Сказка о тролле, гноме и банке вишневого варенья

Моей подруге Ангелине, с любовью.


   Высоко на холме, почти под самым небом, у корней старого дуба жил маленький тролль. Он был совсем не страшный, хотя и симпатичным его тоже трудно было назвать.  У него был забавный нос картошкой, а из-под соломенной шляпы торчали длинные, заостренные уши. Сам тролль был темно-голубого цвета, его руки свисали до самых колен, пальцы были длинными, намного длиннее чем у человека, и заканчивались острыми коготками. Но в целом тролль был совсем неплохим парнем. Он жил один в крохотной землянке, которую было невозможно отличить от обычного муравейника. Тролль никогда ничего не выращивал сам, но не упускал возможности поживиться чем-нибудь вкусненьким. Иногда он воровал кукурузу с окрестных полей, или залезал в чужой сад, и обрывал груши и яблоки. А порой крестьяне, живущие поблизости, обнаруживали, что из птичника пропал откормленный цыпленок. Крестьяне догадывались, что вор вовсе не зверь и не человек, кто еще мог проникнуть в наглухо запертый птичник, или незаметно проскользнуть в сад, который охраняла пара злых и лохматых сторожевых собак. Но, так как люди в деревнях до сих пор суеверны, никто не хотел связываться с маленьким ночным воришкой, наоборот, ему частенько оставляли подношения у ворот. Несколько яиц, немного творога или кружку молока. Так что наш маленький тролль жил себе припеваючи, и ни о чем не заботился. По утрам, на рассвете, он часто сидел на самой толстой ветке огромного, развесистого дуба, под которым находилось его жилище, и встречал солнце, играя на старинной, волшебной флейте, которая досталась ему еще от его бабушки. Надо сказать, наш тролль был отличным музыкантом. Его флейта умела петь самые чудесные песни на свете, и каждый, кто слышал их хоть раз, уже не мог позабыть эту музыку до самой своей смерти. А еще у старинной флейты была одна волшебная особенность… Каждый раз, когда малыш-тролль играл на рассвете, день непременно был солнечным. И даже если во всей округе громыхали грозы и дули сильные ветра, в окрестностях старого холма целый день светило солнце, и небо было ясного василькового цвета… Поэтому крестьяне из окрестных деревень всегда радовались, когда ранним утром ветер приносил на крыльях едва слышные звуки музыки… Ведь это значило, что целый день они могут сеять, полоть и копать, и дожди не помешают их трудам. Заслышав чудную музыку флейты, солнце радостно светило весь день, точно стараясь отблагодарить маленького музыканта.
 Встретив солнце, наш тролль, беззаботно насвистывая, принимался заниматься очень важными делами, которыми обычно занимаются тролли. Он или лежал до полудня на верхушке холма в зеленой траве, нежась под солнечными лучами, или бродил по полю, срывая колосья, и плел из них венок. Крестьяне верили, что если поднять колосок, который обронил тролль, и принести его в дом, то в доме всегда будет достаток. А иногда наш тролль брал маленькую удочку, и отправлялся на реку ловить рыбу. На рыбалке ему всегда везло. Ни один крестьянин и за неделю не смог бы поймать столько рыбы, сколько мог наловить маленький тролль за несколько часов. Думаю, тут не обходилось без магии. Вот такой беззаботной жизнью жил наш герой. И все было бы хорошо, если бы иногда ему не хотелось повеселиться. Что уж поделаешь, так устроены все тролли на свете. Иногда им очень хочется повеселиться, а значит, и напакостить.

 Недалеко от тролльего холма, в одной из маленьких ближайших деревень жил один добрый крестьянин. Звали его просто – Иван. Была у него семья: добрая и трудолюбивая жена Марьюшка, и двое маленьких деток – мальчик и девочка. Жил Иван в просторном деревянном доме. Вокруг дома был яркий, разноцветный забор. На крыше махал деревянными крыльями флюгер, петушок-алый гребешок, провожая все пролетающие мимо ветра. А по двору горделиво расхаживал его собрат, огромный пестрый петух с таким же красным гребешком, только не раскрашенным, а настоящим, и весело кукарекал. У крыльца стояла собачья будка, в которой жил черный и лохматый сторож – пес Волчок. А на окошке грела на солнышке пушистый бок пятнистая кошка Мурка. Вот таким был дом, в котором жил крестьянин Иван со своей семьей. Хозяин с хозяйкой каждый день трудились не покладая рук. То работали в огороде, то собирали ягоды в саду, из которых потом делали вкуснейшие компоты и варенья – на зиму. А их дети беззаботно играли во дворе под присмотром бдительного и умного Волчка. Строили домики из песка, бегали друг за дружкой, и ловили бабочек.

