Церковь села Нижний Чулым
В 1862 в деревне Чулымской Карасукской волости Барнаульского уезда Томской губернии была заложена Михаило-Архангельская деревянная церковь, во имя Михаила Архангела если правильнее. (Михаил Архангел-ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил-главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Празднование-6(19) сентября и 8 (21) ноября). Церковь была достроена в июне 1866 и освящена 14 декабря 1866 года, где-то в этом промежутке был открыт и приход. В 1875 году священником был Василий Лебедев, он значиться по документам из архива. Из этих же документов известно о рапорте благочинного 21 иерея Александра Беляева в Томскую духовную консисторию о том, что в приходах церкви Михаила Архангела села Чулымского хоронили без отпевания крестьян их родственники в 1870/71 гг. А так же сведения, в эти же годы, о родившихся (47 мальчиков и 52 девочки), бракосочетавшихся (24 пары супругов) и умерших (20 мужского пола и 16 женского) по данным метрических книг церкви. По сообщению Томской епархии, на октябрь 1886 года, наша церковь входила в 21 благочиние (Карасукское) и в то время священником был отец Дмитрий (Васильевский) и у него в подчинении было два псаломщика: Беляев Василий Иванович (ок. 1830- 07.10.1892 Место смерти: Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское) полного курса духовного училища не окончил, с 1843 причетник, не позднее 1886 и по 07.10.1892 Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик. По всей видимости, является братом священника Александра Ивановича Беляева) и Добролюбский Александр Дмитриевич (псаломщик с 1878 года, руги получал 125 пудов). Место рождения: Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское (18.?- 09.12.1888) . Его отец-священник Добролюбский Дмитрий. Полного курса Барнаульского духовного училища не окончил. Места служения: 1878 Томская и Семипалатинская епархия, псаломщик. Не позднее 1886 - 09.12.1888 Томская и Семипалатинская епархия, Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик... (Руга- это земельный пай на содержание церковного причта или съестной оброк с него на кормление причта, т.е. церковнослужителей). Особое слово хочется сказать об отце Дмитрии – Дмитрий Федотович Васильевский, в то время ему было года 43, он не окончил курс семинарии, не имел содержания, руги 350 пудов, с 1893 он был священником Таскаевской церкви Иоанна Богослова, 21-го благочиния Томской епархии, больше 20 лет! При отце Дмитрии прихожан было: женского пола 1734 человека, мужского пола 1628 человек, земли пахотной и сенокосной не знаю, но была, расстояние до центра епархии составляло 500 вёрст. В 1887 в селе Чулымское была открыта церковно-приходская школа, приходское попечительство было создано в 1894 году. Уже в 1891-92 учебном году школа была признана одной из лучших в учебном и воспитательном отношении. В 1893 в школе был учителем священник Иван Никатов, (ок. 1863 Тверская губ. (?)--ок. 01.1899 Томская губ., Барнаульский уезд, с. Чулымское). Образование: в 1884 - Тверская духовная семинария, окончил по второму разряду. Возведение в сан ок. 12.05.1890 Места служения: 1884-1890(?) Тверская и Кашинская епархия, Тверская губерния, г. Ржев, Никольская церковь, псаломщик (определен на место по прошению). Ок. 12.05.1890--ок. 01.1899 Томская и Барнаульская епархия, Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, священник (определен на место 12.05.1890). Заведующий и законоучитель Чулымской церковной школы. 23.01.1891, согласно выбору духовенства благочиния № 21, допущен к исполнению обязанностей следователя по благочинию. В 1892-катехизатор благочиния. Награды: 17.06.1894 право ношения набедренника, 03. 03. 1898 архипастырское благословение "за отличное поведение и усердное служение Церкви Божией", 31.12.1898 право ношения скуфьи, награжден епископом Томским и Барнаульским Макарием (Невским) "за похвальное поведение и усердное служение Церкви". Из отчета Томского епархиального училищного совета "О церковных школах епархии" за 1892/93 учебный год о деятельности о. Иоанна: "Успехи обучения очень хорошие".... В подчинении у него был псаломщик, с 19 августа 1890 года, Иосиф Подскребаев, не окончивший курса духовной семинарии, в начале исполняющий должность псаломщика. 