Добромила Иванова. 27 Жемчужина

…- Каковы признаки деятельности освобожденной личности? – задала вопрос Божена Богомилу.
   - Освобожденными являются те, кто не испытывает к этому миру ни привязанности, ни антипатии. По существу, он хочет знать, как можно отделить деятельность, выполняемую на основе собственных желаний, от деятельности основанной на воле Бога. Деятельность по воле Господа может совершать только тот, кто постоянно погружен в самоосознание своей духовной сущности. Но это внутреннее состояние, и внешне его трудно оценить.
   Ту же самую деятельность можно выполнять по разным мотивам и получать разный результат.
   В зависимости от того, о чем человек любит слушать или говорить, чем любит заниматься, с кем общается, ради чего действовать, можно понять, кто он. Человек состоит из тонкого и грубого тела. Тонкое тело - это его система ценностей, мировоззрение, желания и планы их реализации.
  Состояние ума выражается посредством речи: человек говорит в соответствии со своей системой ценностей и желаниями. Грубое тело - это десять органов чувств. По деятельности органов чувств можно определить состояние ума человека, но лучшим образом оно выражается через речь.
  Тот, чей разум утвержден в знании о душе он же и утвердился в сознании Кришны, а тот, кто видит истину, свободный от влияния гун материальной природы, находится в спокойном состоянии ума.
   Очень часто друг может действовать непонятно, но дружба предполагает доверие друг к другу. Бог - уникальная Личность. Он одновременно и самый большой, и самый маленький. В этом смысле Он для индивидуальной души больше непонятен, чем понятен. И в этом случае доверие играет особую роль. Если живое существо не доверяет Господу, теряется единственная надежда на хорошие отношения между ними. Однако доверие доверием, но друга надо знать. Здесь живое существо выигрывает за счет доверительной природы Бога. Бог настолько совершенен, что чем больше живое существо узнает Его, тем больше доверяет.
   - Как пользоваться знанием? – Это была Божена.
   - Пользоваться знанием и пользоваться невежеством не одно и то же. Когда человек пользуется знанием от Бога, то такое знание занимает его служением Богу, а служение приводит к прямому контакту с Богом, а контакт к безграничному счастью. Это можно видеть на примере святых людей. Другими словами, знание предназначено для служения. Нужно следовать знанию на практике, и тогда оно полезно, и потому называется знанием. Но когда человек пользуется невежеством, или пониманием только своего личного, ограниченного Я, тогда это самое невежество, или ограниченное Я, создает иллюзию независимости и свободы своего личного от чего бы то ни было. Например, если человек не хочет жить в мире с окружающими из-за личных убеждений, то именно невежество, или личное Я, даст ему убедительные доводы для вражды. Любая философия, в основе которой находится ненависть или равнодушие к той или иной форме жизни, является продуктом личного Я, или невежества. Лишь та философия, в основе которой находится любовь ко всему живому, может считаться истинной и научной. Хотя невежество тоже являет собой свод законов, законы эти чрезвычайно болезненны, и гораздо более суровы, чем законы знания. Беззаконие – это тот же закон, только отраженный от моего личного, эгоистического мнения. Воля Бога – это закон для всех живущих, но, отражаясь в моем невежестве, он звучит по-другому – высший закон, это ни что иное, как «Моя» личная воля.
    Законы знания – это взаимодействие любви и доверия, а законы невежества – это законы, по которым развиваются пороки. Знание на боль не отвечает болью, а невежество отвечает именно так. На доверие невежество отвечает обманом, а на любовь – эксплуатацией. Истинное знание не теряет себя, сталкиваясь с трудностями, а невежество на удар ответит двумя ударами. Другими словами, невежество – это законы разрушения, а знание – это законы поддержания.
   Я чувствую, как суровый закон невежества связал мой разум и бросил его в темницу ума. Но пока у меня есть это чувство, значит не все потеряно, потому что чувство это и есть тот лучик правды, которую я должен знать о себе. Я очень хочу избавиться в себе от невежества, которое стало новым законодателем и уподобилось законной правде. Эти законы как веревки связывают меня по рукам и ногам.
