Краткий исторический ракурс псевдо - потомка Х...

Краткий исторический ракурс псевдо - потомка  Хыйлара Хачирова

Часть I.

Трудно очень разобраться в истории, когда два кабардинских  историка облеченные большими регалиями докторов наук не могут сойтись в одном мнении, когда и первый, и второй имеют задачу представить историю таким образом, чтобы представить сей край Кабардой.
Сея истории, происходят в Кабардино-Балкарии часто. Взять, к примеру, кабардинского Нестора, известного в истории всего адыгского мира Шора Бекмурзина Ногмова, так он первый попытался разбить крымскотатарское войско в некое время Трёхстами ишаков.

 Вот, как  Шора Ногмов это описал:«Кургоко тотчас же велел собрать около 300 ослов и к каждому привязать по две вязанки сена. Наступила ночь, он отправился на неприятеля и, приблизившись к нему, велел у всех ослов зажечь сено и гнать их на неприятельский лагерь, с несколькими выстрелами. Ослы ужасным криком своим до того перепугали неприятеля, что они в беспамятстве и смятении стали рубить друг друга; с рассветом же стремительно бросились на них кабардинцы и совершенно разбили, взяв много пленных и добычу…Прогнавши крымцев к Куме, кабардинцы возвратились в свои пределы». [ с. 147], Ногмов Ш.Б. История Адыхейского народа. — Нальчик: Эльбрус, 1994. — 232 с. 

Уже в советское время, дипломированный и облеченный в кандидатскую мантию кабардинский историк Тхамоков Н.Х., со ссылкой на работу Смирнова В.Д. «Крымское ханство под верховенством  Оттоманской Порты в XVIII столетии»  (Одесса,1889, стр.9-10), писал, что поход Каплан-Гирея состоялся в 1707 году. Сражение локализуется на Баксане и «крымцев…от кабардинцев и от других горских народов побито и з голоду померло больше 30 000 человек…» [ с. 33, Тхамоков Н.Х. Социально-экономическое положение Кабарды в XVIII в. – Нальчик: Эльбрус 1961. — 194 с.;

С ними решили не согласиться другая группа кабардинских историков и изрекли устами молодого, но подающего большие надежды на возможные работы по искажению исторических работ З. Кожева, выдала перл научной мысли в  работе «Адыгская (Черкесская ) Энциклопедия», издана в 2006г,  в г.Москве,
 «Обострение Кабардино-Крымских отношений. Белградский мир. (1700-1763гг.), стр. 195., прямо таки «Адыго-Крымские отношения…», что «…Поход Каплан-Гирея начался весной 1708 г.
По официальным османским данным, крымская армия насчитывала 30.5 тыс.человек:1.5 тыс.сейменов, 26 тыс.ногайских воинов, 3 тыс.турецких сипахов из Кафы под командованием беглербея Муртаза-паши. На Кубани к этой армии присоединились 5 тыс.темиргоевцев. Кабардинцы во главе со старшим князем Большой Кабарды Кургоко Атажукиным (Хатокшоко) приготовились к решительной борьбе.
Предварительные переговоры с Каплан9-Гиреем, несмотря на готовность кабардинских князей пойти на некоторые уступки, не привели к положительным результатам. В ответ на требование хана выдать 3тыс.невольников кабардинцы заявили, что , выплачивая ранее каждому вновь вступившему на престол хану ясырь, из-за частой смены крымских правителей не имели возможности выполнять свои обязательства в последние годы. Кроме того, кабардинцы, значительная часть которых уже исповедовала ислам, обращали внимание хана на строгий запрет ясырь среди единоверцев.
Каплан-Гирей, надеясь на численное превосходство крымско-османских сил, в ультимативной форме повторил свои требования. Кабардинцы усыпили бдительность татар объявлением покорности и совершили ночное нападение на вражеский лагерь, расположенный у горы Канжал на берегу Малки.
В битве был уничтожен цвет крымской аристократии. Хан потерял брата, сына, всю свою артиллерию и едва сумел спастись сам. Общие потери крымско-османской армии достигали 30 тыс. человек…».


Но, не тут, то было. Новый директор Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований Б.Х. Бгажноков,  решил, что это сражение, надо представить «Битвой» между всем  крымскотатарской империей и Кабардой, где Кабарда в многомесячных кровопролитных сражениях на огромной территории своей империи победоносно уничтожает 100 тысячную крымскотатарскую армию. Меньше нельзя, для великой державы, каковой рисуется Кабарда в начале XVIII века.

