Разговор монаха со старцем о душе 3

…продолжение…

–  Здравствуйте, отче.

– Здравствуй, мой  дорогой друг,  располагайся. Как  твои  дела, как самочувствие после наших последних разговоров  о  душе?

– Да всё  уже  нормально.  Вот зашёл продолжить наш последний разговор  о душе и  её  созерцании.

–  Продолжим,  непременно, но я вижу  у  тебя какую-то  грусть и  озабоченность  на лице, в  чём  дело,  говори?

Монах немного замялся  в  нерешительности, а  потом  сказал:

– Нашего настоятеля переводят в  другой монастырь  и  он  берет  с  собой  на  первое  время  нескольких  из  братии, включая  и меня.  Я  уже  дал согласие,  поэтому  теперь  мы  будемся  видеться   с  тобой  редко.  От этого  мне немного  грустно.

– Ну, что  же,  такое в  монашеской  жизни случается, в  этом  нет ничего страшного,  тем  более, что  основное  знание  о  душе  ты уже  получил  и  оно  у  тебя  в  сердце,  а  сердце  –  это  лучшее  место  для  хранения  духовного сокровища  из  всех  возможных, поверь.  Древние  отцы  именно  в  духовном  сердце   накапливали и   хранили  всё  сокровенное  знание  о  душе  и ничто  не  могло  его  сохранить  лучше  и  надёжнее   сердца   и  знаешь  почему?

– Нет,  не знаю, – ответил монах.

–  Потому  что  духовное  сердце  – это  место Бога  в  душе,  которое  хранит о  оберегает  сам Дух  Святой.   Сердце –  это  алтарь  незыблемого  и священного  храма   души,  который  неразрушим.  Из  этого  священного  алтаря  открывается  всё  величие   храма   человеческой  души,  которая   по  своим  размерам  сопоставима   с  внешней   физической  вселенной и  я  не преувеличиваю.  Человеческая   душа способна  вместить  в  себя  весь  окружающий  мир  и всю   физическую  вселенную.

Пространство  души  каждого  человека  – это  буквально  его  внутренний  космос, который  потрясает  своими  масштабами и который человек   практически не  ценит   в  жизни   и   использует  в  самой  минимальной  и  мизерной  степени. Такое  открытие сделали  отцы,  созерцая   душу.  Именно поэтому  всё  своё  духовное   сокровище  они  накапливали и   хранили  в  душе  и духовном  сердце.

Ты  хотел  поговорить о созерцании души,  поэтому  сегодня   мы  и коснёмся  этой  темы, но сразу  хочу  тебя  предупредить, что  она  перевернёт  все  твои  религиозные  представления,  как   образно-метафорические,  поскольку  созерцание  души  даёт   прямое  знание  о  душе, которого  нет   в  богословии  и церковном  учении, поскольку  это  самое  тайное  и  закрытое  знание.  Спрашивай, что  тебя  интересует из  созерцательного  знания  отцов  о  душе?

– Отче,  а  все   созерцающие  душу   видят  её  одинаково или по-разному?

– Если  они именно  видят  душу  духовным зрением,  то  практически  одинаково, как   светящуюся  сферу, а  если  созерцают,  то могут видеть по-разному –  как световую  форму,  как  некое  свечение, как  просто  свет  или  мерцание  и т.д.   Но  в  любом  случае созерцание  души – это восприятие  её    как   света,  который  и есть  свечение  осознания  тончайшей  светящейся  паутины  кокона  души.

По  состоянию  свечения  души  и  её  паутины  и  видящий  и созерцающий  может практически  всё  знать  о человеке, как  душе, и  это  будет  самое  точное  и прямое  знание,  практически   аналогичное  тому,  какой  видит  душу   изнутри  сердца   Сам  Бог.  Как  я  тебе  уже  говорил,  люди  древности  имели  души  более   правильной  формы  в  виде  сферы  или  светящегося  яйца, а современные  люди имеют  более вытянутые  и продолговатые формы душ.

Кроме  того, у  людей  древности светимость души  была сосредоточена  преимущественно  в  самой  глубинной  части  души   в  области  духовного сердца  и  прилегающей  к  нему  области, что  говорило  о  преобладании  сердечного  ума  и мышления  над рациональным,  а  у современных людей  всё  свечение  сосредоточено именно на  периферии,  что  говорит  о преобладании рационального мышления  и интеллекта  над  сердечным  умом.