  Чтобы открыть Божественное знание в человеке, нужно сначала найти его источник и установить с ним связь. В этом может помочь только хороший учитель. Ведь это знание является великой тайной и приходит к нам из духовного мира. Его цель — освободить живое существо из цикла рождения и смерти.
  Душа, получившая истинное знание, считается освобожденной душой, и способной дать освобождение другим из цикла рождения и смерти. Такие люди, выходят из-под законов реинкарнации и живут с единственной целью — передавать духовное знание, помогающее вспомнить Бога и вернуться домой из глубокой ямы невежества материального мира.
   - Как очистить свое существование?
   - Душа подобна белому лебедю. Она чиста и вечна по своей природе, она обладает духовным разумом, духовным умом, истинным эго и чистой энергией счастья, которая именуется сознанием. Все наши страдания возникают из-за привязанности к грубой и тонкой материи. В зависимости от силы привязанности к тому или иному объекту к грубой или тонкой материи, или к духу душа, действуя в этом мире, может находиться на том или ином уровне чистоты сознания. Веды подразделяют уровни сознания на пять ступеней развития.
  Первая, примитивная, ступень развития сознания называется — телесная концепция жизни. Этому уровню сознания всецело соответствуют живые существа, которые влачат свое жалкое существование в каменной оболочке или в телах растений.
  Второй, более развитый, уровень сознания называется — праническая концепция счастья. Сознание этого уровня максимально проявляется у живых существ, которые склонны активно и много перемещаться в пространстве.
 Третий, еще более развитый уровень сознания, называется — умственная концепция счастья. В этом случае энергия сознания фокусируется внутри тонкого тела ума.
  Четвертый уровень сознания называется — концепция счастья разумной жизни. На этом уровне сознание фокусируется внутри тонкого тела разума. На платформе разумного полностью осмысленного существования находятся мудрые люди и высшие живые существа.
  Пятый уровень сознания - концепция высшего счастья духовного существования. На этом уровне сознание фокусируется на своей собственной природе и Боге духовной природе души и Сверхдуши, что и является наивысше целью человеческой жизни. На уровне анандамайи сознание не оскверняется взаимодействием с материей и сосредоточено исключительно на духовном теле, что приводит к безгрешной, чистой вечной жизни, полной знания и блаженства.
 Тонкое тело по-другому еще называется «телом желаний». Наши желания каждую секунду жизни запечатлеваются в тонком теле. Более того, если человек совершил, к примеру, насилие или же хороший поступок по отношению к другому живому существу, то желания последнего вступают во взаимодействие с тонким телом этого человека, оказывая влияние на его судьбу. Так создается основа для будущего тонкого, а значит, и грубого тела.
Для полноценной деятельности человеку требуется, чтобы не только ум, но и его разум работал хорошо. Именно разум управляет умом и всеми другими структурными элементами человеческого организма. Поэтому разумное существование является основой как нормальной деятельности психики, так и работы организма в целом. Постижение смысла жизни, работа над своим характером, честное выполнение своих обязанностей и духовная практика способны увеличивать жизненное пространство разума. Для увеличения силы и чистоты разума человек, помимо теории, должен постигать описанные в священном писании практики по самосовершенствованию и честно выполнять свой долг. Духовное знание объясняет, как это делать правильно. Правильное изучение писаний подразумевает, что над писанием человек трудится с великой решимостью и верой, которые являются самыми важными функциями разума.
  Первый серьезный шаг на пути самосовершенствования — выбор наставника. Под руководством духовного учителя человек постигает смысл жизни, свое предназначение и свой долг перед Богом. В результате развития и очищения разума сознание быстро меняется и одна за другой проявляются все хорошие черты характера. Разумное существование ведет к по-настоящему счастливой жизни.
