4. Юбилей и встреча с натовской эскадрой

       
                Капитан Сергей Юрьевич Антонов рассказывает:

          Наверное, каждый из вас слышал юмористический рассказ, озвученный Михаилом Задорновым. Историю о том, как американский авианосец пытался устранить со своего пути встречный объект в море. Всё бы ничего, но объектом на пути этого авианосца был маяк. Да, просто маяк, на островке в океане. Просто байка, скажете вы? Ан, нет! Во-первых, такой случай был в действительности, а во вторых, нечто подобное случилось и на моём судне, в декабре 2014 года. Авианосец то со свитой был, а вот маяка не было. Вместо него были мы и наше судно.

         Сделав небольшую паузу, видать, вновь пережив те страшные дни, капитан, Сергей Антонов продолжил свой рассказ.

         Загрузились мы пиломатериалом в одном из портов Восточной Швеции в Ботническом заливе. Груз взяли до полной вместимости и в трюма и на палубу. Погода в это время года всегда плохая, но этот рейс все, кто был на борту, вряд ли забудут. Как выразился потом мой второй помощник, Ярослав Ледяев:  - После этого рейса, Сергей Юрьевич, меня, кажись, уже ничем не испугаешь.

        Болтать нас начало ещё в Балтийском море. В Скагераке добрали топлива, и вышли в Северное (или Немецкое, как кому нравится) море.

          А там, разогнавшаяся на просторах Атлантики дала такую северо-западную волну от Канады до Британии, что мама не горюй. Маршрут пролегает как раз на юго-восток, поэтому весь переход ты получаешь качку прямо в борт.

           Какие либо укрытия от северо-западного ветра природа не предусмотрела, зато люди натыкали в море невообразимое количество буровых вышек. Газ и нефть качают с шельфа.

         Поэтому навигация в этом месте очень небезопасна ввиду постоянного риска столкновения с одной из буровых. Ни сманеврировать, ни укрыться, ни обойти стороной. И остановиться тоже нельзя, снесёт, если не на берег, так на одну из буровых.

         Но двигаемся потихоньку. Как говорится, куда нам теперь деться то, с подводной лодки. Немного согревают мысли о предстоящем, моём 55-летии, подозреваю, что и экипаж с нетерпением ждет этот день.

         Ждем не напрасно. Это и различные яства, которые, подозреваю, большинство из россиян никогда и не ели. А всё потому, что повар у нас из Чили, великолепный мастер своего дела и голове у него не меньше 200 блюд, которыми он может нас удивить.

          Закуплен коньяк и пиво и кола. В общем, хотели всё по-домашнему. Вот только бы погода дала чуть передышку, Или хоть Англией прикрыться, не в обиду ей, сказано, вот уже и в Ламанш втягиваемся.

           Но не тут то было. Оказывается, мы попали не в шторм, а в целую серию непрерывных штормов, которые будут преследовать нас один за другим.  Причём, если на севере, я получал ветер северо-западный, то по выходе из пролива, уже юго-западный с усилением до урагана.

          Шли  9-е сутки перехода. Идём со скоростью 2 узла (3,5 км в час).

            Пользуясь хотя бы небольшим прикрытием, обтягиваем ослабевшие тросы крепления палубного груза. Груз прикрыт брезентом и в отличие от круглого, лес 10а, располагается не от борта до борта, а на люковых закрытиях и крепятся тросами и талрепами.   

           10 декабря 2014 года. 22.20. Ветер 27 м/с. Крен до 30 градусов на оба борта.

          Вдруг замечаю, что крен на левый борт на 5 градусов больше и на ту же величину меньше на правый борт. Это означает, что палубный груз начал смещаться влево. Выравниваю крен приёмом балласта на правый борт. Разница всего один градус, но всё же есть.

         В ту ночь, при качке, уходя на 3 метра под воду, мой экипаж, мои филиппинцы, египтяне и поляки, связавшихся, между собой тросом,  вытягиваются цепочкой вдоль палубы. Снова и снова вытягивает слабину тросов талрепами.