–  А душа  имеет  какую-то  устойчивую  внутреннюю структуру  или  она  просто некий  невидимый  пузырь  для  духовной  энергии  со  светящейся  точкой   духовного сердца?

–  Имеет, конечно.  Душа  имеет   весьма  сложную  структуру   и я  открываю тебе  практически запрещённое  к  разглашению в  религии сакральное  знание  о внутреннем  устройстве  души.  Главной  структурой  человеческой  души  является  линия  или  полоса  сердца, которая  тянется   из  бесконечности  и   проходит  через  всё  светящееся  яйцо   в  верхней  третьей  части,  разделяя  всё пространство  души  на  верхнюю  треть  и  две  нижних  трети. 

Эта  линия  сердца  проходит  через   само  духовное  сердце  и является  полосой  человечности  по которой  в  душу  и передаётся   вся  та  информация  и  энергия,  которая  и  составляет  такое  уникальное   явление, как   человек.   Проще  говоря  по  этой  линии сердца  от Бога   в  каждую  душу   транслируется  наша  человечность  в  виде  трёх  пучков,   потоков  и  лучей  нетварной  энергии  ума,  чувства  и воли. Несведущие  люди  этот поток  энергии  человечности  и именуют  Христом.

В духовном  сердце  эта  нетварная  энергия изменяется  и преломляется,  образуя  энергетический контур  самого  человека  или его  энергетическое  тело,  которое  точно  повторяет контуры  тела физического, но является  телом  энергии, а  не материи.  Это  тело  энергии  и есть  тот  самый   энергетический  двойник  человека, которого  и стремятся  достичь  иноки  и  духовные  воины.

–  Отче, а   зачем  нужно достигать этого  энергетического двойника?

–  Затем,  что  он  источник  невообразимой  духовной  силы  и энергии  и  практически бессмертен  в  отличие  от  тела.  Двойник  – это и есть  само   энергетическое   тело  души,  которым  может  овладеть  человек  и   использовать  как   своё  новое  тело,  только тело  энергии, а  не  материи. 

–  А с  чем  можно  сравнить  этого  энергетического  двойника?

–  Ни с  чем ты его  не сравнишь, поскольку  ему  нет  аналогов  в  мире  известного.  Это  призрачная  форма  энергии, которой  можно  овладевать   и  управлять,  как  и  телом   физическим,  делая её  фактически   аналогом   тела  физического.  Она  обладает  целым рядом  по истине  уникальных  и  непостижимых  свойств, которые  необъснимы  и  подобны  чуду, как  возможность  исчезать  и появляться, переноситься  на  огромные  расстояния,  проходить  сквозь стены,  воздействовать на  любую  материю  и т.д.  Именно в  этом  теле  Христос  пришёл к  своим  ученикам  после Воскресения.

К слову  все  христианские  мифы  и  легенды  о чудесах  и  чудотворцах  были  основаны  именно на этом  феномене  энергетического  тела, которого достигали отдельные  иноки, аскеты  и подвижники  через  соответствующие духовные практики  и в  частности  умное   делание.

–  А как  достигается  или  делается  духовное  тело?

–  Я  тебе  уже  говорил, что энергетическое тело  достигается в  тот момент,  когда  ум  соединяется с  духовным  сердцем и входит в  него.  В момент  вхождения  ума в  духовное  сердце,   ум  и получает  к  нему  доступ  и  может начинать  использовать  это  духовное  тело,  которое  вначале  очень неуклюже  и   его нужно  буквально  как  ребёнка  обучать и  развивать, как  новую  форму  бытия.

С этого ключевого  момента в  жизни инока,  монаха  и  духовного воина  начинается  совершенно  новый этап сугубо  духовного роста и развития, когда  он начинает овладевать  своим  духовным  телом  и  учиться  им  управлять,  как  новым  духовным  человеком.  Вот что  буквально  означают  слова  апостола  о  новом  внутреннем  человеке  –  «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний  со дня на день обновляется».  Большинство верующих  и священства  этого смысла уже  не  понимают.

– Отче,   а  можно  найти   хоть какое-то   подобие  энергетического  тела?

Старец задумался  на мгновение  и  ответил:

– Ты себе  нервную систему  человека  представляешь, как  разветвлённую  и  утончающуюся  сеть  проводников,  которая  от  головы и спинного мозга   пронизывает  собой  всё  тело  насквозь?

– Да, представляю.