26 июля 1893 на причетническое место был определён Поликарп Филиппович Худяков, (ок. 1868--01.11.1903Томская губерния, Кузнецкий уезд, с. Камыслинское). Образование: Окончил учительскую семинарию. Возведение в сан 27.07.1893, во диакона 14.09.1894 рукоположен во священника. Места служения: 1887—1893 учитель сельской министерской школы. 27.07.1893--14.09.1894 Томская и Семипалатинская епархия, Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, диакон на должности псаломщика (определен на место 26.07.1893). 14.09.1894 Томская и Семипалатинская епархия, Томская губерния, Барнаульский округ, с. Кипринское, Иоанно-Предтеченская церковь, священник. Не позднее 1899-11.1901 Томская и Барнаульская епархия, Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Ярковское, Богоявленская церковь, священник. 11.1901--30.12.1902 Томская и Барнаульская епархия, Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, священник. 30.12.1902--01.11.1903 Томская и Барнаульская епархия, Томская губерния, Кузнецкий уезд, с. Камыслинское, Покровская церковь, священник (переведен на место по прошению). Награды: 1895-архипастырское благословение и благодарность за «особое содействие Совету Братства Св. Димитрия Ростовского усиленным сбором денежных пожертвований» ... Церковно-приходские школы в то время были начальными, при церковных приходах, с 1884 одноклассные (2 года) и двухклассные (4 года), а в начале 20-го века соответственно 3-х и 5-и годичные. В 1-о классных преподавали Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо и арифметику, а в 2-х классной ещё и историю. Школы управлялись через епархиальные училищные советы Учительским советом Св. Синода. Преподаватели были либо священниками, дьяконами и дьячками либо учителями(цами), окончившими церковно-учительские школы и епархиальные училища. Естественно после 1917 их запретили. Согласно книге Томской епархии, за 1898-99 год, сообщается, что наша церковь (почему-то?) построена в 1893 году. То ли что–то случилось с прежней (иногда они сгорали), то ли что-то ещё. Итак, наша церковь была деревянной во имя Михаила Архангела, земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин. Причт состоял из двух священников и двух псаломщиков. Содержание было следующим – от прихожан руги 675 пудов, готовое помещение только для диакона плюс доходы от треб. Прихожан было много, мужского пола 3888 человек, женского пола 3849 человек, да ещё 37 раскольников обоего пола. От села до Томска 500 вёрст, от села до благочинного 80 вёрст. При церкви имелась церковно-приходская школа (1887), которая помещалась в церковной сторожке, обучалось в ней 50 мальчиков и 5 девочек. Учителем на диаконской вакансии был Фёдор Ростовцев, жалованья он не получал. В приходе было 6 домашних школ грамоты в коих обучалось 106 мальчиков и 19 девочек. Приходское попечительство открыто в 1894 году. 5 января 1889 года временно был назначен псаломщиком в церковь села Чулымского, с обязанностью занятий в церковно-приходской школе, Григорий Васильевский, бывший воспитанник Томской Духовной семинарии. Причетник села Чулымского Василий Беляев умер 7 октября 1892 года. (Причетник-член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность-чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 года на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. Штатный причетник особыми молитвами посвящается архиереем в стихарь)… СВЯЩЕННИКИ Михаило-Архангельской церкви: Даев Александр Григорьевич, 24-х лет, окончил четырёх классную Духовную семинарию, псаломщик с 1892, диакон с 8 мая 1898, с 8 мая 1899 священник; второй священник Александр Благовещенский переведён к нам из Владимирской епархии. На вакансии диакона Фёдор Иванович Ростовцев, (ок. 1872 Саратовская губ. (?)