Последовательность этапов развития разума выглядит следующим образом: стремление к духовному счастью; стремление к возвышенному знанию; способность прощать; ответственность; любовь к труду; бескорыстие; доброта; правдивость; простота; свобода от алчности; терпение; спокойствие; твердость характера; аскетизм; решимость; целеустремленность; чистота сознания; свобода от гнева; свобода от критицизма; смирение; сострадание; способность влиять на свою судьбу. Каждая последующая черта характера зависит от появления и развития предыдущей. По мере становления каждой последующей черты характера предыдущие качества углубляются и крепнут.
  Очистив свое существование, человек достигает особой удачи — желания с любовью и преданностью служить Богу. Эта деятельность приносит ему необыкновенное счастье, именуемое духовным трансом самадхи. Духовный транс — высшее проявление счастья, при котором душа забывает о всех своих телесных представлениях, и ее уже никак не касаются материальные проблемы и трудности. Испытывая неописуемо сильную любовь к Богу, святой человек полностью погружается в духовное сознание. Такая возвышенная практика даже в самом начале пути приводит к стабильному духовному прогрессу и способствует быстрому очищению от всех грехов. Таким образом, уже в течение одной жизни служение Богу способно одарить человека высшим совершенством жизни.
   - Родиться в теле человека — редкая удача, однако жизнь эта коротка. Почему же человеческая жизнь настолько драгоценна?
   - Потому что мы можем использовать ее для самоосознания, для того, чтобы освободиться из круговорота рождения и смерти.
  Каждый человек может жить до ста лет, однако тот, кто не владеет своими чувствами, навсегда теряет половину этого срока, ибо ночью, находясь во власти невежества, он спит по двенадцать часов. У такого человека остается только пятьдесят лет жизни.
  В детстве, в первые десять лет после рождения, у ребенка еще не развит ум, а следующие десять лет он проводит в играх и всевозможных забавах. Так человек теряет двадцать лет своей жизни. Кроме того, в старости, когда болезни и немощь не дают человеку заниматься даже материальными делами, он еще двадцать лет проживает впустую.
  Тот, кто не владеет своим умом и чувствами, из-за ненасытного вожделения и неодолимой иллюзии все сильнее привязывается к семейной жизни. Для такого безумца остальные годы тоже оказываются потерянными, ибо даже в это время он не способен преданно служить Господу.
  Преданный использует время правильно, и это является одним из признаков высокого духовного уровня. Такой человек стремится использовать все свое время для преданного служения Господу. Он не терпит праздности и хочет служить Господу круглые сутки, не отвлекаясь ни на что другое.
  Чистота бывает, как внешней, так и внутренней. Важно и то и другое, и все же внутренняя чистота важнее. Лучшим методом очищения ума является пение святых имен. Все материальные представления человека: отождествление себя с телом, двойственное восприятие мира, жажда чувственных наслаждений — все это грязь, накопившаяся в нашем сердце. Преданный Господа постоянно очищает свое сердце, вытирая скопившуюся там пыль посредством повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
 - Пожалуйста, расскажите, каким образом нам осознать человеческие ценности?
  - Человек, лишенный человеческих ценностей, похож на человека лишь по внешнему виду, но в своих действиях он вовсе не человек. Высокий статус и отличительная особенность человечества заключается именно в человеческих ценностях. Человек рождается с определенной целью: сохранять человечность и подниматься к божественности. Человек боится, что правда поставит его в трудное положение, и все больше и больше отдаляется от истины. Его состояние столь плачевно, что он не знает, что такое дхарма. А на самом деле, в каких бы тяжелых ситуациях человек ни оказался, он никогда не должен изменять этим ценностям. Отказ от этих столь священных качеств равносилен самоубийству.
- Зачем нам нужны человеческие ценности? Какова их роль в нашей жизни?
- В этом мире каждый индивидуум и каждая вещь имеют свою ценность. Все и вся имеют свое особое значение. В целом мире нет ничего, что не имело бы цены. Но, к сожалению, на сегодняшний день единственный, кто утратил свою истинную ценность, - это человек. Он проводит свою жизнь без всякой пользы. В результате человек стал хуже животного. Такое маленькое животное, как птица или кролик представляет ценность даже после того, как оно убито: его мясо употребляют в пищу. Но человек, будь он при жизни императором, почти сразу после смерти теряет всю свою ценность. Поэтому очень важно жить, обладая человеческими ценностями. Вам нужно заполнить свою жизнь ценностями. Ваша жизнь должна представлять собою ценность.
