Великие люди от Авраама до Хокинга 35

Девятнадцатый век (продолжение)


У английского писателя Гилберта Честертона только одно на уме: как свернуть шею анархистам и социалистам, подрывающим устои старой, благонравной Англии. Правда, романист, в отличие от Дон Кихота, сражается не с мельницами, а с мельниками.

В скульптурах Сергея Конёнкова Иоганн Себастьян Бах – величав, Никколо Паганини – дерзок. Эти творения мастера – сама музыка!

В скульптурах Конёнкова камень превращается в музыку, а музыка – в камень!

Скульптор Конёнков по-роденовски пластичен и по-рахманиновски музыкален.

Немецкий философ-антрополог Макс Шелер считает, что в первую очередь надо выяснить сущность человека, а только потом – формы его деятельности. Процесс созидания жизни, по его мнению, определяется «порывом» и «духом», или «инстинктом» и «духом». Дух, не опирающийся на инстинкт, - бесплоден.

С дуба падает желудь, рядом вырастает деревце. В таком соотношении находятся австрийские композиторы Густав Малер и Арнольд Шёнберг. Как бы ни отличались гениальный романтик и глава Новой венской школы, у последнего еще долго остается возвышенно-романтическое восприятие мира. Он продолжает ценить красоту в музыкальном искусстве.

Из всех модернистов Шёнберг – наиболее устойчивый романтик.

Шёнберг – композитор таинственной ночи и лунного света.

Эмоции в музыке Шёнберга – это плывущие по ночному небу косматые облака.

Шёнберг пишет музыку безмятежных или жутких сновидений.

В музыке Шёнберга присутствуют не эмоции, а скорее призраки эмоций.

В музыке Шёнберга тьму жизни рассекает ослепительная молния любви!

Музыка неоромантического периода Арнольда Шёнберга – это бесконечные вагнеровские любовные томления в оркестре.

Арнольд Шёнберг, словно психоаналитик Зигмунд Фрейд, внимательно следит за тем, как эмоции переходят от сознания к подсознанию и обратно.

Арнольд Шёнберг и Дмитрий Шостакович – цветы ночи, страха и отчаяния.

Английский композитор Густав Холст оркестровыми красками «разрисовывает» планеты Солнечной системы. Каждая из них излучает присущий только ей одной магический свет.

 У художника, писателя, философа, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха планетарное мышление.

Рерих – художник «Святых гор».

Рерих – гуру добра и света.

Любовь говорит на двух языках – «языке земном и языке Небесном», о чем пишет Рерих. Ее корни уходят в землю, а ветви тянутся в Небо.

Рерих – проповедник всечеловеческой любви.

Из тьмы далеких веков к Божественному свету: таково духовное восхождение Рериха.

Рерих посылает человечеству весть о наступающей эпохе всеобщего счастья.

Художник Николай Рерих и композитор Александр Скрябин открывают людям звездную вселенную – будущий дом их обитания.

Живописец Николай Рерих – посланец мира и счастья. Под «Пактом Рериха» подписываются Эйнштейн, Кюри, Т. Манн, Швейцер, Шоу, Уэллс, Роллан, Тагор – весь цвет гуманистов XX столетия.

Адмирал Александр Колчак совершает форменную глупость: он возлагает на себя должность Верховного правителя России, находясь в тайных связях с англичанами и американцами.
 Если даже отсутствуют документальные свидетельства, подтверждающие версию, что он был завербован иностранной разведкой, то, все-таки, нельзя отрицать наличие его переговоров с властями США и Англии.

Уинстон Черчилль – масштабный политик, символ Великобритании: энергичный, деятельный, неукротимый, многогранный и, главное, талантливый человек! В личности Черчилля отражается высокий уровень развития Англии.

Черчилль – великий честолюбец в политике, литературе, живописи, исторической науке. И везде он добивается внушительных результатов.

Черчилль как политик и как человек обладает редкой способностью здравомыслия.

