Пасхальный кулич! Как я стала мастерицей

Так вышло, что в преддверии Великого  дня, в субботу я всегда вспоминаю близких людей, которых уже нет со мной рядом. Мысленно общаюсь с ними. Рассказываю об успехах. Вспоминаю, как помогали они мне освоиться в этом мире. Учили, ругали, наставляли и любили . 
Сегодня я вспомнила, как мамочка учила меня печь куличи:
- Мила, это совсем не сложно. Смотри, как я все делаю,  и за мной повторяй. Сначала «опарочку» поставим (молочко, дрожжи и чуть- чуть мукички). Дальше яйца взбиваем с сахарком. Хорошенечко, до однородной массы .Маслице растапливаем и сметану к нему добавляем. Ну, вот и тесто уже можно  замешивать. Изюмчик с ванилином не забываем добавить…
- У мамы все получалось быстро и  ладно! Она была еще та мастерица. Тесто  в ее руках  было каким-то послушным, и куличи всегда получались знатными. Одним словом – умелицей от Бога была. Чего не скажешь обо мне. Повторяя «точь в точь» рецепты мамы, слушая ее подсказки, я всегда умудрялась испортить пасхальное тесто и в итоге получить куличи, которые на стол не поставишь…Как говорится, гордиться было нечем. Постоянно мне что – то мешало. То дрожжи слабые, то молочко холодное, то масло не того качества. Перечисляя причины своих неудач, я не понимала, что  дело здесь не в продуктах и рецептах, а в состоянии души. У мамочки моей очень доброе сердце  было. Жила  она не ради себя,  а ради других.  Да, да, друзья  так  бывает. Работала мама в сельской столовой. Просыпалась с петухами. Готовили тогда повара  – завтраки, обеды и ужины. Домой приходила после  заката. А там нас трое, мал, мала меньше и хозяйство, с которым  нужно управиться. Кроме работы, мама( Мария Ивановна Саенко) готовила и пекла пироги для свадебных гуляний, юбилеев и поминок… НЕ отказывала никому. Всегда входила в положение и помогала  односельчанам  безоговорочно. Поэтому и тесто у нее получалось – восхитительное. Вот такая  у меня была мамочка! Светлая  ей память.
- Идеализируете, - скажете вы и будете не правы. Жили  в советскую эпоху люди, можно сказать идеальные… Ну а мы сейчас иные. Наше Эго бежит впереди и не позволяет потратить драгоценную ( как считает Эго) энергию, во имя другого. Все – только  для себя,  хорошего! В итоге – развал семей, отказ от детей, ругань с соседями, неприятие всего общественного. Ну, какие тут куличи будут получаться? Да ни какие. У  души тяжелой, запятнанной  и кулич такой же.  Жаль, что поняла  я это все  слишком поздно. 
Приехав  в Карыж, познакомилась я с бабой Шурой. Женщина напомнила мне бабушку и расположила к себе с первой минуты. В преддверии Пасхи, я пожаловалась соседке, что не смогла перенять навыки мамочки- мастерицы, и не научилась выпекать достойные куличи.
-Ну прыходь, подывысь, як  я кисто ставлю. У мэнэ усигда пасочки хорошие выходять, - сказала  баба Шура на местном наречии.
 У Бабушки как и у мамы все быстро  и ладненько получалось:
- Коли «кисто» пидниметься, не забудь обмять его. Формочки теплэньки должны буть. Молитву  не забудь прочитать.  И хрестик  з киста зробы…А я с десяти год, сама «паски» печу. Получилось все - с первого раза…
Баба  Шура стала рассказывать, как готовила куличи одна на огромную семью. Пекла сдобу или ранним, ранним утром или поздним, поздним вечером.  Времени не было. Очень много она тогда  работала в поле. А дома –детки,  огород в 40 соток и хозяйство. Несмотря на эту нагрузку, Баба  Шура  всегда находила время на куличи и пироги. И получались  они  у нее всегда знатными…
Слушала я бабушку и делала выводы: Душа у этой женщины с рождения  была чистой, и в ходе  жизни, скорее всего не испачкалась.  Вывод простой:  не грешишь,  не злобствуешь, не завидуешь, не обижаешь- и в итоге ( как похвалу)получаешь отменный, пушистый, знатный кулич!
После нескольких уроков от деревенского «коуча» Бабы Шуры, «пасочки» у меня теперь получаются  очень вкусные. Толи учитель попался талантливый, толи душа моя стала светлее и чище.  А может и то  и другое…


Рецензии