Вероятное будущее, которое вам не понравится

(Дисклеймер: я очень надеюсь, что ничего из этого не сбудется кроме того, что уже сбылось. Всё нижеперечисленное - исключительно предположения. Которые, тем не менее, всю мою жизнь имеют обыкновение сбываться.)

Последние 6 лет ознаменованы для России новой Холодной войной. Которая скоро рискует превратиться в Ледяную. Отношения с Западом и так хуже некуда – а дно чёрт ведает где.

Наши контрсанкции для мира как случайный чих: отвернуться и забыть. Западные санкции проигнорировать труднее. Тем более что ударяют они исключительно по народу. И если вы думаете, что худшее позади, – ошибаетесь.

Прикрываться населением, как бронещитом, – обычное дело властедержцев. Манипулировать внешнеполитическими огрехами, чтобы сформировать людскую нужную точку зрения, – да ради бога. Лишить народ контакта с внешним миром и альтернативными позициями? Легко, тем более в СССР это уже было и работало. Утвердить хамелеон-режим в перманентный тоталитаризм «ради общего блага»? А за окном какая погода?

Коротко перечислю, что нас ждёт дальше – официально и с большой вероятностью. Многое я предсказываю уже давно, от 3 до 10 лет. (Звучит угрожающе, будто тюремный срок. Что ж, немудрено для теперешних реалий.) О чём-то преднамеренно молчал, дабы не сглазить, – увы, бестолку. Всё сбывается. Будто в социальном кошмаре живёшь – а он только начался, и просыпаться рано…

Итак, российский горизонт событий, наступающих либо очень вероятных, таков:

1.Полная автономия рунета. Притянутая за ослиные уши конфиденциальность. Эдакое принуждение к безопасности, которое на поверхности оказывается тотальной слежкой. Кого и за кем? Структур государства – за вами. Именно тогда цифровизация окончательно повяжет руки анонимности. Об этом, естественно, умолчат, как молчат сейчас. О чём расскажут? Например, что Запад хочет обрезать России кабель мирового интернета али уже сделал это. А то и намеренно хакнут базы Вк, мэйловской почты, Сбера, чтобы уверенно заявить: это они! В любом случае, провайдеры уже закупились нужным оборудованием для мониторинга. Такие серверы обязаны фиксировать любой клик, заполнять базу данных и только потом выдавать результат гугления. Их стоимость, разумеется, компенсируете вы после удорожания тарифов. О компенсации за утерянную свободу интернета поинтересуйтесь у тех, кому её подарили.

2. Больше спекуляций на тему 90-х. «А помните, как было плохо?» - и далее по списку. Будет много демагогии о стабильности. Очень много. Её уже очень много. Всё для провоцирования людей к пассивности. Чтобы такие, как вы, отмахивались и дальше. И твердили: «Всё хорошо, лишь бы не было войны». Как твердили наши бабушки и дедушки, действительно пережившие муки ада. Но они-то – победители! – знали, о чём говорили, и не прятались за удобными, побуждающими к инертности людского поведения внутри страны, словами, как верхушка и те, кто боится встать у неё на пути…

3. Новые преференции для силовиков (и их родственников). Отнесём сюда сотрудников МВД, ФСБ, Росгвардии, ОМОНа и военных. Ну, тут всё понятно. Имей туз-армию в рукаве, а там трава не расти. Здесь умаслим, там позволим… Требовать наличия совести у властедержцев бесполезно (как, впрочем, и всегда). Её нужно требовать у представителей соответствующих органов, которых будут дальше дёргать за ниточки и которым станут дозволять больше прежнего. Уже сейчас это избранная каста, и, естественно, отнюдь не многие её представители думают, как думал мой отец в годы правильной, по мне, милиции (да, как раз в те самые 90-е): «Коррупничать и злоупотреблять силой незачем. Закон превыше всего. Правда дороже всего». Правильные шаги делают лишь отважные и честные. Давно мы встречали таких на улицах?

4. Новые запреты для силовиков. Речь о табу вроде спешно созданного запрета публично рассказывать о своей работе. Всё же ясно, почему и для чего? Шикуешь у царя за пазухой – будь добр, сохраняй пиетет. А то ата-та (последнее на моей памяти ата-та – это гонение из силовых структур их представителя, майора, симпатизирующего оппозиции).

