Сквозь призму авторского взгляда

Филипп Янкелевич Завт родился в 1935 году в Одессе.
Окончил Одесскую музыкальную школу-десятилетку им. П.С. Столярского и институт военных дирижёров при Московской консерватории.
33 года служил в военных оркестрах Белорусского военного округа. На окружном конкурсе 1986 года военный оркестр под управлением Филиппа Завта занял 1-место.
Преподавал в музыкальном училище Новополоцка, руководил студенческим духовым оркестром. На Республиканском конкурсе 1993 года оркестр занял 1-е место.
Руководил Полоцким еврейским культурным центром, создал эстрадный ансамбль «Блуждающие звезды». В 2004 году в Берлине ансамбль удостоился звания лауреата на фестивале «Золотая Ханукия», организованном Всемирным конгрессом русскоязычного еврейства.
С 2006 года проживает в Иерусалиме. Издал автобиографическую книгу «Счастливчик из Одессы», пишет стихи.
Ф. Завт
 Сквозь призму авторского взгляда
 (мой новый друг Борис Турчинский)
 
В 85 лет жизнь не часто преподносит приятные сюрпризы, но бывают и неожиданные исключения...
Прожив 15 лет в Израиле, я узнал от своего однокурсника, Бориса Гофмана, что в городе Герцлия живёт интересный человек - Борис Турчинский. Оказалось, он что окончил Одесскую консерваторию по классу кларнета. Преподает, сотрудничает с московским музыкальным журналом “Оркестр". Его статьи публикуются в ведущих израильских русскоязычных газетах «Новости недели» и «Глобус». В очерках и книгах Бориса - калейдоскоп жизни обширного и увлекательного мира духовой музыки.
Меня заинтересовал этот человек, а главное – его связь с городом Одесса, где прошло моё детство и юность, где в 1953 году я закончил школу им. П.С. Столярского по классу ударных инструментов.
Прошло несколько лет, и я позвонил Борису, чтобы узнать что-нибудь о наших общих знакомых (а их оказалось немало). Об этом впереди…
… Тёплый голос ответил мне, и скоро мы разговорились уже как два бывших одессита...
Из нашего телефонного разговора Борис узнал, что в 2019 году я закончил книгу своих воспоминаний «Счастливчик из Одессы», - а мне стало известно, что в 2020 году Борис опубликовал новую книгу “Одесса. Музыка и музыканты".
Получив по электронной почте эту книгу, я с 7 часов вечера до 3 часов ночи взахлёб читал её и не мог оторваться. Особенно меня тронула судьба моего земляка-одессита Марка Штейнберга, который так же, как и я, в августе 41-го уплывал на теплоходе из Одессы...
А Борис, прочитав мою книгу, принял решение приехать ко мне в Иерусалим, и 2 апреля он со своей замечательной женой Асей был у меня в гостях.
Встреча продолжалась несколько часов. Она была очень тёплой и задушевной, а в конце казалось, что мы знакомы уже много лет! Борис подарил мне шесть своих книг и два экземпляра журнала "Оркестр" с опубликованными в них его очерками.
Широкая панорама истории духовой музыки
Мне открылась настоящая летопись, широкая панорама духовой музыки с Петровских времён до наших дней, открылись судьбы десятков дирижёров, преподавателей, музыкантов-исполнителей... Сам Борис с 13 лет служил воспитанником военного оркестра в Вильнюсе, где дирижёром был известный военный дирижёр, заслуженный артист Литвы Иосиф Моисеевич Манжух, с которым в 90-годы мне посчастливилось встретиться в Вильнюсе.
Окончив Житомирское музыкальное училище и Одесскую консерваторию, Борис, впитав всё лучшее, что дали ему эти два учебных заведения, стал прекрасным исполнителем на кларнете, саксофоне и опытным дирижёром многих оркестров и ансамблей...

