VIII. Гл-12. Моравы. Варшава

***  VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1  ***
 
     Саня Завгородний, которого я в Токмаке учу летать на Як-52, открыл мне свою «тайну». Оказывается, он работает у одного запорожского бизнесмена водителем и заодно ещё помощником и охранником. Бизнесмен этот Александр Л., вроде, не «мелкий», у него и рудник какой-то есть и завод. Платит тоже, кажется, неплохо. Например, Саня рассказывает, что к Новому Году он всему своему «близкому» кругу работников, в том числе и Сане, платит премию, - столько тысяч долларов, сколько лет они у него работают. Саня работает у него уже восемь лет.
 
     И этот Санин шеф в последнее время стал интересоваться авиацией, подумывает купить небольшой самолётик. Вот Саня и решил научиться летать, чтобы быть у своего шефа не только личным водителем, но и личным пилотом. Оригинальная идея, ничего не скажешь. Говорю ему:
     - Саня, так чего же ты нерегулярно приезжаешь на аэродром? Ведь тебе, если ты хочешь возить шефа на самолёте, надо не просто научиться летать, а ещё самому полетать, – набраться опыта. На это время надо.
     - Всё, буду теперь чаще приезжать.

    А пока, по Саниной просьбе я начал искать его шефу самолёт. Какой самолёт ему подойдёт? Этого Санин шеф и сам не знает. Как я понимаю, он тоже далёк от авиации, но наличие больших денег пробуждает вот такие «несформированные» желания. Что может ему подойти? Маленький самолётик вроде Цессны? Или что-то посерьёзнее, вроде двухмоторной Моравы, что недавно пригнал Радек кому-то из Днепра? Интересный, кстати, самолёт, L-200, чешский, двухмоторный, надёжные движки Вальтер-Минор. Салон шикарный, пятиместный, очень похож на салон Мерседеса-123. Пассажирская кабина относительно большая с большим остеклением и хорошим обзором. Не очень современный, конечно, шестидесятых годов, но зато не будет дорогим.

     Что интересно, этот Санин шеф не хочет покупать самолёт через перекупщика, вроде Радека, только напрямую в Европе. Нашёл я интересный сайт по продаже небольших подержанных самолётов, там большой выбор самых разных самолётов, по самой разной цене. Полно самолётов вроде Цесны, есть и Моравы. Передал это Сане, - теперь мы с ним регулярно летаем в Токмаке на Яке, он вполне сносно осваивает полёты. 

     Говорит Саня, что шеф смотрел в Интернете и Цессны, и Моравы. Понравилась ему Морава, почитал про неё, хотел бы её купить. Так что, занялся я целенаправленно поиском подходящей Моравы. Нашёл интересный вариант – продаются в Швеции сразу две Моравы, шестьдесят второго года «рождения» за 60 000 евро. Списался по электронной почте с продавцом, узнал подробности. Продавец – швед, гражданский пилот, купил эти Моравы в Варшаве. Одна из них в лётном состоянии, стоит в ангаре какой-то варшавской лётной школы, другая у него дома в разобранном виде, есть ещё много запчастей к ним. Можно купить любую, но, если покупать сразу обе, отдаёт за 55 тысяч евро. Общались мы со шведом на английском, писал я ему через компьютерный переводчик, он меня понимал.

     Санин шеф долго не думал, решил брать обе Моравы. Стал я с этим шведом вести переписку о покупке, много разных вопросов возникало, - по оплате, по доставке, по оформлению всей этой «сделки». Задавал мне этот швед-пилот разные вопросы, например, - можно ли купить на Украине Л-39, или МиГ-29, или полетать на МиГ-29. Я уже и выяснял эти вопросы, даже договаривался на запорожском авиаремзаводе о полёте на МиГ-25. За покупку Л-39 сказал шведу, что купить можно без проблем, а, чтобы купить МиГ-29, дело надо вести с Правительством. Но швед как-то тихо съехал с этой «темы».