- 1905 Томская губ., Барнаульский уезд, с. Чулымское). Образование: уездное четырехклассное училище окончил, возведение в сан ок. 21.09.1903 года, рукоположен во диакона. Места служения: 1891-1898 Саратовская губерния, учитель, 07.08.1898-1903 Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Чулымское, учитель (на диаконской вакансии) Чулымской церковно-приходской школы, ок. 21.09.1903—1905 Томская и Барнаульская епархия, Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, диакон (определен на место 21.09.1903) ... Исполнял обязанности псаломщика мещанин Иван Артюхов, с 9 ноября 1899 года. Впоследствии он стал диаконом, а в июле 1912 священник Покровской церкви деревни Утечьей. Кто был священником после ухода отца Александра (Даева) в 1900 году мне пока не известно, но скорее всего это был отец Александр Благовещенский. В 1902 году, в марте месяце, священником стал отец Владимир (Беляев), но он был не долго – полтора года. И о нем ничего более неизвестно. Во время его служения в Чулымский приход входили: село Чулымское, деревня Ильинская, деревня Горносталево и деревня Алексотово, к тому же к нашему приходу были приписаны церкви деревень Каргатской и Ильинской, в которых находились домашние школы. Кроме отца Владимира на должности псаломщика находился Иван Артюхов, 19 лет, к должности был допущен в ноябре 1899 года, человек трагической судьбы. В приходе, согласно описи Томской епархии 1902-03 гг., было 2 священника и 2 псаломщика, коим содержание было от прихожан и доходы от треб. Для священника и 2-х псаломщиков были готовые помещения. Прихожан было около 8700 человек обоего пола и еще 11 раскольников. Вероятно, в 1909 году, наш приход был выделен из благочиния 21 округа (Карасукского) и было создано новое благочиние Чулымское, 42 округа. По статистике Томской епархии за 1910 год в нашем приходе было 8215 прихожан в том числе 46 раскольников, приписная церковь Вознесения Господня в деревне Ильинской (1904 г. постройки) и приписана к нашему приходу церковь Верх-Каргатского прихода, построенная в 1901 г. В августе 1903 нашим священником стал отец Александр (Бельский), который оставался на службе в Михаило-Архангельской церкви до 1911 года (священник крестивший моего деда Николая Пантелеевича в 1910 году). Ему было в 1910 году 34 года. Псаломщиком по–прежнему был Иван Артюхов, которого в 1908 посвятили в стихарь. Церковно-приходская школа при нашем храме помещалась в двух собственных домах и учителями в ней были А. А. Татарников (окончил курс Ордынской второклассной учительской школы, получал жалованье 240 рублей плюс 3 рубля квартирные и 7 рублей в месяц за управление школьным хором), С. А. Мазаев с жалованьем 150 рублей. Учеников в школе было 161 человек обеих полов, при школе была библиотека-читальня с более чем 500-ми книгами и еще выписывалось 8 журналов. В 1911 году священником стал отец Михаил (Ерлексов), 45 лет. Чулымский приход сократился до собственно самого села и деревни Алексотова, прихожан стало 4754 человек обеих полов. Один священник и один псаломщик были откомандированы, по решению епархиального начальства, к приписной Верх-Каргатской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1908 году. При священнике был псаломщиком Григорий Иванович Самодуров, 37 лет, в нашей церкви с октября 1912 года, здесь же в 1913 был рукоположен во диакона... Это были данные Томской епархии за 1914 год. Михаил Ерлексов был священником Михаило-Архангельской церкви до 3 августа 1914 года. Кто был потом не установлено. В 1915(?) году священником нашей церкви стал Евфимий Николаевич Азбукин. 1864(?) года рождения, окончил курс Томской Духовной семинарии по 2-му разряду. Священник с 01.10.1887 (21.08.1887) , с 1897по 1899 законоучитель второклассной школы, священник собора города Каинск до 1899, с 1899 по март 1904 священник Ребрихинского храма, с 1904 священник села Чингинского. награжден набедренником и скуфьей (18.05.1898), камилавку и наперстный крест от Св. Синода(1909) , Благочинный церквей 19 округа с 1904 по 1909, с 1910 священник церкви Николая Чудотворца села Букреево-Плесское Барнаульского уезда, назначен делегатом на обще-епархиальный съезд в мае 1910 года, с 1912 по 27 августа 1915 священник Михаило-Архангельской церкви села Долганского (до 1912 – Кобылинское). Вместе с ним служил его сын Александр- Александр Евфимович Азбукин-(ок. 1889 -19.?) окончил курс в Барнаульском духовном училище, псаломщик с 1908, и. д. псаломщика с 01.11.1913 в церкви во имя Святого Архистратига Божия Михаила в селе Долганском Барнаульского уезда при священнике о. Евфимии Азбукине. И. д. псаломщика в селе Чулымское Барнаульского уезда осенью 1918 года при отце священнике. Согласно данным из Томских епархиальных ведомостей за 1917 год священник Е.