        Сам же я, уже почти трое суток на мостике, иногда забываешься на 20-30 минут, просто проваливаешься в сон, как в вату, и снова, глотнув кофе и закурив очередную сигарету, командуешь спасением.

        Или движением! Кто его знает. Главное не остановиться, иначе всё, сливай воду. Опрокинешься и будешь в каюте пускать пузыри. Старший механик (очень, кстати, хороший) с вкусной фамилией - Пышный (хотя по факту худенький как велосипед) раз за разом поднимается на мостик с криком:

 - Юрич, я в отчаянии! Сейчас остановимся! Что делать?

          Я, быть может, в тот момент, сам в не меньшем отчаянии, только показывать это лицом или голосом не имею никакого права. Скисну я, хоть на секунду, у людей руки упадут, и тогда уже действительно, всё! Для всех, находящихся на борту.

         Начинаю перемешивать свои команды  анекдотами, причем на разных языках. Что не могу перевести, пусть додумывают сами. Но настроение у всех заметно поднимается, и тонуть уже как-то не хочется.

         Вымотавшись изрядно за день, к вечеру, переодевшись в сухое, весь экипаж собирается на мостике.

          - Хаппи Бёст Дэй, капитан. С Днём Рождения!

            Наливаю каждому по полстакана моего любимого коньяка “Камю-Элегант”. Повар-чилиец раскладывает разные яства, обнимаемся, кричим здравицы, в том числе имениннику-капитану!
 
           И люди снова уходят в ночь на проветривание и омовение в холодных водах Атлантики. Так прошёл мой юбилейный, 55-й год рождения.

             Не устали? Тогда идем дальше. На календаре 12 декабря 2014 года. День, когда я был уже 56-летним зрелым мужчиной, а не 55-летним юнцом. И в этот день палубный груз продолжал смещаться влево. А мы вышли уже в Бискайский Залив. Как говорилось в одном фильме - самое гиблое место на земле.

        Конфигурация залива представляет собой огромный ковшик, в который заходят все шторма, идущие из Атлантики, как в ловушку. Ударяясь во французское и испанское побережье, волна отражается и создаёт так называемую мёртвую зыбь.

         Страшись моряк мёртвой зыби и склони голову над кораблями, лежащими на дне, их там не сотни, а тысячи. Это дань морю за право пересекать океаны!

          Было немного жутковато наблюдать за соседями, идущих, в одинаковых с нами, направлениях. Суда, то взлетали ввысь, то погружались в воду по самые мостики. Пена кипит, воды под ней почти не видно, только пена и брызги.

           В это время мы принялись ручными лебёдками вытягивать пакет за пакетом лес на правый борт. Работали 3-4 суток, но наши усилия не пропали напрасно. Прошли Португалию и повернули к Гибралтару.

         Погода свежая, но это уже не шторм. И по курсу Средиземное, ласковое море. А там и конец рейса и 16 часов отдыха в порту. О том, что придётся идти назад, как то и думать не хотелось.

           И вот уже на траверсе Кадиса, вдруг раздаётся вызов моего судна по УКВ.

          -Я Эль 61, авианосный корабль ВМС НАТО. Следую в район Персидского залива в составе конвоя. “Мервеборг”, измените курс и уступите дорогу!

         Ну и с какой стати? Правила для всех одинаковы. Видишь помеху справа, уступи дорогу и не быкуй. Докладываю, что следую своим курсом и предлагаю выполнять выполнить правила расхождения и предотвращения столкновения. Но товарищ не понимает!

         -"Мервеборг”, немедленно уступите дорогу и убирайтесь с нашего курса немедленно.

Это "убирайтесь" вывело меня из равновесия.

        - Сам убирайся, - рявкнул я!