–  Тогда  сравни   энергетическое  тело  с  нервной  системой,  только ещё  более  тонких  и совершенно невещественных  проводников,  заполненных  светом, как   некой  текучей   энергией,  которая  обладает  рядом  совершенно  уникальных  свойств  и восзможностей.   Это  и будет  энергетическое  тело  человека.

Его особенность  в  том, что   будучи  энергией,  оно  может  сгущаться  и  уплотняться  так,  что   становится  неотличимым  от тела  физического,  хотя  будет  при  этом  телом  энергии, а  не материи.  Именно  поэтому  ученики  и не смогли  понять  кто к  ним   вошёл  через запертую  дверь  –  дух  или  человек,  понимаешь?

– Да,  но  тогда  при  чём  тут  светящееся  яйцо?

–  При том, что в  духовном  мире,  как  мире  энергии,  энергетическое  тело  имеет   свечение  в  форме  яйца,  а  в   мире   материи энергетическое  тело  выглядит   как  и   тело  человека,  хотя  может  принимать и  другие  формы.   Яйцо  и  человек –  это  два  разных   уровня   восприятия.   Я тебе  говорил, что   видящие  могут переключать восприятие  с  внешнего  на  внутреннее  и  воспринимать  поочерёдно  любой  объект  и  в  виде  материи  и в виде  энергии.   Так  вот,  в  виде  энергии  осознания  духовное  тело –  это  всегда  яйцо или  сфера, а  в  другом  виде  – это   любые   другие  формы.  Так  понятно?

–  Да,  так  понятнее.   А что  представляет собой  разделение  светящегося  яйца  линией  сердца  на  две  части?

–  Это  разделение  самого  пространства  души  на  верхнюю  часть,  которая  тяготеет  к  высшим  созданиям  и Богу,  и  нижнюю  часть, которая  тяготеет  к  животному миру  и  бесам.   Верх   и  низ   души   – это  и есть   весь   спектр   познаваемого   для  человека  – от  Бога  до  низших  тварей.   Верхняя   треть  души  –  это  область  познания  божественного, а  нижняя   часть сферы  души –  это самая  тёмная  часть  и место  подлинного  зверства  в природе человека.   Как  ты  понимаешь,  темнота  в  душе  человека  преобладает над  светом.

Это разделение  сферы  души  линией сердца  и есть условное  разделение самой  души  на  три части  и сектора:  верхний  разумный,  связанный  с  умом,  средний,  связанный  с  сердцем  и  нижний,  связанный  с  волей.  Полоса  человечности – это  всё, что  относится  к человеческому, верхняя  треть – это всё  сверх человеческое,  две  нижних  трети –  это всё  ниже  человеческое.

Данное   разделение  сферы  души   на  сектора  и   служит  главным  ориентиром  в  умной  молитве. Это и есть  объяснение того,  почему  отцы  не  рекомендуют  отходить  от  линии  сердца  вверх  или  вниз.

–  С чем  это связано,  отче?

–  Уход  вниманием  и умом  выше  линии  к  сверхчеловеческому   чреват  прелестью,  высокоумием  и умопомрачением, а  уход  внимания  ниже   линии  к  ниже   человеческому  чреват  проявлением  зверства,  агрессии   и  чрезмерной  активности.  Только  удерживание  внимания  на  уровне  линии  сердца позволяет уму  постепенно  и поступательно  приближаться  к  духовному  сердцу  без особых  рисков  для  ума.  Сегодня  это всё уже  забыто  в  большинстве  монастырей. 

– Отче, а  что  такое  сердечное  место  и  как  оно определяется  в  сфере  души?

– Сердечное место – это точка  фокуса, в  которую  устремляется   собранный   ум   инока в процессе молитвенной  практики, если  речь идёт  о внимательной  и  умной молитве.  Эта  точка  определяется  опытно  путём  поиска  и  многократных  повторений  и в  конце  концов  находится  как  место,  устремление  в  которое  даёт  особое  ощущение  мира,  безмятежности  и ясности  ума  в  виде   духовных прозрений.  Поиск  сердечного места – это   и есть   поиск  линии   или  полосы   человечности, ведущей   к  духовному  сердцу.   Обычно  она проходит  по  самой верхней  границе  физического  сердца  и  уходит  за  лопатки.

–  А  я  в  Откровенных рассказах  странника  читал, что  ум  нужно сводить в  физическое  сердце.  При  этом  можно  даже  входить  внутрь  самого  сердца  и  видеть его   работу, – заметил монах.

