Введение. Логика с Большой буквы
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Большой и интересный рассказ всегда трудно начинать, как непрост и любой другой выбор из возможных вариантов. Должен вам сказать, что этот исследовательский труд был оплачен необыкновенным духом творческого подъёма и удивительной радостью моих открытий новых оригинальных представлений о логике, правда, в отдельных случаях, уже известных науке. В некоторых вариациях мне довелось найти предшественников «моих» открытий, но они лишь подтверждали, что я на правильном пути! Тем более, достоверность пришедших, именно, мне оригинальных идей - становилась ещё более несомненной. Это обстоятельство некоторое время служило мне путеводной звездой и творческим вдохновителем моих скромных логических исследований. Надеюсь, что читаемые вами очерки о содержательной металогике будут понятны, интересны и полезны, как людям, не имеющим специальной подготовки, так и специалистам в области научной методологии, философии, логики и педагогики независимо от мировоззрения, философских предпочтений, а так же современной логической спецификации. Автору не прилично рекламировать своё сочинение, однако несколько слов о названии: «Логика с Большой буквы», представляемого произведения - всё же сказать должно. Впервые, вероятно, идею о такой логике, высказал В.И. Ульянов (Ленин) в своих исследованиях, называемых «философскими тетрадями». Важно отметить, что предметная деятельность рассматривалась В.И. Лениным, как исходная в формировании логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Это одна из ряда причин, благодаря которой - диалектика, будучи философской наукой - есть одновременно и онтология (учение о бытии), и эпистемология, или гносеология (теория познания), и является, по мнению Владимира Ильича – содержательной логикой! Ленинский тезис: «Логика с большой буквы», став «крылатым выражением», обратился в одну из вожделённых проблем для советской философской науки. Конечно - жаль, что несмотря на активные, системные исследования ленинская мечта - так и осталась не осуществленной! Не исключено, разумеется, что решение искать надо было не под фонарём. Представляя вам своё сочинение «Логика с Большой буквы» в виде ряда очерков, я - , смею ожидать от читателей критического восприятия оригинальных идей, как и научного содержания произведения в целом. В тоже время, прошу снисходительности к моим скромным литературным способностям. Никогда не следует исключать отрицательного результата своих первоначальных ожиданий. Но, поскольку отрицательный результат – это тоже результат, он так же и стимул для дальнейшей творческой активности. «Дорогу осилит идущий»! Определённую авторскую самоуверенность в разумных пределах - я, безусловно, не исключаю! После постановки задачи для логических исследований с целью создания содержательной логики, или логики с большой буквы, нежданно, возник вопрос: с чего начать? Теоретически, важно установить связь нового - с предшествующим научным знанием. Это стало первой важной и трудной проблемой, которую предстояло решить. Замечу: 1) Во – первых - традиционная, аристотелевская формальная (общая) логика к этому моменту была «до основания разрушена», особенно её «основные законы» были подвергнуты уничижительной критике. Более того, эти знания в современной научной среде вообще рассматриваются, как анахронизм. Правда, существуют ещё отдельные «старатели», пытающиеся использовать традицию для обучения логике в учебных заведениях, где они имеют честь представлять науку о правильном мышлении. Это, как правило, гуманитарные вузы и техникумы. Вероятно, одним из них оказался и я – представитель правоохранительных органов, с лёгкой руки моих руководителей - направленный на преподавательскую ниву, поднимать логическую культуру юридического образования. Теперь, я должен сказать, что уже давно оставил преподавательскую деятельность, но предполагаю, что многие мои коллеги продолжают исполнять роль «хитроумных идальго - Дон Кихотов Ламанчских», в изложение теории логики правильного мышления. Ибо общепринятой логической теории сегодня не существует! Откровенно говоря, лично мне - более импонирует образ Шерлока Холмса, пользующегося в своей практике - оригинальным, "дедуктивным методом". 2) И второе затруднение: современные логические исследования, как утверждают ведущие логики РАН, «открыли существование не только континуума логических законов, но и логических систем». Это положение накладывает определённые требования к логическим системам. Если не понимать сущности предмета логики правильного мышления, формальной логики и логических исчислений, то об идеалах логических искательств, о которых мечтали наши предшественники – следует забыть! А, вот - телевизоры нашей страны, как говорят многие телезрители, уже который год «стоят оплёванные» по причине «многая лжи», распространяемой с экранов этих бедолаг. Ещё М.