Н. Азбукин встретил новый 1918 год на посту священника церкви села Чулымского. Возможно он и был тем священником, которого большевики «отправили в плавание» весной 1924 года… 30 ноября 1917 года воспитанник Томской духовной семинарии Николай Азбукин (Азукин) назначен исполняющим обязанности псаломщика к церкви села Чулымского, благочиния 42 округа…… В дополнение несколько документов по церковной жизни нашего благочиния. «Содержание учителям сельских церковно-приходских школ по Барнаульскому уезду увеличено от 25 до 30 руб., и городским до 35 руб. в месяц. («Сибирская жизнь» N207, 18 сентября 1912 год) … Бывало и такое в жизни… «Русская почта.» март 1913 года. «Барнаул. У священника с. Ильинского, Нижне-Чулымской волости, о. Иоанна Антипова, в печи разорвалось начиненное порохом в количестве 1/2 ф. полено. Полено было подложено недовольными крестьянами.»… Судьбы священнослужителей после 1917 года. Васильевский Дмитрий Федотович, священник, (ок.1845-после лета 1915). Тамбовская духовая семинария, выбыл из низшего отделения. 07.07.1885 Тобольская и Сибирская епархия, диакон; 07.07.1885-1893(?) Томская и Семипалатинская епархия, Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, священник. 17.09.1888 утвержден в должности духовника духовенства благочиния № 21. С 1893 по 13.06.1915 Томская и Алтайская епархия, Томская губерния, Барнаульский уезд, с. Таскаево, Иоанно-Богословская церковь, священник. Духовник благочиния. Уволен за штат по прошению. Награды: право ношения набедренника 31.12.1898, право ношения скуфьи 1906, право ношения камилавки. По всей видимости, является отцом псаломщика Григория Васильевского ...Васильевский Григорий Дмитриевич, псаломщик (1868(?)-25.04.1889, умер от чахотки. Место смерти: Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское). Липецкое духовное училище окончил, 1885-1888 Томская духовная семинария, выбыл из 3-го класса. С 05.01.1889 по 25.04.1889 Томская и Семипалатинская епархия, Томская губерния, Барнаульский округ, с. Чулымское, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик, учитель местной церковно-приходской школы... Теперь перейдем к отцу Александру Григорьевичу (Даеву), примерно 1864 года рождения, окончил Томскую духовную семинарию, псаломщик с 1892 года, диакон с 1898, священник с 1899 года, противораскольничий миссионер. С 1900 священник церкви Святой Троицы села Старо-Бардинское Сростинской волости Бийского уезда Томской губернии. Духовный следователь благочиния 27 округа. С 1906 священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Стуковское Барнаульского уезда. Награжден набедренником и в 1909 скуфьей. С 1913 священник церкви Николая Чудотворца села Репьевское Томского уезда, в 1914 был там же... Иосиф Сергеевич Подскребаев. Родился в 1862 году, не окончил курс духовной семинарии, но окончил учительскую семинарию. Определён псаломщиком 5 сентября 1889 года. Псаломщик нашей церкви до июля 1893 года, 23 июля рукоположен в священники. Награждён набедренником в 1907 году. С 1910 года младший священник в селе Крохалевском Томского уезда, с 1913 года священник церкви во имя Пророка Ильи села Осиновское Кузнецкого уезда, был им в 1914 году. Дальнейшая судьба неизвестна. В революцию 1917 ему было 55 лет… Александр Александрович Благовещенский, 1873 года рождения, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, на службе с 14 сентября 1893 года, был учителем министерской школы, переведен к нам из Владимирской епархии, священник нашей церкви до 1902 года. После этого переведен настоятелем церкви во имя Богоявления Господня в селе Ярки, в 1913 награжден камилавкой, священник этой же церкви и в 1914 году, согласно «Списку награжденных к 29 июня 1917 года по Томской епархии: наперсным крестом – церкви села Ярковского Барнаульского уезда священник Александр Благовещенский»; дальнейшая судьба не известна. Теперь перейдём к священнику нашей церкви с 1903 по 1911 гг. Бельскому Александру Фёдоровичу. 