               Жадная потребность рассказать

В 55 лет в нём проснулась потребность рассказать о своих учителях, друзьях, дирижёрах, с которыми он встречался в жизни. Обратите внимание: многих из них он считает своими учителями - начиная с руководителя духового оркестра Дворца пионеров в Житомире, легендарного Семёна Николаевича Москалёва, память о котором он так бережно хранит.
Восхищаюсь фантастической работоспособностью Бориса - сколько им перепахано материала, сколько у него было встреч с интересными, легендарными музыкантами, как увлекательно всё это подано и как легко читается... 
Логично, что в 2020 году Бориса Турчинского приняли в Союз русскоязычных писателей Израиля.
Среди очерков я нахожу материалы и о своих преподавателях и друзьях по институту военных дирижёров …
Мои однокурсники - Анатолий Мальцев, начальник оркестра Министерства
Обороны и дважды Краснознамённого Ансамбля им. Александрова, Эдуард Казачков – начальник военно-оркестровой службы Дальневосточного военного округа, композитор; Борис Гофман с его оркестром с далёкой Камчатки - легендарный победитель Всеармейского конкурса военных духовых оркестров 1970 года!..
Прозвучали и новые для меня имена: Анатолий Мухамеджан, Сергей Дурыгин - начальники оркестра министерства обороны России.
Старые имена военных дирижеров в очерках Бориса открылись для меня в новых ракурсах. Это начальник военно-оркестровой службы Киевского военного округа Эмиль Маркус, чей оркестр штаба завоевал на Всеармейском конкурсе военных духовых оркестров в 1970 году первое место. Дирижёр и первый исполнитель некоторых произведений для трубы А.Ф. Гедике Иосиф Древецкий… Нар. арт. Татарстана Григорий Ройтфарб, известный белорусский трубач и педагог Иосиф Златкин, зав. кафедрой медных духовых инструментов Московской консерватории Владимир Шиш, профессор Петрозаводской консерватории музыкальный публицист Виталий Фартушный - и многие, многие другие.
Впечатлён замечательным интервью с Сергеем Накаряковым – человеком мира, выдающимся трубачом.
А как увлекателен рассказ о профессоре института военных дирижёров и Московской консерватории Борисе Дикове и его американском ученике - кларнетисте Чарльзе Найдике! Советую найти этот очерк в интернете – он называется «Я стараюсь играть убедительно».
Не менее интересна судьба композитора из Голливуда Гаммы Скупинского, с которым Борис проходил службу в оркестре штаба ПрикВО в 70-х годах.
Я узнал о композиторах, активно пишущих музыку для духовых инструментов. Это живущие в Израиле Нубар Асланян, Юрий Поволоцкий, Борис Пиговат, Борис Левенберг, композитор из Москвы Александр Гилёв.
Кажется, что нет такой сферы духовой музыки, которой бы не коснулось перо Бориса: академическая музыка, музыка клезмеров, джаз… Увлекательны и красочны очерки об Александре Канцберге, Михаиле Городецком, Германе Гольдштейне.
Достойны внимания очерки исследовательского характера: об Оркестре полиции Израиля (дирижер Михаил Гуревич), которому в 2022 году исполняется 100 лет, об оркестре Армии обороны Израиля (дирижер Ром Шамир) и об оркестре консерватории Петах-Тиква (дирижер Михаил Дельман), где уже 30 лет трудится мой новый друг Борис. Кстати, в 2016 году этот консерваторский оркестр принимал участие в ежегодном Международном фестивале «Спасская башня» в Москве – думаю, это большая честь для коллектива и подтверждение его исполнительского уровня.
С удовольствием прочитал очерк об известном литовском кларнетисте Альгирдаса Будриса. Кстати, Борис, будучи воспитанником оркестра, участвовал в Республиканском конкурсе юных исполнителей на духовых инструментах в г. Укмерге и в номинации кларнет завоевал 1-место. А председателем жюри этого конкурса был А. Будрис, сегодня - профессор Литовской Национальной Академии музыки.
В книге об одесских музыкантах я с радостью нашел очерк "Чтобы помнили", где с особой теплотой рассказывается о музыканте уникального масштаба Вере Петровне Базилевич.
Самый заметный из учеников Веры Петровны - Калио Мюльберг, лауреат международного конкурса, профессор, сам впоследствии воспитавший плеяду славных кларнетистов, среди которых лауреат международного конкурса профессор Иван Оленчик, дирижёр Харьковского театра оперы и балета Леонид Джурмий, профессор Киевской консерватории Вячеслав Тихонов, доцент Российской Академии музыки им. Гнесиных Николай Волков, лауреат международного конкурса Андрей Старченко, солист оркестра Одесского оперного театра Юрий Петелько и много других замечательных кларнетистов - в том числе и Борис Турчинский... Кстати, некоторые из упомянутых музыкантов стали героями его очерков.
Прочитав все книги Бориса, я подумал: может ли он еще чем-нибудь меня удивить?.. 

И вот я вижу очерк под названием "Литавр таинственные звуки". Тут я был окончательно добит – конечно, в хорошем, познавательном смысле! Ведь это не просто статья, это бестселлер! Поднимите страницы интернета: много ли там написано об ударных? Много лет я с наслаждением играл на всех ударных инструментах. Казалось, что нового я смогу узнать из этой статьи?
Я интуитивно предвкушал, что здесь меня ждёт что-то очень интересное, - и не ошибся! Борис копнул в глубь веков… 
Передо мной – 1862 год, только что созданная Санкт-Петербургская консерватория и мой коллега из прошлого!.. В 2014 году в нынешнем Санкт-Петербурге праздновали 200-летие Ивана Фёдоровича Мертенса - первого преподавателя ударных инструментов консерватории, солиста-литавриста Императорских театров Петербурга. Среди его учеников был Иосиф Леджер, сокурсник и друг Петра Ильича Чайковского.
… В современной музыке ударные инструменты взлетели на космическую высоту! Фантастично звучит кантилена во второй октаве под скользящим по там-таму пальцем… Поют маримбы и тарелки - при игре на них контрабасовым смычком…
Композитор Михаил Либман, живущий в Израиле, несколько лет назад задумал большое сочинение о еврейском народе. Неким рефреном в нём должны были звучать дудук, яэли, танбу… Сегодня это произведение – оно называется «Эманация 1» - не только создано, но и исполнено известным ансамблем ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.
Возвращаюсь мыслями в Одессу
Нас с Борисом очень сблизили воспоминания о любимом городе, где мы оба учились в молодые годы.
Почему одесские очерки так притягивают читателя? На этот вопрос дал хороший ответ редактор всех книг Бориса, журналист и писатель Михаил Каганович. «Потому, что к городу этому у автора особое расположение, особое тёплое чувство, и оно непроизвольно передается читателю».
… Сегодня я с теплотой вспоминаю своего первого учителя Владимира Ивановича Вотрина - литавриста оркестра Одесского оперного театра, опытного педагога, душевного человека с озорным одесским юмором...
Сквозь призму авторского взгляда
Вот что пишет друг детства Бориса, Виктор Мирошниченко из Москвы: «Фиксированные события и даты жизни реального персонажа сквозь призму авторского взгляда Бориса Турчинского превращаются в увлекательный сюжет об удивительном, зачастую неведомом широкому кругу читателей (а порой - даже и музыкантов) одарённом, талантливом Человеке. Считаю это высшим проявлением Памяти и Благородства». Как точно и выверенно сказано.
Завершить этот очерк хочется пожеланиями Борису Турчинскому творческих удач, массы новых очерков и рассказов. Мы, духовики, их с нетерпением ждём!


Рецензии