Вот, как это рисует, именно рисует Б. Бгажноков: «…На рассвете сентябрьского утра 1708 г. кабардинцы атаковали татар, расположившихся в горах Канжала и в Канжалской долине в 4-5 км отр. Малки.
Перед наступлением конницы, на них обрушились громадные камни
(Только, где камни нашли их, вообще нет Х.Т.),  пули стрелков, занявших удобные позиции на вершинах гор, окружавших полукольцом лагерь крымцев…» [ с. 37]. (Откуда в начале XVIII века стрелковое оружие Х.Т.). 
No comment.

«…Ошеломленные крымцы не могли оказать большого сопротивления и были в большинстве своем истреблены на месте. Остатки татар и турок, спасаясь, бежали в разные стороны…» [ с. 38], (Это профессиональная армия то? Х.Т.).
 No comment.

«…Если же учесть предположение о 60—70 тысячной численности крымско-турецкого войска, то общее число убитых в течение всей кампании достигало, по-видимому, 55—65 тысяч…» [с. 39].  No comment.

Это в горах Канжола, по которым экспедиция Емануеля в 1829 году  в тысячу человек еле продвигалась по крутым тропам. Как много в мире мудрецов, остаётся изречь.

А чем закончилась эта история?

Грандиозным обманом, крупным научным мошенничеством в  исторической науке. См.«Канжальское сражение. Миф или реальность?»
© Copyright: Хадис Тетуев, 2020, Свидетельство о публикации №220091700775

Оказывается Кабарда,  как пишет Кушева Е.Н в  работе  «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI- 30-е годы XVII века)»,

«…Первый вопрос, который встает при изучении хозяйства кабардинцев XVI – XVII вв., это вопрос о том какую территорию они занимали в названное время… 
Более определенные письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI века, когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека…

 «Книга Большому чертежу», сведения  которой относятся к концу XVI и началу XVII в., не указывает кабардинских поселений на правом берегу Терека, в ней название Кабарды отнесено  к местности по левому берегу Терека от реки Ардон до реки Кызыл… 

Источники XVI-XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников. Кабардинские поселения этого периода археологами не обнаружены» [ с. 91-92].

А ещё более точно отмечает И.Г. Гербер в своей работе «Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 году»:

«…Кабарда Нижная, уезд…Под черкасских гор, или под Вышнею Кабардою, между оных гор и реки Терки и Сунж до Таулинцких гор… Вышние и нижние кабардинцы народ один. Сии два уезда разделяет река Терик; и ежели кто из Нижной в Еышную Кабарду ехать хочет, то ему Терек переехать надобно в таком месте, где пять гор стоят, которые рубеж между обоими уездами значит
... Кабарда Вышняя, уезд. В горах между таулинцах, аваров, грузинских гор, Имерети, а к весту рубеж их до кубанских (ногайских –Х.Т.) татар протегается.»

То есть они тут эти кабардинские историки виртуально сражались на территории Балкарии, а сами, те кабардинцы в 1708 году, жили себе спокойно на реке Терки и Сунжи…

Вот и сейчас, анализирую труды двух великих кабардинских историков Х.М. Думанова и Дж. Н. Кокова, не знаешь, кто из них пишет истину в этой непростой, очень закрученной истории.

Почему-то, Х. Думанов в своей научной работе « Киллар Хаширов: Исследования и материалы», КМВ, 2009 год, считал, что название
«Бэрэмтэ» и «шхъэщэхуж Къуажэ», в переводе с кабардинского (языка) означает «аул выкупившихся на волю крестьян».

Для тех, кто не знает, что это за название Думанова «Бэрэмтэ», как автор сей статьи замечу, что это  топоним одной местности с правой стороны реки Нальчик, в предгорной части современного одноименного города Нальчик. Река Налчыкъ с балкарского языка имеет значение «Нижняя река или Речная долина», См. « НАЛЧЫКЪ – РЕКА, ВЫХОДЯЩАЯ НА РАВНИНУ…»,
© Copyright: Хадис Тетуев, 2021, Свидетельство о публикации №221040700815

 Не вдаваясь в другие подробности, приведу пример другого кабардинского историка Дж. Н. Кокова, который в своей научной работе «Избранные Труды», Нальчик, 2000 и там же, «Кабардинские географические названия», Нальчик, 1966, на странице 44, толкует, что «Бырмамыт цIыкIу «Бырмамыт малый» известно, как неофициальное название Вольного Аула…».