Облик Черчилля определяют огромный труд и редкая целеустремленность.

Черчилль – консерватор с аристократическими и одновременно плебейскими наклонностями.

Черчилль – откровенный националист, грезящий о всемирном господстве Великобритании.

Черчилль отстаивает свободу и права личности в Англии, не заботясь о том, что его держава порабощает множество других стран и даже целые континенты.

Черчилль гордится величием английской цивилизации. При этом он не говорит, что его островная держава защищена от внешней агрессии двумя неодолимыми препятствиями: проливом Ла-Маншем и могуществом Соединенных Штатов Америки (не надо забывать, что мать Черчилля – американка и что, следовательно, в нем текла американская кровь)!

Благодаря красноречию и демагогии Черчилль заставляет английских парламентариев верить ему. Делает он это всегда блестяще, даже после явных неудач на фронте.

Политический деятель Уинстон Черчилль и писатель Бернард Шоу – два раскидистых дуба в английской литературе, ведь именно по литературе Черчиллю присуждается Нобелевская премия.

Композитор Рейнгольд Глиэр – сладкоголосая заморская птица в русской музыке.

Глиэр – экзотический цветок красоты и счастья в музыкальном искусстве.

Музыка Глиэра отличается возвышенными эмоциями и благородными чувствами.

Музыка Глиэра опьяняет светом, красотой, феерией праздника.

Глиэр – романтик, упоенный счастьем.

Романтическая музыка Глиэра воплощает торжество счастливой жизни на земле.

Культ красоты отличает музыку Рейнгольда Глиэра и живопись Павла Кузнецова.

Музыка Рейнгольда Глиэра поднимает алые паруса Александра Грина, унося слушателей в чудесную страну красоты, благородства и счастья!

Гуманизм протестантского богослова, философа, органиста, музыковеда, врача Альберта Швейцера опирается на христианскую мораль.

Для Швейцера человек – высшее разумное существо!

Швейцер – приверженец деятельного человеколюбия.

В возрасте 21 года Альберт дал клятву заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». «Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, - объяснял он, - но претворить его в жизнь».
Швейцер решил стать практикующим врачом, чтобы уехать в Африку и лечить местное население. Для этого он закончил медицинский колледж Страсбургского университета, а также прошел курс тропической медицины в Париже.
В 1912 году состоялось бракосочетание Швейцера и Елены Бреслау. Это был семейный союз, благословленный Небесами. Елена тоже стремилась помогать больным людям. Она была готова содействовать грандиозным планам мужа, намеревавшегося построить в джунглях современную больницу. Через год молодая чета отплыла в Африку. Там Швейцер открыл клинику, лечил туземцев от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же 9 месяцев он принял около 2000 больных. Параллельно он писал труды по философии, теологии, этике, искусству. Такой напряженный ритм работы длился десятилетия, пока к нему не пришла всемирная слава.
Нет сомнения, что великий гуманист не справился бы с этой титанической работой, не будь рядом верной помощницы Елены Бреслау!

Жертвенное служение человечеству Швейцера граничит с подвигом.

Богослов и философ Альберт Швейцер – гуманист святой жертвенности, иезуит и палеонтолог Тейяр де Шарден – жертвенной святости.

Фриц Крейслер – волшебник скрипки.

Крейслер – творец чудесных скрипичных миниатюр.

Крейслер – один из самых изысканных и тонких музыкальных стилистов.

Скрипка Крейслера источает аромат белых и красных роз.

Музыка Крейслера – это мир нежных чувств и благородных порывов.

Скрипка Крейслера чарует магией красоты.

Скрипка Крейслера обрушивается водопадом в долину счастья.

Скрипичная музыка Крейслера захватывает слушателей в плен виртуозными пассажами, зажигательными ритмами народных танцев. Она волнует лирикой, которая погружает в сладостную негу или уносит мечты в голубое небо.

Музыке Крейслера свойственны благородство и душевная чистота. Этому содействуют его вера в Бога и увлечение музыкой старинных композиторов.

