Ситуация на уроке
В качестве домашнего задания преподаватель задал сделать устное и письменное описание нескольких картинок, посвященных различным коммуникативным ситуациям. Но ученица не сделала это домашнее задание. Преподаватель оставил его на следующий раз. Она снова не сделала. Тогда он решил сделать его на уроке. Подобные задания можно делать как на уроке, так и самостоятельно.
И вот начинается описание картинок, преподаватель исправляет, подсказывает, объясняет, помогает. Вдруг, ученица, не выдержав, взрывается и с претензией заявляет, что не видит никакого смысла в таком задании, потому что она говорит лишь то, что и так знает, а те слова, которые подсказывает преподаватель, она их тут же забудет, поскольку никогда к этой лексике больше не вернется. Ученица потребовала, чтобы преподаватель заранее составлял список этих слов и выражений и отрабатывал их с ней.
Таким образом, ученица предложила преподавателю самому сделать то, что было задано ей в качестве домашнего задания, т.е. выполнить работу вместо нее. Сам задал – сам пусть и делает!.. Найти в словаре и записать в тетради незнакомые, недостающие слова, сделать описание коммуникативных ситуаций было ее задачей. Преподаватель исходит из того, что если задание дано и на его выполнение была целая неделя, то оно будет сделано. Но она перекладывает это на преподавателя. При таком задании не предполагается, чтобы преподаватель составлял какой-либо список лексики. Преподаватель подсказывает лишь те слова и обороты, которые забыла ученица или не знает, иначе она не сможет выполнить данное задание. Помимо описания картинок, нужно самостоятельно составить свои фразы с теми словами и оборотами, которые она не знает или забыла - для лучшего закрепления.
Преподаватель не знает, какие слова и выражения знает ученица, а какие нет, поскольку прежде ее обучал другой преподаватель. Поэтому он не может подобрать список именно тех слов, которые забыла или не знает конкретная ученица.
Ученица все перепутала. Данное задание не преследует цель отработки какого-то списка устойчивых выражений. Для этого у преподавателя есть другие задания и упражнения. То, что преподаватель подсказывает какие-то слова не означает, что он дает эту лексику. Он не может не подсказывать их, иначе ученица не сможет закончить фразу. Если уж пришлось делать задание на уроке, кто мешает записывать необходимые слова и выражения в тетрадь? Ученица уже на том уровне, когда способна на слух безошибочно записывать большинство слов. Очень полезно именно на слух записывать слова и обороты, так они лучше запоминаются, а не получать в готовом письменном виде, т.к. ученица концентрирует свое внимание. А если все будет делать преподаватель, то результата она не получит. Кто поработал – только тот получил результат.
Но ученица не собирается напрягаться, поэтому приступает к уроку без тетради и без ручки, т.к. не собирается что-либо записывать. А зачем? Если все равно не собирается потом этими словами пользоваться... Поэтому, потакая своей лени, пытается переложить эту задачу на преподавателя. Преподавателю следует записывать только наиболее сложные с орфографической точки зрения слова и выражения. Если преподаватель будет прямо на уроке записывать вместо ученицы абсолютно все незнакомые слова, то уйдет много времени, что не предполагалось планом урока.
Ученица не понимает, для чего нужно делать описание картонок, а тем временем, преподаватель через это задание предоставляет ей возможность разговориться на иностранном языке. Он создает условия для говорения. Без таких заданий она благополучно забудет даже то, что знает. Ученица не понимает, что в изучении иностранных языков есть либо прогресс, либо регресс. Без практики все забывается и довольно быстро.
Как можно утверждать, что к этой лексике она больше никогда не вернется? Вообще-то вернутся к этой лексике и к этому заданию придется, т.к. оно еще не сделано письменно.
Ученица утверждает, что бессмысленно делать это задание, тк она все равно не запомнит новую для себя лексику. Чтобы запомнить надо сначала сделать что ей было задано, затем составить свои фразы-примеры с этими словами, для лучшего закрепления. Но она утверждает, что не запомнит, поскольку она не собирается работать ни самостоятельно дома, ни на уроке.
Она не видит смысла в описании речевых ситуаций, представленных картинками... Наверное, преподавателю лучше знать, что имеет смысл, а что нет?.. Ученице не нужно искать смысл, надо просто выполнять задания и приобретать знания, умения, навыки. Она реагирует так, будто ее попросили сделать что-то, что никак не связано с изучаемым языком.
Ученица, которая занимается один раз в неделю по 60 мин, которая не готовится к занятиям, у которой даже нет авторучки на столе к моменту занятия, учит опытного преподавателя как и чему обучать?..
Поскольку данное задание она не сделала дома, то ей приходится выполнять его на уроке, на ходу. На это уходит много времени и ученице уже кажется, что все обучение построено на описании картинок. И уже преподаватель слышит претензию и на этот счет. Однако такое задание – лишь часть обучения. Если бы ученица сделала его самостоятельно дома, то на уроке проверка не заняла бы много времени. Но не сделав задание дома она сама лишает себя возможности проработать больше нового на уроке с преподавателем. Если бы ученица не свела бы уроки с преподавателем к минимуму – одному часу раз в неделю, и выполняла бы все задания, то на уроках успевали бы прорабатывать много нового.
Фактически ученица сообщила преподавателю, что не имеет смысла ей задавать что-либо на дом и в случае невыполнения делать вместе на уроке. - Это что-то новое… Не бывает учебного процесса без самостоятельной работы. Домашняя работа – это обязательная и неотъемлемая часть учебного процесса. Более того, самостоятельная работа должна по объему времени превышать занятия с преподавателем. А в данном случае самостоятельной работы нет вообще, а занятия с преподавателем – час в неделю. Через сколько времени такая ученица выучит язык? Зато сколько нервов потрепит своему преподавателю? При таком раскладе это не будет обучением, а лишь попыткой сохранить в активе имеющиеся знания и навыки, как-то систематизировать и упрочить их. Но это непростая задача, которая под силу только опытному или начинающему, но талантливому преподавателю, ведь в процессе обучения ученица не помогает, а мешает своему обучению.
В общем ученица старается переложить всю работу на преподавателя, чтобы в следующий раз не повадно было задавать домашнее задание.
Свидетельство о публикации №221043001408