Героическая комедия на защите Ленинграда

В годы отечественной войны наше искусство сражалось с врагом. Бригады артистов постоянно выезжали на фронт, давали концерты, ободряли бойцов в минуты затишья. Творцами всех жанров создавались произведения, которые отражали художественными методами эпоху бескомпромиссной, кровавой схватки. Уже 2 августа 1941г. вышел киносборник n1, посвященный борьбе с фашизмом, состоящий из короткометражных фильмов. Например, мы видим, как Наполеон Бонапарт спрашивает Гитлера: "Я гений, а вы зазнавшийся ефрейтор. Вы знаете, что такое русский народ? Вы знаете бабу Василису?" - Ба..ба..ба...баба? Это русский бомбардировщик? - "Это простая русская баба, деревенская старостиха, которая в 1812 году брала в плен моих гренадеров." Всего было выпущено в 1941-1942гг. 13 таких киносборников.
 
  иллюстрация
  из киносборника n1, сон Гитлера
  тот же текст с иллюстрациями
https://olegdushin.livejournal.com/192208.html

 
  Уже в сентябре 1941г. Дмитрий Шостакович закончил первые три части 7-ой Ленинградской симфонии. Её премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 9 августа 1942г. симфония Шостаковича прозвучала в Ленинграде. 31 августа 1942г. прошла премьера фильма "Парень из нашего города" по пьесе К.Симонова. 31 декабря 1942г. вышла замечательная краткометражная героическая комедия "Антоша Рыбкин" c Чирковым и Ладыниной в главных ролях. Комедия "Антоша Рыбкин" завершала период боевых киносборников. В 1943г. уже вышли знаменитые "Два бойца", - шедевр мирового кино, - драма, снятая в лирических тонах.
 
  В Ленинграде августе 1942г. возникла новая идея. Драматург Александр Александрович Крон записал в дневнике 18 августа 1942 года: "Всеволод (Вишневский) сообщил нам о новом задании Военного Совета - написать оперетту для спектакля к XXV годовщине Октября". Военный Совет Балтийского флота потребовал у драматургов "изваять что-то остро-развлекательного для поднятия духа." Логика такого политического решения обрисовывалась в послевоенном радиоспектакле театра Советской армии так -" Если человеку туго, а он ещё смеется, значит, он еще не побежденный. Но ежели уж смеяться перестал, тогда хана."
 
  Над расположением вражеских войск разбрасывались с воздуха листовки на немецком языке, в которых содержался пригласительный билет на веселую оперетту "Сильва" в Ленинграде для тех, кто опомнится и сдастся Красной армии. Но надсмехаясь над врагом, требовалось ободрять и своих не только наследием европейской классики. Ленинградский театр музкомедии, единственный продолжал работать в тяжелое время осады и ему требовалось обновить репертуар. Оперетта "Лесная быль" Логинова про партизан, вышедшая летом 1942г., вызвала мало энтузиазма у зрителя. Требовался новый подход.
 
  В это время знаменитый драматург, сценарист, журналист Всеволод Вишневский в творческих исканиях раздумывал над новой пьесой и присматривался к театру Музыкальной комедии для постановки ещё неведомого произведения, как предполагалось, о моряках. По привычке автор Оптимистичной трагедии считал нужным сочинить что-то возвышенное, трагедийное. Однако директор театра Максимов и худрук Янет требовали у него оперетту. Вишневский упорно отказывался, тогда директор Максимов обратился за помощью к члену Военного Совета Николаю Смирнову. Смирнов пригласил Вишневского и где-то 16-17 августа предложил сочинить что-то веселое.
 
  иллюстрация
  Всеволод Вишневский, лето 1943, фото В.А.Рудного
 
  Воспоминания Николая Смирнова: "Вишневский: Этого я делать не умею. Жанр трудный. Да и о чем писать пьесу? - О флоте, о героизме, о матросах, - нажимал я, зная слабые места Вишневского." Драматург отказался, но на следующий день после долгого разговора уступил.
 
  Срок для представления пьесы театру Николай Смирнов дал чуть ли не 2 недели вместо просимых месяца-полтора. Ошарашенный Вишневский обратился за помощью к Александру Крону и Всеволоду Азарову, предложив создать своеобразный триумвират авторов. Для написания пьесы они поселились вместе.
 
