Евреи- Герои Советского Союза. 4-я часть
20.ВАКСМАН Исаак Фёдорович, 25.07.1922г, с.Краснополье, Могилёвская обл. Ст.
лейтенант. Командир артиллерийской батареи 1118 сп 333 сд.
Отличился в ходе форсировании Днепра 26 ноября 1943г. переправил
свою батарею, которая участвовала в захвате и удержании плацдарма.
Плацдарм был удержан. Погиб в бою 19 декабря 1943г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944г. присвоено
звание Героя Советского Союза посмертно.
Погиб 27 ноября 1943г. Похоронен в братской могиле в с.Разумовка
Запорожской обл.
Старший лейтенант Ваксман начинал боевую службу в должности заместителя
командира истребительно-противотанковой батареи 45 мм пушек по строевой части.
В период боёв с 19 ноября 1942г. по январь 1943г. ему было поручено
возглавить взвод батареи 120 мм миномётов. Выполняя поставленную перед ним
боевую задачу прямым попаданием в люк уничтожил средний танк противника, отбил
несколько атак. Батарейцы довели свой боевой счёт до 500 убитых солдат и
офицеров врага.
7 декабря 1942г., проявив инициативу, взяв двух бойцов, Дорошина и Лошкина,
скрытно пробрались к немецкому наблюдательному пункту и гранатами уничтожили
его.
29 января 1943г. в районе населённого пункта Быковинка около 100 вражеских
автоматчиков проникли через боевые порядки правого фланга обороны. Возникла
угроза окружения командного пункта полка.. Старший лейтенант Ваксман возглавил
группу бойцов истребительно-противотанковой батареи в количестве пяти человек и
переправился на правый берег реки Северный Донец и вступил с просочившимся
противником в бой, уничтожив до 40 его солдат и офицеров. Этими успешными
боевыми действиями были обеспечены продвижение и переправа других подразделений
Была ликвидирована угроза окружения КП полка. Заняв огневую позицию на правом
берегу реки Северный Донец, батарея вступила вместе с боевыми соседями в
неравный бой с 19 танками. Батарея уничтожила один средний танк. В ходе боя
Ваксман получил ранение, но не ушёл с поля боя до тех пор, пока не была
отбита атака.
28 мая 1943г. за январские бои 1943г. старший лейтенант Ваксман был удостоен
первой своей наградой- орденом Отечественной войны 2-й ст.
С 16 по 18 августа ё943г. шёл упорный бой за лес севернее хутора Краснополье.
Батарея Ваксмана за время этого боя уничтожила 11 пулемётов и 4 миномёта,
сожгла 2 танка, истребила до 60 солдат и офицеров противника. В итоге была
выполнена полком боевая задача: лес и хутор Краснополье 2-е от противника
освобождены.
5 сентября 1943г. приказом Военного Совета 12-й Армии награждён орденом
Красной Звезды.
10 октября 1943г. полк, в составе которого сражался Ваксман, держал оборону на
хуторе Шевченко и высоте 118.4. Девять танков противника контратаковали
передовые позиции полка. Действия танков несли угрозу прорыва правого фланга
обороны. В этот критический момент старший лейтенант Ваксман поднял и повёл в
в атаку батальон: враг был отброшен на исходные позиции, "уничтожив при этом до
30 немцев и танк и захватив две исправных рации противника".
Наступило утро 11 октября 1943г. В этот день старший лейтенант Ваксман сумел
организовать переправу для подразделений полка через реку Вильна, первым во
главе группы десантников форсировал реку, вступил в бой и с незначительными
потерями выбил противника с обороняемых позиций.
Отличился старший лейтенант и в боях 13-14 октября 1943г. на подступах к
городу Запорожье. В бою выбыли из строя начальник артиллерии полка и командир
батареи 76 мм пушек. Старший лейтенант Ваксман возглавил командование
артиллерией полка. С успехом были отражены три атаки пехоты, поддержанные
танками, восстановлено исходное положение полка. К исходу дня 14 октября 1943г.
