Хоуп. Зеркало короля, 11 глава

ГЛАВА XI - АКТ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ПРЕСТОЛА
Ночь принесла мне мало покоя и никакой мудрости. Как будто собственных сил было недостаточно, моя страсть искала и находила союзника в вызывающем упрямстве, которое теперь заставляло меня желать делать то, о чем просила графиня, как для себя, так и для нее. Будучи застенчивым, я искал маску насилия. Мне хотелось самоутвердиться, показать женщинам, что мной нельзя управлять, и Хаммерфельдту-что мной нельзя управлять. Ни их бесцеремонная настойчивость, ни его учтивые и ловкие предложения не должны были контролировать меня или мешать мне осуществлять мою собственную волю. Искаженное представление о моем положении заставило меня найти его суть в способности делать то, что мне нравится, и его достоинство в пренебрежении полезными советами, потому что Я возразил против того, как это было сделано. Это настроение, готовое и достаточно естественное в юности, было инструментом, которым эффективно пользовалась моя страсть.; Я представлял себе ужас моих советников с не меньшим удовольствием, чем восторг той, которой я стремился служить. Мое чувство ответственности притупилось и омертвело; я лучше буду делать зло, чем ничего не делать, причинять вред, чем быть причиной ничего, чтобы люди обвиняйте меня, а не агитируйте за мои действия или не приписывайте мне никакой инициативы. Я почему-то чувствовал , что вина ляжет на моих советников; они взялись направлять и контролировать меня. Если они потерпят неудачу, они, в большей степени, чем я, должны ответить за неудачу. Софистика такого рода вполне годится для того , кто ищет оправданий, и может даже облачиться в плащ правдоподобия; она была сильна в моем уме благодаря сильному негодованию, из которого она возникла, и сильному союзнику, к которому были присоединены ее силы. Страсть и самоутверждение были едины; моя победа было бы в два раза больше. В то время как графиня признает мою власть, те, кто до сих пор управлял моей жизнью, будут низведены до отказа от своей власти. Мне казалось, что этот день обещает одновременно освобождение и завоевание, что он ознаменует тот момент, когда я обрету и свободу, и империю. Я действительно стану королем, как в моем собственном дворце , так и в ее сердце.

Утром я был занят рутинными делами с одним из министров. Этот джентльмен довольно подробно рассказал мне о Хаммерфельдте, хотя , по-видимому, принц страдал затрудненным дыханием. Однако причин для беспокойства, по-видимому, не было, и, послав за справками, я не счел нужным оставаться дома и ждать возвращения моего гонца. Я нанес свой обычный официальный визит в покои матери. Княгиня не упомянула о нашем предыдущем разговоре, но ее манера держаться со мной была даже необычно жесткой и отстраненной. Думаю, она ожидала покаяния. Когда Я в свою очередь проигнорировал вопрос, она стала резкой и неприятной. Я оставил ее, более чем когда-либо определившись со своим курсом. Я был рад, что избежал встречи с Викторией, и теперь был свободен, чтобы встретиться с Веттером. Я предложил пообедать с ним, сказав, что мне нужно обсудить один или два вопроса. Даже в своем упрямстве и волнении я оставался достаточно проницательным, чтобы видеть преимущество в том, чтобы быть обеспеченным хорошо звучащими причинами для шага, который я собирался сделать. Криминалистическая смекалка Веттера, готов остроумие и убедительное красноречие облекли бы мой случай в лучшие цвета, чем я мог бы придумать для себя. Мне было безразлично, насколько хорошо он знал, что аргументы нужны не для того, чтобы убедить себя, а для того, чтобы расцвести на лицах тех, кто выступал против и критиковал меня. Кроме того, я намеревался получить от него имена двух или трех его друзей, которые, помимо своих взглядов, были достойно подготовлены для выполнения обязанностей на этом посту в случае их назначения.

Это не было шоком, а скорее пикантным щекотанием моего горького юмора, когда я извлек из уверенного и красноречивого описания Веттера Идеального посла довольно точный, хотя и несколько пристрастный, портрет его самого. Я был несколько удивлен его желанием занять эту должность. Впоследствии Я узнал, что финансовые затруднения заставили его отказаться , по крайней мере на время, от больших, но более неопределенных шансов на активную политическую войну. Однако, учитывая, что он желал получить посольство, меня не удивило, что он попросил об этом. Назначить он действительно будет открытой войной; он принадлежал принцу. b;te noire, любимое отвращение моей матери; то, что он был совершенно не обучен дипломатии, было незначительным, но, возможно, серьезным возражением; то, что он был крайним в своих взглядах, не казалось мне тогда дисквалификацией. Я дал ему понять, что читаю его притчу, но, вспомнив случай с греческими полководцами и Фемистокл осмелился попросить его дать мне другое имя.