Отличительная черта произведений Фрица Крейслера и Франца Легара – изысканный венский стиль.

Владимир Петрович Филатов – выдающийся ученый, офтальмолог, хирург, изобретатель, поэт, художник, мемуарист, академик, увлекавшийся музыкой и философией. При всей широте интересов Филатов был верующим человеком. Если он не мог помочь незрячему, то направлял его к священнику, надеясь, что вера в Бога вернет зрение пациенту.
Не наука, а Творец всевластен!

Музыка французского композитора Мориса Равеля взлетает в ночное небо красочным фейерверком!

Музыка Равеля настолько яркая, что пробуждает в уме целый ряд образов: это шествие средневековых рыцарей и королевские особы, водные стихии и струящиеся фонтаны, зеркальная гладь моря и причудливый подводный мир; вселенский мрак и сотворенный Всевышним счастливый мир; Адам и Ева в раю и коварный змий, соблазняющий первых людей вкусить плод с Древа познания добра и зла.

Равель кружится с дамой в изысканном венском вальсе или сопровождает ее в степенном испанском болеро. И делает он это посредством удивительно пластичного и колоритного оркестра!

Равель – величайший живописец в музыке. В опере «Испанский час», он, словно факир, жонглирует горячими и холодными огнями. Композитор потрясает слушателей фантасмагорической красотой музыкальных произведений.

Отдаваясь во власть испанской стихии, Равель демонстрирует блестящую технику оркестрового письма. Его оркестр исключительно ярок и богат.

Равель – испанский француз. Воспевая Испанию, он прославляет Францию!

 Морис Равель нередко доводит симфоническое звучание оркестра до чувственного экстаза. В этом отношении он сопоставим с Густавом Малером и Александром Скрябиным.

Торжество красок в живописи – это Анри Матисс, цветение звуков в музыке – это Морис Равель. В их творчестве встречаются две Франции – провансальская и испанская, два танца – фарандола и болеро!

Музыкальные полотна Мориса Равеля написаны праздничными красками, подобно картинам художника Огюста Ренуара.

Немецкий писатель Томас Манн – титан духа.

Манн – глашатай разумного человечества.

Манн взывает к человечности и милосердию: его гуманизм совестливый, отзывчивый.

Для Манна вера в Бога является сферой разума, а значит она – разумна!

Манн – писатель воистину гётевского и толстовского масштаба, ибо он, подобно гениям XIX века, мыслит столетиями, эпохами, цивилизациями.

«Разлом, распад и разложение» - вот те слова Манна, которые определяют содержание бытовой эпопеи «Будденброки».

В психологически напряженной прозе Манн с огромным усилием преодолевает мрак обыденности. Иная ситуация описывается в романе «Лотта в Веймаре»: его главный герой поэт Гёте стоит на Олимпе в лучах сияющего солнца.

В отображаемой жизни Манн – реалист, в воображаемой им музыке – экспрессионист. Описанная словами абстрактная музыка сближает автора «Доктора Фаустуса» с композиторами XX века.

Мотивы гибели, жизненных катастроф, крушения надежд неизменно присутствуют в романах Манна. Символично, что свою последнюю новеллу он называет «Чёрный лебедь». Этот образ воспринимается, как символ будущей катастрофы!

К романам-рекордсменам надо отнести эпопею «Будденброки» Томаса Манна, созданную им в 26 лет, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова, написанный автором в 23-28-летнем возрасте. Оба произведения удостоены Нобелевской премии.

В психологической теории швейцарского психиатра и педагога Карла Густава Юнга «маска» - сознание, «душа» - подсознание. Маска скрывает то темное, что таится в человеке с незапамятных времен. В молодые годы Юнг сотрудничает с Зигмундом Фрейдом, позднее – расходится с ним.