Н. Задорнов, отмечая "бросающиеся в глаза" особенности высмеиваемых им "западных" персонажей - вызывал каждый раз смех внимающей ему публики. Правду говорят: «Грешно смеяться над больными людьми». Теперь источники юмора – перебрались к нам поближе и мы всё больше убеждаемся, в порочности этой культуры, где имеются явные пробелы и с логикой правильного мышления. Введение, как правило, должно задавать тон, точнее – алгоритм всего произведения. Постараюсь выразить здесь, на мой взгляд - необходимое знание, но не утомлять вас излишним педантизмом. Название текущего месяца подсказывает, что введение может быть оформлено кратко: «апрельскими тезисами». Но не думаю, что даже в виде тезисов стоит перечислять краткое содержание сочинения. И поэтому – планирую показать лишь некоторые наиболее важные результаты своих логических изысканий, и в наиболее обобщённом варианте. Дабы установить связь нового знания с предшествующей традицией, мною была осуществлена удачная попытка преобразования основных разделов традиционной формальной аристотелевской общей логики в содержательную, положительную, педагогическую логику, демонстрирующую принципиальное и существенное различие между содержательной логикой - формальными логиками и современными символическими исчислениями. Разумеется, у каждой из этих замечательных научных дисциплин существует свой оригинальный предмет и имеется своё неповторимое предназначение. Как хорошо, что вы об этом догадались. Тем не менее, возможен переход из одной системы в другую – для чего потребуются, конечно, определённые, системные преобразования. Чем отличается Homo Sapiens от глупого автомата? Помню, в самом начале, осуществления моих грандиозных планов - очевидная для меня теперь структура содержательной логики, была лишь гипотетическим представлением, которое только в лучшем случае могло претендовать на рациональное обоснование. Но и теперь, спустя годы, понятно, что представления автора об этой области прошлых и современных знаний были более, чем весьма неопределёнными, туманными и наивными! Возможно, лишь интуитивно - не беспочвенными. Думалось так: если традиционная, формальная, аристотелевская логика в основном верна в своих исходных положениях, то они не могут и не должны быть исключены и из обновлённой, содержательной логической теории. Правда, и сомнение в этом постулате, в самом начале исследований представлялось вполне разумным, хотя и непреодолимым препятствием. А препятствием - по той причине, что основные логические законы традиционной логики «не желали» вписываться в предназначенную для них новую структуру логики. Вскоре и вы поймёте сущность этих трудностей. Всё же, в результате настойчивых размышлений возник образ «другой логики», иных исходных принципов логики (аксиом), многократно превосходящих известную сегодня логическую традицию, как по своим педагогическим, функциональным, так и эвристическим качествам. Случившееся далее «откровение» (логическое открытие), или озарение - теперь воспринимается, как вполне закономерное и простое знание, интуитивно понятное и доступное каждому человеку, желающему познать и освоить логику правильного мышления. Содержательная логика - это простое, естественное и эффективное знание, необходимое для обычной коммуникации, профессионального дискурса и научных исследований. Новая логика, в своём минимуме является не формальной, а содержательной, педагогической и эвристической наукой, хотя её предшественницей служит бывшая - формальная традиция аристотелевской логики! Наряду с этим, содержательная логика не исключает предшественницу из своего предмета. Каково различие между ними? Формальная традиция – отвлекается от содержания, то есть более абстрактная теория. Скажу вам и более того: если формальная логика - двузначная теория, то содержательная логика - это однозначная наука!? Предлагаемые в очерках результаты исследований в области содержательной логики - представляют уровень, не имеющий аналогов в современной логической культуре (науке и практике). Кроме этого, демонстрируется устранение «очевидных», исторически возникших логических проблем, которым найдено простое, уместное и эффективное решение, когда-то в принципе не возможное. Рассказывая своим близким о предмете моего старательства, я часто начинал с того, что речь пойдёт не просто о положительной, содержательной логике правильного мышления, а о металогике, как теории положительной, содержательной логики правильного мышления. Тут возникала пауза... Организация системы металогики в моей интерпретации основана на теории, так называемой, «Золотой пропорции»… Вновь была необходима пауза... «Ну – это нам понятно», - как бы говорила «немая улыбка» моих слушателей. И т а к, с расстановкой продолжал я: металогика имеет структуру, обеспечивающую единство ряда гуманитарных наук, которые и образуют форму положительной, содержательной металогики и одновременно - структуру положительной, содержательной логики! Я –то понимаю, что многим моя мысль не понятна… Эта - третья пауза, обычно завершалась крылатой фразой моих собеседников, вроде: «по - медленнее, пожалуйста, я записываю». Всё - просто, успокаивал я - содержательная логика состоит из двух ипостасей: 1) женской (чувственной, образно - эмоциональной, образующей