-Единственное имя, которое я мог бы назвать вашему величеству с полным доверием, - это имя моего доброго друга Макса фон Земпаха, - сказал он с восхитительной честностью, но, как мне показалось, в его глубоко посаженных глазах мелькнула скрытая насмешка. Я чуть не рассмеялся. Единственным человеком, пригодным для посольства, кроме него самого, был граф Макс! А если поедет граф Макс, то, конечно, с ним поедет и графиня; точно так же, конечно, король должен остаться в Форштадте. Краем глаза я заметил, что Мокрец пристально смотрит на меня ; мне не понравилось, что на этот раз он прочел мои мысли. У меня, казалось, не было он усомнился в добросовестности своего предложения и сказал с видом удивления::

“Max von Sempach! А что, разве он подходит?”

С большой серьезностью он привел мне множество доводов, доказывая не то, что Макс очень подходит, а то, что все остальные совершенно не подходят, за исключением не упомянутого кандидата, чье имя было так хорошо известно между нами.

- Это, - заметил я, - по-видимому, причины искать подходящего человека в другом месте, я имею в виду на другой стороне.”

Он не стал спорить со мной. Он знал, что это не тот голос, которому он подчиняется. Я должен слушать.

“Если ваше величество придет к такому выводу, мы с друзьями будем разочарованы, - сказал он, - но мы должны принять ваше решение.”

В Уэттере было что любить. Люди не являются неискренними только потому, что они честолюбивы, нечестными только потому, что они склонны к интригам, эгоистичными только потому, что они просят места для себя. Есть грубость нравственных волокон, сама по себе не хорошая вещь, но очень отличная от гнилости. Веттер был ярым и убежденным сторонником и страстно верил в себя. Его дело должно было победить, и, если бы его рука могла взять штурвал, он бы победил; таково было его отношение, и это оправдывало некоторую неуверенность как в продвижении дела, так и в обеспечении его безопасности. собственная эффективная поддержка. Но это был крупный мужчина, с хорошо развитой натурой, сердечный, отзывчивый, свободный от всяких глупостей, полный силы, остроумия, незамутненных эмоций. Однако из него не вышло бы хорошего посла, и он не захотел бы им стать, если бы не влез в долги.

Макс фон Земпах, с другой стороны, занял бы это место достойно, хотя и не блестяще. Веттер знал это, и это обстоятельство придавало упоминанию имени графа приличный вид, не лишая его безобидности. Он назвал подходящего, но невозможного человека, человека для меня невозможного.

Вскоре после обеда я покинул его, сказав , что зайду попозже, и приказал , чтобы мой экипаж заехал за мной к нему в пять часов. Свернув в тихий переулок который вел к дому графини, Вскоре я добрался до места назначения. Теперь я был не так взволнован, как накануне. Я принял решение и пришел дать ей то, о чем она просила. У Уэттера должно быть свое посольство. Более того, я пришел я больше не испытывал трепета, не боялся ее насмешек , даже когда искал ее любви, меня больше не угнетало чувство, что на самом деле она может смеяться. казалось, она поощряла его. В моем сердце зарождался триумф, уверенность в победе и яростный восторг от решимости, достигнутой большой ценой и, может быть, еще большей. Во всех этих чувствах, как всегда могучих, были для меня свежесть, прилив молодости и отважная радость нового опыта.

На нее тоже наступил кризис чувств ; она не была прежней собой, и я не был для нее тем, чем был. Так и было. В ее глазах было напряженное, почти испуганное выражение; тихое “Августин".” сменивший ее стеб “Цезарь.” Она не произнесла ни слова, кроме моего имени, когда я подвел ее к дивану и сел рядом. Она выглядела хрупкой, девичьей и жалкой в простом черном платье; робость вновь вернула ей молодость. Ну может Я забываю, что она не была для меня девицей моего возраста , и она сама на мгновение обманула счет времени. Она сделала из меня мужчину, из себя-женщину. девушка, и молилась о защите любви, чтобы доказать истинность заблуждения.

“Я был у Веттера, - сказал я. - Ему нужно посольство.”