И в этих же Трудах, другая работа «Адыгская (Черкесская) Топонимия», Нальчик, 1974, на странице 287, пишет: «Брамтэ [Брамта] каб., прежнее название Вольного аула на п. б. Нальчика. Аул основан в 20-е годы XIX в. горцами, вернувшимися из ущелий, где они скрывались от своих владетелей после выступления против колониального режима…», и на странице 289: «Вольнэ Аул «Вольный Аул» каб. Селение (в прошлом аул) на п.б. Нальчика. Постановлением Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 14 августа 1970 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 ноября 1970 года включено в черту города Нальчика (Кабардино-Балкарская Правда. 1970. 18 ноября).
     Русское название  «Вольный Аул» закрепилось за селением ещё в 20-х годах XIX в., когда оно было основано крестьянами, возвращавшимися с гор после выступления против колониального режима (История Кабарды. М., 1957. с.83)…»
А ещё более волнительную историю поведал со страниц газеты Кабардино-Балкарская правда» от 3 сентября 1985 года, молодой ещё Хасан Думанов, кандидат исторических наук, в своей статье «Ещё раз о Килларе и Ахие», где отмечает, что своей книге учёный де Бесс:
«Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.», Париж, 1838г., писал, что: «Необходимо отдать дань восхищения простому человеку, жителю свободной деревушки возле Нальчика – это Вольный Аул…»

Что можно сказать этим двум учёным мужам Думанову и Кокову, которые искажают исторические факты и в своих, так называемых научных работах фальсифицируют историю?!

Как известно названия любой местности возникает не одновременно с появлением или миграцией какого-то этноса на новые территории, каковыми являлся кабардинский этнос, мигрировавший на территорию Бештау Эл, то есть Балкарии в 1720 году и расселившейся по среднему и нижнему течению рек Баксан и Чегем.

 П.Бутков, в первой половине XIX века  в  работе посвященной Кавказу: «Материалы для истории Кавказа», пишет: «…В большой Кабарде происходило тогда междуусобие по любочестивому соперничеству старших владельцов, въ коих находился в 1728 году рода Жамбулатова Расламбек Кайтукин. Он поссорился с владельцами родов Атажукина и Мисостов. Кабардинцы опять разделились на две партии. Род Жамбулатов составил партию кашкатовскую, названную так по горе Кашка-Тавъ. где оный расположился при реке Шелухе, и сделался противником России, хотя и находились у нас их аманаты. Роды же Атажукина и Мисостовъ… составили другую, противную первой партию, которая по реке названа баксанскою… и прибывала въ верности къ державе российской и также были от них аманаты…». [Ч.1,с.118-119].

Вот они гидронимы: Чегем, Баксан (Басхан), Шелуха (Чалуква, Чабаклы), топоним «Кашка-Тав» все без исключения являются карачаево-балкарскими названиями.

Ведь миграция кабардинского этноса не означало повальное их изменение или замену этих названий даже в таком небольшом пространстве, ограниченном между реками Чегем, Баксан и Малка.

Даже и 20-е годы XIX века, кабардинцы были ограничены в равнинных территориях Балкарии. Тому свидетельство  следующие работы, на которые  хотим дать ссылку.

 О расселении кабардинцев и балкарцев на начало XIX века указывается в «Историографических записках  о странах лежащих между морями Чёрным и Каспийским» подготовленные для Е.И.В. В.Г. Александру Павловичу Романову. Полагаем, что Александру Павловичу, как императору России, готовили именно исторический документ с полностью достоверными фактами.