     Санин шеф подключил к оформлению этой сделки какую-то запорожскую фирму, что занимается подобными вопросами. Возникла анекдотичная ситуация – при заключении сделки украинская таможня требует договор с печатями покупателя и продавца. Швед пишет мне, что у него нет никакой печати, что ему делать? Я советую ему оформить сделку через какую-нибудь фирму, - наверное, у него есть знакомые, которые занимаются бизнесом. Пишет мне швед, что знакомые бизнесмены у него есть, но у них на фирмах нет никаких печатей. Тогда я посоветовал ему купить в супермаркете в отделе канцтоваров наборный штамп и ставить его вместо печати. Я слышал подобную историю от своего питерского знакомого, который имел дело с финнами, у которых тоже не было печати.
     Швед так и сделал, - купил в магазине штамп, набрал там своё имя, ещё что-то и всё прошло, как по маслу. Теперь у него, как он с удовольствием мне написал, есть собственная печать.

     Оплата, по каким-то соображениям, должна была быть произведена наличными и в Варшаве. Швед даёт телефон своего варшавского знакомого Анджея Г., с которым мы должны иметь дело и отдать ему деньги. Тот нас встретит на варшавском вокзале.

     Короче, делаем мы с Саней визы в Польшу, шеф даёт Сане банковскую карточку с евро, и мы едем поездом в Варшаву. До Киева едем таким знакомым поездом Запорожье-Киев, - сколько ночей мне пришлось в нём провести, не счесть. Этот поезд и из Запорожья выходит в ночь, и из Киева обратно тоже.
     После небольшого ожидания в Киеве едем дальше поездом Киев – Варшава. Он тоже отходит из Киева вечером и прибывает в Варшаву утром. Едем плацкартным вагоном, видно по «контингенту», что это в основном «челноки», - тётки, что-то везущие из Украины в Польшу, и потом везущие что-то обратно. Не знаю, что они везут из Польши, но в Польшу они везут в основном сигареты. Это очень заметно. Таможенники уже вовсю «работают» в вагоне, - раскручивают винты всевозможных ёмкостей вагона. И в стенках, и в потолке. Даже раскручивают и проверяют плафоны светильников. И, как результат, на столиках то в одном купе, то в другом появляются стопки сигаретных блоков и понурые тётки рядом с ними.

     Утром, въехал наш поезд под своды Варшавского вокзала, покинули мы вагон и пошли искать Анджея. Мы с ним уже созванивались перед выездом и без проблем встретились у билетных касс. Анджей оказался весёлым, в меру упитанным, солидного возраста поляком, всю жизнь протолкавшимся в авиации. Я с ним быстро нашёл общий язык. Отвёз он нас на какой-то, скорее всего, немецкой тарантайке, в смысле «авто», в гостиницу, где и оставил. Ехали мы не по центру Варшавы, - вроде широкие улицы, дома современные высокие, есть и старые, но всё как-то серовато. Не впечатлила меня Варшава. Договорились после обеда встретиться возле какого-то варшавского банка, Анджей объяснил, как добраться туда на трамвае от гостиницы, - всего несколько остановок. Предлагал оставить нам несколько злотых на дорогу, но мы отказались, - у нас была кое-какая-то сумма злотых. Мы же готовились. 

     Обедать в гостинице мы не стали, кое-что у нас было с собой. Перекусили. После обеда, в оговоренное время поехали мы варшавским трамваем к месту встречи. Трамвай обыкновенный, такие же и по Запорожью скрипят, по-моему, - чешские. Людей в вагоне немного, с интересом разглядываем серый мартовский пейзаж за окном. Снова широкие улицы с малоэтажными домами, скверы, много деревьев. Водитель объявляет остановки, мы внимательно слушаем, чтобы не проехать свою. Каково же было моё удивление, когда водитель объявил очередную остановку, - «Цвинтер жидовский»! Цвинтер – понятно, и на украинском так же называется кладбище. Но, - «жидовский»? У меня в крови заложено, что это оскорбительное название евреев, а тут спокойно называют остановку. Оказывается, по-польски это нормально!

     Доехали мы до своей остановки, встретили Анджея. У него в этом банке, к которому мы приехали, работает не последним лицом его хорошая знакомая. Отдали мы карточку Анджею, и он пошёл в банк снимать с неё евро. Вскоре возвращается обескураженный. Оказалось, что снять наличные с карточки, выпущенной на Украине, в Польше не получится.
     - А другие варианты? – спрашиваю я.
     - Можно снять в банкомате, но в Варшаве в банкоматах евро нет.
     - А где есть?
     - В Германии.