противник был выбит из сильно укреплённых районов города Запорожья. Полк вышел
к берегу Днепра.
В этих боях артиллеристами под командованием Ваксмана уничтожено: 1 танк,
2 автомашины, 14 пулемётных точки и истреблено более 300 солат и офицеров.
Приказом Военного Совета 3-го Украинского фронта 17 января 1944г. награждён
орденом Отечественной войны 1-й ст.
Из наградного представления старшего лейтенанта Ваксмана к званию Героя
Советского Союза: "При форсировании реки Днепр старший лейтенант Ваксман
отлично организовал переправу своей батареи и без потерь вместе с боевыми
подразделениями переправил её на правый берег...
Благодаря умелому управлению огнём, маневренности и быстроте смены огневых
позиций и точной наводке, батареей Ваксман было подавлено свыше 10 огневых
точек, тем самым была дана возможность пехоте продвигаться вперёд.
За период боевых действий батарея старшего лейтенанта Ваксман подавила огонь
более 15 огневых точек, отбила до 10 контратак противника с танками, уничтожила
один танк, 2 автомашины и свыше 100 гитлеровцев...".
Имя Героя носят Березякинская средняя школа Краснопольского района Могилёвской
обл. и улица в посёлке Краснополье.
Источники и литература:
1.ЦАМО, ф.33, оп.793756, ед.хр., л.35.
2.ЦАМО, ф.33, оп.690155, ед.хр.820,л.4-5.
3.ЦАМО, ф.33, оп.686044, ед.хр.4647, л.10-11.
4.ЦАМО, ф.33, оп.686044, ед.хр.71, л.11-12.
5.Ваккман Исаак Фёдорович- Википедия.
6.Герои Советского Союза. М.,Воениздат, 1987, т.1,с.236.
7.Свердлов Ф. В строю отважных. М., 1992, с.51-52.
8.Очерки еврейского героизма. Тель-Авив-Киев, 1994, т.1, с.110-111э
21.ВАЛЯНСКИЙ Михаил Яковлевич, 25.05.1915г, г.Кутаиси. Мл. лейтенант.
Командир взвода пулемётной роты 932 стр. орд. Александра Невского
полка 252 стр. Харьковской Краснознамённой орденов Суворова и
Богдана Хмельницкого дивизии.
В 1936г. окончил аэрофотогеодезический техникум, работал техником-
геодезистом. В Красной Армии с 1936г. В 1939г. окончил пехотное
училище. Воевал на Юго-Западном и 2-м Украинском фронтах. Особо
отличился в ходе форсирования реки Дунай. Награждён орденами
Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 15 мая 1946г. присвоено звание Героя
Советского Союза. После войны жил и работал в Севастополе. Умер 23 июня 1987г.
Похоронен на Почётной аллее Героев Севастопольского кладбища.
Из наградного листа: "Командуя 7 стрелковой ротой , в ночь с 29 на 30 марта,
выполняя приказ командования по форсированию р.дунай в р-не о.Сентпаль, тов.
Валянский, несмотря на сложность обстановки, на обстрел противника, сумел
переправить роту на северный берег реки Дунай и закрепиться там...
Немедленное открытие огня и его интенсивность при правильной
распорядительности тов. Валянского-дали возможность с небольшими потерями
переправиться роте на северный берег р. Дуная.
Сразу же после высадки, тов. Валянский, отражая контратаки противника-
поддержанные на рассвете танками, самоходными орудиями и бронетранспортёрами,
завязал тяжёлые бои по расширению плацдарма, ведя неравный бой с явно
превосходящими силами противника...
Умело организовывая бой, тов. Валянский сумел закрепиться на занятом рубеже,
расширить плацдарм и вести дальнейшие бои по овладению г.Комарно, где,
несмотря на ожесточённое сопротивление врага, рота тов.Валянского ворвалась
30.3.1945г."
Отличился младший лейтенант Валянский и в ходе завершающих боёв. При прорыве
обороны противника в районе населённого пункта Коленбург 7 мая 1945г.
