Медаль за Отвагу

               

                Медаль за Отвагу.

 Мой дед Григорий Михайлович Баев прошёл всю войну, ввиду обстоятельств служил рядовым кашеваром, убил одного немца и за это был награждён.
В День Победы он всегда надевал парадный костюм. На лацкане пиджака красовалась единственная награда "Медаль за Отвагу", остальные, юбилейные медали всегда почему - то снимал.
...Основательно выпив за Победу, Григорий Михайлович каждый раз рассказывал присутствующим за столом одну и ту же историю:
"Наша полевая кухня прибыла на передовую. Напарник Костя отправился поить лошадей к реке. Раскочегарив печь, я грел кашу и резал капусту на салат. Вокруг никого.
Вдруг из кустов выходит в камуфляже немец, за спиной рация, и наводит на меня автомат: "Хэндэ хох!".
Я не растерялся, выдернул гранату, торчавшую за ремнём, и заорал: "Ложись, сука!". Фриц струхнул и упал на колени. Под рукой был огромный столовый мясорез, не долго думая, я со всего маху воткнул нож ему между лопаток, пригвоздив гада к земле, как бабочку к бумаге.
Тут бойцы с передовой сменились. Ребята вывернули у немца вещмешок, выгребли шоколад, галеты, консервы, часы сняли; а меня ротный к награде представил.
Оказывается, этот диверсант наводил вражеский огонь на нашу батарею "катюш". В общем через два месяца торжественно вручили "Медаль за Отвагу". Вот так, я обычный кашевар, за всю войну убил всего одного фашиста".
В 1968 году дед тяжело заболел, и перед тем, как покинуть этот мир, позвал старшего сына Юрия, моего отца, - и рассказал, как с немцем было на самом деле.
Когда наводчик неожиданно появился из кустов и направил автомат на деда, тот тут же поднял руки. Во время войны, поднятые руки означали сдачу в плен, а по законам военного времени, это прямой расстрел за трусость, в лучшем случае - штрафбат, что тоже неминуемая гибель. Если бы кто - нибудь увидел деда с поднятыми руками, то так оно и было, но благо, кругом никого не оказалось. Гранаты и вопля: "Ложись, сука!" тоже не было.
Немец, увидев поднятые руки, на секунду расслабился и опустил автомат, а поскольку трава оказалась мокрой после дождя, тот элементарно поскользнулся и упал на колени. Вот этим воспользовался кашевар и вонзил тесак в спину фрица, намертво припечатав того к земле. А дальше - всё, как рассказывал дед.
Испугался ли он в те роковые секунды? Страх заставил его поднять руки?
Думаю, что да! Но,...где та грань между страхом и поступком?
Мог ли он тогда погибнуть, нажми немец на курок перед падением?
Конечно, мог!
Была ли это минутная слабость со стороны деда?
Наверное, да!
Однако он мгновенно воспользовался ситуацией, единственным мгновением, и сделал то, что сделал.
Как бы там ни было, и кто бы что ни говорил, - а я всё равно горжусь своим героическим дедом...










   


Рецензии