10 Дневник связиста. Потеря

Девятнадцатого ноября 1942 года наш штаб полка находился по-прежнему в тоннеле, рядом с заводом «Красный Октябрь». Минометы тоже стояли на старом месте, рядом с Волгой, на зашлакованном участке. Мне сообщили, что ночью в штабе состоится партийное собрание. На нем присутствовали все коммунисты 141-го мин полка. Командир полка, майор Высоков, стоя у стола, коротко рассказал, как батареи и весь полк справляются со своими задачами. Рассказал о некоторых командирах и бойцах, очень похвально отозвался о связистах. Он так и сказал, что без связи минометы ни к чему. Дальше продолжил:
- Если бы все были такие, как Акимов и Онуфриенко, то враг не был бы в Сталинграде. Мы послали рапорт в Москву о награждении правительственными наградами товарищей нашего полка, связистов Акимова и Онуфриенко. Мы должны удержать врага! Или умереть. Нам, на том берегу Волги, земли нет! Завтра, двадцатого ноября в наступление пойдут наши войска на всех фронтах. Фашистам не устоять против нашего солдата.
Радостно было слушать его слова, но трудно было поверить. Немецкое радио громко «орало» на передовой, предлагали сдаться сегодня, а то завтра будет поздно. К этому времени, в нашем 141-ом мин. полку, личного состава осталась третья часть, а из семидесяти «старых» связистов, которые шли в бой, осталось всего три человека.  Пришедшие новые связисты были не обучены. Они приходили из расчета или из хозчасти, и их приходилось обучать в бою.
На собрании меня избрали груп. парторгом третьей батареи.
    
       На другой день, пришел Скоморохин, поздравить меня с боевыми успехами. Он искренне радовался за меня и переживал за мое благополучие. Я  ему  говорил при встречи:
- Пока ты живой, мне не страшно умереть.
Я думал, что после окончания войны, он расскажет, как мы воевали в Сталинграде, били фашистскую нечисть. Где-то рядом воевал тоже земляк, житель села Троицкое, Пиров. Я встретил его однажды, когда шел по связи. Пиров шел раненный, лицо и руки были все в крови. На вопрос, что с ним, он ответил, что рядом взорвался снаряд, и он идет в санчасть. Больше я его не встречал.
После того, когда наша батарея лишилась командира, она была присоединена к полковой связи. Теперь была одна полковая связь. Мне реже приходилось бегать по связи, я был, как аварийный связист. Когда молодые связисты не могли наладить связь, то шел я. Все капризы связи я изучил «на зубок». Нередко сам командир полка вызывал меня к телефону и говорил :
- Немедленно исправить связь.
Вот и в этот раз, я двигался по связи, как возле меня вдруг остановилась какая-то машина, сходу зашипела, из-под нее пошла пыль, и полетели снаряды в сторону врага. Это была наша прославленная «Катюша», которую я видел в первый раз. Был такой гул и грохот, что я не заметил, как появился наш танк, и еще бы немного, он задавил бы меня.
 
     Тот день я не забуду никогда. Прервалась связь, и я побежал по линии. Навстречу мне - боец, белый, как «смерть». Шинель разорвана, часть волочится по земле. Спросил его, откуда он, на что тот махнул рукой в сторону тоннеля, где находился штаб полка. Я подошел к дверям штаба, а они завалены. Рядом дыра, я прыгаю в нее и попадаю в штаб. Там смрад и гарь. Все, кто был при штабе, лежат убитые. Командир полка, майор Высоков сидит за тем же столом, за которым всего несколько дней назад проводил собрание. Сидит, как будто живой, под самые руки засыпан землей. На правой стороне груди орден Красной Звезды. Недалеко от стола лежит мой дорогой друг Скоморохин Алексей Иванович. Я стоял и думал, как же я расскажу его жене, об этой минуте. Снял с него пояс на металлических бляхах, достал из кармана фотокарточку, на которой изображен он и его любимая жена Маша, забрал с собой. Здесь, так же, увидел убитого лейтенанта Любимова. Долгие годы этот момент «стоит» у меня перед глазами. При штабе было много бойцов, в том числе и раненых, все они погибли. Слезы «душили» меня, внутри меня, все клокотало. Я, как в тумане, поднялся наверх. Для меня эта утрата была неизмеримо тяжелой. На меня «нашло» полное безразличие, апатия. Мне казалось, что я остался совсем один, на всем белом свете.

продолжение


Рецензии