Великие люди от Авраама до Хокинга 37
Поэзия и проза Андрея Белого складывается из адамантовых слов и лазуритовых фраз!
Белый – писатель-арлекин с основательными эзотерическими знаниями.
Белый – маг-персоналист, рассматривающий самого себя либо в микроскоп, либо в подзорную трубу!
Белый галопом скачет по пересеченной местности русской литературы, на ходу срывая колокольчики и ромашки поэзии.
Белый – несравненный мастер литературной стилизации.
Белый – модернист с русскими гуслями в руках.
Писать романы о человеческих мерзостях изумрудно-яхонтовыми словами – это мастерство сказочника, кем, в сущности, выступает в литературе Белый.
Белый склоняется под тяжестью мироздания, в силу чего его личность и литературный стиль искривлены.
В романах «Петербург» и «Москва» Белый выносит суровый приговор бюрократической России.
Белый анатомирует смрадный Петербург.
Полюбив одну и ту же женщину, поэты Андрей Белый и Александр Блок швыряются перчатками. Петушиное рыцарство!
…
Александр Блок – мерцающая голубая звезда в поэтической вселенной.
Поэзия Блока – это звездная россыпь над океаном скорби.
Блок – Орфей Северной Пальмиры.
Поэзия Блока – это печальная элегия одиночества.
Блок погружается в мистическую тайну бытия.
Поэтическая стезя Блока усеяна алмазами и осколками стекла.
Блок – поэт с возвышенным, но рано охладевшим сердцем.
Блок – поэт тревожных ночей и обманутых надежд.
В сознании Блока происходит типичная для декадента подмена реальной жизни символами: революции – «скифством».
Сквозь туман поэзии Блока проступают силуэты хмельной проститутки и Христа с красным знаменем в руках.
Блок – дьявол с благородным лицом.
Сердце Блока прыгает по рытвинам и кочкам жизни. Поэт, летя к страстной цыганке Кармен, оставляет законную супругу, отрекается от ненавистного друга-недруга Андрея Белого, презирает ранее близких по духу символистов. Его так и тянет заглянуть в грязный колодец жизни.
…
Мудрость святителя Николая Сербского простая и ясная. Она обращена к обыкновенным людям. По приказу обожаемого им Гитлера епископ был заключен в концентрационный лагерь Дахау. В конечном счете, он умер в Америке, канонизирован в Сербии.
…
Американский Генерал Джордж Маршалл превратил США в «сверхдержаву» как в военном, так и в экономическом отношении. Он был единственным высокопоставленным армейским чином, удостоенным Нобелевской премии мира.
Вот где действительно великий человек!
…
В райских садах музыки Николая Рославца растекается благодать.
Душа Рославца витает над Эдемским садом.
Рославец грезит о райской жизни на земле.
Рославец мечтает об идеальном человечестве.
В музыке Рославца бурлит энергия молодости, направленная на переустройство мира.
Фортепианная музыка Рославца ассоциируется с пейзажами космической живописи.
Как в героике, так и в лирике Рославец стилистически чистый композитор.
Николай Рославец и Александр Мосолов – прямые наследники Александра Николаевича Скрябина. Они расширяют время и пространство экспрессивной скрябинской музыки.
…
Умное писательское творчество Бориса Константиновича Зайцева – своеобразный постфактум русской классической литературы.
Нужно быть деликатным человеком, чтобы писать о Чехове лаконично и ясно. Таково повествование Зайцева о жизни и творчестве великого русского писателя в книге «Чехов».
Повесть Зайцева «Царь Давид» отличается выразительным языком, свободным от литературных изысков. Автор вкладывает глубокий смысл в каждое предложение.
После чтения скромных произведений Зайцева душой овладевает мир и покой.
…
Гениальную русскую балерину Анну Павлову современники называли «грацией мира». Исполняемая ею миниатюра «Умирающий лебедь» с музыкой Камиля Сен-Санса останется эталоном красоты на века!