  иллюстрация
  Редактор многотиражки "Дозор" политрук А. А. Крейн (Крон). Фото С. Струнникова. 1942
 
  иллюстрация
  Всеволод Азаров (в очках) с молодыми поэтами- подводниками. Ленинград, 1942г.
 
 
  Как именно возник сюжет оперетты-детектива с борьбой разведок, доподлинно не известно. Однако прочтение дневников Вишневского дает следующую картину. Как глава писательской группы при Пубалте (Политуправление) и журналист Вишневский нередко бывал в разведывательном отделе штаба Балтийского флота(КБФ), общался с разведчиками на позициях, провожал их на поиск, вспоминая при этом, как сам был разведчиком в годы первой мировой войны и получил за это Георгиевский крест! 27 июня 1942г. Вишневский пишет в дневнике- "Кто напишет об этих засекреченных людях?"
 
  С другой стороны, очевидно было действие вражеской агентуры в Ленинграде и Кронштадте. Все ленинградцы видели ракеты, которые запускали диверсанты для ориентировки бомбардировщиков. Дневник Вишневского 24 апреля 1942г. "В налете участвовало 110 немецких самолетов, сбито 18... Попадание без пикировки, то есть по данным фашистской разведки, по ориентирам. В здании штаба (КБФ) - четверо убитых и пятнадцать раненых. Видимо, был прицельный удар."
 
  Идея сделать женщину-разведчицу центром военного сюжета возникла, похоже, из большого эмоционального потрясения Вишневского. Из Дневника 18 августа 1942г. "Сбит немецкий истребитель - летчик Иозеф Штайзель взят в плен. Его допрашивали тут же на месте....В конце допроса Штайзелю прочли выдержки из его дневника о том, как он и К. Бишоф пытались изнасиловать на станции Сиверская советскую девушку. 'Жизненная струя переборола мой рассудок. Боже, прости меня '. Но они ничего не добились и застрелили девушку. Скотину эту повели на расстрел. Плакал, что-то бормотал... Вокруг стояли наши летчики, у которых погибли семьи, жены..."
 
  Итак, сюжет захватывает линия противоборства немецкой и советской разведок, подразумевающий перехват радиограмм врага. В любой оперетте обязательно должна присутствовать любовная линия. Однако кульминация этого спектакля - это посылка из Кронштадта советской разведчицы Елены к немцам, ее пленение, обличительный диалог Елены и немецкого офицера, неожиданное освобождение девушки из плена группой моряков-балтийцев с катера Орленок.
 
  иллюстрация
  Елена, Лидия Колесникова, 1942
 
  иллюстрация
  Команда катера Орленок - А. Королькевич - Миша, А. Орлов - Силыч, В. Свидерский - Жора, 1942г.
 
  Таким образом, тема разведки была успешно соединена с морской тематикой и Кронштадтом. Катер с экипажем из 4 человек - очень компактно для обрисовки характеров писателями в кратчайшие сроки. Дневник Вишневского. 8 января 1942г. Запись касательно Черноморского флота - "Очень ценна роль катеров в разведке, в дозорах, для связи и т. д."
 
  Ближайшая оккупированная точка к Кронштадту на берегу - это Петергоф. Дневник 23 декабря 1941г. "На днях разведчики -матросы с "Марата" - ночью проникли на лыжах в Новый Петергоф, выяснили расположение огневых точек по берегу и в парке, осмотрели место, где стоял Самсон (теперь там пусто), засекли, где стоят два танка (около домика Петра Великого), прошли еще выше и, вернувшись, доложили обстановку." Как видим, береговая охрана немцев не такая уж непроницаемая. Спасение моряками Елены из рук врага вполне возможно.
 
  Образы матросов катера Орленок, а также командира соединения, интенданта Чижова брали с натуры - с моряков Балтийского флота. А фамилию командира катера Кедрова взяли от исполнителя этой же роли в театре Музкомедии Ивана Кедрова.
 