     После недолгих размышлений, мы приходим к единственному варианту, - надо ехать в Германию и там снимать деньги в Банкомате. Поскольку мы с Саней всё равно поехать в Германию не можем, отдаём карточку Анджею, он туда поедет и снимет деньги. Этап «расчёта» уже определён, пора приступать к этапу «передачи» самолётов от Продавца Покупателю. Анджей предлагает ехать на аэродром варшавского авиационного Центра, где находится летающая Морава, там всё и обсудить. Там же встретимся и с Вацлавом К., ещё одним участником нашей «сделки». Он же и начальник этого Центра. Как я понял, швед через Анджея с Вацлавом купил Моравы в Польше, одну забрал к себе, а вторая осталась в Варшаве у Вацлава. Теперь продаёт обе. Что-то разочаровался!? На своей «тарантайке» Анджей везёт нас на аэродром.
 
     Знакомимся с Вацлавом, это средних лет не очень разговорчивый поляк, немного, как и Анджей, говорящий по-русски. Знакомит нас с варшавской лётной школы. Школа представляет собой большой ангар и лётное поле.
     В одном из примыкающих к ангару помещений расположен и офис школы, которая готовит частных пилотов. На стенах висят карты, какие-то схемы, фотографии, плакаты, в шкафах книги и папки, несколько столов, разная оргтехника. Из одного из рекламных плакатов на стене узнаю, что эта, как я понял от Анджея, «варшавская лётная школа» не совсем и «школа», а солидно звучащий, «Авиационный Центр IBEX». В общем, понятная и знакомая обстановка.

     Ведут нас в ангар, он довольно большой, с высоким потолком. Тут же вижу и «нашу» Мораву L-200D. Чистенькая и блестящая, с характерно выступающей вперёд носовой стойкой, серого окраса. С бортовым номером SE – LAG. Как видно по бортовому номеру, Морава имеет шведскую регистрацию. Для нас это не играет никакой роли. Весь вид Моравы несколько отличается от привычного вида самолёта, представляющего собой обычно вытянутый фюзеляж с торчащим на конце килем. Фюзеляж начинается широкой, с большим остеклением, кабиной и заканчивается узкой балкой с двухкилевым хвостовым оперением. У широкой просторной кабины с автомобильным расположением кресел, - два впереди и трёхместным задним, можно сказать, диваном, есть даже задние окошки. Два двигателя Вальтер Минор М-337 мощностью по 210 л.с. на крыльях и каплевидные топливные баки на концах крыльев, тоже добавляют необычности. Когда-то я видел такой самолёт в грозненском аэропорту, он и тогда отличался от других самолётов, его называли «воздушным такси» и он летал из Грозного в Мин Воды. Было это в году этак 1972-ом.

     Весь ангар заставлен небольшими самолётами.  С удивлением вижу даже подвешенные к потолку. Вот не любят поляки держать самолёты под открытым небом, как это принято у нас. Один самолёт вытаскивают из ангара. Анджей объясняет, что это владелец самолёта позвонил, чтобы ему подготовили его самолёт, он приедет полетать. Здесь владельцы держат свои самолёты. По звонку им местные техники готовят их, заправляют. За хранение и подготовку самолётов школа берёт деньги. Кроме подготовки пилотов, школа занимаются продлением пилотских, даёт допуска к разным видам полётов, предоставляет инструкторов желающим повысить своё уровень.
 
     После «экскурсии» Анджей и Вацлав садятся готовить маршрут перегона Моравы в Запорожье. Полёт планируется через несколько дней. Анджей съездит в Германию, получит деньги и вместе с Вацлавом полетят. Я буду ждать их звонка. Второй самолёт в ближайшее время Продавец-швед отправит в Запорожье на грузовике. Такой вот вырисовался план.

