Мы встретимся с тобою, брат...

МЫ ВСТРЕТИМСЯ С ТОБОЮ, БРАТ...

Памяти Виктора Булычева
27.IV.2019


«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!..» —
     «Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, всё равно, не можем сохранить
     Неумирающего счастья!»



27.04.2019 в районе Южное Бутово было найдено тело 22-летнего Виктора Булычева. Из отрывочных интернет публикаций можно заключить, что парню быстро пришлось расстаться с детством, а затем и с безрадостной жизнью – минуя горькую юность. Матери у Виктора не было, а беспробудное пьянство отца вынудило юношу рано вступить во взрослую самостоятельную жизнь.

Виктор работал фельдшером на скорой и честно пытался распутать противоречивый «клубок» странной бессмыслицы человеческой жизни. Не вышло.

«Я не просто сдался. Я пытался вникнуть в общее течение и что-то с этим сделать. Попытался понять, для чего я и ты существуешь.

Не смог, прости» [1].

По немногочисленным отзывам знакомых, человек он был думающий, алчущий смысла. Виктор часто пил кофе и не спал ночами [2] – из таких бессонных ночей, судя по всему, и выкристаллизовалось его мировосприятие. Страдающий бессонницей, по меткому замечанию Чорана, словно пребывает в ином измерении.

Нашу жизнь возможно выносить лишь в одном случае, а именно: благодаря регулярным погружениям в царство Морфея. Объятый волнами целительного сна, человек каждый раз находит в себе силы вставать по утрам и начинать все заново.

Для того же, кто не сомкнул глаз не начинается ничего. Это с неизбежностью переиначивает взгляд на многие вещи [3].

Покойный Виктор как-то признался знакомой, что живет будто бы во сне [2] – итог подобного рода сомнамбулических исканий нередко ужасает.

Безумие юности склонно к убийственному нонконформизму – зачастую в буквальном смысле. Однако, если верить предсмертным откровениям Виктора, размещенным на стене Вконтакте, это решение не было спонтанным. Свою смертоносную мысль Виктор планомерно вынашивал с 18 лет, а возможно и раньше. Первую попытку окончательно развязаться с опостылевшим существованием он предпринимает в 20 лет.

Семья, любовь? Все это мы неизбежно утратим в неумолимом потоке времени, – не столь изящно, но от того не менее горько заключает в своем прощальном манифесте Виктор [2].

Человек, в своих интеллектуальных блужданиях неосмотрительно подступившийся к подлинному горизонту метафизического ужаса времени, может излагать свои мысли сумбурно, употребляя корявый сленг или прибегая к обсценной лексике, однако ему вряд ли будет дело до прециозной отделки своего слога. Русский ужас, таким образом, не менее специфичен, чем пресловутый «german angst» [4] – впрочем, как и румынский «страх времени»: не даром Чоран так восхищался Шестовым [3].

В текучей современности нет места ни для добра, ни для зла. Останется только неизбывная боль [2] – это тоскливо-щемящее чувство, которое неотступно будет преследовать тебя до конца дней. Опыт тоски, по Чорану, это всегда следствие обостренного восприятия времени. Жизнь можно переносить, если не ощущаешь, как ускользает каждый миг – в этом и заключается горькое откровение темпоральности. Тот, кто «глух» ко времени, не чувствует и тоски [3].

Шатаясь по улицам в полночь, словно тень, Чоран выносил план своей первой книги «На вершинах отчаяния». Он написал ее в 22 года как завещание, потому что решил покончить с собой. Однако остался жить [3].

Пожалуй, здесь действительно «тайна сия велика есть»: как это стольким людям удается до сих пор держаться на плаву и не «шлепнуться»? Не каждому выпадает честь умереть молодым, – впоследствии горько иронизировал по этому поводу Чоран [3].

Виктору, не менее остро переживавшему откровения тоски и одиночества, не суждено было снизойти до зияющих высот пессимизма автора «Силлогизмов горечи». После себя в соцсети он оставил на таймере сообщение, которое опубликовалось уже постфактум – спустя несколько часов после самоубийства.

В своем прощальном слове Виктор обошелся без гневных инвектив, а лишь бесстрастно констатировал метафизическую бессмысленность и бесперспективность собственного существования.

«Год страдать, работая по 12 часов в день, а потом поехать на неделю на море. Это счастье?» [2].

«Повидать мир тоже такая себе перспектива. Повидал, и что? ... Рассказать всем, как живется вне их страны? Это, конечно, серьезный смысл» [2]. Пожалуй, для современного обывателя это станет культурным шоком, но великий Кант никогда не покидал (sic!) пределов Кенигсберга – надо полагать потому, что в эпоху немецкого затворника еще не придумали Instagram, дабы можно было возвестить граду и миру о своих потребительских скитаниях.

«Деньги? Это вообще смех» [2]. N.B. Должно быть, все-таки неслучайно Григорий Перельман остался безучастным к награждению медалью Филдса, равно как и отказался от премии института Клэя.

Иллюзорная погоня за деньгами в конечном счете ведет к пресыщению и атрофии чувств. Нужда и скука – Сцилла и Харибда, между которых насильно втиснуто бесцветное плато человеческого существования.

«Жить в ожидании счастья» [2], прозябая на обочине жизни? Виктор предпочел не дурачить себя подобными бреднями. Рай мы едва лишь смутно угадываем сквозь пошлую толщу обыденности, тогда как ад повседневности можем лицезреть воочию.


«Жить и умирать — это одно и то же» [5]. Именно поэтому Чоран остался жить. А Виктор предпочел умереть. Твоя жизнь, в сущности, никому не нужна. Равно как и смерть.



Мы обязательно встретимся с тобою, брат…




1. В Южном Бутове на улице Поляны найдено тело фельдшера скорой помощи https://www.nashebutovo.com/

2. В Москве покончил с собой молодой фельдшер «скорой» https://m.readovka.ru/news/44637

3. Эмиль Мишель Чоран. Из интервью с Михаэлем Якобом http://www.vavilon.ru/textonly/issue6/cioran.htm

4. Чеснокова, Л. В. Концепт метафизического страха (Angst) в немецкой философии / Л. В. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5248/ (дата обращения: 01.05.2021).

5. Монтень. Глава XX. О том, что философствовать — это значит учиться умирать / Мишель Монтень. Опыты https://www.informaxinc.ru/lib/science/monten_essey.html#sa20


Рецензии