–  Это чушь  и  откровенная  прелесть  того, кто  физическое   сердце  не может  отличить  от  духовного.  Физическое  сердце –  это только  проекция  или  отражение  духовного  в  теле  человека. Через  физическое   сердце  проходит  сам  канал  связи  с  духовным, поэтому  нельзя  застревать  в  физическом  сердце,  а  нужно  смещаться  дальше  в  духовное.  Не  зная  этого, можно только нарушить  работу сердца  или  получить сердечный  приступ.  У  отцов никогда  не  было  практики  взаимодействия  с  физическим  сердцем.

–  Отче,  а  известно   как  работают  в  светящемся   яйце  три силы  души –  ум, чувство  и воля?

–  Они расходятся  из  духовного сердца тремя  разделёнными  потоками  энергии, которые  потом  ещё  больше  разветвляются до самых  тонких  и  тончайших  проводников.  Поток  энергии  ума формирует  всю  рассудочную  деятельность человека,  мировоззрение,  мышление,  воображение;  поток  чувства  формирует  всю  чувственную,  эстетическую и  эмоциональную  сферу;  поток  воли –  устремления,  решительность и  всю  практическую  деятельность  человека.

Это  всё  очень  хорошо  и подробно  расписано у  святителя  Феофана  Затворника  в  книгах Воплощённое домостроительство,  Духовная  жизнь,  как  на  неё  настроиться  и  Начертание  христианского нравоучения. Я тебе  уже  говорил, что  он практически  создал  православную  науку  о  душе   130  лет назад,  но  не  успел  свести все  наработки  в  отдельное  пособие.   

Несмотря  на  то, что  три  силы  души  имеют  три  отдельных  центра – головы,  сердца  и  живота,  все  они  связаны  и слиты  воедино  в  организме  человека   посредством  нервной  системы  и  потому  боль  и  раздражение  чувствует  практически  всё  тело  и  всё  тело обладает  подвижностью и  координацией.  За  всем  этим  стоят  энергии   трёх сил  души,  но  большинство  людей  об  этом  почти  никогда  не  задумывается  в  жизни,  догадываешься  почему ?

– Нет,  а  действительно  почему?

–  Потому  что  так  устроено  эго  или  человеческое  я,  управляемое  страстями, которое  ориентирует  ум  человека  только  вовне  и  на  познание  только внешнего  окружающего мира, а  не  себя  самого  и  своего  собственного  устройства.  Проще  говоря,  сфера   души   чем-то похожа  на  глаз,  смотрящий   только  вовне  и  не могущий  посмотреть  на  самого  себя.   Вот  почему  покаяние  и метанойя –  это  единственный  способ  обращения  ума  к  душе  и Богу.

Вот как сказал  об  этом  Антоний  Великий  –  «орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, – так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех  и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может».

Я  просто  удивляюсь  тому, что  люди  и  наука  достигли   познания  глубин  атома,  создали  искусственный  интеллект,  а в  познании  ума   и  устройства  своей  души  так  и не  разобрались  за  две  тысячи  лет,  хотя  отцы – пустынники  это  сделали  гораздо  раньше.

– Отче,  о  отцы  знали  как  устроен  эгоизм  и  все  страсти  тела,  души и  духа?

–  Они  это  не просто  знали,  а  видели  своим  духовным  зрением.  Эгоизм  и страсти  через  те  же  три потока  энергии  ума, чувства  и воли   разлиты  и рассредоточены  по  всему  телу,   душе  и  уму.  Фактически  человек  управляется  одними  страстями  и  инстинктами  в  телесном  и  душевном  состояниях  и  в  полном  смысле  слова  является социальным  животным.  Такова  природа  любого телесного  и  душевного  человека.

Душевный  или  религиозный  человек   отличается  от телесного  только тем, что пытается  познавать собственную  страстность  и порочность и  пытается  начинать с  ними  как-то  бороться,  но  по сути  душевный  человек  – это  такой  же  грешник  несмотря  на его  религиозность,  у  которого те  же самые  страсти  соседствуют  с  добродетелями.  Это и есть причина  того,  почему  и верующие  и священники – это вовсе  не  небожители, как  думают  наивные,  а  такие  же  грешные  и страстные  люди.

–  А  кто  может  избавляться  от страстной  человеческой  формы   и возможно  ли  это  вообще?

–  Возможно,  отцы – пустынники  и  аскеты   первых  веков   это  доказали.  Выйти  из   страстной  человеческой  формы   может  только  инок  и  духовный воин,  двигающийся   путём  духовного сердца   и  достигающий   духовного ума  после  многих  лет  подвизания и   борьбы  с  эгоизмом  и страстями  по  чёткой  методологии  и стратегии  на  основе  высшего знания.  Больше,  пожалуй,  никто в  наше  время.

