3. Капитан Антонов о старпоме Задорине

           Прочитал я, Володя, записанный тобою, мой рассказ про “Алтезу” и “засвербело” как-то на душе, тоскливо стало. Получается, будто капитан пытается всё время свалить все недочеты и прегрешения на “бедного” старпома Задорина.

        Капитан набил свою трубку очередной порцией табака. Раскочегарил и выпустив изрядную порцию дыма, неторопливо продолжил:

       - Старпом Задорин достался мне в “наследство” от сменщика, капитана Анатолия Алексеевича Литовченко.

        А буквально перед моей посадкой на судно, “Алтеза” во время швартовки в Момбецу, совершила навал на причал. Ущерб, что “повешали” тогда японцы на фирму, составил 7 тысяч долларов.

             На мостике в этот момент находится капитан и старпом. Разумеется, вся вина легла на капитана, мол, переоценил свои возможности, не взял буксир и т.п. Но мы всегда переоценивали свои возможности, работая без буксиров и лоцманов.

          Тут надо мне сделать небольшое отступление. Если капитан берет на себя обязательство поставить судно к причалу, не прибегая к помощи лоцманов и буксиров, то судовладелец экономит до 3 тысяч долларов за отказ от такого обеспечения. Очень значительная сумма для того времени.

         Хозяин, то бишь, судовладелец, со своего барского плеча, в виде 10 процентов от этой суммы, оставлял экипажу. Как говорит капитан Антонов, на эти деньги и кормился экипаж. А я добавлю, что были и такие капитаны, что присваивали лично себе эту сумму, считая, что только они заслуживают эту сумму при швартовке без лоцмана и буксиров.

      А 300 долларов тоже неплохие деньги в то время, если постараться, то можно купить там же на авторынках, очень даже приличный легковой автомобиль. Конечно не последней модели, но очень даже ничего.

     Но вернемся к капитану Литовченко, что был на мостике, когда судно немного “подрихтовало” причал японский.

         Я, пользуясь личным знакомством с судовладельцем, написал целую петицию в защиту капитана, которую подписали все капитаны кампании. Но Литовченко всё же уволили, спасибо хоть денег не удержали за поврежденный причал.

       Без работы капитан Литовченко недолго оставался. Вскоре он был принят на работу в компанию “Аркаим”, конечно же, в должности капитана.

       Задорин был моим земляком, родом из Новосибирска. Имел  мужественную внешность, был этаким сибирским, колоритным мужиком. Дошёл до старпома из боцманов и получил заочное (или заушное, потому, как с курса в курс тянули таких студентов за уши) образование, и мог претендовать на высшую должность по выслуге.

         Уже после того, как мы увезли тот злополучный лес в Японию, Задорин заявил, что напрочь посадил своё здоровье в борьбе за благополучие компании и в связи с этим запросил себе замену.

       А сам уже обратился в другую компанию к капитану Литовченко, с просьбой включить его в состав экипажа, вновь купленного для фирмы судна “Аркаим 3”, который нужно было перегнать из Голландии в Ванино.

       Литовченко с удовольствием согласился. Всегда приятно работать с людьми, которых ты знаешь, тем более со старшим помощником. Знал бы тогда капитан Литовченко, чем ему это обернется.

        "Аркаимы" - серия "Грахт" - однотрюмники, очень удобные при погрузке, но с очень  слабой поперечной прочностью. При погружении судна в воду во время погрузки, вода попросту сжимает судно с боков и деформирует корпус так, что трюм закрыть становится очень проблематично.

            Чтобы избежать этот неприятный нюанс, проектировщики предусмотрели съёмный бимс, если по-простому, очень мощную распорку между бортами, которая устанавливается при достижении определённой осадки.

           И вот, в тот злополучный день "Аркаим-3" грузит 16 метровые рельсы из Испании на Эмираты. Капитан даёт команду старпому установить бимс штатно.

          Стивидоры возражают, ведь тогда придётся заводить подъёмы в трюм, разворачивая их по диагонали, а это потеря времени. Капитан возражает и требует бимс поставить, к чему рисковать, только что приобретённым, судном.

            Начинается переписка с судовладельцем Лепиховым, (совершенно не грамотным в морских перевозках, человеком). Тут в процесс включается старпом, который авторитетно заверяет, что всё будет нормально, грузить можно. И уже сверху, капитану спускается команда, грузить до полной осадки без бимса. Анатолий Алексеевич никогда не умел послать судовладельцев по нужному адресу, поэтому выполнил распоряжение.

          Как и следовало ожидать,  после погрузки,  закрыть трюм ни в жизнь не удастся. Бимс-распорка не влезает на целых 58 сантиметров. Сжался корпус. 
 
           Судовладелец, прямо из Англии, матами, объясняет капитану, кто он есть, на что капитан пытается ответить, что он выполнял распоряжение своего хозяина, хотя и активно протестовал против такой погрузки.

           А что же старпом? Хозяин требует передать трубку старпому и даёт команду:

           - С этого момента капитан ты! Этого ... (тут следует масса непечатных выражений) немедленно выбросить с парохода.

          - Есть!

          Радостно отвечает старпом, вдруг ставший враз капитаном.  Выталкивает капитана Литовченко с трапа, а затем и сбрасывает   на причал его вещи.

           Никакой попытки защитить своего командира, ни объяснения, что именно он, старпом, является грузовым помощником капитана. Такого унижения я не видел ни до, ни после.

         Ну, а как же старпом-капитан? Диплома нет, пароход повреждён, отгрузка не принесла результатов. Решение? И тут произошло для меня совершенно непонятное. Начальник крюинга, Булатников, каким то образом, умудряется получить Задорину диплом капитана во Владивостоке, без экзамена, да и без самого Задорина и доставить его в течение 3 суток, прямо к причалу в Испанию.

          Привязали крышки трюмов тросами, частично приварили и ... пошли в рейс. После перегона,  встали в гарантийный ремонт в Китае, за счёт продавца. И даже изменили, после ремонта, дату постройки судна на более свежую, так много было работ по корпусу.

         Уж не знаю, чем Задорин так Лепихову понравился. Но через год, тот простил ему и высадку судна на берег с полного хода в районе мыса Песчаный, прямо в 00,45 минут 1 января. Пропустили поворот.

        Он тогда полностью изрубил винты о камни, но с камней сошёл и вернулся в Ванино. Уволили тогда всю службу морской безопасности компании. А Задорин получил премию за спасение судна.

       Значит и такое может иметь место,  в нашей непредсказуемой, корабляцкой жизни.


Рецензии