Варварское Средневековье

Все, конечно, «знают», что Античность была невероятно просвещённой, веротерпимой и прочее и прочее, а потом пришло мрачное христианское Средневековье и принесло с собой Инквизицию и дикие суеверия типа веры в колдунов и ведьм. Инквизиция хватала всех подряд и выбивала признания изощренными пытками и особенно рьяно сжигала учёных и вообще всех грамотных. Невежественные фанатики веками уничтожали высокую античную культуру, и только свет Возрождения и последующее за ним Новое время прекратили весь этот разгул разнузданного варварства, суеверий и кровавой жестокости. Знакомо? А теперь чуть-чуть про то, как было на самом деле.
 
1. Знаете ли вы, что ВСЕ поздесредневековые представления о злокозненных ведьмах, в том виде, в каком мы их знаем, например, по «Молоту ведьм» по происхождению своему вовсе не христианские, а как раз идут от языческой античности? Не знаете? Тогда почитайте «Метаморфозы» Апулея. Совпадения буквальные, вплоть до мелких деталей, типа натирания ведьм волшебной мазью и т.п. И это не были просто деревенские байки. Колдовство в римском законодательстве признавалось преступлением и каралось смертью. Опять же читайте Апулея, только уже «Апологию». Да-да, в той самой «просвещённой Античности», причём на самом пике ее расцвета, во II веке н.э., в благословенные времена Антонинов. А что сделало Христианство? На долгие века сама вера в существование колдовства была объявлена вздорным суеверием. В классическом Средневековье почти что не было ведовских процессов! А начались они, а затем и приняли массовый характер ... правильно, в т.н. «эпоху Возрождения». Возрождения языческой «культуры» плотского и интеллектуального разврата, гедонизма и дичайших языческих суеверий.
 
2. Знаете ли вы, что суд Инквизиции по сравнению с тогдашними же светскими судами был гораздо более гуманным? Что Инквизиция не ввела в практику дознания пытки, а по сравнению с принятыми в то время нормами очень серьёзно ограничила их применение как по допустимому времени, так и по изощренности и изобретательности (из всего бесконечного множества пыток, применявшихся в дознании на тот момент, в инквизиционном процессе допускались только три вида и не более трёх часов в общей совокупности)? Что, например, знаменитый «испанский сапог», традиционно иллюстрирующий «зверства Инквизиции», в том числе даже в музеях, на самом деле Инквизицией не применялся и был в инквизиционном дознании запрещен к применению? Что в инквизиционном процессе к подозреваемым пытка НИКОГДА не применялась, если до этого не было собрано убедительных и практически неопровержимых доказательств вины, то есть признание под пыткой НИКОГДА не использовалось как основное доказательство вины? Что знаменитый метод выявления ведьмы «связать и бросить в воду, если утонула – не виновата, если не утонула – достать и сжечь» – это не просто не про Инквизицию, а деревенское суеверие, с которым Инквизиция как раз деятельно боролась? Что в самом начале процесса обвиняемого спрашивали, кто мог оклеветать его из личной вражды, и названные им лица далее исключались из числа надёжных свидетелей по делу? Что суд Инквизиции (в отличие от современного российского) выносил очень значительный процент полностью оправдательных приговоров, причём зачастую и в том случае, когда один и тот же обвиняемый попадал под подозрение уже не в первый и не второй раз (см., например, историю Игнатия Лойолы)? Что при этом даже и обвинительные приговоры в подавляющем большинстве случаев не были смертными?
 
3. Попробуйте назвать ХОТЯ БЫ ОДНОГО известного учёного, казнённого или замученного Инквизицией. Только не надо про Джордано Бруно, он учёным отнюдь не был, это был беглый монах, оккультист, шарлатан и разносчик дичайших суеверий. Единственный настоящий учёный, действительно сожжённый на костре, который сразу же вспоминается – это Мигель Сервет, но... его казнила не Инквизиция, а как раз «просвещенные» и «свободолюбивые» протестанты-кальвинисты. Но, справедливости ради, даже они сожгли его вовсе не за его научные занятия, а за теологические ереси, причём вполне откровенно антихристианские даже по нынешним временам. Так что привет лживым фильмам типа «Входа в лабиринт», равно как и вообще всей «антиклерикальной» пропаганде Нового времени. Кстати, история Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (более известного под псевдонимом Парацельс), но только реальная, настоящая его история, а не кинематографические фантазии на эту тему, как раз очень наглядна. Учёный и врач, вполне открыто практиковавший в числе прочего алхимию и ядотерапию, за всю свою жизнь и практику вообще ни разу не попал даже под подозрение. Инквизиция вообще не занималась учёными и врачами, её внимание привлекали либо богословские ереси (да и то, если высказывались не в частном порядке, а или широко и публично пропагандировались или служили идеологической основой для формирования сект), либо разного рода сатанистские культы.
 
4. Задумывались ли вы над тем, что ПОЧТИ ВСЕ творения античных (языческих!) учёных, философов, историков и писателей дошли до нас благодаря упорному труду христианских (как православных, так и католических) монахов, которые их раз за разом от руки переписывали? Причём переписывали «как есть», отнюдь не «христианизируя» своими вставками, вследствие чего мы, собственно, и знаем так много о языческих богах.
 
5. Известны и исторически достоверны тысячи христианских мучеников, убитых за свои убеждения с разной степенью зверства и изощренности «просвещёнными и веротерпимыми» античными язычниками. А сколько было язычников, замученных и убитых христианами за свои убеждения после прихода «нетерпимых и фанатичных» христиан к власти (при том, что у христиан после двух с половиной веков гонений основания для мести как раз были)? Можете ли вы назвать хотя бы одно имя, кроме Ипатии? Нет, убийство Ипатии – это, конечно, зверство, которое не может быть оправдано. Но это ОДНО убийство против тысяч, если не десятков тысяч, и совершённое при том самочинной толпой, а не по приговору властей. Сравните это с массовыми и зверскими казнями христиан в периоды гонений, включая сожжения, распинания на крестах, травлю дикими зверями на потеху толпе на аренах.

Ну и ещё в заключение. Войны в эпоху классического «жестокого и мрачного» Средневековья даже близко не подходили по своей кровопролитности, жестокости и массовому истреблению мирного населения к тем образцам, которые подарило Европе Возрождение и последовавшее «просвещённое» Новое время. До XIII века в христианской Европе невозможно было даже и представить нечто, хотя бы отдалённо напоминающее по накалу зверства и жестокости Тридцатилетнюю войну.


Рецензии
Всё логично...

Иван Скороходов   04.10.2023 22:09     Заявить о нарушении