Мне кажется, она знала о его желании.; она сжала мою руку, но ничего не сказала.

“Но он рекомендовал Макса, - продолжал я.

- Макс! - На мгновение ее лицо наполнилось ужасом, когда она повернулась ко мне, затем она расплылась в улыбке. Совет Веттера был ясен и ей.

“Видите, как он хочет ее для себя, - сказал я. -Он знает, что я скорее пошлю мальчишку из сточной канавы, чем Макса. И ты это знаешь?”

“Правда?” пробормотала она.

Я встал и встал перед ней.

- Он твой, а не мой, - сказал я. - Ты отдаешь его Уэттеру?”

Когда она посмотрела на меня, ее глаза наполнились слезами, а губы изогнулись в робкой улыбке.

“В какие неприятности ты попадешь! - сказала она.

- Это не тысячная часть того, что я сделал бы для тебя. Тогда он достанется Уэттеру или Максу?”

“Не Макс, - сказала она; ее глаза сказали мне , почему это не должен быть Макс.

“Тогда Мокрее, - и я опустился на одно колено рядом с ней, шепча: - Король отдает его своей королеве.”

- Они будут обвинять тебя, они будут говорить всякие вещи.”

- Я их не услышу, я слышу только тебя.”

- Они будут недобры к тебе.”

- Они не причинят мне вреда, если вы будете добры ко мне.”

- Возможно, они скажут, что я получил его от тебя.”

- Мне не стыдно. Какое мне дело, что они говорят?”

- Тебе все равно?”

- Ни за что на свете, кроме тебя, и чтобы быть с тобой.”

Какое-то мгновение она сидела, глядя на меня снизу вверх.; потом она закинула руку на спинку дивана и уткнулась лицом в подушку; я услышал, как она тихо всхлипнула. Другая ее рука лежала на коленях; я взял ее и поднес к губам. Я не знал, что означают ее слезы. Я торжествовал. Она рыдала, не громко и не сильно, но с жалкой нежностью.

- Почему ты так плачешь, дорогая?” - прошептал я.

Она повернула ко мне лицо, по щекам ее текли слезы. “Почему я плачу?” тихо простонала она. - Потому что Я злая, наверное, я злая и такая глупая. И ты хороший, и благородный, и ты будешь великим. И” рыдания душили ее голос, и она наполовину отвернулась“, и Я стар, Огюстен.”

Я не мог проникнуть в ее настроение, радость переполняла меня, но я не презирал ее и не терял терпения. Я смутно понимал, что она борется с противоречивыми эмоциями, лежащими за пределами моего понимания. Слова были небезопасны, вероятно, были неправильны, чтобы сделать хуже то, что они пытались вылечить. Я ласкал ее, но не доверял своему языку дальше, чем шептать нежности. Она успокоилась, села и вытерла глаза.

“Но это же абсурд,” запротестовала она. - Огюстен, многие мальчики так же нелепы, как ты; но была ли когда-нибудь женщина столь же нелепа , как я?”

- Почему вы называете это абсурдом?”

“О, потому что, потому что, - она вдруг придвинулась ко мне, - Потому что, хотя Я так старался, что не чувствую в этом ни малейшего абсурда. Я действительно люблю тебя.”

Все это время она пребывала в убеждении, что все это покажется абсурдным, а не грехом. Теперь я понимаю, почему ее ум на этом месте; она была, по правде, говоря не со мной, кто был рядом с ней, как я был, но человек, который должен быть; она умоляла не только с собой, но с моим будущим я, молясь, чтобы зрелый человек думать о ней с нежностью, а не со смехом, ходатайствуя с тем, что должно однажды стать моей памяти ее. Ах, моя дорогая, твоя молитва услышана! Я не смеюсь, когда пишу. На тебя Я бы никогда не засмеялся, а если бы и решился, то силой. смеясь даже над собой, я начинаю думать о том , кем ты был, и снова не смеюсь. Тогда что же это такое, что внешний мир, должно быть, смеялся с очень застенчивой мудростью? Его смех был для нас тогда ничем, а сегодня для меня-ничем. Разве он не всегда готов плакать над фарсом и смеяться над трагедией?

“Но у тебя больше никого нет, - мягко продолжала она. - Я бы не посмел, если бы у тебя был кто-то другой. Давным-давно , помнишь? у тебя никого не было, и тебе нравилось , когда я тебя целовал. Я думаю, что начал любить тебя тогда; я имею в виду, я начал думать, как сильно какая-нибудь женщина будет любить тебя когда-нибудь. Но я не думал Я должна быть женщиной. О, не смотри на меня так пристально, а то увидишь”

- Как сильно ты меня любишь?”