 Но, как бы просто и обычно ни выглядело хозяйство Ивана, в каждом доме таится свой секрет. Иногда большой, иногда маленький. Иногда секрет тщательно прячется от людей, а бывает, показывается кому-то… Вот и в доме Ивана был такой секрет. А вернее, жил. Это был гном. Да-да. Самый настоящий гном, с длинной рыжей бородой, в деревянных башмачках и в красном колпаке. Где именно жил гном никто не знал. Но время от времени обитатели дома видели его, стремительно бегущего по кухне, или слышали дробный стук его маленьких башмачков у себя на чердаке. А иногда гном появлялся в саду. Он время от времени деловито сновал возле вишневых деревьев, иногда останавливаясь чтобы постучать по коре, или зачем-то внимательно рассмотреть листок на ветке. Причем, делал это с таким серьезным и важным видом, словно он сам был настоящим хозяином сада. Как именно гном попал в этот дом и почему в нем поселился, тоже никто не знал. Семья Ивана давно привыкла жить рядом с ним, и ничуть его не боялась. Но и соседям о нем никогда не рассказывали. Чужим гном не показывался, и соседи не догадывались, что настоящее волшебство живет совсем рядом, под самым их носом.

 Но тролль с холма был прекрасно осведомлен о том, кто жил с ним по соседству. И, нужно признаться, соседство это его ни капли не радовало.  Уж не знаю в чем тут дело, может быть в том, что троллий народ издавна не жаловал гномов, а может нашему троллю не нравился именно этот гном. Может быть ему хотелось быть единственным волшебным существом во всей округе, а может, просто не нравилось, как сидит на голове гнома его красный колпачок, или раздражала его вечно растрепанная борода. Так или иначе, когда троллю в очередной раз вздумалось пошалить, мишенью он выбрал именно дом Ивана, и его маленького рыжебородого жильца. Очень уж захотелось троллю насолить гному.

 В этом году вишен в саду было особенно много. Они усыпали все деревья, и ветки наклонялись к земле под тяжестью спелых бордовых ягод. Было самое время собирать урожай. Целый день, с раннего утра и до позднего вечера, трудолюбивый крестьянин со своей женой обрывали вишню. Даже дети им помогали, собирая ягоды с самых нижних ветвей в маленькие разноцветные ведерки. И к вечеру малыши с ног до головы перемазались вишневым соком и так объелись ягод, что даже отказались от ужина. Как только дети уснули, Марья, не откладывая, принялась варить варенье. Нужно сказать, вишневое варенье, которое варила жена Ивана, было совершенно особенным.  Это было самое вкусное варенье на свете. Многие хозяйки пытались разгадать секрет Марьи, да так и не смогли. Но, думаю, секрета и вовсе не было. Все дело в том, что Марья варила варенье с такой любовью, что оно получалось сказочно вкусным. Я думаю, может быть именно поэтому гном и поселился в доме Ивана. Скажу вам по секрету, никогда еще не рождался на этом свете гном, который так сильно любил вишневое варенье… Зимой, отправляясь в погреб, Марьюшка нередко замечала пропажу одной или двух банок. Но всегда на их месте она находила какой-нибудь маленький подарок. Мешочек, полный лекарственных трав, ожерелье из рябиновых ягод, или давно потерянную вещь, которую никто уже не надеялся разыскать. А однажды даже обнаружила красивое серебряное колечко.

