжества, хоть мою свадьбу, хоть ряд других. На первом месте, у кого-нибудь, да, обязательно, в руках, вы увидите его. Зеленый ли, коричневый, но такой знакомый и родной. Вот теперь ужо всё.
Свидетельство о публикации №221043001194