- Нет, нет. Ты увидишь мои морщины. Видишь ли, если я сделаю это, ты не сможешь смотреть мне в лицо.” И, обняв меня за шею, она спрятала лицо.

Я был странно косноязычен, или, может быть, не странно; ибо наступает время, когда глаза говорят все, что есть желание или потребность сказать. Ее мольбы были ответом на мои глаза.

“О, теперь я знаю, что ты так думаешь!” - пробормотала она. “Но вы не будете продолжать так думать, а я буду, - она подняла голову и посмотрела на меня; теперь на ее лице появилась торжествующая улыбка. “О, но теперь ты так думаешь! - прошептала она еще тише, но с восторгом. “Ты и сейчас так думаешь, - и она снова спрятала от меня лицо. Но я знал , что торжество вошло и в ее душу, и что тени уже не могли полностью затмить для нее солнечный свет.

День был полон и клонился к закату, пока мы сидели вместе. Мы почти не разговаривали; никаких договоренностей не было; мы казались в некотором роде отрезанными от внешнего мира и от размышлений о нем. Жизнь, которую каждый из нас должен был вести, жизнь в основном отдельно друг от друга, отошла в сторону и осталась незамеченной; нам ничего не оставалось делать , кроме как быть вместе; когда мы были вместе , мы мало что хотели сказать, нам не нужно было делать никаких протестов. Между нами была такая абсолютная симпатия, такое полное согласие во всем этом. мы отдавали все, что принимали, все, что оставляли. Сомнения и борьба были, как будто их никогда и не было. Есть искушение думать иногда , что вещи настолько совершенно оправдывают себя, что совесть не дискредитируется насилием, а подписывает добровольное отречение, сама убеждена. Ибо страсть может имитировать право, даже если в некоторых натурах любовь к праву в конце концов становится бурной страстью, разрушающей саму себя.

- Значит, я твоя, а ты мой? - А посольство принадлежит Веттеру?”

- Посольство-это то, что вам нравится, - воскликнула она, - если все остальное правда.”

- Он принадлежит Уэттеру. И знаете почему? Чтобы все знали, какая я твоя.”

Она не отказалась даже от опасной славы, которую я ей предложил.

“Я должна гордиться этим, - сказала она, высоко подняв голову.

“Нет, нет, никто не произнесет ни одной буквы вашего имени, - воскликнул я в внезапном порыве чувств. - Я клянусь, что ты не имеешь к этому никакого отношения, что ты ненавидишь его, что ты никогда не упоминала об этом.”

“Говори, что хочешь, - прошептала она.

- Если бы я это сделал, то сказал бы всему Форштадту, что на свете нет такой женщины , как ты.”

- Не надо говорить это всему Форштадту. Ты даже мне этого еще не сказал.”

Мы сидели вместе. Я снова опустился на одно колено, готовый в сладкой экстравагантности выразить ей формальное почтение. Внезапно она подняла руку, лицо ее стало встревоженным.

“Слушай!” сказала она. - Слушай!”

- К твоему голосу, только к твоему!”

"Нет. Раздается шум. Кто - то идет. Кто это может быть?”

- Мне все равно, кто это.”

- Ну, дорогая! Но тебе должно быть не все равно. Вставай, вставай, вставай!”

Я медленно поднялся на ноги. Я действительно был в настроении, когда мне было все равно. Снаружи шаги были совсем близко. Прежде чем они успели подойти ближе, Я снова поцеловал ее.

- Кто это может быть? Мне отказано во всем, - сказала она растерянно.

В дверь постучали.

- Это не Макс, - сказала она, бросив на меня быстрый взгляд. Я стоял на месте. “Войдите, - крикнула она.

Дверь отворилась, и, к моему изумлению, я увидел, что дверь открылась. Там стоял Веттер. Он тяжело дышал, как будто быстро бежал, и в его воздухе чувствовалось волнение. Графиня тотчас же подбежала к нему. Его появление , казалось, оживило страхи, которые ее любовь положила конец.

“Что это?” воскликнула она. - В чем дело?”

Веттер не обратил на нее никакого внимания. Идя дальше, как будто ее там не было, он подошел прямо ко мне. Он говорил тоном сильного волнения и с той прямотой, которую приносит возбуждение.

