Методы решения установленных задач
Методы решения установленных задач на примере изучения английского языка
1. Фонематическая
Прослушивание аутентичной разножанровой английской речи в воспроизведении носителей языка;
прослушивание и пропевание песенок, которыми снабжён данный авторский курс;
чтение вслух сказок на английском;
просмотр мири-спектаклей кукольного и теневого театра в завершение каждого из занятий;
прослушивание многократное аудиосказок во внеурочное время,(перед дневным сном, например);
просмотр мультфильмов,(в том числе хорошо знакомых на родном языке);
прослушивание в фоновом режиме английской речи (включенное фоном радио или прилагаемые к курсу аудиоматериалы: сказки, песенки, диалоги персонажей просмотренных на занятии спектаклей);
прослушивание произведений академической (т.н. Классической музыки);
посещение филармонических концертов и спектаклей оперного театра;
обращаем внимание ребёнка на звучание родной речи, на такие её аспекты как
интонация, тембр голоса, динамика, паузы и т.п.
внимание к звучащему миру вокруг: вычленение из звукопотока его пластов и классификация
услышанного;
прослушивание в записи и наяву голосов птиц, умение их различать;
освоение навыков игры на любом музыкальном инструменте,(для начала хорошо
освоить флейту);
занятия пением, освоение собственного голоса и дыхания, как первых естественных
инструментов человеческого тела.
2. Фонологическая
Логопедическая постановка звуков английского языка в игровой форме предполагает выполнение ежедневной артикуляционной гимнастики, что требует непосредственного участия родителей в процессе обучения. При этом один из родителей может выступать в роли "куратора процесса", а второй (вместе с другими членами семьи возможно) в роли "ученика" нашего маленького студента, так в процессе объяснения малыш сам отрабатывает обретённые навыки и осознаёт их на новом уровне.
В данной методике я предлагаю использовать пространственно-цвето-звуковой метод освоения звуков английского языка, при котором правильное положение органов речи при произнесении того или иного звука, соотносится с определённым цветом, формой и положением этого звука в пространстве (методом картирования звуков).
Таким образом возникает пространственно-аудиовизуальный комплекс, что очень важно в связи с особенностями восприятия мира ребёнком. В идеальном варианте, хорошо проводить вновь поступающую в сознание информацию по всем имеющимся каналам восприятия. Данная методика предполагает задействовать как минимум четыре из них, можно задействовать обонятельный канал, если у ребёнка нет аллергических реакций, аудиальный, сенсорный, визуальный и интуитивный обычно ещё открыты вполне хорошо у детей данной возрастной группы.
Схематически последовательность "слушания" выглядит следующим образом:
Предугадываем звук
Слушаем
Находим нужное положение органов речи
Артикулируем (без смыкания связок)
Произносим
Пропеваем
Соотносим звук и цвет
Соотносим звук и форму
Соотносим звук и запах
Находим место звука на "Звуковой карте"
Картируем звук
Повторяем
Определяем звук на слух
Производим звук в прямых и обратных слогах
Словах
Фразах
Предложениях
Чистоговорках
3. Лексическая
Лексика курса в объеме около 350 лексических единиц включает:
Личные местоимения всех лиц и чисел
Глагол "быть"
Существительные обозначающие предметы и понятия окружающие ребёнка в его повседневной жизни и хорошо ему знакомые и понятные. Существительные предлагаются в качестве ещё одного из названий знакомого предмета или понятия (дом - жилище - обиталище - home; кот - котик - коток - kitten - cat)
Качественные прилагательные обозначающие размер, возраст, цвета, общие оценочные свойства (плохой - хороший; красивый - некрасивый; аккуратный - грязнуля)
Глаголы в простом настоящем времени, выражающие хорошо знакомые физические действия, либо выражающие состояния действия понятные ребенку (любить, хотеть, мечтать итд). Так как в английском языке важны вспомогательные глаголы отсутствующие в современном русском языке, их можно "внедрить" в речь в игровой форме, используя игру "в иностранца" и в кукольных спектаклях проговаривая в русских паттернах по-английски: " Я есть королева! Я имею корону. Я могу говорить в русском немного, потому что я есть Английская королева" итп.
Ребенку будет смешно и возможно наша студентка (или студент) захочет в это поиграть. И уж наверняка образ смешной королевы останется в памяти, а значит и конструкции английского языка.
Наречия осваиваются на этом этапе в минимальном объёме, в качестве положительных подкреплений: Exactly!
Числительные от 0 до 100 легко осваиваются в форме песенок и считалок и закрепляются на каждом занятии.