–  Отче,  а  отцы  знали  сам принцип  повреждения  эгоизмом  природы  человека?

–  Конечно  знали.  Корень эгоизма  и страстей  вложен  человеку  в  самое  духовное сердце  или  ядро  души.  Из  духовного сердца  эгоизм  инстинктами  и страстями   с  тремя  силами  души   растекается  по  всему  телу.   Именно поэтому  осознать  эгоизм и  увидеть всю систему  его энергий  может  только  тот, кто  достигает  умом  духовного сердца.  Поэтому  абсолютное большинство простых людей,  верующих  и священства  хотя  и  говорят  об  эгоизме,  но  совершенно не  осознают  его  фундаментальности  в  природе  человека  и силах  души.

Созерцание  эгоизма – это  созерцание  щита   эго  на  передней  поверхности   яйца  души и   человеческой темноты  и пустоты  внутри  души.   Эгоизм  светит  очень  тусклым  светом  периферического свечения, которое  образует на светящемся  яйце  не  просто  скорлупу, а  толстую  броню, которая  и именуется  щитом  эго, которым  человек  и воспринимает  весь  окружающий  мир, как  умом  высшего  хищника  с  позиции  захвата  и  личной   выгоды.

Древние  люди не  имели  этого  щита  эго  и воспринимали  мир  напрямую  духовным  сердцем.   Это и  были  отношения  гармонии  с природой  и Богом.

– А есть способ  разрушения  или  ослабления  этого щита  эго?

– Покаяние  и   Лествица  духовная  преподобного  Иоанна  – это и  есть  способ   и методология  деструкции   щита  эгоизма  и всей системы  энергий страстей.  Лествица преподобного Иоанна – это  и  есть  внутренний   путь по  которому  ум  человека  от   стенки  эгоизма  перебирается  до  духовного сердца   и   оттуда  выходит  уже   во внешнее  пространство  за  границей  самой  души.

–  А  что  находится  за   внешней   границей  и скорлупой  светящегося  яйца? –  переспросил  монах.

Старец  с  улыбкой  посмотрел на монаха  и как  бы  нехотя  ответил:

– Лучше, конечно,  это  увидеть  хоть раз  самому.  За  этой  границей  находится  практически  то  же  самое, что  находится  и внутри самого  светящегося  яйца  –  нити  светящейся  паутины  божественного  сознания  тянущиеся  до бесконечности  с  помощью  которых  Бог  и  управляет  этим миром  и каждой  живой  душой  посредством  нетварных энергий  благодати.

За  границей  светящегося  яйца  души  находится океан божественного сознания в  виде  бесконечной  паутины  светящихся  нитей, которые имеют иерархическую упорядоченность  от  высших уровней  до  низших и тянутся  во  всех  возможных направлениях  в  бесконечность.

Сам принцип развития  высшего  духовного ума через  выравнивание сил  души  – ума, чувства  и воли  в  том и состоит, чтобы  все  нити  паутины  внутри  светящегося  яйца  души  выровнять  с  такими  же  нитями божественной  паутины  снаружи.  Когда все  нити  выровнены, –  это и есть синергия  души  с Богом  или   тождественность  ума  человеческого  и  ума  Божьего.  Такая  синергия  может  быть  только у  духовного ума.

–  Значит, выравнивание  нитей  ума, чувства  и воли – это  и есть  высшая  задача  души?

–  Именно  так. Для  видящего  всё, что  делают  люди  на  земле  в процессе  своей  жизни, –  это  полная   глупость и  беполезная  суета,  которая  будет  стёрта   до  основания   силой  разрушителя.  Единственное, что  имеет  смысл  перед  вечностью – это  выравнивание  нитей   трёх   сил  души  –  ума, чувства  и воли  по  таким  же  нитям  ума, чувства  и воли Бога.  Это и есть  достижение духовного совершенства  через развитие  духовного ума.  В  этом и состоит спасение  для  души.