Композитор Камиль Сен-Санс, увидев свою пьесу «Лебедь» в исполнении Анны Павловой, восхитился ее танцем и собственной музыкой! Один гений подчеркнул достоинство другого гения.
…
Опираясь на древние пласты венгерского мелоса, композитор Бела Барток создает драматическую, экспрессивную музыку: в ней причудливо сплетаются прошлое и настоящее Венгрии.
Близость к венгерскому мелосу позволяет Бартоку писать свежие, яркие произведения.
Лирика в музыке Бартока целомудренна: она чиста и прозрачна, как утренняя роса на траве.
Барток возделывает ниву венгерской народной музыки.
Барток – мастер кружевного плетения народных мелодий.
Музыка Бартока вбирает в себя характерные черты языческих празднеств.
Барток в народной музыке, словно крестьянин, месит ногами виноград для изготовления вина.
Ритмически импульсивная музыка Бартока по содержанию богата: в ней есть место, как для объективного отображения жизни, так и для субъективных переживаний автора.
Экспрессионизм музыки Бартока сдерживается печалью и страданием человека из народа.
Музыка Бартока показывает судьбу Венгрии в эпоху кровавых войн и революций.
…
Композитор Николай Мясковский – одиночка-горемыка в русской музыке.
Симфоническая музыка Мясковского разливается озерами меланхолии.
Мясковский скользит между чувствами, лишь иногда попадая на твердую почву конкретных ощущений: он, словно лыжник, погружается в глубокий снег.
Напиши Мясковский не 27, а 50 или 100 симфоний, он все равно не поднялся бы до уровня гения. Талант – это Божий дар, который нельзя усовершенствовать волей и разумом.
Нет оснований говорить, что Мясковский не испытывает влияния Александра Скрябина. В Десятой симфонии, написанной Николаем Яковлевичем в 1927 году, четко проявляется скрябинская экспрессия.
Если Александр Глазунов в симфонии – король без короны, то Николай Мясковский – голый король!
…
Полуслепой немецкий философ Леопольд Циглер постоянно менял приоритеты: от науки переходил к мифу, от мифа – к мудрости. Его воззрения близки к «философии жизни» и «философии мудрости». В этом направлении мыслил такой же полуслепой Алексей Федорович Лосев. Оба ученых через систему всеединства приближались к пансофии.
…
Французскому иезуиту, философу, богослову и выдающемуся палеонтологу Пьеру Тейяру де Шардену Орден запретил публиковать свои книги.
Шарден получил известность как автор концепции, позволяющей рассматривать материю, наделенную психической силой. Наиболее ярко эта идея представлена в его книге «Феномен человека», изданной после смерти философа. Из нее напрашивается вывод, что «психика» свойственна как живой, так и неживой материи. Чем совершеннее материя, тем более высокая ступень развития ее «психики».
Шарден концентрирует в себе такую духовную силу, какая после его кончины, словно сжатая пружина, развертывается и ударяет со всей своей мощью. Учение мыслителя охватывает диапазон от материального мира до живых существ, от предчеловека (синантропа) до крайней точки вселенной (Бога-Омеги). Мировоззрение Шардена наглядно демонстрирует, что такое всеобщая мудрость, т.е. пансофия!
…
Министр-председатель Временного правительства Александр Керенский – самовлюбленная девица в революционную эпоху.
Глава временного правительства Керенский, уклонившись от прямого столкновения с Лениным, бесславно потерял власть.
…
Основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк – Ленин всех турок!
Вожди народов долго не задерживаются на земле: Ленин умер в 53 года, Ататюрк – в 57 лет!
…
Художник Михаил Ларионов – представитель лучизма в живописи. Он зажигает картины олимпийским огнем, полотна его преемников охвачены пожаром революции.