Основные пространственные предлоги: на, в, под, рядом с (on, in, under, by)
Союз 'и' and
Тематические топики включают следующие области:
О себе:
Я (имя, возраст, пол, какая я/какой я, что я люблю, что у меня есть, о чем мечтаю, что я могу, что я хочу, что я делаю)
Лицо
Цвета
Тело
Семья
Животные
Природа
Погода
Дом
Кухня
Еда
Посуда
Мебель
Обувь
Одежда
Спорт
Игрушки
Игры
Музыкальные инструменты
Профессии
Глаголы
Топосы города
Школа
Канцелярские принадлежности
Транспорт
Важный аспект в освоении лексики - изначальное пристальное внимание к звукам, чтобы фонологические навыки естественно вплетались в процессе обучения в речевую ткань на новом языке, становились практическими навыками. Морфологическое пропевание и анатомизация слов от звуков основы к основе слова, затем к суффиксам и префиксам и, лишь затем пропевание слова целиком с интонационным выделением ударной гласной;
Игра "Попугай" выглядит чрезвычайно подходящей в качестве техники отработки
Запись голоса юных студентов возможно подкрепит их интерес к звучанию иноязычной речи в собственном исполнении и уж точно удивит.
4. Синтаксическая / Грамматическая
Язык лучше всего осваивать паттернами и в игровой форме. Следовательно, песенки с запоминающимся мотивом, сходным с естественным интонационным рисунком самих этих речевых формул - наиболее подходящий для маленького студента способ их освоить.
В рамках данного курса предлагаются к освоению следующие принципиальные для английского языка речевые формулы, каждая из которых снабжена авторской музыкально-поэтической композицией (песенкой).
Нотно-музыкальный материал будет приведён в приложении:
I am a __________ *
*______ - полочка озвучивается без артикуляции, с сомкнутыми губами и неактивным смыканием связок
N1
You are a ________
He is a ___________
She is a __________
It is a _____________
You are ___________
We are ___________
They are _________
N2
Hello
Good morning/evening
Good night
How are you?
I am fine and you?
I am fine and what about you?
Thank you! I am fine too.
N3
- Thank you
- My pleasure
N4
I am fine
You are fine
He is fine
She is fine
It is fine
(You are fine)
We are fine
They are fine
N5
This is a _________
Is this a _________?
Yes, it is. This is a ________
No, it isn't. This is not a __________
N6
How old are you?
I am _______ and what about you?
N7
I have a ____________
You have a ________
He has a ___________
She has a __________
It has a _____________
You have a __________
We have a __________
They have a ________
N8
Do you have a ____________?
Yes, I do. I have a ________.
No, I don't. I don't have a ________.
N9
Does he have a __________?
Does she have a _________?
Does it have a ___________?
Yes, he /she, it/ does. He /she, it/ has a __________.
N10
I like _______________s
You like _______________s
He likes _______________s
She likes _______________s
It likes _______________s
You like _______________s
We like _______________s
They like _______________s
N11
Do you like ____________?
Yes, I do. I like _________s
No, I don't. I don't like ________s
N12
Does he like ____________s?
Yes, he does.
Does she ike ____________s?
Yes, she does.
Does it ike ____________s?
No, it doesn't. It doesn't like _________s
N13
I =======*
You =====
He =======s
She ======s
It ========s
You =======
We =======
They ======
Do you =====?
Yes, I do. I =====.
No, I don't. I don't ======.
Does he /she, it/ =======?
Yes, he /she, it/ does. He /she, it/ ====s.
No, he /she, it/ doesn't. He /she, it/ doesn't ======.
*===== - a verb.
N14
I can =======.
You can =======.
He can =======.
She can =======.
It can =======.
You can =======.
We can =======.
They can =======.
N15
Can you ========?
Yes, I can. I can ========.
No, I can't. I cannot ========.
N16
Would you like some ____________?
Yes, I'd like some ________________.
Here you are.
N17
Can I have a ________, please?
Here you are.
Sorry, I don't have a __________.
Песенки с нотами словами и иллюстрациями, поэтические рифмовки и рабочие тетрадки для студентов будут опубликованы в приложении к данному курсу.
5. Педагогическая специфическая
Должно быть интересно на занятиях, и задания должны быть сопоставимы с возможностями юных студентов. Заинтересовать и не перегрузить! Занятию стоит быть в радость, однако оставаться именно занятием, то есть процесс необходимо направлять для решения специфических задач, верно поставленых.
Как заинтересовать? Вы знаете своего ребёнка как никто другой. Что ему/ей интересно? Может быть это история о ком-то, о ком хочется узнать? Сквозная история - это хорошая идея. Нужно выяснить, что любит наш студент/студентка и придумать эту историю вместе на английском языке. Можно предложить написать книжку про себя и свою семью. Книжку с картинками на английском и на русском - сращу на двух языках. И напечатать потом эту книжку, и дарить на день рождения бабушкам и дедушкам и друзьям. Или рассказать маленькой студентке о такой же как она принцессе, которая живёт в другой стране и разговаривает на другом языке, но мечтает выучить русский и надо же ей в этом помочь!