-  Как нам обрести человеческие ценности?
- Недостаточно, если вы будете, как попугаи, твердить о человеческих качествах. Недостаточно произносить речи о человеческих ценностях. Совершенно бесполезно читать книги о человеческих ценностях. Их нужно применять на практике.
Как холоден лед, как горяч огонь, так и для человеческого существа естественны и необходимы человеческие качества. Если вы ограничитесь разговорами о них, они утратят свое значение. Унция практики лучше, чем тонна наставлений. Если вы будете искренне следовать в жизни хотя бы одной из них, остальные приложатся. Дерево следует дхарме дерева. Животное - дхарме животного. Так почему же человеку не следовать дхарме людей?
  Качества, ожидаемые от человеческого существа, называются «общечеловеческими ценностями». Если вы взрастите в себе любовь, остальные расцветут сами собой. Любовь - главное из качеств. Любовь - это Бог, Бог - это любовь. Любовь — это жизнь. Без сомнения, у вас есть любовь, но она узка. Она сводится к вам и к вашей семье, это только «я» и «мое». Но это стиснутое узкими рамками чувство - не любовь. Любовь - это расширение. Любовь - это бескорыстие, а где есть корысть, там нет любви. Будь то верующий или атеист, в мире нет человека, не испытывающего любви. Вы можете снискать Божью милость только любовью. С Богом вас связывают узы любви.
  Во всех этих случаях только чистая любовь позволила им наслаждаться близостью Господа. Любовь выше доблести, ума, богатства, власти. Бог ищет в преданном Ему только любовь. Где любовь, там и правда.
  Слово, произнесенное с любовью, - это истина. Любое действие, которое вы совершаете с любовью, - это дхарма. Вся несправедливость и все беззаконие современного мира объясняются только отсутствием любви. Но действие, совершаемое с любовью, непременно будет праведным. Когда есть любовь, вы наслаждаетесь и миром. Говорят, что лицо — зеркало души. Мы можем узнать по лицу человека, царит ли в его душе покой или он взволнован и обеспокоен. Правда сходит с языка, дхарма совершается, а покой или мир ощущается. Поэтому чувство любви - это покой. Вас не будут затрагивать ни брань, ни критика. Именно таков будет ваш покой, если он зиждется на любви, - выше всего негативного, выше направленного на вас осуждения. Это уровень понимания, который приходит постепенно, по мере наполнения вашего сердца любовью, и вы уже будете неспособны обидеть кого-то никаким способом. Это ненасилие. Понимание с любовью и есть ненасилие.
  Итак, в этом мире нет ничего, что недостижимо с помощью любви. Если вы взрастите в себе эту божественную, всеохватную любовь, то станете воплощением всех человеческих достоинств и добродетелей.
  - Душа, отождествляющая себя с телом, - обратилась Добромила к Богомилу, -  может прилагать усилия, чтобы удержаться от наслаждений, однако вкус к удовольствиям продолжает в ней жить. Но, познав более возвышенное наслаждение, она естественным образом утрачивает интерес к объектам чувств и утверждается в духовном сознании. Что вы можете сказать по этому поводу?
 - Любого положения недостаточно достичь, его нужно суметь удержать. В этом человек может полноценно утвердиться в духовной сущности и никогда не угри своих духовных достижений, если вкушает более возвышенные вкусы.
Здесь примечательно слово «раса», которое как раз означает «вкус», одна имеет нюанс. Например, дружеские отношения называются дружеской расой или вкусом. Или любовные отношения называются любовной расой, или вкусом. Следовательно, слово «раса» указывает на тот психологический или эмоциональный «вкус», который чувствует человек в процессе общения. Слово «парам» означает «более возвышенный», «больший» и, в соответствии с авторитетами дух знания, здесь он используется в двух смыслах.