5. Монополия на насилие для силовиков. Что ж, вполне реальное будущее, если Россия окончательно станет полицейским государством. Кто прав, кто не прав, будет не важно. "Мы сила, вы подчиняетесь. Не подчиняетесь? Вам же хуже". Увы, события последних месяцев кажут: бить женщин ногами в живот отныне не зазорно. Дальше, скорее всего, больше (ибо см. п. 3).

6. Окончательное гниение внешней политики. От её проведения давно, очень давно тянет прелью. С этим согласны теперь абсолютно все, кроме – вот незадача – тех, кто ею занимается. Откуда, говорите, гниёт рыба? Откуда же вытекают и последующие пункты.

7. Автономность от ЕСПЧ и других высших мировых инстанций. Вердикты Европейского суда по правам человека – неподкупной вершины, которую любой здравомыслящий житель планеты сочтёт за истинное воплощение Фемиды – с некоторых пор России не указ. Кто-то скажет: мне всё равно. Отвечу: не дай Бог стране вас сильно обидеть. Где правду отбивать будете? В нашем самом гуманном суде в мире? Ах, вы ещё и за поправки голосовали…

8. Разрыв отношений с Евросоюзом. «А мы и так можем!» - выглядит очень в самодурном духе наших грешных дней. Будто небрежный росчерк самодержца на челобитной. О таких я раньше читал исключительно в книжках... (И будет смешно и позорно, если Запад, например, в ответ придумает такую «санкцию»: свободно, на уровне беженцев, принимать любого гражданина РФ, который хочет переехать.)

9. Новый железный занавес. Здесь всё: от запрета турполётов до бана иммиграций, в том числе по гринкарте. Начало положено… вернее, продолжено (общее начало положено в 2014-м): американские визы больше не выдают. Америка недружественное государство, решил за нас президент. И список таких стран будет расширяться дальше. В общем, куда вам можно, а куда нет, теперь будете определять не вы. Официально.

10. Объединение с Беларусью. Операция «Кооперация». История о том, что два царя скорее не подерутся друг с другом под одной крышей, чем поставят на то, что их в конце концов не сметут метлой с обособленных тронов.

11. Присоединение Донбасса. Здесь другая ситуация: убедить сомневающихся, что нам кишка не тонка и дальше землерасширительную экспансию проводить. То, что это чревато настоящей (НАСТОЯЩЕЙ!) войной, сверху никого, скорее всего, не взволнует.

12. Альянс с Северной Кореей и Китаем. Смейтесь, смейтесь. Только это всё не очень-то смешно, зато очень быстро. Спичкой чирк! – и полыхает пламя. Чирк! – и новая война. Чирк! – и сюжет из Тома Клэнси (как в случае с предугаданным им грузинским конфликтом).

13. Санкции за критику власти. От потенциальных военных коллизий перейдём к вполне знакомым, лёгким социальным, уже привычным ЧП. На работе заставляют голосовать «правильно» под страхом увольнения – знакомо, не правда ли? Трусишки-страусишки, то был ещё блеф, на который вы — большинство — благополучно велись. Меньшинство было в основном бесконтрольно, но дальше такое вряд ли продолжится. Штраф, увольнение, лишение льгот ещё полбеды. В кутузку, в ссылку, на каторгу, да вот даже расстрел за случайный чих в сторону того, в чью сторону нельзя, – ярчайшие проявления сталинизма рискуют возродиться, ибо почва очень уж плодородна. Если не заметили, кое-что уже возродилось. То, что казалось бредом и идиотским пережитком прошлого ещё двадцать лет назад, теперь снова называется политрепрессией – посадкой за критику власти, о которой вы читаете новости последние месяцы. Могу предположить: это лишь начало.

14. Лёгкое умасливание населения. Вероятные способы: снижение процента ипотек, продление срока действия маткапиталов, налоговые вычеты и прочая милостыня. Как говорится, и в период сталинизма люди нет-нет да и выбирались в санаторий.

15. Новые запреты на высмеивающие диктатуру и воров мультфильмы. И это кроме «Чиполлино», «Незнайки на Луне» и «Капитана Врунгеля», которые уже годы как непопулярны на федеральных каналах. Некоторые – под прикрытием «пропаганды» курения, алкоголя или «белого порошка», как в «Незнайке» (ох, наверное, Носов в чистейшие, непорочные советские 60-е спал и видел в чистейшей, непорочной детской книге: вот бы хоть как-то намекнуть на существование наркоты!.. И куда только смотрела глупенькая цензура СССР, интересно, раз российская за ней подметает?). Мне же, естественно, видится: закрыли эти мультики, призывающие людей не быть слепцами и глупцами, за антипропаганду правителей-грабителей и полицейского государства. От «Капитана Врунгеля», к примеру, и вовсе должно икать пол-Охотного ряда только из-за песен «Мы бандито» и «Маны». Страшно даже предполагать, что баны в дальнейшем сильно рискуют распространиться и на особенные книги (привет, «451 градус по Фаренгейту»).