Юнг разрабатывает теорию «коллективного бессознательного». Ученый предлагает это понятие для обозначения особого класса психических явлений, которые, по его мнению, существуют не только, как бессознательное субъекта, но и как семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Если индивидуальное бессознательное несет в себе информацию психического мира одного человека, то коллективное бессознательное – информацию психического мира всего общества или общественных групп.
К этому следует добавить, что бывает классовое бессознательное. В XX веке оно особенно ярко проявляется в Советском Союзе. Национальное и расовое бессознательное выплескивается наружу в фашистской Германии. Бессознательное англо-саксонского превосходства имеет место в современной Великобритании и Соединенных Штатах Америки.
Сегодня активно используется американскими политтехнологами локальное коллективное бессознательное в так называемых «цветных революциях» по всему миру.

Русско-литовский живописец Мстислав Добужинский – художник ночных теней и призраков.

Заслуга Добужинского перед литовским народом состоит в том, что он дал высокую оценку таланта Чюрлёниса – автору романтической, одухотворенной живописи.

Член объединения «Мир искусств», академик Императорской Академии художеств Евгений Евгеньевич Лансере в советское время писал картины на злободневные темы. За 3-4 года до смерти он получил Сталинскую премию.
Судьба непредсказуема!

Литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис – мастер живописной музыки и музыкальной живописи.

Жизнь Чюрлёниса – это неукротимый творческий порыв! Композитор с тонкой психической организацией создает нервную музыку, граничащую с экспрессионизмом.

Художник Константин Юон неподражаем в зимних пейзажах с их почти невидимыми переходами от крепкого мороза к весенней оттепели.

Ленинский нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский блистает всесторонними знаниями при ограниченном уме. Он не в состоянии разобраться в вопросах религии и социализма, общечеловеческой и классовой литературы. Его богостроительство рушится, а драматургия исчезает в небытии.

Австрийский поэт Райнер Мария Рильке – король лирики.

Рильке одаривает мир лирическими цветами поэзии.

Для Рильке вспышка вдохновения равна вспышке новой звезды.

Поэзия Рильке – это магия слов.

Стихи Рильке – звездные россыпи на небе и весенние цветы на лугу.

Рильке находится в сакральной близости с мирозданием.

Одиночество Рильке растворяется в таинственности мира природы.

Душа Рильке – безмерна, как вселенная.

В лирической поэзии Рильке поднимается от романтика к символисту, от символиста – к философу.

Рильке восторженно любит Россию, называет ее «духовной родиной».

Джек Лондон – маяк в американской литературе.

Лондон обладает крепкими нервами в борьбе за признание и славу.

Лондон поклоняется культу силы, красоты и свободы.

Лондон нордическим ветром проносится над торгашеской Америкой.

Лондон рано уходит из жизни, ибо устает от своего гипертрофированного индивидуализма и напряженного творчества: за 16 лет – 50 книг. Слишком тяжелая ноша даже для такого выносливого человека, каким был автор «Железной пяты».

Литературный герой Лондона Мартин Иден, желая разорвать бессмысленные отношения с жизнью, ныряет в глубину океана. Его же автор погружается в бездну невозвратного наркотического сна. Сколько затрачено писателем энергии и сил, чтобы добиться всемирной славы! И вдруг – бесславный конец!

Джек Лондон – американский Джордж Байрон.

В отличие от мужественного Джека Лондона О.Генри женственен, мягок, ласков и нежен: творчество этих писателей раскрывает американский характер в его двойном единстве.

Пристрастие к алкоголю рано уносит из жизни трех самых талантливых писателей Америки: Эдгара По и Джека Лондона в 40 лет, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда – в 44 года.

Джек Лондон и Генри Миллер – отважные ковбои в американской литературе.

В красочных натюрмортах Пётр Кончаловский демонстрирует себя как художник волшебных даров природы.

Кончаловский и Ольга, дочь Сурикова, в молодости дали клятву в вечной любви. До конца жизни супруга художника оставалась для него самой очаровательной женщиной, которой он восхищался и дорожил. Нерушимое счастье они построили собственными руками!


Рецензии