Приведём сведения о расселении балкарцев, которые упомянуты в этой записке как общества: Малкар, Биснигге (Безенги), Кгуламъ (Хулам),Чегем, Карачай, их соседей кабардинцев, дигорцев на 1809 год, которые указаны в данном труде. Балкарцы указаны, как ногаи: «…В Верхних частях Кавказских горъ ещё многие деревни, коих жители – по видимому – Ногайского происхождения (Балкарцы-Т.Х) потому, что говорят таким же языком.Оныя суть: 1.Малкаръ, имеет около 1000 семей на рекахъ Аргуданъ и Черекъ. Сей уездъ къ востоку въ смежности съ уездомъ Дюгоръ, къ югозападу съ Имеретинскимъуездом Радсга (Рача, Х.Т.), а къ северу къ Черкесъкимъ селениемъ Касгкгатакъ…
И далее по тексту… « 2.Биснигге (Безенги), близ Черека имеетъ 100 семей. 3. Кгуламъ (Хулам), по той же рекъ и с толикимъ числомъ жителей. 4. Чегемъ, имеетъ до 360 семей; 5.Карачай при истокахъ Кубани, жителей имеетъ до 200 семей. Когда Ногаи (балкарцы) завладели нынешнею ихъ землею, неизвестно; всеобщее поселение Татар в Кавказских пределахъ начинается от эпохи царствования  Чингисъ – Хана…» [ с.14-15],   Шишкович Ф. Историографические записки о странах, лежащих между морями Черным и Каспийским. В Санктпетербург, В типографии Шнора.1810., с. – 72.

Комментарий тексту. Под Касгкгатак скрывается балкарский топоним «Къашхатау».

Есть и другие заблуждения, когда многие авторы воспринимают ущелья Балкарии у самых теснин. Что и как считалось ущельем Балкарии можно видеть из следующего документа: «1829г., июня 13-го. – Показания жителя деревни Джанхотовой Хамурзы Джанхотова. «Балкарского ущелья деревни Джанхотовой (деревня Джанхотова –это современное, село Псыгансу) житель Хамурза Джанхотов, сколько от роду себе лет не знает, веры магометанской…» [ с.22],Документы по истории адыгов 20-50 – х годов XIX в. Нальчик.2011. с. – 201.

О месте нахождения балкарских поселений в этом районе пишут многие исследователи и среди них и Юлиус Клапрот  в своей работе «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах», отмечает: «…Мохаула (балкарское село-Х.Т.), на месте впадения Псигона (Сукансу) в Черек.», Иоганн Бларамберг, 1834 год, «Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа», «Балкарцы,… Они живут на берегах Черека, Псигонсу, Арвана (Урвань)…8. Мохаула при слиянии Псигонсу (Сукансу) и Черека…». [с.47], [ с.59] 

 Балкарцы и в 30-е годы XIX века имели поселения на равнине и в предгорьях.

Об этом указывает и следующая работа,  на которую мы хотим дать ссылку это - 
«Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…» Платона Зубова С.Петербургъ, 1833г.:

«1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау; к востоку и юго-востоку сопредельны осетинам, а западу – чегемам…» [с.132-135].
То есть в 1833 году граница балкарских обществ и Карачая:
 Балкарского, Хуламского, Безенгиевского общества с Кабардой на севере  – это гора Кашхатау, чуть выше современного кабардинского села Шалушка.
 Чегемское и Баксанские общества граничат с Кабардой по горам Кашхатау и  Кызбурун.
 Карачаевцы граничат с кабардинцами по левобережью Баксана и правобережью  реки Малки.
Балкарцы, то есть жители Черекского и Холамо-Безенгиевского ущелий граничат с Кабардой с севера  по горе Къашхатау (современный поселок Звёздный).
Это всего лишь подтверждает, что так называемое «кабардинское Бэрэмтэ» это всё ещё территория Бештау Эл (Балкарии) и если его правильно назвать, как его называют исконные жители этой территории, то это название звучит правильно, как Барамта.
И «Вольным Аулом», его назвали, не из-за того, что какие-то, крестьяне воевали против колониального режима, хотя интересно было бы знать эти ссылки кабардинских историков на «Антиколониальную войну кабардинских крестьян против России?!»

Печальная история всё это враньё с названиями, с территориями.

Дабы, чтобы не возвращаться к объяснению названия «Барамта» объясним почему, возникший в начале XX века, именно, подчёркиваем в начале XX века поселение назвали поселок Вольный, позже аул Вольный, а ещё позже в 20-х годах XX века «Вольный аул», и объясняется довольно таки просто.

Ни на картах, ни в исторической литературе, изданной в XIX веке вы название Барамта или «Бэрэмтэ» или же «Вольный Аул» не встретите.