    Завтра мы уезжаем домой. Ну, а сегодня Анджей приглашает нас вечером в пивной ресторан. После подготовки маршрута, Вацлав отвозит нас в пивной ресторан «Солдат Швейк». У него машина приличная, что-то вроде новой немецкой Ауди. На входе в ресторан красуется скульптура - фигура развесёлого и бесшабашного Швейка. Видно в Польше солдат Швейк пользуется популярностью. Прошли, сели за столик, оглядываемся. Большой зал, вокруг много дерева, столики тоже нарочито грубо деревянные. Стоят довольно тесно, их много и почти все заняты. Анджей объясняет особенности этого ресторана:
    - Здесь пиво подают только в литровых кружках, а к пиву подаётся мясной набор.
    - Что за набор?
    - Увидите!
     Официант приносит три огромных стеклянных кружки пива и три подноса с «мясным набором». Смотрю я на, стандартного размера поднос, - весь плотно заполненный самыми разными мясными деликатесами – колбасками, всевозможными мясными копчёными и солёными нарезками и думаю:
     - Неужели это можно съесть одному человеку?
     Смотрю на соседние столики, вижу там совсем не богатырского сложения поляков, любителей пива. И у всех такие полные подносы с «мясным набором». Похоже, это здесь обычное явление. Они справляются, значит и мы справимся.

     Посидели мы «в гостях» у Швейка, заказывали ещё пива. Смаковали разнообразный «мясной набор», существенно «потрепали» его, но мы с Саней не осилили его до конца. Анджей справился. Наверное, нужна закалка.
     На следующий день отправились мы поездом в обратный путь и вскоре без приключений добрались до Запорожья.

     Через пару дней позвонил Анджей, рассказал, как он съездил в Германию, в ближайший немецкий город. И в нескольких банкоматах снял всю сумму. Собираются на днях вылетать на Киев. Я должен встретить их и помочь с заправкой. Они знают, что в аэропортах Украины нет авиационного бензина. Странно, Морава по своим данным может от Варшавы спокойно долететь до Запорожья! Ну, наверное, есть какие-то причины для этого. Сейчас удивляться ничему нельзя. Накануне вылета Анджей позвонит.

     После звонка Анджея, я поехал поездом в Киев, приехал в аэропорт. Иду в здание администрации, узнаю, где кабинет начальника службы безопасности. Он на месте, рассказываю ему о нашей проблеме. Относится с «пониманием», готов помочь. После вручения ему ста американских «рублей», он позвонил куда-то и сказал мне, что бы я подошёл к въездным воротам на территорию аэропорта. Там уже стоял бортовой ЗиЛ-130 с двухсотлитровой бочкой и какой-то техник с водителем. Поехали на ближайшую заправку, залил я бочку девяносто пятым бензином.

     Дождался прилёта Моравы, заправили, Вацлав сходил на брифинг.  Время уже идёт к вечеру. Устроился я на заднем «диване» Моравы, Вацлав за штурвалом, Анджей сидит справа. Порулили. Первый раз лечу на Мораве. На взлёте хороший обзор, небольшой разбег, набор. Аэропорт Жуляны расположен в городской черте, поэтому, сразу после взлёта летим чуть ли не на уровне домов высоток. Набираем высоту и отворачиваем на восток. Полёт обычный, в кабине не шумно, удобно, обзор отличный.
 
     К Запорожью подлетаем уже в темноте. Заход и посадка были ночными. Зарулили на пустой перрон. Запорожский аэропорт самолёты посещают не часто.
     Нас уже ждал Саня на машине. Поехали в город, поужинали. Перед гостиницей Вацлав с Анджеем захотели купить чёрную икру. Объездили пол Запорожья, чёрной икры не нашли, а ещё недавно я видел её в магазинах.

     Наши поляки на следующий день улетели из Запорожья на Киев, а там и на Варшаву. А мы с Саней занялись Моравой. Он растомаживанием, а я подготовкой к регистрации в Департаменте. Для начала съездили в аэропорт, переставили Мораву с перрона на грунт, так стоянка дешевле. Зачехлили её, привязали и опечатали.

2021 – Севастополь.

*-на фото: - Анджей Г, А. Завгородний, Г.Чергизов у Моравы. Варшава – 2006.
      

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/30/1496


Рецензии