Первый смысл - это высший вкус, или раса, а второй - находящаяся и сердце каждого живого существа Сверхдуша, которая и является единственным совершенным источником этой расы. Это очень важная точка.
Духовная частичка не является элементом этого мира, и она должна вернуться в свой мир - мир любви.
 «Сухое» отречение противоречит активной природе души. «Сухим» можно считать то отречение, которое подразумевает простой отказ от всех типов активности: и эмоциональной физической. В этом случае стремящаяся к самореализации ли и любой момент может поскользнуться, и, уступив желанию удовлетворить активность души, снова обратиться к разнообразию материальных объектом. В таком нестабильном состоянии находятся все те, кто просто отвергают и материальное и духовное разнообразие.
Дело в том, что личность, контролируя свой ум, восстанавливает осознание своей духовной сущности, она испытывает невероятное чувство свободы. Любое материальное «счастье» в этом случае воспринимается как начало рабства. Сначала этот фактор серьезно поддерживает отречение от этого мира. Но чуть позже эта свобода становится привычной, и тогда поднимает голову вечное желание души наслаждаться разнообразием, т.е. общаться. Если к этому моменту личность не получила представления духовной расе, или духовных отношениях, то она снова обращается к материальному миру и общается с несовершенными объектами, которые в начале еще не смогла причинить ей страдание, потому что самореализованная личность достаточно могуча, и победить ее не такая простая задача. Когда благодаря материальной деятельности личность снова постепенно погружается в материальный мир, непоколебимые законы этого мира со временем начинают вновь причинять страдания. Положение такой личности скоро снова становится жалким из-за материального рабства
   Однако, если человек в процессе усилий по самореализации получает н духовном разнообразии, то, восстановив свою духовную сущность, т.е. получив свободу, беспокоится об обретении духовного общения. Такое общение имеет место, когда человек стремится восстановить изначальное духовное положение. Как первый шаг на этом пути он в своем сердце обнаруживает не только свою душу, но и Сверхдушу - источник всех душ, Церковного Господа, который сопровождает живое существо в процессе всего его материального существования. Его образ привлекает своей красотой, возвышенной природой и могуществом. Это становится причиной того, что личность начинает развивать отношения с Ним. Здесь навсегда исчезает проблема удовлетворения активной природы души.
  Тот, кто достигает такого результата, когда Господь, или Сверхдуша, является перед его взором, больше никогда не стремится к материальному счастью, потому что для общения обретает совершенный объект.
Тогда возникает обратная проблема. Для общения со Сверхдушой недостаточно того, что только личность хочет этого, необходимо чтобы Сверхдуша, или Всевышний Господь, изъявил желание общаться, а это имеет место только в том случае, когда живое существо полностью восстанавливает свою духовную, совершенную природу. Когда человек знает об этом, он перестает заботиться о процессах самоочищения и занимается восстановлением этих духовных качеств. В этом процессе сполна удовлетворяется активная природа души, и отречение от материального мира становится совершенным и необратимым. Следовательно, слово «раса» относится к духовному вкусу (отношениям), который поднимает отречение живого существа на высший уровень.
   Когда живое существо не хочет видеть Бога, оно теряет и чувство «своего я», потому что вечно связано с Ним. А когда оно хочет восстановить свои отношения, т.е. снова хочет видеть Его, то возвращает самому себе полноценное знание о своей собственной сущности. Так оно вспоминает свое духовное положение, восстанавливает свое духовное окружение, где ни одно общение не может быть причиной страданий. Таков результат истинной религии. Все остальные процессы могут быть прерваны, когда человек входит в общение с внешним миром, и его «соблазны» привлекают его. Когда человек стремится избавиться от материальных страданий, он обращается к различным видам отречения.
