Куличик-человечек

 Когда мне было лет семь, накануне праздника Пасхи я спросила у бабушки, глядя на распятие: «А, почему человек висит на кресте?»
  Бабушка сказала: «А, давай-ка, испечём кулич, внучка, и узнаем.
 Бабушка налила молока и пояснила: «Молоко или вода – всё равно, что душа, сейчас мы его подогреем».
- Ой, какая теплая хорошая душа! – говорила я, прикладывая ладошки к мисочке с тёплым молоком.
- А теперь мы добавим муки и размешаем... видишь, как душа соединяет мучные крупинки вместе?.. что сделано с душой, того не испортить, – говорила бабушка, а затем из теста выложила человечка.
- Ах, это же младенец! – воскликнула я.
  Бабушка заулыбалась: «А сейчас мы нашему новорожденному создадим благоприятные условия, чтобы он развивался».
  Бабушка поставила тесто в теплое место, накрыв полотенцем, а потом я поглядев на опару воскликнула:
- Бабуль, посмотри, как вырос малыш уже, давай поставим в печь!
- Рано, внучка, – говорила бабушка.
    Потом она брала яйца, отделяла желтки, приговаривая: «А эти желтки, – все равно, что желания человека. Давай пожелаем, чтобы наш кулич вышел добрым и вкусным».
- Желаем, желаем! – воскликнула я, хлопая в ладоши.
  Мы взбивали желтки с сахаром, затем добавили в опару размягчённое масло, и я вдруг поняла: «Бабуля, а ты похожа на масло, – такое же вкусное и нежное!
Бабушка, добавив муки с белками, принималась месить тесто. Я бросилась ей помогать, но тесто почему-то прилипало к рукам.
Бабушка пояснила: «Наше тесто – всё равно, что человечек, его надо хорошо вымесить, чтобы не прилипало, и отпустить в жизнь».
  Помню, отрывала маленький клочок от теста, добавила слишком муки, и усердно сдавливала, как пластилин. А наблюдая за бабушкой, я слышала, как она разговаривает с тестом, как будто оно живое. И я поняла, что, делаю нашему «человечку» больно. Так бабушка учила меня чувствовать материал.
- А теперь наш «человечек» начинает свою жизнь. Давай, оставим его в покое, пусть доходит - сказала бабуля.
- Ой, как тесто-то выросло!
  Потом мы добавляли изюм.
- А на что похожи эти изюминки? – любопытничала я.
- А это друзья человека, – отвечала бабушка.
  Когда тесто поднялось его положили в подходящую форму под плёнку, где оно окончательно вызревало, и теперь его можно было помещать в духовку.
- Вот здесь началась настоящая жизнь нашего кулича-человечка! В духовке условия не самые благоприятные, но лишь в огне жизни закаляется добрый человек, – говорила бабушка. «Нашему «человечку» нужны трудности, чтобы стать добрым хлебом.
  Бабушка, доставая из печи хлеб, сказала: «А теперь наш кулич-человечек будет умирать». Тогда я чуть не заплакала, пытаясь переубедить бабушку:
«Не может быть! Он ведь, такой горячий, ароматный?!»
  Бабушка поясняла спокойным голосом: «Когда душа созрела в теле, то заканчивается его одна жизнь, и начинается следующая. Кулич на столе – все равно, что Иисус на кресте, только Кулич питает наше тело, а Христос питает наш Дух, – спокойно говорила бабушка.
- А что такое Дух?» – спросила я.
- Дух – это то, что объединяет всех людей в одну дружную семью. Люди, как мучные крупинки, замешанные на воде или молоке. Когда они ссорятся, то  жизнь похожа на сырой неудавшийся хлеб. А когда объединяются в труде и дружат, значит, стряпают себе добрый кулич. Давно жил святой человек, Иисус, который рассказал, как людям можно жить дружно, он дал хороший рецепт жизни. Святой дал нам Веру в то, что между людьми есть общая связь, которая называется божьим Духом. Кто из людей познает эту духовную связь, тот будет навеки счастливым.
  Я слушала бабушку, раскрыв рот. Мне казалось, что добрый Христос где-то рядом, – ведь, это он сейчас пробежал солнечным зайчиком по стене, когда бабушка открывала окно; это он самый добрый и мудрый на свете, однажды растворился в людях, помогая созревать нам, как куличик в печи.

«Христос Воскресе!»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.