 …Свет в кухне, где трудилась хозяйка, горел до глубокой ночи. Вишневое варенье удалось на славу. Оно таяло во рту, и перед мысленным взором расцветали самые прекрасные на свете вишневые сады… Ах, как же чудесно бывает отведать такое варенье холодным зимним вечером, когда злая вьюга завывает и стучится в окна… Как тепло и уютно сидеть за столом у самовара вместе с самыми любимыми людьми, пить горячий чай, и чувствовать себя так, как будто за окнами не зима, а теплый май. И домик утопает вовсе не в снегах, а в белоснежных цветах вишневых деревьев…

 Закрыв последнюю банку, Марьюшка отправилась спать. Дом погрузился во мрак. Дети видели уже десятый сон, черный лохматый Волчок сладко спал в своей конуре, и петушок прикорнул на насесте, дожидаясь часа, когда можно будет закукарекать во все горло, оповестив сонный мир о том, что близится утро…

 …И вот, в самый темный час перед рассветом, когда все люди спят особенно крепко, маленький тролль тайком пробрался в дом. Возможно сначала он задумывал какую-то другую шалость, но волшебный аромат только что сваренного варенья, который все еще витал в воздухе, совершенно свел его с ума. Тролль крадучись отправился прямиком в кухню. Нечего и говорить, что он выбрал самую большую банку из всех. В доме по-прежнему царила тишина, и никто не услышал осторожные шаги воришки, не услышал даже дремлющий в своей конуре сторож Волчок. С банкой варенья в руках тролль вышел из дома, и осторожно спустился с крыльца. Вместо того, чтобы выйти на улицу через ворота, тролль отправился прямиком к маленькой деревянной калитке в самом конце вишневого сада, сразу за которой начиналось поле, а за полем высился его родной зеленый холм. Он крадучись пробирался мимо спящих вишен, а яркие звезды, усыпавшие небо, поглядывали на него с небес, и хитро подмигивали друг другу.
 И тут, откуда ни возьмись, словно из-под земли на пути у тролля вырос рыжебородый гном. На этот раз вид у него был не такой, как обычно. Вместо серьезного, деловитого маленького человечка, который старался вести себя тихо и незаметно, перед троллем предстал разъяренный хозяин вишневого сада. Рыжая борода его встопорщилась и разлохматилась больше обычного, глаза сверкали и метали молнии, он даже, кажется, стал выше ростом. И самое главное – в руках у него была длинная суковатая палка. Увидев палку, тролль растерянно остановился, затем оскалил мелкие, острые зубки, и принялся оглядываться по сторонам, прикидывая, как бы улизнуть. Но не тут-то было. Гном поднял палку над головой и, бешено вращая глазами, побежал прямо на ночного воришку. Тролль совсем растерялся. Прижав банку к груди, он помчался назад, вдоль ограды сада. Гном мчался за ним следом. Тролль, хоть и старался бежать как можно тише, все равно поднимал шум. Он шелестел травой и ломал кусты, и конечно же разбудил Волчка. Пес выскочил из своей будки, и с громким лаем поскакал следом за незваным гостем. Тролль мчался словно подхваченный ветром, но и гном с Волчком не отставали. С диким лаем, шумом и треском они сделали круг по двору, а когда поравнялись с курятником, тролль заметил выходившего из него огромного пестрого петуха, который как раз намеревался оповестить всю округу о том, что близится рассвет. Не долго думая, тролль вскочил петуху на спину. Никак не ожидавший этого петух, слегка приседая под тяжестью маленького наездника и банки варенья, припустил по двору так, что у тролля ветер засвистел в ушах. Шум поднялся невообразимый. У соседей загалдели птицы и залаяли собаки. А затем на пороге показался Иван со старым ружьем в руках, и заспанная Марьюшка.
Оба замерли от удивления, когда увидели ушастого тролля, оседлавшего петуха, и скачущего за ним следом Волчка, верхом на котором, воинственно потрясая в воздухе суковатой палкой, восседал растрепанный рыжебородый гном!.. Одуревший петух, немного пометавшись по двору, не придумал ничего лучше, чем забежать на крыльцо, и спрятаться за Марюшкиным подолом. Волчок и гном не отставали. Тролль, поняв, что пойман, соскочил со спины перепуганной птицы, и прижался к Марьюшкиной ноге, затравленно озираясь по сторонам. Заметив банку варенья в его руках, хозяйка сразу смекнула в чем дело. Но вместо того, чтобы рассердиться, вдруг весело расхохоталась, и пошире распахнула дверь в дом. Тролль тут же шмыгнул внутрь. Марья вошла следом. Гном, внезапно смутившись, остановился на пороге, но хозяйка, дружелюбно улыбаясь, поманила его за собой. Гном оставил возле двери свою суковатую палку, осторожно прислонив ее к стене, застенчиво пригладил бороду, и вошел. Волчок забежал следом.
Тем временем тролль прикидывал как бы удрать. И это бы ему непременно удалось, если бы не проснулись дети. С кухни раздались громкие детские голоса и смех. Когда хозяйка в сопровождении рыжебородого гостя и все еще изумленного Ивана вошла в кухню, дети загнали тролля в угол. Он стоял, прислонившись к кухонной стене, и с растерянным и смущенным видом по-прежнему крепко прижимал к груди украденную банку. Марьюшка снова весело рассмеялась. А затем, так, словно тролль и гном были ее добрыми друзьями, пригласила обоих выпить чаю. А бравому сторожу Волчку налила полную миску молока.
 