“Вы должны немедленно отправиться со мной, - сказал он властным тоном. - Они послали за тобой ко мне домой; мы можем войти вместе через черный ход.”

- Но в чем дело, приятель?” - воскликнула я, разрываясь между недоумением и гневом.

- Вас разыскивают, вы должны пойти к Хаммерфельдту.”

“К Хаммерфельдту?”

"да. Он умирает. Сопровождать.”

- Умираю! Боже мой!”

- Сообщение срочное. Нельзя терять ни минуты. Если хочешь увидеть его живым, приходи. Я сказал, что ты лежишь в моем кабинете. Если вы не придете быстро, будет известно, где вы.”

- Меня это не волнует.”

- Он сам послал за тобой.”

Графиня подошла ко мне.

- Ты должен идти, - сказала она, положив руку мне на плечо.

Я повернулся и посмотрел на нее. Ее глаза были полны смутной тревоги. Я был похож на человека, внезапно проснувшегося на полпути сквозь яркий чарующий сон, неспособного все еще поверить, что реальность-это правда , а фантазм-не единственная субстанция.

“Идем, идем, - повторил он. Мокрее срочно и раздраженно. - Ты не можешь позволить ему умереть, не отправившись к нему.”

“Иди, Огюстен,” прошептала она.

- Да, я пойду. Я ухожу, я ухожу немедленно, - пробормотал я. - Я готов, Мокрец. Возьми меня с собой. Он действительно умирает?”

- Так говорят.”

“Хаммерфельдт умирает! Да, я пойду с тобой.”

Я повернулся к графине; Веттер был уже на полпути к двери. Он оглянулся через плечо, и лицо его выражало нетерпение. Мои глаза встретились с ее глазами, и я прочел в них страх. Я и сам испытывал странный страх, ужасаясь такому разрушению нашей мечты.

“До свидания,-сказал я. - Я скоро опять приду, завтра, когда-нибудь завтра.”

- Да, да, - сказала она, как будто не веря мне.

- До свидания.” Я взял ее руку и поцеловал; Уэттер молча смотрел на меня. Мысль о том, чтобы спрятаться, не приходила мне в голову. Я поцеловал ей руку два или три раза.

- Вы найдете его живым?” - пробормотала она, скорее размышляя, чем спрашивая.

- Я не знаю. До свидания.”

Она сама подвела меня к тому месту, где стоял Веттер.

“Это его дыхание, - сказал Веттер. - Он не может отдышаться; совсем не могу говорить. Сопровождать.”

- Я готов, я пойду за вами.”

Дойдя до двери, я обернулся. Она сидела в кресле у камина и пристально смотрела на пламя. Я часто представлял себе ее такой.

Веттер быстро повел меня вниз по лестнице и вывел на улицу. Я последовал за ним, стараясь собраться с мыслями и собраться с мыслями. Слишком внезапная перемена парализует; у ума должно быть время для перестройки. Хаммерфельдт был и всегда был такой большой фигурой и таким важным присутствием в моей жизни, что я мог только шептать себе: “Он умирает, это его дыхание, он не может дышать.”

Мы вошли через заднюю дверь, как и договаривались, и вошли в кабинет.

- Быстро! - прошептал Веттер. - Не забывай, что ты был здесь. Не придумывайте никаких оправданий по поводу задержки. Или наденьте его на меня; скажи, что я не решался тебя разбудить.”

Я мало слушал все, что он говорил, и мало обращал внимания на меры предосторожности, которые предлагала его осторожность.

- Надеюсь, он не будет мертв , когда вы туда доберетесь, - добавил он, когда мы направились в холл. - Вот ваша шляпа.”

Я поймал себя на слове “мёртв.”

- Если он мертв” - повторил я бесцельно. - Если он мертв, Wetter ”

Затем на мгновение он повернулся ко мне, его лицо было полно выражения, его глаза были острыми и нетерпеливыми. - Он пожал плечами.

“Он старик, - сказал он. - Мы все должны умереть. А если он мертв”

- Ну, Мокрее, ну?”

- Ну, тогда ты наконец-то король.”

С этими словами он открыл дверцу моей кареты и остановился, придерживая ее. Я посмотрела ему прямо в лицо, прежде чем войти. Он даже не вздрогнул.; он кивнул головой и улыбнулся.

- Наконец-то ты король, - казалось , повторил он.


Рецензии