  В этом мире человек достаточно часто оказывается в неприятных для себя ситуациях. В ожидании материального счастья люди разворачивают деятельность, но она не всегда приносит желанные плоды. С философской точки зрения и счастье, и страдания материального мира бренны, потому что временны. Но душа, оказавшаяся в материальном мире, не может оставаться безразличной к материальному счастью, потому что оно создает иллюзию соответствия с вечно блаженной природой души. Когда человек осознает, что это иллюзорное счастье, он обращается к идее освобождения от пут материального мира. Когда благодаря развитию религиозности человек от этапа удовлетворения чувств благочестивыми методами переходит на этап отречения, он оставляет свои обязанности и покидает мирскую жизнь. Живя в безлюдных местах, такие аскеты проходят процесс очищения, сдерживая свои чувства. На этом пути удача приводит человека к очень определенному результату: он отделяет свою душу от материального тела, и его называется освобождением. Живое существо помещается и материальную тюрьму, потому что его сознание загрязнено желанием независимости. Независимость живому существу нужна для осуществления соперничества с другими живыми существами в борьбе за превосходство над ними. Одержимое стремлением реализации этого желания, оно разворачивает в материальном мире определенную деятельность.
  Мирская активность еще больше запутывает живое существо в материалы! существовании, а регулируемая нравственными принципами деятельность умешает бремя страданий. Однако, когда живое существо понимает, что в действительности стремление к материальному счастью является основой всех его страдай оно пробует отказаться от желания что-либо делать во имя достижения этого счастья. На этом уровне сознание еще крепко привязано к этому миру, но уже пытается бороться с ним. Поэтому любой импульс может стать причиной того, что чело снова будет вовлечен в материальную деятельность и будет развивать материалы привязанности. Это имеет место по той простой причине, что душа активна по своей природе, и отречение ей не свойственно.
Если сравнить сознание живых существ с кувшином, то можно сказать, что материалист наполняет его как полезными, так и вредными веществами, и в результате получается непригодная смесь. Когда содержимое кувшина нам не нравится, мы стремимся избавиться от него. После очищения кувшина возникает вопрос: что с ним делать? Активная природа индивидуальности снова толкает ее к деятельности и, если у нее под руками не оказывается нового вещества, она снова наполняет кувшин уже известными ей веществами в надежде на этот раз найти правильную комбинацию элементов. Это имеет место по той причине, что в процессе своего существовав материальном мире живое существо полностью потеряло свою память о духовной действительности и воспринимает только материальное разнообразие. Это похоже на пружину. Если ее натягивать, можно один ее конец отдалить на большое расстояние от основания, но достаточно на секунду отпустить пружину, и она молнией вернется обратно. Так и сознание живых существ. Здесь Господь Если снова сознания - материальный мир, то отречение не может стабильным, потому что, как только один из органов восприятия получит с во он сразу же, как пружина, вернется к материальной деятельности. К какой им деятельности, благочестивой или греховной, в этом случае нет разницы, потом сверхзадача не благочестивость, а восстановление духовной сущности.
Однако если сознание с самого начала сосредоточить на духовном разнообразии, которое начинается с сосредоточения на Боге, т.е. привязать конец пружины духовному миру, то, развив привязанность к Нему, человек теряет свою склонность чувственному наслаждению. И даже если один из органов чувств начинает стремиться в материальный мир, то по примеру пружины, отпустив его, сознание возвращается к духовной действительности. Основанное на таком сознании отречение совершенно. А такой человек стремится, как уже было сказано, общаться с той личностью, которую обнаружил в своем сердце, с Богом.
Эти взаимоотношения называются преданным служением Богу. Для погруженного в
материальное сознание человека слово «служение» звучит унизительно, век думает, что здесь в материальном мире он может независимо удовлетворять свои чувства, для этого требуется только любой ценой быть богатым. А слово «служение» означает, что личность должна исполнять чужую волю и удовлетворять с желания, а это как раз то, что нам всем так не нравится делать. Здесь можно увидеть, как мы на самом деле не хотим Бога. Бог нам, жителям материального мира, нужен только в одном случае: если Он согласен использовать всю свою силу, чтобы исполнить наши желания, не имея собственного мнения, просто как наш слуга. Такое сознание погружено в грех.
  Когда человек понимает, что отречение нужно развивать не на основе отвращения к этому миру, а на основе любви к Богу, его отречение необратимо, т.е. стабильно, и такая личность обретает право войти в мир преданного служения Господу.


Рецензии