неосознаваемый разум) и 2) мужской (рациональной, образующей сознательный [осознаваемый] рассудок). По моему мнению, здесь уместно сказать о возможном рассмотрение в составе ипостасей, как составляющих: интуиции (иррационального) и логики (рационального) аспектов деятельности человеческого мышления. Своего рода, единства противоположностей: рационального - дискретного и иррационального - континуального разделения происходящего мыслительного процесса. Конечно, соглашаюсь я – вопрос дискуссионный. Но содержательная логическая теория, к тому же - представляет собой единство противоположностей «дискретной логики знания» и «континуальной логики познания», проявляющих более этого - эквивалентность своей исходной структуры. Указанные выше особенности положительной, содержательной логики, вероятнее всего обусловлены эволюционным развитием сознательной активности человека и поэтому могут развиваться и совершенствоваться! Исследовательский характер показываемых в очерках результатов раскрывает не только эквивалентность логики знания и логики познания, то есть - логики и теории познания, но и структурную эквивалентность ряда других гуманитарных научных теорий, в частности: 1) эстетики, 2) этики, 3) диалектики, 5) синергетики, 8) информатики и 13) кибернетики – совокупность которых и образует посредством содержательно формальной целостности рассматриваемую логическую систему. Вы обратили внимание на нумерацию этих научных теорий? Да, нумерация не случайна, она соответствует математической последовательности, образующей известную, так называемую «золотую пропорцию», представляемую также именем Фибоначчи: I,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,..n;. Структура металогического образуется посредством семи «элементов», каждый из которых представляет «единство противоположностей»: логического принципа и научной теории. Слышно, как «звенит тишина»! Мухи и комары останавливаются и - падают! Перечисляю: 1) достоверность - гносеология, 1) определённость - эстетика, 2) согласованность - этика, 3) совместимость - диалектика, 5) всесторонность (системность) - синергетика, 8) последовательность - информатика, 13) обоснованность - кибернетика. Каждая из представленных научных теорий имеет изоморфную (эквивалентную) структуру, отличающуюся от логической - своим содержанием. В совокупности система образует, так называемое, «всеединство» (в узком смысле), являющееся предметом содержательной металогики, способное к расширению. Показанный фрагмент металогики совместим с музыкальной октавой: 1) до, 1) ре, 2) ми, 3) фа, 5) соль, 8) ля, 13) си. Очевидно, что - эта организация может быть дополнена до двенадцати звуков (частот, принципов - аксиом) - при добавлении «бемолей» и «диезов». По аналогии с музыкальной – это будет «логическая октава», или логическая форма, композиция,тавтология, или логический закон. Эквивалентность структурных образований может быть распространена на «цветность», «частоту колебаний» и другие характеристики. А в целом – структура металогики - бесконечна, как и возможности её содержательного наполнения! Итак, сделаем лёгкий вдох и в ы д о х. У нас с вами прекрасное настроение и великолепное самочувствие... К тому же, вероятно, не следует исключать, что мы с вами на пороге открытия! И ещё один важный момент! Математике известны два актуальных ряда, образующих «золотую пропорцию». Ряд Фибоначчи, который показан выше, относимый мною к «мужской» ипостаси логики. И ряд Люка: 0, 1,3, 4, 7, 11, 18, 29, 37, 66,103, 169…n;, представляющий, в моей интерпретации – «женскую» ипостась логики, о которой упоминалось выше. Удивительно, но существует только две разновидности рекурентных рядов, претендующих на, так называемое - «гендерное различие», или - логическое «единство полярностей»: «мужского» и «женского» начал. Это логическое явление мы с вами исследуем в отдельном очерке. Металогика рассматривает три вида необычного единства: 1) единство противоположностей, 2) единство полярностей и 3) единство многообразия. Завершая введение к эссе «Логика с Большой буквы», необходимо сказать, что в самом обычном общении и любой элементарной деятельности: в работе, в быту, в учёбе и общественной жизни, в научной теории и практике, и даже в обычном школьном сочинении – всюду необходимо правильное, то есть: достоверное, определённое, непротиворечивое, последовательное и аргументированное (обоснованное) выражение мысли. Правильное содержательное мышление необходимо и в решении возникающих проблемных ситуаций, открытии нового знания;политическом, художественном, музыкальном, поэтическом, спортивном и иных видах творчества. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни заниматься любимым делом, ни общаться с другими людьми, ни передавать имеющиеся, достоверные знания в будущее. В конечном итоге - необходимо понять,что человеческая жизнь – это и есть содержательная металогика, правильного мышления и поведения - жизнедеятельности, или "Логика с Большой буквы"!
Продолжение следует: © В.А. Белов 30 апреля 2021 года.
Свидетельство о публикации №221050100686