Дело в  том, что  эгоизм  и страсти  работают  таким  образом, что нити  всех   трёх сил  души  оказываются  спутанными  и переплетёнными  в  светящемся яйце  души.  Это и создаёт  хаос  в  жизни  человека  и в  его  душе.  Путь  духовного воина,  инока  и монаха – это  путь  внутренней  самодисциплины  и самоупорядочивания, связанный  с  упорядочиванием  этого  внутреннего  хаоса  и выравниванием  нитей  сил  души.  Ключом  ко  всему  является  принцип  безупречности  – «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Выравнивая  все  спутанные   нити  эманаций,  душа освобождается от  власти эго ума  и страстей,  и  выходит  из  власти  и  рабства порочной  человеческой  эго  формы. Свобода  через  совершенство – это высшая  цель  для  души.

–  Отче, а  как   и чем  душа  удерживается  в  океане   божественного  сознания?

–  Духовное  сердце  является  тем  фиксатором, который  и  удерживает души всех  людей  и  живых  существ в  их  собственном мире. Души  всех  людей  в  равной  степени  как  бы   подвешены   на  одной  полосе  человеческого спектра  реальности,  поэтому все  люди  и  воспринимают  один  и  тот  же  мир  одинаково.   У  сверх   человеческих созданий  свои  полосы  фиксации,  у животных,  насекомых  и  растений  –  свои.

Быть  человеком  для  видящего –  это  буквально  находиться  в  полосе  человеческого спектра  осознания  и восприятия.  Отцы  стремились выйти  из  полосы   человечности   в  спектр   полос   сверх  человечности  и  божественности.  Всё, что  для  этого требовалось,  – это  потенциал   энергии   благодати  для  пересечения океана  Духа из светящейся  паутины.

–  А как  отцы  созерцали Бога?

–  Я тебе   об  этом  уже  говорил –  как   ослепительно яркое  солнце в  верхней  части  гигантского  купола, на  которое  невозможно смотреть,  которое  и  питает  всю  эту   паутину  света   и поддерживает  жизнь во всех мирах  необозримой  вселенной  Духа,  где  наш  мир  –  это  также  всего  лишь  полоса   общего   спектра   всех   Его  эманаций  или  один  слой  большой  луковицы. При  этом  полоса  человечности  –  это  совсем  узкая  полоска  в  спектре  нашей  реальности.

Кроме  полосы  нашего   мира,  находящегося  на  самой  границе  света  и  тьмы,  есть множество  других миров, как  гораздо  более  светлых  и  гармоничных,  так  и  намного   более  тёмных и  враждебных.  Соединение  ума с  сердцем – это  единственный  способ  самому  взглянуть  на  устройство  вселенной  и Бога  глазами  души, понимаешь?

– Понимаю,  значит Бог – это  высший  разум  вселенной?  – с  удивлением  переспросил монах.

– Ну, конечно.  Я тебе  это  много раз говорил  и  отцов  цитировал,  но  ты  никак  не мог  этого  понять.  Запомни как Отче  Наш  слова  святого  отца – «Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения».

Массовая  религия  так  очеловечила  Бога  и сделала  из Него  такого  сверхчеловека  гуманиста  и волшебника,  лично  устраивающего   чудесным   образом  судьбу  каждого   верующего,  что  от  этой   детской   сказки  современной  душевной  религиозности  уже  не  избавиться.

Бог совершенно безстрастен и потому одинаково  и в  равной мере  любит всех, всё  и вся  и приписывание Богу  устроения личной  жизни  кого-либо, вершения  суда  над  кем-то,  назначения  царей  и правителей, как  и определения  любимчиков  и  ненавидимых  среди   народов,  стран  и  религий –  это  высшее  невежество,  достойное  только  слепцов  и  глупцов,  но  не  духовно  зрячих.

–  Значит  всем  реально  управляет  высший  духовный  закон?

–  Ну, конечно.   Для  видящих  Бога  и  движение  Его  нетварных  энергий, абсолютно  всё, что происходит  в  мире  и самом  человеке,  обусловлено  только  одним –  высшим  божественным  Законом  движения  нетварных  энергий  и  энергий  страстей  и  добродетелей –  человеческих  и  божественных. Просто  сам  высший  Закон  Божий   настолько  мудр,  совершенен  и  безупречен  в  своём  действии, что  человеку  кажется, что  это  именно  личное  вмешательство  Бога  в его  жизнь,  но  это  лишь  закон  сверх  больших величин  и чисел.

–  Отче, а  отцы  знали, как  именно  Бог  управляет  каждой  душой?

–  Посредством  команд  и  эманаций,   исходящих  от Бога,  мы  же   уже  об  этом говорили.

– Я не  об  этом.  Вот  к примеру  отцы  знали  почему  наступает  старость и смерть, почему  никто не  может  остановить  смерти?