…
Святая блаженная Матрона Московская и болгарская ясновидящая Ванга потеряли зрение, однако Бог наделил их способностью духовного видения близких и далеких событий. Обе женщины чтили Отца Небесного, делали добро людям, исцеляли и утешали всех нуждающихся в их помощи.
…
Неповторимо творчество двух русских художниц Наталии Гончаровой и Зинаиды Серебряковой. Наталия – покровительница света, Зинаида – служительница красоты. Они предстают перед нами, как вечно молодые жрицы в храме живописи.
…
Художник Александр Михайлович Герасимов удостоен четырех Сталинских премий за то, что рисовал портреты «отца народов». Такого рода социалистический реализм насилует искусство!
…
Зажигателен народный танец в Румынских рапсодиях Джорджа Энеску. Хоровод увлекает нас в стремительный круг! Люди, захваченные танцем, наслаждаются чудесной жизнью и красотой природы! Они упоены драгоценными минутами счастья!
…
Испанский и французский художник, скульптор, дизайнер Пабло Пикассо – огнедышащий вулкан в изобразительном искусстве.
Пикассо с успехом использовал различные виды и формы искусства в авангардной живописи.
Творчество Пикассо воплощало собой идею стремительно несущегося прогресса.
Всеми признанный гений Пабло Пикассо был безумцем в живописи, а в жизни – маньяком, сеющим вокруг себя насилие и смерть. Рядом с ним разыгрывались ужасные трагедии. Жена Ольга превратилась в калеку, любовницу Дору Маар положили в психиатрическую клинику, сын Поль стал алкоголиком, внук Паблино покончил с собой. Любовница Мария-Тереза и вторая жена Жаклин после смерти художника также наложили на себя руки. Вот что сказал о мастере его друг Жан Кокто: «Пикассо возводил порок в ранг добродетели». Анри Матисс заметил: «Пикассо обладал всепоглощающим желанием разрушать».
Порок и разрушение – таковы знаки отличия Пикассо-художника и Пикассо-человека.
Пабло Пикассо и Сальвадор Дали – гении, которые ставили перед собой грандиозную задачу: изменить мир.
…
Австрийский писатель Стефан Цвейг – автор лирической прозы.
В новеллах Цвейг воздвигает жертвенник богине любви, которой служат решительные, отчаянные, презирающие смерть женщины.
Женщина в новеллах Цвейга – не Афродита, не Венера, не Мадонна с младенцем на руках, это энергичная, рискованная натура, готовая ради любви пожертвовать всем на свете. За любовный рай она смело бросается в огненный ад!
Цвейг пишет о «конечном всечеловеческом единстве», к которому устремлены искусство, философия и сама жизнь.
Стиль прозы Цвейга определяет возвышенная неоромантическая лирика.
Писатели-друзья Стефан Цвейг и Райнер Мария Рильке – утонченные лирики в литературе XX века.
Неоромантическая лирика писателя Стефана Цвейга, поэта Райнера Рильке, композитора Густава Малера, художника Густава Климта – это уникальное австрийское явление!
…
Священник русской православной церкви Павел Флоренский – поэт, богослов, философ, лингвист, физик, математик, живописец, но при этом, глубоко верующий человек. Флоренский более чем за 50 лет до краха атеистического Советского Союза предсказал возрождение православной веры в России.
Опасно, когда человек, обладающий многогранным талантом, обозревает богословские и философские системы с крайних позиций. У Павла Флоренского интеллектуальный радикализм проявился в антисемитизме, в национал-фашизме, в геоцентрической системе, по которой Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли.
Умный Флоренский слишком легко пересекал границы абсурда!
…
Принадлежа к русскому авангарду, художник Аристарх Лентулов создавал пестрые «бубново-валетные» картины. Участник авангардных выставок после Октября не замедлил вступить в члены Ассоциации художников революционной России. Это кардинальный шаг с политической точки зрения, но вовсе не с эстетической.