  иллюстрация
  Иван Кедров в роли Кедрова
 
  4 сентября - за 17 дней - пьеса закончена вчерне и зачитана худруку театра Музкомедии Николаю Янету. Янет, видимо, слушает первый акт ещё с некоторым скепсисом. Вишневский переходит ко второму акту. Янет потрясен. Дневник Вишневского за 4 сентября: "Пьеса нашлась от мгновенной идеи дать флотскую песнь "Раскинулось море широко" в драматургическом решении." Итак, найдена метафизическая ниточка произведения, флотский мотив, берущий за живое целое поколение советских людей. Строчки из песни: "Товарищ, я вахты не в силах стоять, сказал кочегар кочегару. Огни в моих топках совсем не горят, В котлах не сдержать мне уж пару." Это движение к победе через "не могу", через невозможное является стержнем непоказного советского патриотизма. Эту песню пели везде на флоте и фронтах, переиначивая слова, сюжеты. "Янет: - Замечательная вещь, это музыкальная поэма... Это о Ленинграде!"
 
  12 сентября 1942 г. пьеса "Раскинулось море широко" была прочитана Военному Совету. Её заслушали член военного совета КБФ, секретарь горкома, пресса, Комитет искусств, актив труппы. Из письма Вишневского 15 сентября 1942г. "Не буду рассказывать ничего о сюжете. Но это осажденный Ленинград, лихой, флотский, чекистcкий..... Читал с огромным подъемом: в осажденном родном городе- пьеса о людях города (с рядом исторических подтекстов)... Слушатели ржали, внимали, во втором акте плакали, потом опять ржали и пр."
 
  Композиторам Виктору Витлину, Льву Курцу и Николаю Минху поручили срочно создать музыку к оперетте. Она была написана за 10 дней, за 20 дней поставили спектакль в театре. Премьера спектакля была намечена на 7 ноября 1942 г. в 17 час. в зале Пушкинского (бывшей Александринке) театра. За час до спектакля в праздничный день начался обстрел города, но зрители всё равно пришли. В зал на 1370 мест нельзя было достать билетов.
 
  иллюстрация
  первая афиша спектакля
 
  иллюстрация
  Спектакль "Раскинулось море широко", 1942
 
  Артисты голодали, мёрзли, умирали, но пьеса шла. Дневник Вишневского 26 октября 1942г. "Умер исполнитель роли эсэсовца - высокий старик. Утром хотел встать с постели, идти на репетицию... Старый актер, питерец - не выдержал, свалился". 7 ноября 1943 оперетта "Раскинулось море широко" была поставлена 100-ый раз в театре Музкомедии. В Ленинграде спектакль шел 168 раз. Восторгам зрителей не было границ.
 
  иллюстрация
  юбилейный спектакль
 
 
  Исполнительнице роли Кисы Нине Болдыревой зрители подарили целую корзинку овощей, что было целым богатством в блокаду. Парадокс заключается в том, что актриса играла немецкую шпионку.
 
  иллюстрация
  Нина Болдырева
  Пошла оперетта и по стране. Сначала радиокомитет транслировал её по радио, потом её поставили в Барнауле и др. городах. Однако на пути героической комедии возникали вдруг препоны бюрократического характера. Дневник 27 марта 1943г. "Частным образом узнал: в феврале Рогов через 4-й отдел Главного политического управления сообщил в Комитет по делам искусств, что он против пьесы "Раскинулось море широко", но что в Ленинграде, в виде исключения, спектакль трогать не надо." Дневник Вишневского 12 августа 1943г. "Получил сообщение из Москвы от 3 августа 1943, что "Раскинулось море широко" разрешено к постановке всюду (на это потребовалось девять месяцев!)..."
 
  Так, спектакль преодолел все препоны и победно шествовал по СССР, приближая нашу победу. Имел аншлаги и поднимал дух советских людей.
 
  Увы, после войны интерес к знаменитой оперетте, на представлении которой люди уходили как бы прочь от тягот войны на 2-3 часа, стал снижаться. Героическая комедия ушла со сцены в архив, на какое-то время она оставалась доступной аудитории только в виде радиоспектакля.
 
  В настоящее время исторический спектакль "вживую" демонстрируется только в двух местах - в Калининграде - в областной филармонии к 75-летию победы демонстрировалась оперетта "Раскинулось море широко", и в Москве - театр "Оперетта на Таганке" ставит этот музыкальный спектакль под названием "Балтийское гордое море".

подписывайтесь на мой дзен-канал Друг Истории
https://zen.yandex.ru/id/602a4ad11f00f8727510ae6b


Рецензии