Поездка на берег Амура
В октябре 1993 года я, в то время первый заместитель начальника краевого управления здравоохранения администрации Хабаровского края, во главе небольшой делегации медицинских работников, совершил поездку в японскую префектуру Аомори, с которой наш край установил побратимские отношения. Они начались по инициативе японской стороны, и я был в числе тех, кто участвовал в приеме первой японской делегации во главе с президентом банка «Мичиноку» господином Дайдодзи в Хабаровске. Почему я об этом упомянул, вы узнаете из дальнейшего моего повествования.
Нужно сказать, что в то время уже начались покупки дальневосточниками подержанных японских автомобилей, но пока это был тонкий ручеек, превратившийся со временем в широкий поток. Было одно обстоятельство как с японской стороны, так и на нашем берегу – таможня. По японским законам человек, который какое-то время пробыл на японском берегу, имел право беспошлинно вывезти из страны подержанный автомобиль местного производства. И у нас в стране в тот год платить пошлину не требовалось. Но это были последние месяцы таких отношений в России.
Поэтому чаще всего японские автомобили покупали моряки и люди, приехавшие в Японию в служебные командировки или по приглашению японских фирм или организаций. Нас пригласил в префектуру Аомори губернатор префектуры, расположенной на севере самого большого японского острова Хонсю.
В составе нашей делегации было 6 человек – я, главный врач центральной районной больницы Останина, заместитель главного врача краевой больницы Полякова, врач-хирург больницы аэропорта Кондрашин, врач скорой медицинской помощи Бут и профессор Хабаровского медицинского института Островский. Нас очень подробно ознакомили с особенностями оказания медицинской помощи как на уровне префектуры, так и на уровне отдельных её районов, а также с системой подготовки медицинских кадров в местном университете, с системой телемедицины, о которой у нас в России даже не было понятий. Поезда была очень познавательной, и мы остались очень довольны.
Но признаюсь, все мы ехали в надежде приобрести японский автомобиль. Мы везли необходимое количество долларов для этих целей, примерно ориентируясь от знакомых, сколько её потребуется. Но оказалось, что Аомори хотя и является портом, но практически в него не заходят российские суда, поэтому бизнес на поддержанных автомобилях не развит. Об этом нам рассказали японские специалисты из министерства здравоохранения префектуры, которые сопровождали нас. К тому же они сами не могли этим заниматься. Вот если бы какая-то частная фирма помогла нам, тогда это другое дело. И я вспомнил о банке «Мичиноку» и господине Дайдодзи, с которым бы лично знаком. Добиться аудиенции я банке нам помогли японцы, при встрече с Дайдодзи я высказал нашу просьбу помочь нам в приобретении автомобилей, которая была выполнена. Так мы стали обладателями поддержанных автомобилей. Нас свозили в таможню в порту, там убедились, что мы русские на японской территории и можем беспошлинно вывезти автомобили.
С доставкой в Россию нам тоже несказанно повезло. Просто незадолго до нашего приезда в Японию приезжали руководители организации, которая сдала в аренду помещения для открытия филиала банка «Мичиноку» в Хабаровске. Они купили себе автомобили, и наши вместе с ними, а также с имуществом для открытия филиала банка доставили прямо до Хабаровска.
Так я впервые в жизни стал обладателем собственного автомобиля, как тогда говорили, класса «Волга», или сейчас это авто бизнес-класса – «Ниссан Скайлайн». Автомобили привезли в Хабаровск незадолго до закрытия навигации на Амуре, поэтому я загнал свой «Скайлайн» на платную автостоянку, где он и простоял всю зиму. В это время я предпринял усилия, чтобы получить водительские права. Посещать занятия у меня времени не было, так что справку из ДОСААФ мне дали по блату. И так же по блату я сдал экзамены в ГАИ, причем вождение сдавал на своем автомобиле. Правда, с началом теплового времени года я, еще не имея водительских прав, учился водить автомобиль по улицам, где никогда не стояли гаишники, поэтому у меня появились навыки вождения автомобиля с правым расположением руля, и принимавший вождение гаишник это оценил правильно.
Как у чиновника довольно высокого ранга у меня был персональный автомобиль, который по утрам возил меня из дома до работы, а после работы отвозил домой. Был он у меня с конца 1991 года, и во время поездок на нем я присматривался к манере вождения персонального водителя Игоря Чеснейшего, которая мне нравилась. С Игорем мы ездили и на моем автомобиле за городом, и все это приближало меня к уверенному управлению авто.
О том, что у меня есть свой автомобиль, не было секретом ни для кого, в том числе для моих коллег по работе в управлении здравоохранения. С двумя из них, Валентиной Сысоевой и Людмилой Пиатрович, у нас были дружеские отношения, мы пришли на работу еще в отдел здравоохранения крайисполкома почти одновременно, были одного возраста, к тому же обе женщины были в моем подчинении. Подчинялась мне и Лидия Павлова, первый заместитель городского отдела здравоохранения, с ней мы часто входили в одни и те же комиссии, к тому же она была подругой Сысоевой уже долгие годы.
