Юкъварар - национальная борьба горцев-лезгин

Юкъварар — национальная борьба горцев-лезгин, народа, проживающего в Южном Дагестане и в прилегающих районах современного Северного Азербайджана. Она известна в двух основных видах. В первом из них соперники начинали борьбу после того как брали друг друга за плечи. В схватке, которая ведется только в стойке без продолжения на земле, применяются подножки, подсечки, броски с помощью ног и другие приемы. Для победы в одних местах необходимо бросить соперника на землю, а в других как, например, в ауле Ахты, поражением уже считалось касание земли коленом. В другом виде лезгинской борьбы схватка начиналась после обоюдного захвата за пояса, который удерживался, хотя бы одной рукой, до конца схватки. Для проведения бросков разрешалось отрывать руку от пояса. В этой борьбе применяются также броски через бедро, различные броски с захватом за руки и т. д.


Соревнования традиционно устраивались в период календарных праздников (например, праздника встречи весны «Яран Сувар», праздника цветов «Цуькверин сувар», праздника черешни «Пlинирин сувар» и др.), а иногда и в свободное от работы время во время сбора мужчин на общественной площади («кимял»). Поединки борцов проходили под аккомпанемент народных музыкальных инструментов – зурны и барабана. По дагестанским представлениям, музыка способствует изгнанию злого духа и привлечению доброго, который помогает борцам. Перед схваткой для разогрева и психологической настройки на поединок борцы исполняют танец – «лезгинку». Такое начало поединка считается «разведкой сил и способностей соперника».

Перед ответственными соревнованиями борцы прошлого проходили через выработанную веками систему тренировок, непременными элементами которой были различные упражнения с тяжестями (камнями, мешками, набитыми зерном или землей и др.), метание камней, отработка приемов борьбы и, что также немаловажно, усиленное питание (основу рациона борцов составляли мед, яйца и мясо). В некоторых семьях ремесло борца (пагьливанвал) передавалось из поколения в поколения от отца к сыну, от деда к внуку. Секреты таких «борцовских семей» нельзя было ни купить, ни выменять, поскольку они могли передаваться только своим кровным родственникам.


Автор: ‘Али Албанви


Литература

1. Ахмедова Е.А. Роль и функции национальных видов борьбы на начальном этапе подготовки в олимпийских и международных видах борьбы // Сборник материалов Межрегиональных итоговых научных конференций студентов «Студенческая наука» и «Молодые ученые ГЦОЛИФК» 15–17 марта 2017 г., 12–14 апреля 2017 г. (15–17 марта, 12–14 апреля 2017 г.). — М.: РГУФКСМиТ, 2017. C. 17.

2. Магомедов М.З. Народные игры лезгин в ХІХ — начале ХХ века. Автореферат дисс. канд. истор. наук. Махачкала, 1994. – С. 12.

3. Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С. Мандзяк, О.Л. Артеменко. – Минск, 2010. С. 541.


Рецензии