Не забываем и о том, что все детки любят играть, рисовать, танцевать, петь, смотреть мультфильмы и представления, играть в приложениях в мультимедийные игры, многие любят когда им читают вслух или рассказывают сказки - и это отличная привычка, которая впоследствии даёт множество положительных эффектов и для родителей, и для детей: читайте вслух ребёнку перед сном. Многие любят сочинять сказки и делают это охотно. Все это инструменты, помогающие развить интерес к предмету изучения. И, разумеется, один из основных компонентов - это творчество самих студентов. Творческий процесс активирует зоны мозга ответственные за обучение и стимулирует иммунную систему человека: результаты творческого подхода будут устойчивы и благотворно скажутся на развитии личности ребёнка. Так что используем все: рисование, лепку, пение, танцы, кукольный и теневой театры и так далее.
6. Педагогическая базовая - научить учиться
Лучшая стратегия обретения новых лингвистических навыков - это практическая цель, необходимость говорения на изучаемом языке. Как это реализовать - зависит от ребёнка. Это может быть виртуальный друг, которого нужно обучить русскому языку, но который разговаривает толко на своём языке, а русского совершенно ещё не знает. Это может быть даже и персонаж, который "одушевляется" родителем, родителями или педагогом. Очень действенная стратегия приём-перевертыш, когда ребёнок выступает в роли учителя для своих родителей (родителя), братьев и сестёр; когда возникает необходимость транслировать знания, тогда ему необходимо будет пропустить их через себя и это приведёт к их устойчивому усвоению,(можно вести свою программу на каком-нибудь из каналов в интернете, к примеру).
Важно совместно обсуждать занятия, вести наблюдения над собой и приучать к этому ребёнка: что получилось, а что не получилось и почему, а как иначе сделать можно, чтобы был тот результат, к которому шли.
Важно помнить, однако, что у ребёнка логический аппарат системного мышления обычно формируется с двенадцатилетнего возраста, поэтому с маленькими детками важно решать вопросы обучения через эмоциональную сферу восприятия, так как именно она активно формируется на ранних этапах развития детей.
Важно не путать "информированность" с интеллектуальным уровнем развития ребёнка. И, самое главное, это живой интерес к предмету изучения - его нужно научиться поддерживать, а это уже зада а взрослого и вопрос его понимания каждого конкретного ребёнка, устройства его физиологии, психики, его социальной ситуации и так далее.
7. Вскармливание интереса к лингвистике
Я выделяю этот аспект в отдельную задачу, так как во-первых, изучение иностранного языка это всегда путь познания своего родного языка и нахождения сходств, через различия; во-вторых, бережное отношение к языку крайне актуально, особенно сейчас, в новой технологической реальности - слово приобретает доселе невиданную силу при верном его выражении; в третьих, полагаю что и любовь к Родине, и интерес к истории, и подлинный патриотизм начинаются с родного языка, а его богатство особенно ярко проявляется в сопоставлении с другими языками, культурами, в изучении: одного языка через другой, одной культуры через другую.
Вообще знание иностранного языка расширяет возможности творческого решения вопросов в любой сфере человеческой деятельности и ведёт к развитию личности, а значит и развитию общества в целом.
Лингвистические игры на родном и изучаемом языках и, особенно в их взаимодействии - очень интересны детям. (Прекрасный пример - детство Владимира Набокова, в моем детстве такое языковое взаимодействие тоже происходило и этот опыт благотворно сказывается на всём, чем занимаюсь.)
Как играть? Можно придумывать собственные языки, переводить на "болгарский" известные стихи - то есть полностью заменять все слова на антонимы (получается очень смешно, попробуйте) и так далее - все зависит от вашей фантазии.
Предлагаю вопрос изучения иностранного языка рассматривать шире - как процесс развития лингвистического мышления и лингвистической грамотности. Такой подход сформирует системное восприятие языка и позволит свободно транспонировать знания в отношении других языковых систем, с которыми мы беспрестанно взаимодействуем.
Такая стратегия вызывает необходимость изучения и пра- языков и современных языков как отличных так и близких русскому языковых групп. Было бы здорово в параллель к традиционной Романо-Германской языковой группе изучать и славянские языки: Белорусский, Ураинский, Польский, Словацкий, Сербский, Болгарский. Так мы будем лучше понимать и самих себя и наших соседей: столь близких нам и столь иногда на нас непохожих. А понимание - это шаг к приятию, а значит к мирному сосуществованию различных культур на нашей общей планете.
Продолжение: http://proza.ru/2021/05/12/1193
Свидетельство о публикации №221050100553