1878 года рождения, окончил курс в Тамбовской духовной семинарии по 2-му разряду, псаломщик с 9 сентября 1899, псаломщик с 11 сентября 1899 года при церкви Михаила Архангела в селе Тогульском, учитель Верх-Ануйской второклассной учительской школы в 1900, преподаватель Бийского катихизного училища в 1901, священник нашей церкви с 18 августа 1903 , руководитель Михаило-Архангельского общества трезвости в нашем селе (открыто 21 января 1906), количество членов в 1911 – 293 человека (после перевода отца Александра в Томск прекратило свою деятельность). Духовный следователь благочиния 21 округа, исполняющий делами противосектанского епархиального миссионера с 1910 года, благочинный 42 округа с 1909 года, награжден набедренником в 1908 году, согласно «Списку награжденных к 29 июня 1917 года по Томской епархии: наперсным крестом – епархиальный противосектантский миссионер священник Александр Бельский». Отец Михаил Ерлексов (Михаил Яковлевич Ерлексов) родился в семье священника в 1868 году, окончил Томскую духовную семинарию по второму разряду в 1891, священник с июля 1891, награждён набедренником в 1898 и скуфьей, в 1907 – камилавкой. С 1898 член Мариинского отделения Противо-раскольнического братства Св. Димитрия Ростовского, наблюдатель церковно-приходских школ Мариинского уезда, с 4 февраля 1898; с 1 сентября 1900 – Кузнецкого уезда Томской губернии, член Общества содействия устройству сельских библиотек в губернии, в 1902-03 гг. уездный наблюдатель церковных школ, постоянный член Кузнецкого окружного отделения Епархиального училищного совета, с 1907 заведующий Колыванской учительской второклассной школой (открыта в 1898, при ней образцовая одноклассная церковно-приходская школа) и законоучитель (жалованье 360 р.+ 100 рублей за преподавание Закона Божьего в образцовой школе), настоятель соборной церкви города Колывани ( в 1910 то же). Священник нашей церкви с 1 октября 1911 года по 3 августа 1914 года. С 1915 по 1919 священник села Атамановского Кузнецкого уезда. В декабре 1919 года был убит партизанами Рогова по дороге из села в Кузнецк, по другой версии был убит во время ограбления своего дома. О трагической судьбе Ивана Акимовича Артюхова я уже упоминал, 1883 года рождения, уроженец Тверской губернии, окончил курс Осташковского духовного училища, на службе с 9 ноября 1899 года, в стихарь посвящён в 1908, 22 июля 1910 рукоположен во диакона с оставлением на занимаемой должности в селе Чулымское, с 10 июня 1912 священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Утичье Барнаульского уезда благочиния 42 округа Томской епархии , в 1914 там же, при советской власти священник церкви села Ярки Доволенского района Новосибирской области, был арестован 28 июля 1937 года за «контрреволюционную агитацию» и расстрелян 25 августа этого же года. Реабилитирован посмертно в апреле 1964 года… 27 октября 1917 года диакон на вакансии псаломщика церкви села Чулымского, благочиния 42 округа, Григорий Успенский перемещен на псаломщицкое место к церкви села Осколковского, благочиния 47 округа, Барнаульского уезда. Место псаломщика вакантно на 1 декабря 1917 года… После 1917 года церковь многое претерпела, изъятие церковных ценностей (якобы для пользы голодающих), переделка церквей под склады или монастырей под тюрьмы, расстрел священников и издевательства над ними, уничтожение церквей и монастырей… Церковь в нашем селе (по словам Лысак Натальи Ивановны) ликвидировали в 1924 г. Весной на реке Чулым был ледоход и батюшку сбросили в реку с крутого берега, где стояла церковь, на льдины и Наташа, будучи ребенком, с другими детьми бежали за ним по берегу за село, пока он не скрылся из виду… Год закрытия церкви – 1935; по постановлению №1193 президиума Западно-Сибирского КИК от 17 июля 1935 года здание церкви было капитально переоборудовано под клуб, перестроено на 2-х этажное здание с внутренней переделкой и снятием куполов. В 1970-е годы здание клуба (бывшая церковь) сгорело и в селе был построен новый кирпичный современный клуб, а вот церкви доныне так и не построено…
Свидетельство о публикации №221043001479