 Связано это тем, что первоначальное Барамта не было, как таковым поселением. Это был стан, Кош, место, где балкарские чабаны держали в загоне скот. Термин «Барамта» состоит из двух корневых слов: «Барам - Идти»;
 И, «Та, Тый - Останови», то есть «Невольное место», где содержат скот.

И противоположное этому и русское название «Вольное».

Изначально поселение называлось: посёлок Вольный, а затем аул Вольный.
Ведь если сами мозги включим, то, как обычно называют любое поселение, каков его порядок произношения: город Нальчик, станица Котляревская, аул Аксай, город Моздок, селение Ашабово, город Москва, а не наоборот.

В чём же была фишка кабардинских фальсификаторов?!

Нальчик

     Датой основания вначале укрепления Нальчик, следом, крепости, а затем и слободы всегда считали дату – 1822 год.
     Известный исследователь А.С. Кабанов в своей работе «Нальчик – Столица Советской Кабарды», опубликованной в 1950 году, пишет, что: «…До сих пор в целом ряде изданий датой основания Нальчика почему – то назывался 1822 год. Откуда авторы этих изданий брали такую дату, трудно сказать. Она не подтверждается ни одним историческим документом.
     Точная дата основания Нальчика – весна 1818 года…»
      Вот что пишет по этому поводу один из современников основания Кавказской линии И.Дебу:
«…р. Сунжа с 1817 года по 1820 год занята разными укреплениями… Кавказская линия распространена до самого Дагистана, вред сухой черты кордона от Баталпашинской переправы до реки Малки отвращён посредством новоучреждённых укреплений… Таковые посты: 1-й, в недальнем расстоянии от Кисловодского укрепления, под названием Кабардинского, а 2-й, при Малке, у так называемого Каменного моста; связь их посредством укреплений по  Нальчике, и разным другим рекам, соединённым с Сунжею составила новый Кордон линии, простирающегося до самого Дагистана».
Лукавит ли,  А.С.Кабанов,  в этой ситуации создавая свою книгу, как историческое открытие им вновь исследованных материалов, или же действительно мог и не знать имеющуюся литературу и архивные документы об основании русского укрепления Нальчик в 1822 году.
Прежде, чем перейти к исследованию этого вопроса следует отметить, что территория расположения и строительства укрепления производилось на землях балкарских обществ.
Балкарцы, коренной народ края, который  до прихода миграции кабардинцев в  1720 году,  безраздельно владел территорией между рекой Малкой  и до левой стороны реки Терека, до его впадения  в Малку, и от истоков рек Малка, Басхан, Чегем, Черек, Аргудан, Лескен до впадения в Малку и Терек.
Это подтверждается многочисленными документами, в том числе «Книга Большого Чертежа» -1627 года, и письменным памятником 1709 года, известного, как «Хуламский камень», и русскими посольствами  1629, 1651 гг.
Возвращаясь к дате основания  русской крепости Нальчик, следует обратиться ко времени начала колонизации Кавказа, о котором писал А.С.  Кабанов.
Как отмечается в книге подготовленной В.А.Федоровым  «Записки А.П. Ермолова 1798-1826» посвященной известному военачальнику, наместнику на Кавказе в период 1816-1826 гг., генералу А.П. Ермолову «Российское самодержавие прекрасно понимало значение Кавказа как важного военно-стратегического плацдарма для проведения своей восточной политики. Этому также способствовало и влияние международных факторов
в начале -  XIX в.: укрепление позиции европейских государств, в первую очередь Англии и Франции,  на Ближнем  и Среднем Востоке, рост прорусской ориентации ряда кавказских народов, страдавших от междоусобиц, так и разорительных нападений со стороны Османской Турции и шахского Ирана.
    Назначая Ермолова наместником Кавказа, Александр I преследовал далеко идущие военно-политические цели: он рассчитывал на то, что Ермолов, талантливый и энергичный государственный и военный деятель, наиболее подходящая кандидатура, способная выполнить задачи укрепления позиции России на Кавказе и приведения в подданство российскому императору непокорных горских народов…»


В своей автобиографии генерал А.П. Ермолов писал, что его высочайшим приказом в 1816 году назначили командиром Отдельного Грузинского корпуса, управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии. После выполнения особо важных дипломатических  поручений Е.И.В. в 1816-1817 годах. С 1817 года,  А.П. Ермолов «занимался внутренним порядком страны, устройством укреплений против враждебных горских народов и дерзких вторжений их наши пределы». Имеется  в виду Кавказская укреплённая линия от Терека до Кубани. Её устройство было завершено во время наместничества А.П. Ермолова.
По просьбе А.П. Ермолова Отдельный Грузинский корпус был переименован в Кавказский отдельный корпус.