Валянский в связи выбытием из строя командира роты возглавил её действия. 5-я
стрелковая рота под его командованием успешно форсировала реку Альта-Тая,
несмотря на сильный огонь противника, уничтожила 2 становых пулемёта с их
расчёта, овладела господствующей высотой и взяла в плен 27 вражеских солдат.
За эти боевые успехи младший лейтенант Валянский 3 июня 1945г.удостоен
ордена Отечественной войны 2-й ст.
Источники и литература:
1.ЦАМО, ф.33, оп.793756, ед.хр.8, л.54-55.
2.ЦАМО, ф.33, оп.690155, ед.хр.7504, л.4-5.
3.ЦАМО ф.33, оп.690306, ед.хр.3373, л.28-29.
4.Валянский Михаил Яковлевич- Википедия.
5.Герои советского Союза. М.,Воениздат, 1987г., т.1, с.237.
6.Очерки еврейского героизма.Киев-Тель-Авив, 1994, т.1, с.112-113.
7.Свердлов Ф.Д. В строю отважных. М., 1992,с.53-54.
22. ВЕРНИКОВ Яков Ильич, 31.10.1920г.,г.Спас-Демянск, Калужская
обл. Капитан. Помощник командира 147-го гв. иап 106 иад войск ПВО.
С юношеских лет увлёкся лётным делом. Посещал Смоленский
аэроклуб. В 1940г. окончил Одесскую военно-авиационную школу.
Лётную службу проходил в Белостокском авиационном полку.
Боевое крещение получил 22 июня 1941г.: вступил в свой первыйоздушный бой, в
ходе которого сумел повредить один вражескийистребитель. К началу июля 1944г.
Верников совершил 302 боевых вылета, участвовал в 64-х воздушных боях, в ходе
которых лично сбил 14 самолётов противника. Произвёл 24 разведки противника,
6 раз летал на штурмовку, в результате которых уничтожил значительныеилы врага.
Лётчики под его командованием произвели 1768 боевых самолётовылетов, провели
168 воздушных боёв, в ходе которых сбили 36 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного СССР от 18 ноября 1944г. присвоено
звание Героя Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина,,
четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны
1-й ст., тремя орденами Красной Звезды.
Из наградного листа к присвоению звания Героя Советского Союза: "За период
Отечественной войны с июня 1941г. капитан Верников вырос из рядового лётчика
до помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
За время командования эскадрильей, с ноября 1942г. по январь 1944г., добился
исключительной выучки в ведении воздушного боя у своих подчинённых. На опыте
Отечественной войны обучил лётный состав мастерству ведению воздушного боя...
В июне м-це 1942 года, прикрывая гор. Ростов, вступил в бой с группой
бомбардировщиков Ю-88, сбил одного из них, но в это время сам был атакован
пятью МЕ-109. Самолёт загорелся. Верников спасся на парашюте и приземлился в
расположении наземных войск, где шёл бой. Не теряя мужества тов. Верников не
расставаясь со своим товарищем-парашютом, вместе с бойцами отходил за реку Дон.
Увидев убитого бойца, он взял его винтовку и вместе с боевым оружием-
парашютом и винтовкой-прибыл в свою часть...
24.5.43г., действуя в паре, смело идёт в лобовую атаку по группе Ю-87 и с
двух коротких очередей сбивает ведущего, остальные в беспорядке сбросили бомбы.
В это время на его ведомого сваливается 4 МЕ-109, тов. Верников с присущей
ему смелостью и умением отражает атаку на ведомого, сбивает 1 МЕ-109, а
остальные, не принимая боя, удирают...
Участвуя в неравных боях, прикрывая города: Грозный, Ростов, всегда выходил
победителем. Израсходовав боеприпасы, он никогда не уходил из боя, продолжая
атаки, выручал своих товарищей в сложных и тяжёлых условиях боя...