16. Контроль школьников. Всё в лучших (худших) традициях антиутопий вроде «Мы» и «О дивный новый мир». Вы это вы, пока можете выбирать и размышлять. В противном случае зеркало отразит примитивного эпсилона (того, кто бездумно допускает собой управлять). Таких потенциальных эпсилонов легче взращивать со школьной скамьи. Методы промывки детских мозгов различны: подправленные учебники истории, ура-патриотические уроки (не путать с действительно важными занятиями, например, про любовь к русской природе), «Москва – лучший город на Земле», «Запад — враг» и всё в таком духе. Знакомые педагоги не дадут соврать: кое-что из этого уже проклёвывается. А обязательная вскорости должность «советник директора по воспитательной работе» (то есть мы, наши родители и их родители прекрасно жили и учились без советников-воспитателей, а в 2021 году они внезапно понадобились?), на которую активно пропагандировался модный-молодёжный дядя Ваня Ургант, не такая поверхностная, как думает он и думаете вы. А о чём вы вообще, кстати говоря, сейчас думаете?..

17. Возвращение стукачества. О, это страшный приём изворотливых государственных умов, качественно эксплуатируемый в советскую эпоху. Не хотите, чтобы воронок выезжал за вами? Сделайте так, чтобы он выехал за соседом! Страна тогда мгновенно поделилась на молодцов и врагов народа. Крупные доносы, мелкие кляузы и среднестатистическая подлость приносили одним повышение соцстатуса и любовь к жизни, другим – Колыму и расстрелы. Из ближайших книжных аналогов на ум приходят оруэлловские «1984» и «Скотный двор», воспоминания Довлатова. Из современных – пользователи, фискалящие на других в рунете; впрочем, то цветочки…

18. Тотальный контроль населения. Собственно, он уже идёт вовсю. Цифровизация удобна без одного «но»: удобней, чем вам, она лишь тем, кто вас контролирует. А контролироваться будет всё: от ваших покупок по безналу (загуглите «Контроль ФНС за расходами граждан стартовал») до учёта излюбленных порносюжетов на известных сайтах (см. п. 1). Единый вход Вконтакте через Сбер или в Сбер через Вконтакте с подтянутыми Госуслугами, реестрами ФНС и единой базы данных по всем вашим кликам в интернете — грядущие реалии. Из параллелей: современный Китай и часть серий «Чёрного зеркала».

(На всякий случай: от параноидальной шизофрении меня — надеюсь, всё же — отделяет постоянная вовлечённость в социальную жизнь и беспрестанно раскрытые глаза. Хотя, если сбудется всё вышепредполагаемое, лично я точно кукухой двинусь.)

В общем, вот. Получилось не так коротко, как задумывалось (и примерно еще пяток-другой наших вероятных шагов в будущее я просто не обозначил). А хотелось бы, чтобы этих пунктов вовсе не было. Чтобы ничего не сбылось. Не было идиотских законов. Не было втаптывания и так сгорбленной, сутулой прессы в пыль кремлёвских залов (признание единственного отечественного СМИ, которое по-настоящему, бесстрашно, радеет за правое дело, иноагентом – как отрыжка после пира). Не было продажности чинуш, отсутствия честных судов, повального воровства, «зависимости» выборов и тотальной слежки за гражданами. И скинула бы страна старую кожу, и перестали бы гробиться образование, медицина, люди…

В разное время об этом мечтали историки и классики, от Карамзина и Салтыкова-Щедрина до Вяземского и Достоевского. Об этом мечтали простые люди. Об этом мечтаем мы.

Верю: это обязательно случится.

Пока же важно не забывать одного. Утверждая законы, кого чиновник игнорирует в первую очередь? Нетрудно догадаться. Бога, совесть и нас. Так было, есть – и ничего удивительного, что продолжится. Мы сами это позволяем. Дойдёт ли до того, о чём написано выше? Решать всё ещё нам.


Рецензии