Как пишет генерал Ермолов:

«…Водворившиеся повсюду в областях наших спокойствие, дружественные отношения с Персиею, с которым, сколько могло от меня зависеть, дал я по возвращении из Петербурга ещё большую прочность.  Доброе согласие с пограничными турецкими начальниками, дало мне  возможность отправиться в Кабарду, которую предположил занять войсками, и часть старой линии нашей, порочную по  слабости  своей, пагубную для войск по нездоровому  местоположению перенести  в места несравненно удобнейшие и выгодные.
    
 Проехав  с малыми весьма затруднениями чрез горы, в Екатеринограде собрал я отряд войск и 22 мая (1822) вступил в Кабарду. В состав отряда вступили: 1 баталион 7-го карабинерного полка,  1 баталион  Ширванского пехотного полка, легкой артиллерии 8 орудий, 300 линейных казаков. С.377.
    
 Генерал-майору Сталю 2-му приказал я усилить отряд подполковника Коцарева, расположенный на реке Баксане, присутствовать при нём лично и занять на реке Малке урочище называемое Каменный Мост (Таш кёпюр –Х.Т.). На вершинах Кубани наблюдать предписано Войска Донского полковнику Победнову с небольшим легким отрядом…»

       А.П. Ермолов пишет, что: «…С давнего времени были кабардинцы подданными нашими, имели от царей российских грамоты. Среди них имел пребывание чиновник в качестве пристава, учреждены были суды, в коих заседали лучших фамилий князья их. Многие из них служили в наших армиях…»

       В то же время, как отмечает генерал Ермолов «…Молодые люди знатнейшего происхождения вдались в грабежи и разбои, и между ними отличался тот, кто более  мог наносить вреда русским, нападая на безоружных поселян Кавказской линии и отгоняя табуны…

       Весьма многие предприняты в Кабарду экспедиции, иногда заставляли их возвращать или платить за сделанные похищения.

       В 1810 году в последний раз наказывал их генерал Булгаков, начальствовавший на Кавказской линии, но никогда не претерпевали они чувствительной потери, ибо нельзя было скрыть от них приуготовлений к походу. И они имели время удалять в неприступные места гор семейства свои и драгоценнейшее имущество, и успехи наших войск ограничивались отгоном лошадей и скота…»

    В 1811 году русское командование отправило депутацию кабардинских князей в С.-Петербург «…желая показать правительству, что ему покорствуют кабардинцы.
    Правительством были они приняты благосклонно, некоторым  даны были штаб-офицерские чины, всем вообще награды и богатые подарки. В начале 1812 года они возвратились, но сие не сделало кабардинцев, ни вернейшими подданными, ни спокойнейшими соседями. Набеги, убийство, разбои не менее были частыми.
   В сем состоянии нашел я кабардинцев, прибывши в здешний край…»

   Как установлено прибытия Ермолова в Кабарду  состоялось в мае 1822 года.