В апреле в Хабаровске становилось тепло, вообще наш город солнечный, по статистике 300 дней в году в нем светит солнце. Обычно в 20-х числах апреля вскрывается Амур, несколько дней, и лед уходит, и в дни ледохода на хабаровском набережной бывает масса народа. Всем хочется понаблюдать, как лед ломается, одна льдина наползает на другую, все это происходит с треском и грохотом. И вот в такой апрельский день мне поступило предложение от моих подруг и коллег съездить на берег Амура, полюбоваться природой, огромной силой реки, которая ломает лед. И мы решили после работы в пятницу поехать на берег Амура в район Воронежа. Воронеж – это дачный поселок, почему он получил такое название, я не знаю. Есть первый и второй Воронежи.
Так как мы сговорились заранее, я приехал на работу на своем «Скайлайне». В обеденный перерыв женщины сходили в магазин и кое-что подкупили для перекуса на берегу Амура. После работы Сысоева и Пиатрович сели в автомобиль, и мы поехали к мэрии, чтобы забрать Павлову. В то время мы даже не думали о сотовых телефонах, хотя они уже стали появляться в Хабаровске. Поэтому мне пришлось сходить за Павловой в её кабинет, вместе с ней вернуться к автомобилю, и мы поехали.
Женщины впервые ехали в моем авто, удивлялись, как я так быстро научился водить его, и не тушуюсь на дороге среди множества автомобилей. Мы ехали, любовались городом, который начали приводить в порядок после зимы. Назавтра, в субботу, был назначен общегородской субботник, но некоторые организации вывели свои коллективы на уборку улиц, газонов в конце работы в пятницу. Мне центр города после субботника нравился больше всего, зеленый, убранный, чистый. Но мы поехали в Краснофлотский район, это периферия города, куда я редко ездил. Последний раз на велосипеде год назад. Но одно дело ехать на велике, где надо внимание, чтобы не попасть в какую-нибудь ямку на дороге, и совсем другое - езда на автомобиле, да еще с автоматической коробкой передач, где маленькие ямки не замечаешь.
Хабаровчане знают, что быстрее всего можно доехать до остановки Полярная, конечной автобуса 8-го маршрута, по Воронежскому шоссе. Там и движение в те годы было маленькое, и асфальт неразбит. Сейчас там все изменилось, построен современный онкологический центр на месте казарм воинской части. А тогда ничего этого не было, даже перекрестков со светофорами мало. Так что я мог прибавить газу, и мы быстро доехали до Полярной.
Дальше пошли пригороды Хабаровска, расположенные на сопках вдоль Амура. Сопки были покрыты хвойными деревьями и даже зимой были зелеными. Среди лесных зарослей выглядывали редкие домики, которых становилось все больше и больше, и, наконец, мы въехали в Воронеж-1. Но мы собирались спуститься к реке в районе Воронеж-2, так что быстро промчались мимо домиков и поехали дальше.
Я увидел указатель «Воронеж-2» и развилку за ним. До этого я здесь никогда не был, но знал, что река влево, и на перекрестки свернул туда, и машина поехала под горку. Несколько расходящихся в разные стороны асфальтированных дорог, и мы увидел в просвете между деревьями гладь Амура с редкими льдинами. Еще пара минут, и мы выехали на гальку на берегу.
Я не рискнул подъехать близко к воде, запарковал машину под деревьями и остановился. Открыл дверцы машины, включил погромче музыку, а женщина стали раскладывать выпивку и закуску на багажнике машины. Приемник в машине был настроен на «авторадио», вот тогда я впервые услышал популярную в то время песенку «Ковыляй потихонечку, а меня ты забудь».
Это была первая наша поездка на моей машине, были еще, но эта запомнилась больше всего. Видимо, потому что первая. Дамы, приняв немного на грудь, стали веселые, даже усталость в конце рабочей недели не ощущалась. Я и так вообще малопьющий, а за рулем тем более. Но я без алкоголя мужик веселый, знал много анекдотов, умел их рассказывать, так что час на берегу Амура пролетел незаметно. Солнце клонилось к закату, запад был как раз за другим берегом реки, и поэтому нам на правом берегу еще хорошо светило. Мимо проплывали редкие уже льдины, я вспомнил, как мальчишкой катался на льдине по котловану в родном поселке. Но там, на севере, еще в конце мая были льдины, на которых мы катались, а потом грелись у костра.
Затем я развез дам по домам, приехал к себе, загнал автомобиль в гараж рядом с домом. Назавтра мне предстояло поехать снова на своем автомобиле в управление здравоохранения на субботник, и было так приятно понимать, что теперь мне не придется ездить на общественном транспорте в выходные дни, у меня есть свой, такой долгожданный автомобиль, да еще весьма солидный, что вы, уважаемые читатели, можете увидеть на заставке.
Свидетельство о публикации №221043000571