 …Тролль сначала сильно смущался, сидя на краешке стола вместе с гномом, рядом с хозяином и хозяйкой и их детьми, которые во все глаза, с любопытством разглядывали незваных ночных гостей. Но скоро освоился. И, несмотря на мрачные взгляды, которые рыжебородый сосед время от времени бросал в его сторону, с удовольствием прихлебывал горячий чай из маленькой чашечки, и уплетал волшебное вишневое варенье. Несмотря на то, что стояла середина лета, воздух наполнился весенними ароматами цветущего сада. На секунду задумавшись, тролль смешно пошевелил своими острыми ушами, и все замерли от восхищения. Внезапно отовсюду, прямо из пола и стен, потянулись ветви, усыпанные белыми цветами. В ветвях запели птицы, и вокруг сидящих за столом людей запорхали разноцветные бабочки. Дети захлопали в ладоши от восторга, и даже суровый Волчок сменил гнев на милость, и по-собачьи улыбался, помахивая пушистым хвостом. А Марьюшка смотрела на своих сказочных гостей, и думала, что чудеса всегда рядом с нами, всего-то и нужно - научиться их видеть, и не бояться впустить в свою жизнь…

 До самого рассвета продолжалось волшебное чаепитие, и только когда взошло солнце, гости поднялись из-за стола. Каждый из них ушел к себе с большой банкой вишневого варенья, подарком Марьюшки.
...А на следующее утро Иван обнаружил на пороге венок, сплетенный из золотых колосьев. И с тех пор в их доме всегда был достаток.


 
 …Соседки-сплетницы поговаривают, будто бы Марьюшка колдунья. Знаете почему? Да потому, что с тех самых пор в деревне всегда стояла такая погода, которая была нужна Марье и Ивану. Нужно сажать и полоть – светит солнце. Пришло время поливать грядки – над деревней собираются тучи, и идет дождь. А еще поговаривают, что изредка, долгими зимними вечерами, у Ивана бывают странные гости. Один из них приходит с поля, второй – из сада. И тогда начинается праздник. Соседки будто бы видели, как в доме расцветают дивные цветы, невзирая на зимнюю стужу. А утром, подметая полы, Марьюшка выметает за порог много-много вишневых лепестков. Говорят, что одна особенно любопытная хозяйка, живущая неподалеку, как-то раз набрала целую горсть этих волшебных лепестков, чтобы показать их соседям, и обвинить Марьюшку в колдовстве. Но никто ей не поверил, потому что в ее руках вишневые лепестки тут же превратились в самые обыкновенные снежинки.




Июль 2015 года, Рязанская область, на высоком холме.






__________________

 Копирование, публикация и любое использование моих произведений или отрывков из них допускается только с моего письменного разрешения, с указанием моего полного имени и фамилии, а также с указанием ссылки на текст произведения, размещенный здесь, на моей авторской странице. Во всех остальных случаях это будет расценено как прямое нарушение закона о защите авторских прав.


Рецензии