…
Психически неуравновешенные женщины, пережившие в детстве сексуальное насилие, позднее испытывают отвращение к сильному полу, и у них даже возникает лесбийское чувство. Такой была британская писательница Вирджиния Вульф. Интимная связь Вульф с мужем прервалась уже во время медового месяца, хотя их интеллектуальная близость продолжалась до самой ее смерти. Гомосексуальные наклонности писательницы обнаружились в любви к некой Витой Сэквил-Уэст, длившейся 5 лет. И все же, Вирджиния, подверженная припадкам безумия, так и не преодолела до конца свою фригидность. В возрасте 59 лет она, набив карманы камнями, бросилась в реку…
У писательниц-лесбиянок Гертруды Стайн и Вирджинии Вульф, наследниц знаменитой греческой поэтессы Сафо, удивительно тонкая и нежная лирика.
…
Когда пигмей раздувает себя до гения, иной раз из-под его пера выходит нечто внушительное. Таков феномен ирландского писателя-натуралиста Джеймса Джойса!
Праздничный стол литературы Джойс вытирает половой тряпкой.
Роман Джойса «Улисс» – это корабль Одиссея, утонувший в море литературного психоанализа.
Джойс – исповедальный писатель. С чувством горькой досады он взирает на себя и человечество.
Принимать грязевые ванны – полезно, находиться в них вместе с больными – опасно. Именно такое ощущение возникает, когда читаешь «Улисса» Джойса.
Огромный роман «Улисс» Джойса свидетельствует только об одном: у писателя заторможена психика. Он беспомощно барахтается в хляби пошлости.
Как бы ни называть «роман века» «Улисс» Джойса интеллектуальной порнографией или снобистской психопатологией – от этого его антигуманная сущность не изменится.
При чтении «Улисса» Джойса возникает ощущение, что писатель забрасывает человечество тухлыми яйцами! И делает он это весьма успешно!
Знаменитый «Улисс» Джойса – вселенская круговерть гнусности и разврата.
Если говорить о «величии» Джойса, то об этом, прежде всего, свидетельствуют те сцены «Улисса», в которых торжествует танец распутства и эксгибиционизма: дескать, смотрите, что ждет человечество в ближайшее время!
…
Только сын России и Германии Николай Гартман способен категорически заявить: «дух сильнее всего». Таков философ Николай Гартман. Он родился в Риге, а умер в Гёттингене. Надо заметить, что его лекции слушал поэт Борис Пастернак и что мыслитель известным образом повлиял на творчество советского поэта.
…
Композитор Игорь Стравинский – локомотив музыки XX века.
Природа наделила Стравинского талантом виртуозного ремесленника в музыкальном искусстве.
Стравинский – музыкальный портной, умеющий шить костюмы разных фасонов.
У Стравинского бесчисленное множество обликов: его музыка – это языческая Русь, веселые скоморохи, писклявые дудочники, герои русских сказок, куклы в ярмарочном театре, клоун и шуты в цирке, праздник зверей, балетный Петрушка, Золотой Петушок Римского-Корсакова, пробуждающий людей бодрым «кирики-кирикуку»!
Стравинский пишет искусно «сделанную» музыку.
Стравинский, как музыкант, выжимает из себя все соки, как интеллектуал – добивается блестящих результатов в творчестве.
Особенность таланта Стравинского заключается в том, что он выступает архитектором, инженером и строителем собственного храма музыки: каждую деталь композиции он рассчитывает с предельной точностью.
Стравинский отвергает банальную музыку. Сам же он хочет быть непременно оригинальным.
Стравинский – неутомимый экспериментатор в области музыкального языка!
Желая быть экстравагантным, Стравинский скрещивает плагиат с экспериментом. В результате на свет появляется «композитор тысячи стилей».
Стравинский – великий музыкальный мистификатор. Он тщательно вынашивает замысел, чтобы затем удивить публику неповторимым произведением.
Свидетельство о публикации №221050101257