          Паренёк с самолётами на борту начинает нервничать. И ведь было от чего. Я  курс не меняю, сближаемся на столкновение. Авторитет командира конвоя падает, за ним идёт ещё дюжина кораблей, сила мощная, а противостоит ей всего лишь 120 метровый корабль с голландским флагом.

         -Мы союзники по блоку!"

          -Тем более,  будем взаимно вежливыми, уступите дорогу и следуйте дальше.

         -Вы что не понимаете, что мы вас просто размажем.

         -  У меня на борту 16000 кубометров хорошо просушенного, пиленого леса. Даже если вы меня расстреляете, я всё равно останусь на плаву, а вот вам советую остеречься.

         - Насажу на ледокольный бульб и ваш ... трах-тах... авианосец и всю вашу "банду." Причём зайду с кормы концевого судна, а выйду из вашего долбаного авианосца. Да потом ещё и страховку получу.

           Тут следует сделать отступление. В октябре 2014 года, ввиду очень осложнившейся международной обстановки, вызванной возвращением Крыма в Россию, впервые после окончания второй мировой войны, страны блока НАТО, приняли новый вид страховки кораблей и судов "От военных рисков".

             Нужна была только искра, что бы всё взорвалось. Об этом немедленно было доложено куда следует и наше руководство напряглось в ожидании какой-нибудь провокации в отношении российских подводных лодок.

              НАТОвцы, не учли только одного. Уже полтора десятка лет, на иностранных судах работало много "засланцев," носивших в багаже погоны офицеров советского ВМФ. Информация от них шла свежайшая, анализировалась и принимались какие то меры.

          Но это уже не в моей компетенции. Знаю только, что в ноябре такая попытка провокации с нашей АПЛ в Северной Атлантике и одна с дизельной лодкой у побережья Швеции, были пресечены.

            Я свои погоны таскал в Индийском океане на случай встречи с сомалийскими "бармалеями", помогало всегда. Но об этом после.

          Однако вернёмся к нашим "баранам", сиречь к авианосцу и его свите. Болтая и не меняя курс, мы сближаемся так, что уже "видны звёзды на погонах" и никто уступать не собирается, что весьма странно.

          А где же службы контроля движения в районе Гибралтара, Кадиса и т.д. Обычно там, в эфире такой гвалт стоит, не протиснешься, а тут все молчат, и ни гу-гу, кроме нас двоих. Все замерли в ожидании. 

          С одной стороны "Мервеборг " прав, а с другой, конфликт затягивается, и кто-то должен уступить, чтобы дров не наломать. Прибежали на мостик боцман и 2 матроса. Ждут команды. Перевожу руль с автопилота на ручное управление и ставлю боцмана. Рука уже готова дать отмашку на поворот с крыла мостика. И вдруг:

                - Капитан рашен?"

          Не ведут себя так голландцы, включился, наконец, тумблер в голове командира авианосца.

         - Негатив, капитан совиет нэви ретайнер!" (Нет, капитан ветеран советского военного флота).

           Тут бы в рассказ добавить немного фантазии, хотя она и могла быть в действительности:

          - Ну, так бы и сказал...

         Командир конвоя даёт сигнал: "Поворот всем вправо, на курс 270" и весь конвой, один за другим, в кильватерном строю, проходит мимо меня, как на параде, в дистанции около 100 метров.

        Командир и два офицера на крыле мостика взяли под козырёк, я так же, напялив на голову берет, отвечаю приветствием.

          Одно жалко. Не было у меня на борту нашего бело-голубого, для полноты эффекта. Матросы мои на палубе бесновались и делали непристойные жесты. Так же вели себя и мои украинцы, отношения с которыми, очень осложнились. Но радовались все.

         Попрощавшись с конвоем, мы через 4 часа вошли в Гибралтарский пролив, в Средиземное море. А там, шторма как бы и не было. Абсолютный штиль. Солнышко и по курсу Алжир. И небольшой, но всё же отдых.


Рецензии