За время участия на фронтах Отечественной войны произвёл 302 боевых вылета,
провёл 64 воздушных боя, в которых сбил 15 самолётов противника, из них лично
14: 7 истребителей и 7 бомбардировщиков и один бомбардировщик в паре.
Кроме того, тов. Верников произвёл 24 успешные разведки противника и 6
штурмовок, в которых уничтожено: 1 штабной автобус, 2 мотоцикла, 2 автомашины
с грузом, 3 повозки с боеприпасами и до взвода солдат противника..."
Список известных побед Гвардии майора Я. И. Верникова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№
п / п Д а т а Сбитые
самолёты Место воздушного боя
(одержанной победы) Свои
самолёты
1 07.10.1941 г. 1 Не-111 р-н Ростова на Дону И-16, ЛаГГ-3,
Як-7, Як-9, Ла-5.
2 18.07.1942 г. 1 Ме-109 Ростов - Аксай
3 19.07.1942 г. 1 Ме-109 Синявка
4 22.07.1942 г. 1 Ju-87 Чалтырь
5 20.03.1943 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) сев-зап. Кулешовка
6 25.03.1943 г. 1 Ме-110 Кулешовка
7 1 Ме-109 Кулешовка
8 09.05.1943 г. 1 Ju-87 зап. Батайск
9 1 Ме-109 сев-зап. Азов
10 24.05.1943 г. 1 Ju-87 сев-вост. Усть - Койсуг
11 31.07.1943 г. 1 Ме-109 юго-зап. Дубровка
12 1 Ju-87 р-н Куйбышево
13 01.08.1943 г. 1 Ме-109 юго-зап. Дмитриевка
14 1 Ме-109 сев. Куйбышевские хутора
15 02.08.1943 г. 1 Не-111 сев-зап. Дьяково
16 22.07.1944 г. 1 Ju-88 юго-зап. Опочка
Всего сбитых самолётов - 15 + 1; боевых вылетов - 424; воздушных боёв - 68.
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах, стал
заслуженным лётчиком-испытателем СССР, в звании генерал-майора
авиации в 1975г. уволился в запас. Умер 30 сентября 1993г. Похоронен
в г.Жуковском Московской обл., на Быковском кладбище.
Он учит летать самолёты.
В моих записных книжках военных лет немало заметок, посвящённых воздушным бойцам. В их числе были и строки, относящиеся к одному из мастеров воздушного боя Якову Ильичу Верникову.
"Мы прожили славный боевой год. Близок час нашей полной победы". Под этим заголовком в газете соединения в номере от 1 Января 1945 года была напечатана фотография молодого лётчика с такой надписью:
"В минуты наибольшей опасности Якова Верникова никогда не покидает ясность мысли и железная воля. Он жадно любит жизнь и во имя любви к жизни презирает смерть, бесстрашно сражаясь за счастье своего народа".
В этом же номере была корреспонденция о воздушных боях с истребителями противника, над которыми лётчик Верников одержал немало побед.
На трудном ратном пути встретилось немало испытаний. Однажды в районе Дона Верников уничтожил пикирующий бомбардировщик, тут же оказался в окружении 5 "Мессеров". Силы явно не равны, и фашисты одолели нашего лётчика. Раненый, он вместе с отступающими пехотинцами, переправился через реку, прополз через болото. В полку считали его погибшим, а он добрался, наконец, до своей части.
Отважному лётчику Капитану Я. И. Верникову было присвоено звание Героя Советского Союза 18 Ноября 1944 года, когда он служил в 147-м Гвардейском истребительном авиационном полку. В воздушных боях он уничтожил 16 самолётов противника.
В чем же секрет его мужества и огромных моральных сил ?
Яков Верников вырос в послеоктябрьские годы (к концу войны ему было 25 лет). С юных лет он связал свою жизнь с пионерией, комсомолом, а в первый военный год с партией коммунистов. Он, как и миллионы его сверстников, начал свою сознательную жизнь как верный гражданин своей Родины, горячо любящим и безмерно преданным ей.