Позже на эту же дату – 1822 год, строительство  крепости Нальчик, будет указано в требованиях  беглых кабардинцев в 1824 году при встрече с генералом Ермоловым,  которое генерал  характеризовал, как  «…Нелепые желания кабардинцев … в следующем:
1. Возвратиться в свою землю не иначе, если правительство уничтожит устроенные в 1822 году крепости и удалит войска с гор.
Это значит иметь средство продолжать прежние злодеяния, не подвергаясь наказанию, иметь в горах  убежище.
2. Разбирательство дел оставить во всем на прежнем основании, то есть в руках священных особ…» С.397.
Другим подтверждением этой даты  - 1822 год служат следующие обстоятельства, указанные…Дельпоццо
Следует обратить внимание на то, что в Кабарде к владетельным князьям относились 4 рода: Атажукины и Мисостовы, местах их основных поселений  находились от горы Кызбурун на реке Баксан,  вниз к реке Малке с одной стороны, называемые – Баксанские владельцы.  Кайтукины и Бекмурзины, называемые – Кашкатавские владельцы, с центром в урочище Кашхатау при реке Чегем с другой стороны, которые между собой с 1720 года находились в  постоянных междоусобных столкновениях с применением оружия и дружин из узденей,  единого центра, как управления всем обществом  не было.
Свой  рапорт генерал-майор Дельпоцо гр. Гудовичу  от 11 августа 1806 года, пишет со станицы Прохладной, где он находился, как пристав Кабарды. Именно стиль письма, именно это и подтверждает:
«…На повеление в. с., от 8-го августа за №2, имею честь донести приказание ваше,
чтобы  приехали Кабардинские владельцы  к вам, по прибытии моем в Прохладную в тоже самое время мною исполнено и всем владельцам от меня писано;
но  между тем последовало в фамилиях несогласие по причине взятия Мисостовою и Атажукиновою у Бекмурзиной и Кайтукиной 140 баранов т 6 быков, собранных  по их обычаям с разных подвластных  Мисостовой и Атажуковой фамилиям аулов, за что Бекмурзины в тех фамилиях отогнали 180 принадлежащих судебным членам лошадей…

В.с. довольно известно о сем народе, что они никогда  между собою так скоро дела не оканчивают, у них самомалейшее дело остается несколько времени в нерешенности, потому что молодые и ветреные  друг против друга не хотят уступить  обиду, прочих поджигают к ссорам…» 11-го августа 1806 года, №406.-Прохладная. Т.3, с. 641. Акты

В рапорте  генерала Кнориннга от 25-го мая 1800 года, становится известно, что народные собрания проходили недалеко от реки Баксан:

 «…14-го числа собрались на противном берегу (левом) оной все почти до единого Кабардинские владельцы и их уздени, по всегдашнему обыкновению  своему конно-вооруженные  более нежели 2000 человек и до 500 человек было с ним посторонних жителей из многих племен Кавказских народов: слушали предложение  мое о немедленном выборе судей в Высочайше утвержденные родовые суды…»

Продолжая тему о времени строительства, крепости Нальчик надобно заметить, что известная Прокламация генерала Ермолова Кабардинцам датировано от 14-го января 1822 года, когда Ермолов ещё находился в Тифлисе.  с.941 том.9.

Как известно 22-го мая  1822 года, Ермолов прибыл в Кабарду.
9-го августа 1822 года Ермолов обращается к кабардинским владельцам с лагеря на реке Нальчик, в связи с обращением кабардинских владетелей с просьбой уничтожения строящейся крепости на реке Нальчик и в других местах по линии строительства Кавказской линии.
«Владельцам кабардинским, узденям и народу.
 На просьбу, 6-го числа августа мне подданную, ответствую:

      О крепостях  просьбы бесполезны;  я сказал они будут - и они строятся.

      Подвластные, которые примут христианскую веру, останутся в той - же, как и прежде, зависимости и отбираемы не будут.

     Цену соли уменьшить не могу.

     За земли, которыми пользуются, должно ответствовать и потому защищать их от прорыва разбойников.
     В случае набега мошенников будет всегда делаемо следствие. Виновные заплатят за похищенное, если видели партии разбойников, не препятствовали, не противились оружием или тотчас не уведомили начальников ближайших крепостей.
   В случае измены  или участия в разбоях всякий владелец и уздень теряет свое достоинство и наказывается, как всякий преступник по законам Российским.
   Подтверждаю ещё, что рабы тех подлых мошенников, кои ушли за Кубань, или скрываются  в горах, оставя свое отечество, получат вольность, когда от них  выбегут…»

Евгений Марков о тех временах и нравах писал:

«…Из кабардинских крепостных…например, унауты, были совершенно бесправными холопами. Адат, то-есть обычное право горцев, не ограждал их ни от каких насилий, ни от какого произвола. Их продавали и меняли, как скот; им было запрещено вступать в брак, а в видах выгодного приплода рабов – всячески поощрялись безбрачные связи унауток с мужчинами…
До грозных прокламаций Ермолова в 1822 году, кабардинские князья убивали и казнили своих унаутов, не подвергаясь за это никакой ответственности…»
Во время управления Кавказским краем генералом от инфантерии Ермоловым с поведения императора Александра Благословенного в 1822 году построены шесть крепостей: Каменный мост, Баксан, Чегем, Нальчик, Мечетка, Урвань, укрепления Черек и Урух.
Исключительно важным по своему значению в связи с имеющимися искажениями исторической науки в современной Кабардино-Балкарии  следует считать 9 параграф  Прокламации Ермолова «О прощении Кабардинцевъ, возвращающихся изъ-за Кубани и за будущее поведение коих князья будут ручаться»
Как следует из объяснения Кабардинских князей и узденей «Царь  Иоанн Васильевич по взятии г. Астрахани, за услуги Кабардинцев грамотою повелел, чтобы бежавших от Кабардинского народа  в Россию  холопьев не принимать и непременно отдавать обратно их владельцам.
 Кроме того, когда при заложении г. Моздока многие холопья начали бегать из Кабарды в Моздок, а оттуда в Кизляр,
 то народ Кабардинский  послал в С-Петербург к  Г. Им-це Екатерине Алексеевне  князей Кургока Татарханова и Джанхота Сидакова,
 с просьбою  уничтожить Моздок и возобновить  прежнюю грамоту и права, сему народу  от царя Иоанна Васильевича данным,
 - а потому и выдан Кабардинцам в 15-й день июня 1771 года грамота, которую принимать беглых  холопьев вновь  запрещено и велено отдавать обратноих владельцам.
 Но ген. Ермолов, не смотря  на  то, многих холопьев, выбежавших  из гор на равнину, владельцам не возвращают. Народ просит всех  холопьев, бежавших от своих господ, возвратить  по прежнему их владельцам, живущих теперь в Кабарде. 
По замечанию ген. Эмануэля  «Эта статья наполнена ложными изворотами Кабардинских князей и узденей и доказывает, сколько они коварны и с каким искусством заменяют коварство видом простоты. Прося о прощении Кабардинцев, возвращающихся из-за Кубани, на будущее поведение  коих найдется ругательство, они основывают эту просьбу  на том, что по правам, дарованным им  Императрицею  Екатериной Великою, все беглые  холопья должны быть возвращены своим владельцам, как будто  не понимая, что в прежние времена беглые холопы возвращались владельцам покорным, оказывающим нашему правительству услуги, а не хищникам и беглецам, которые  насильно вовлекли в преступления  свои и своих подвластных, желающих мирной, покойной жизни.
       Ген. Ермолов в отвращение беспрерывных побегов Кабардинских владельцев в горы и за Кубань  объявил в прошлом 1822 году прокламацию,  « что все те рабы, кои прежде  беглых владельцев своих выйдут из гор, или из-за Кубани в Российские границы, получат  вольность. Это столько подействовало на угнетённую Кабардинцами чернь, что беглецы владельцы были в опасности  лишиться всех своих крестьян,  но они  успели однако-же их удержать угрозами в том, что они сами возвратятся в Кабарду и бежавших будут мстить смертью.

         Впрочем, с 1822 года по сие время выбежало из гор и из – за Кубани  Кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из коих 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском, а последние живут, по желанию своему, в аулах разных владельцев.

      Кабардинские князья и уздени из негодования за то, что чрез  предоставления в вышеозначенном случае вольности холопы, пользующиеся теперь оною, верно покорствуют нашему правительству  и из предосторожности, чтобы свободная и покойная жизнь их не  внушила  и собственных крестьянах их желания на счет перемены тягостного их состояния,  распространяют тайно слухи, что Кабардинцы поселенные в вольном ауле непременно будут записаны в козаки; однако - же  сие, по замечанию моему, нисколько на них не действует, и я надеюсь даже со временем наклонить их к принятию козачьего звания, которое во всех отношениях предпочтительнее для них прежнего рабства…»

Вот она фишка: Первое - всё наоборот. Не колониальная война кабардинских крестьян против России, а их бегство от насильников-кабардинских князей к русским в крепость Нальчикское.
Второе – не «Вольный Аул», а  вольный аул  при укреплении Нальчикском.
Следует отметить, что укрепление Нальчиксое, было построено на левой стороне реки Нальчик, на правой стороне реки Нальчик, балкарцы содержали скот, и не было никаких поселений!!! Не было до начала XX века…

Продолжение следует


Хадис Тетуев, 01.05. 2021г.


Рецензии