Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 107

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ХРУЩ – В ЧЕРСВЯТАХ, ГУЩА – В ЗАВИДИЧАХ?

Появление Гущ в Завидичах засвидетельствовано 1645 годом. Обратим внимание на дату – она соответствует периоду, когда в Лепельском имении осваивались виленские бернардинки. Гущ роднит с ними не только одновременное появление, но сопутствующая также оседласть, многолетнее пребывание. Если виленские монахини находились на лепельской земле почти 200 лет, то Гущи – меньше, но сто лет тоже впечатляют.

Соседство с монахинями наталкивает на мысль, что Гущи тоже могли представлять церковную ветвь. Какую же?

Именно в период их появления активную деятельность разворачивал новый религиозный орден - греко-униатский, базилианский. Как свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «базилианские монастыри возникли от преобразования по римско-католическому образцу православных...»

Междуреченская почва была благодатной для зарождения нового уклада, учитывая традиции, заложенные Ярославом Мудрым (Святым). Речь Посполитая, руководствуясь флорентийскими идеями, не могла игнорировать местный менталитет. Как сплотить, консолидировать разнородные общины? После потрошения княжеских уделов и распространения прагматических западных идеалов остро встала проблема нравственности, и отцы-проповедники озаботились идеей сближения. Папа римский, пишет тот же словарь, «не желая оскорбить религиозное чувство народа, который, вероятно, посмотрел бы недружелюбно на присутствие и руководящую роль римских монахов в греческих монастырях», одобрил инициативу, исходившую от местных митрополитов.

Как говорится, не в бровь, а в глаз! Констатация словаря абсолютно верная. Но «оскорбление религиозных чувств» исходило не от монахов, а от экономического засилья, которое демонстрировали новые обладатели белорусских земель.

Базилианское направление быстро завоевало доверие, распространившись в крае. Базилианам помогало то, что они ориентировались на сельскую когорту населения и проповедовали братские идеи, находившие отклик в крестьянской среде. Они не строили корчмы и бровары, а занимались социальным обустройством ревизских душ, создавали школы в сельской местности. Можно сказать, что ленинская идея о всеобщей «адукацыі» (образовании) покоилась на «китах», взращенных монахами.

В то же время, они были надежной опорой для крупных собственников - добытчиков прибыли, так как нивелировали негативные настроения, помогали содержать общественный строй в нерушимости. Землевладельцы приветствовали появление нового ордена. К созданию базилианских форпостов прилагали руки и «прародитель» лепельских бернардинок Лев Сапега, и наиболее влиятельный магнатский род - Радзивиллы. Надежная паства укрепляла власть.

А среди вдохновителей и руководителей «новоиспеченной» религиозной ветви были выходцы из землевладений, ознаменовавших междуреченский край. В числе первых протоархимандритов – «генералов» называются Рафаил Корсак (1626—1636), Антоний Селява (с 1652).

Крупнейший базилианский монастырь находился в Полоцке, в сельской местности действовали отделения - центры. Пожалуй, главнейшим считался судиловичский, возникший на королевской земле. Судиловичи располагались в выгодном месте - на пути из Вильно, и оттуда дороги расходились. Одна из ни вела к западному побережью Лепеля, где действовали бернардинки. Таким образом, Речь Посполитая покрывалась сетью религиозных общин различного толкования, но ориентированных на Ватикан.

В отличие от Лепеля, где «литовские люди город поставили», Судиловичи вносили контраст, соперничая за известность. Они поднимали престиж сельской местности, ориентированной на Софийский собор. Жизнь там протекала в русле полоцкого духовенства.

Как уточняет польский Словник, в Судиловичах был не только арцибискупский дворец (деревянный), но и большой сад, рыбные пруды, а также просторные классы для занятий с детьми, действовала епархиальная семинария. Позже был оборудован шпиталь – госпиталь.

Какими идеями руководствовались Гущи, мы не знаем, однако связь с базилианами напрашивается. Хотя бы в том, что их имена обнаруживаются в числе обладателей судиловичских имений – правда, они указывались там уже в другое время, царское, по статистическим данным за 1891 год. Там же «прописывались» также Корсаки, а это несомненный аргумент в пользу того, что семейные ценности и тех, и других сплелись на лепельской земле – в отражении монашеской участи бернардинок.

Когда Гущи облюбовали Завидичи, мы еще будем говорить. А пока хочется отметить еще одну деталь, характерную для местной среды. На именном гербе Гущ изображена подкова. Символизирующая что? Фундамент, на котором держится обшество? «Подкованность» человека, базирующуюся на образовательном уровне? Или профессиональную выучку?

Их пребывание в Завидичах отмечено открытием новых сфер деятельности, новых видов промысла. В противовес местечковому обустройству, они развивали сельскую индустрию, помогали крестьянам перерабатывать произведенную продукцию - построили важнейший мельничный пункт в северной области побережья: на Малиновке (она же, Заозерка), впадавшей со стороны Черсвят.

Несмотря на сложные взаимоотношения с южным соседом – на территории, где «земли не меряны», они искали точки взаимопонимания, что свойственно белорусскому духу, терпели не переходя рубеж. Королевский суд их тоже «доставал». Как показывает архивный документ за 1757 год, один из братьев Гущ - Иван (Ян) был наказан подкоморским судом за земельную тяжбу с хозяином Лядненского фольварка «с броварком». По итогам судебного разбирательства, проведенного в 1749 году, завидичанин принуждался к уплате «40 империалов». Настоятелем тогда был Адам Хмелевский.

Имущественные разногласия гасились. Потому что надежду давала вера - неизбежность праведного пути, что еще раз указывает на духовную сущность делового рода. О том, что поклонение Богу было их важнейшим приоритетом, свидетельствует 1742 год. Совладельцем Завидич тогда был второй брат - Антоний, и он пожертвовал деньги на содержание Лепельского костела: внес «3500 тынфов» (так в документе, правильно будет – «тымфов»). При этом следует обратить внимание на оговорки в расписке - даритель обязывал плебана учитывать интересы сограждан: фиксировал его обет «содержать… алтариста-каплана и проводить 2 службы в неделю - по средам и субботам». Не есть ли в этом резонансный след в связи с черсвятским прошлым? Капланы должны были приезжать из Губино, представляя монашеское священнодействие. Там был мужской монастырь, а Губино – это озерный регион, где сильны были давние православные традиции, основанные на любви к ближнему.

Тымфы, выделенные Антонием, были серебряной монетой. Но не «золотой телец» определял поведение дарителя. Главным было – не руководствоваться ненавистью и рознью, не потворствовать дельцам, сеящим смерть, насаждавшим враждебную мораль, ищущим способы столкновения людей. Главным было согласие, мир.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): родовой герб Гущ.


01.05/21


Рецензии