Судьбу Верникова во многом определили его индивидуальные наклонности, а главной чертой характера была настойчивость в достижении цели.
Родители его жили интересами своего единственного сына. Увлечение 12-летнего школьника авиационным моделизмом для отца и матери было радостью. Вместе с сыном они разделили его первый успех, когда построенная им вместе с товарищами, смоленскими кружковцами, 8-метровая модель дирижабля заняла на Всесоюзных соревнованиях по авиамоделизму 1-е место.
Пытливым, любознательным мальчишкам, приобщившимся к технике в авиамодельной лаборатории Смоленского аэроклуба Осоавиахима, становились близки и понятны цели оборонного Общества. У них появлялось горячее желание верно служить Советской Родине. И вполне естественным для взрослеющих юных умельцев, строивших копии летательных аппаратов, явился их порыв в небо: они стали планеристами.
Никогда не забыть несравненное чувство полёта. На первых порах кратковременные подлёты, а затем парение навсегда сроднило Верникова с воздушной стихией, выработало в нём смелость, находчивость, самообладание. Он испробовал безмоторные аппараты того времени: УПАР, Г-9, Ш-10.
За планером последовал самолёт - знаменитый У-2. Постепенно эта машина становилась послушной юноше. Прошло немного времени, он окончил аэроклуб и в качестве инструктора - общественника начал сам обучать новичков лётному делу. Итак, комсомолец Яков Верников к своим 18 годам прошёл в спортивной авиации все этапы: "От модели к планеру, с планера - на самолёт !"
Избрав в жизни крылатую дорогу, Верников никогда не сворачивал с неё. Позади - учёба в Одесской военной школе лётчиков. И менее чем за год до войны молодой истребитель в звании Младшего лейтенанта получил назначение в полк.
...Мирную жизнь после войны Яков Ильич начал с чувством исполненного воинского долга. Отмеченный высшей наградой родины, он пришёл в коллектив, объединяющий лётчиков высокого мастерства, большой смелости, завершающих высокоответственный труд авиационных конструкторов. В этом коллективе лётчиков - испытателей Герой Советского Союза Яков Ильич Верников проработал 25 лет. Затем трудился в одном из ведущих конструкторских бюро.
Чем были заполнены все эти годы ? По самым приблизительным подсчётам через руки Верникова прошло несколько десятков типов самолётов, вертолётов и планеров. В испытательных полётах он провёл более 4000 часов - почти полгода. Ему довелось испытать и так называемые тихоходные машины и сверхзвуковые истребители.
Перед встречей с каждой новой машиной приходится сначала изучать расчётные материалы, агрегаты и детали в натуре, ясно представить себе взаимодействие частей, понять основную идею конструктора. Это поистине кропотливый, напряжённый труд, требующий острого глаза, быстрой реакции, глубоких технических знаний.
Яков Ильич Верников увёл не один самолёт в испытательные полёты. Наедине с опытным экземпляром самолёта, который представляется уравнением со многими неизвестными, лётчик совершал первые рулежки, подлёты, полёты над аэродромом, на дальних маршрутах вместе с инженером - испытателем определил максимальную дальность.
Размеренная и сравнительно спокойная работа в воздухе, неоднократные повторения одних и тех же испытаний сменялись полётами, связанными с напряжением и риском. Это, например, изучение поведения некоторых истребителей типа "МиГ" при штопоре. Но именно в этих чрезвычайно ответственных опытах Яков Ильич завоевал славу ведущего специалиста. Преднамеренно ввести в штопор и вывести из него реактивный самолёт в испытательном полёте - задача, доступная большому мастеру, бесстрашному авиатору.
Дома на книжных полках лётчика немало изданий, подаренных ему авторами. Среди них книга инженера М. Котика "Сваливание в штопор" с надписью: "Одному из первых отечественных лётчиков - испытателей - штопорников, внесшему неоценимый вклад в исследование критических режимов полёта".
Много интересных, уникальных фотографий хранится в его домашних альбомах. Здесь можно увидеть немало известных людей, с которыми он жил и трудился, проследить все этапы большой, интересной жизни этого замечательного человека.
