прелюдия продолжение

Начало здесь: http://proza.ru/2021/04/27/14

Приезжая в Москву после окончания консерватории Александр Зилоти всегда останавливался в доме Николая Сергеевича Зверева. 

Сергей Рахманинов, один из последних воспитанников Зверева, впоследствии отмечал, что «на фоне консерваторских профессоров, которые, за двумя или тремя исключениями – я имею в виду виднейших музыкантов старшего отделения, – представляли собой бесцветную ординарную посредственность, Зверев выделялся чрезвычайно оригинальным характером. Блестящий ум и живость значительно возвышали его над средним уровнем окружения».

Звание профессора Николай Сергеевич Зверев получил в 1883 году. Наибольшее число медалистов из числа выпускников консерватории того времени начинали свое образование именно у Николая Зверева.

Самым ценным в методике Зверева было то, что он обеспечивал своим воспитанникам грамотную и целесообразную постановку рук. У него был индивидуальный подход к каждому из учеников. Огромный труд, если учесть, что за 23 года работы через его класс прошли более 250 учеников, и это не считая частных уроков.

Из класса Зверева выходили технически оснащенные пианисты и с ними можно было идти вперёд в музыкальном развитии. Кроме того, Николай Сергеевич закладывал прочные нравственные и интеллектуальные основы у своих воспитанников и удивительным образом прививал им любовь к музыке.
 
«С самых первых уроков Зверев приучал к грамотному прочтению текста: ритмической точности, соблюдению музыкальных «знаков препинания», что подразумевало понимание формы изучаемого сочинения и основ музыкальной фразировки».

Профессиональная дисциплина, прививаемая «зверятам», неразрывно переплеталась у Николая Сергеевича с четко организованным укладом жизни. Помимо музыкальных занятий Зверев занимался и общекультурным развитием своих учеников, которых приучал посещать концерты, театральные спектакли, могли наблюдать в домашней обстановке общение выдающихся музыкантов, педагогов, актеров, литераторов, художников. Они посещали уроки танцев. Для занятий по русскому языку и литературе Зверев пригласил академика Фёдора Ивановича Буслаева, выдающегося лингвиста, фольклориста, историка литературы и искусства. В числе обучаемых Буслаевым был и Александр Зилоти.

Зилоти с благодарностью вспоминал: «Да если бы не строгость Николая Сергеевича, разве я был бы Зилоти?» А Рахманинов выразил свою благодарность Звереву словами: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему».

***

Я очень подробно описываю прекрасное образование, которое получил Александр Зилоти, высочайший уровень нравственности Николая Зверева и его ученика, несомненный талант и глубочайшую культуру музыканта, его признаный в мире исполнительский профессионализм, потому что понимаю сомнения некоторых с точки зрения того, а достоин ли был этот Зилоти трактовать самого Иоганна Себастьяна Баха. А не лучше ли исполнять оригинальное произведение великого композитора? На клавире. На том инструменте, для которого прелюдия и была написана.

Можно, конечно, но…  Клавир – это общее название клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, фортепиано, органа и их разновидностей. Никому доподлинно неизвестно, какой именно клавир стоял в доме Баха, как он звучал. Да и развитие технологий производства музыкальных инструментов с тех пор шагнуло далеко вперёд. Открылись новые возможности для достижения более глубокого звучания. Техника исполнения претерпела определённые изменения.

Трактовка Зилоти очень близка по содержанию произведениям великого композитора и способствует восприятию этого содержания благодарными современными слушателями. Проницательность Зилоти зиждется на мощном фундаменте его знаний, заложенном учебой в консерватории, а потом и уроками Ференца Листа, на очень тонкой духовной основе постижения человеческих чувств.

Подтверждением востребованности прелюдии Зилоти-Баха си минор служит исполнение этого произведения и в концертных залах именитыми пианистами разных школ, и в различных музыкальных салонах по всему миру, и любителями в собственных домах.
Произведение в его современном звучании выдержало главную проверку – проверку временем. Оно узнаваемо и любимо. Востребовано.

***

Но вернемся на сто лет назад. В то время Александр Ильич Зилоти вынужден был готовить свой побег из России.

В конце 1917 года, будучи руководителем Мариинского театра, организовал забастовку против большевистской революции. Весь коллектив Мариинки поддержал руководителя.

13 января 1918 Зилоти был арестован, но после беседы с Дзержинским освобожден под подписку "являться в градоначальство". Зилоти удалось эмигрировать. Или бежать.

С 1922 года он жил в США, преподавал игру на фортепиано в Нью-Йорке.

***

А в 1881 году молодому пианисту предстояли выпускные экзамены. О них, о занятиях с Ференцем Листом надеюсь рассказать в продолжении.

Продолжение: http://proza.ru/2021/05/03/1146


Рецензии
Спасибо, Кира, за рассказ!

"Клавир – это общее название клавишных музыкальных инструментов"
В двадцатом веке ещё появился синезатор.

Ноты одни, а звук уже другой.

С большим уважением (зелёная кнопка). Елена.

Местиа-Тау   01.05.2021 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо вам, уважаемая Елена.
Рада вас видеть.

С праздниками!

Кира Викторова   02.05.2021 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.