– Знали, как  ни странно. Отцы  знали обо всём, что касается  души,   её  природы,  структуры  и предназначения.  Старость и смерть – это  тоже   результат   работы  высшего   духовного закона   и в  частности  воздействия  на  душу  двух  высших  сил  –  созидателя  и  разрушителя, которые  постоянно в  виде   сдвоенных  импульсов  воздействуют  на  каждую  душу.

Одна  сила даёт импульс энергии жизни, а  другая  разрушает светящееся  яйцо.  Программа  роста  души  рассчитана  так, что  в первой  половине  жизни  человека  доминирует  сила созидателя, которая  и  даёт  душе  избыток  энергии  жизни.  Во второй  половине  жизни доминирует  сила  разрушителя, который  постепенно  увеличивает   просвет  в  яйце  до  момента  раскола  и смерти. 

Для  видящего  управление  жизнью  осуществлется энергетически  через регулирование  уровня  энергии.  Человек  похож на  медленно  раскрывающийся  бутон  с  плотно  прижатыми лепестками,  которые и есть  отдельные   управляющие  программы  жизни.  Силы  созидателя  и  разрушителя  вынуждают  этот  бутон   жизненной  энергии   раскрываться.  По мере  раскрытия  под  воздействием  разрушителя  все   его  лепестки  друг за  другом,  как  и  в  цветке,  постепенно  вянут  и опадают  до  последнего. Когда  уровень энергии  жизни  достигает критического  уровня,  приходит смерть.   

- Значит,  остановить старость и смерть невозможно  никак? 

-  С  точки зрения видения  энергии  отменить  старость и смерть  невозможно,  но  можно  замедлить и отсрочить  их наступление.  Для  этого служат  специальные  практики   постоянного  перемешивания  энергии  в  светящемся  яйце.  Увы,  старость  и смерть  плоти  заданы  свыше самим  Богом. 

Единственный  способ  избежания  смерти  для   личности -  это  соединение  ума  с  сердцем  и переход   от  тела  материи  к  душе, как  телу  энергии, которое  практически безсмертно.  Это и есть спасение  души  по  учению  отцов.  Времени  на спасение  у  каждого  человека  достаточно,  вопрос  только в  знании  приоритетов, о которых мы  уже  говорили.  Вот  почему  вопрос  духовного  знания  -  это ключевой   вопрос  достижения  духовного совершенства, как  вершины  пирамиды  духовного сознания.

-  Отче, а  как  светящаяся  паутина   яйца   связана  с  пирамидой  духовного  сознания?

-  Напрямую  связана.  Периферическое  свечение рационального ума  и мышления - это самое  основание  пирамиды  в  виде  щита  эго.  Распространяющяяся  в сторону  духовного сердца  более  выровненная  и  глубинная  паутина - это середина пирамиды  и уровень  нравственно-религиозного или  душевного мышления, а  прилегающая  к  самому  духовному  сердцу  и  наиболее  яркому  ореолу свечения  паутина  - это  верхняя часть  пирамиды высшего  духовного ума.   

Отцам  было известно  и  более  глубокое  знание  о манипулировании самим  духовным  сердцем,  но это  уже  древнее магическое  знание, которое  не  было  включено  в  православное вероучение, которое  преследовало цель  только  обращения  рационального мышления  к  духовному  сердцу  и Богу,  а  не  соединения  с  сердцем  и  тем  более не  манипулирования им.

Таким  образом  устроена  пирамида  высшего духовного знания  с  точки зрения  уровней   светящегося  яйца  души,  где  периферическое мышление  - это   необозримая  область  психологии,  обращённое  к  сердцу  нравственно-религиозное   мышление - это  необозримая  область религии, а  самое  глубинное  и высшее  знание духовного сердца  - это  область  магии, которую  и сменила  религия,  а  религию  психология. 

-  Значит, психология -  это не высший,  а  низший   уровень познания  души? 

-  Да,  именно так.  Для видящего  психология  -  это  закономерный  итог  последовательного  нисхождение  древнего  духовного  знания  с  уровня магии  на  уровень  религии, а  с  уровня   религии  на  ещё  более   низкий  уровень  психологии.  Вот  почему  психологию  многие   духовно  образованные  люди  называли  кожей  или  точнее  скорлупой  души  самого  грубого  рационального  и поверхностного мышления.