...1940 год. Младший лейтенант в довоенной летной форме. 1943 год - он со своим верным боевым другом Николаем Дураковым у самолёта Як-1. Весна того же года. Аэродром под Батайском. Генерал вручает ему первый орден Красного Знамени. Лето: из рук командира дивизии лётчик получает второй боевой орден. 1944 год. Групповой снимок награждённых фронтовиков с М. И. Калининым в центре. Среди них - Я. И. Верников после вручения ему Золотой Звезды.
Я.И.Верников.
Год 1965-й. Франция. Авиационный салон в Бурже. На одном из фото Ю. Гагарин, В. Коккинаки и Я. Верников. К дням пребывания в Париже относится и цветной фотопортрет первопроходца космоса с его автографом. Советская делегация из Франции возвратилась на Родину. У самолёта конструкции С. Ильюшина его творец рядом с Яковом Ильичом, одним из первых, кто дал крылатой машине путевку в небо.
Проходят годы. К началу 1980-х годов относится несколько фотографий, сделанных друзьями в день полувекового юбилея Верникова. Он - со своими знакомыми лётчиками - космонавтами Г. Береговым, А. Елисеевым, А. Леоновым, с известными испытателями: С. Анохиным и Генерал - майором авиации С. Микояном, доктором технических наук М. Тайцом. На одном из снимков надпись - "участнику испытаний самолёта Ил-76".
В его альбоме хранятся фотоснимки, выполненные в памятный день 17 Мая 1971 года, когда во Внукове руководители Коммунистической партии и Советского правительства во главе с Л. И. Брежневым осматривали образцы новой авиационной техники. Здесь был представлен Ил-62М - самолёт, тогда ещё не известный на воздушных линиях. Верников - один из его испытателей - вёл рассказ об этом новом авиалайнере.
У Якова Ильича хранится целая кипа лётных книжек, где хронологически, день за днём, зафиксирована его работа в воздухе. Вот одна из них. В ней Сентябрьские записи 1947 года. За 2-е число этого месяца отмечены испытания разных типов машин: Ил-10, Як-9, По-2, дважды УТ-2. А вот другая запись 25 и 29 Декабря 1949 года: лётчик поднимался в воздух по 3 раза на МиГ-17 и других машинах.
И так каждый день, в мороз и зной, в солнечные дни весны и осеннюю непогоду. Самоотверженность, безупречное служение Родине по заслугам вознаграждены. На его груди - "Золотая Звезда" Героя, два ордена Ленина, четыре Красного Знамени, три Красной Звезды и орден Трудового Красного Знамени, 11 медалей. В 1960 году Верникову вручена Грамота Заслуженного лётчика - испытателя. Все это свидетельствует о его боевых подвигах и огромном вкладе в дело развития и совершенствования советского самолётостроения.
...Яков Ильич поднимается рано утром. На аэродроме, с которого он теперь стартует по несколько раз в день, приветливо встречают этого плотного широкоплечего человека, голова которого чуть тронута сединой. Добрыми серо - голубыми глазами смотрит он на людей, всегда готовый самозабвенно служить им своим крылатым трудом.
Автор статьи - Я. Шварцман.
Источники и литература:
1.ЦАМО, ф.33, оп.793756, ед.хр.8, л.266-267.
2.ЦАМО, ф.33, оп.682525, ед.хр.13, л.186-187.
3.ЦАМО, ф.33, оп.682526, ед.хр.1689, л.3-5.
4.ЦАМО, ф.33, оп.686044, ед.хр.948, л.11-12.
5.Верников Яков Ильич-Википедия.
6.Герои Советского Союза. М., Воениздат, 1987, т.1, с.259.
7.Свердлов Ф.Д. В строю отважных. М., 1992, с.55-60.
8. Очерки еврейского героизма. Киев-Тнль-Авив, 1994, т.1, с.114-116.
Свидетельство о публикации №221043001574