Именно по  этой причине  возврат  к  душе  и  целостному  познанию   души  на  всех  трёх  уровнях   пирамиды   знания  от  низшего рационального  до высшего  духовного возможен  только   с  помощью  инструмента  психологии,  но  психологии  христианской,  как подлинной  науки о  душе.   Ну  как  тебе  учение  отцов  о  душе?  - с  улыбкой  спросил  старец.

-  Я не  могу  в  это поверить,  как  же  всё  сложно  и  просто  одновременно, -  сказал монах.

- В этой простоте  замысла  игры в  жизнь и состоит  вся  его  сложность.  Только  сразу  хочу  тебя предупредить - не  вздумай  об  этом  кому-либо  сказать из  верующих, братии  или  священства.  Они  этого  не примут и  не  поймут ни при  каких  условиях,  поскольку  это  запрещённое  к  разглашению  знание, которое  было  закрыто древними  отцами  и  даётся  только  самым  достойным при  посвящении  в  иночество.  Поэтому  считай  это  своим  тайным  посвящением  в  великую  схиму.

- А почему  это  знание  нельзя  давать  верующим и священству?

-  Чтобы  не  нарушать  все  красоты   и  очарования   религиозных   игр  телесного и  душевного  ума  в  воцерковление,  нравственность  и  благочестие.  Дело в  том,  что  ум  телесного и  душевного  человека  по  естественным  причинам  не способен  сразу  вместить  и  правильно  понять   это  очень   высокое  знание  о  душе,  а  потому  для  них должна  оставаться  и сохраняться  божественная   тайна,  открытая  видящим,  это  правило  любви. 

Проще  говоря,  с  позиции  мудрости  в  жизни  должна  сохраняться  вся  иерархия  уровней  духовного  осознания,  чтобы  люди    с  нижних  уровней   могли поступательно  подниматься   до высших.  В противном  случае   возникнет   хаос  и  нарушится   вся  духовная   пирамида   высшего  познания.  Именно поэтому духовные  люди,  владея  высшим  знанием,  должны   иметь  мудрость,  не  лишать всех   остальных  их  религиозных  игр, ведь  это  игры  с  высшим  смыслом   жизни.  Это  очень  важно.

По  этой причине  и  ещё  для  избежания  лишних  проблем  с  церковноначалием  и  братией,  которая  не  любит  высокоумных, не  спеши всех   обуславливать  этим   духовным  знанием  и  откровением  о  душе.  Я  тебе  уже  говорил  и  повторю,  что  дал  его  тебе  для  бережного хранения  в  духовном  сердце, как  дал  мне  его  в  своё  время  мой  учитель,  а  ему  его  учитель  и  так  далее по  цепочке, которая  теряется  в  глубине  веков. 

У монаха на  глаза  навернулись  слёзы  от  этого  откровения  старца, сделанного  с   трепетной  любовью  и уважением  к  верующим,  которое  по  сути  и  объясняло причины  того, почему  высшее  духовное  знание  о  душе  всегда   скрывается  от простых  верующих и   практически  отсутствует  в массовой  религии.  Желая  как-то уйти  от этого  умиления   и  слёз,  он  решил как-то  оправдаться.

-  Хорошо,  я  буду свято  беречь  это  знание,  отче,  как  ты  и сказал   и  уверяю  тебя,  что  приеду к  тебе  при  первой  же  возможности.

-  Да,  ладно,  не  беспокойся  об  этом,  это  уже  не  важно,  -  сказал  старец  и потрепал монаха  рукой  по голове, как  ребёнка. 

-  Важно  другое - то, что  ты  принял  эту эстафету  священного  знания  и  у меня  есть смутная  надежда,  что  это знание,  за  овладение  которым  многие  иноки  и  духовные  воины  заплатили  своими  жизнями  и кровью,  не пропадёт   и  не исчезнет   вместе  со мной.  Я  уже   давно  вне  всех  религиозных  игр  и  в  стадии  блаженного  ожидания  возвещенного,  а  тебе  идти  дальше  по  жизни  в  этом  безумном  мире.   Будь  духовным  воином,  как Христос,  если  хочешь выстоять и победить.

Монах обнял  старца в  первый  раз за  всё  это время  и слёзы  градом  покатились  из  его  глаз.  Всё, что он смог  произнести  это  -  Спаси Господи,  отче,  за  всё,  Спаси Господи.

- Не за  что,  -  скупо   ответил  старец.  - Ступай с Богом, да пребудет с  тобой  сила  знания  отцов...


Из книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, Духовно-аскетические  беседы.


Рецензии