Великие люди от Авраама до Хокинга 36

Девятнадцатый век (продолжение)


Веротерпимость и желание идти навстречу людям разных убеждений делают честь американскому философу Ральфу Бартону Перри. Показательно, что последователь нового реализма опирался на прагматизм философа и психолога Уильяма Джеймса.

Книжные иллюстрации к русским сказкам и былинам Ивана Билибина столь же поэтичны, как их содержание. Художник раскрывает душевную красоту народных героев.

Иллюстрации Билибина восхищают сказочными красотами и, вместе с тем, лирической душевностью.

Композитор Мануэль де Фалья «рисует» музыкальными средствами картину шумной, яркой, праздничной Испании.

У музыкальной Испании Мануэля де Фальи и поэтической Испании Гарсиа Лорки есть одно общее свойство: неудержимое веселье испанцев обыкновенно сменяется глубокой скорбью.

Религиозный философ Семён Франк – иррациональный рационалист: признает существование Бога и объективного мира.
«Бог есть любовь», любовь есть «сила Божия». Эти определения Франка раскрывают диалектическую основу чувства любви. По мнению философа, любовь является Небесной субстанцией, которая питает наше сердце и дает надежду на счастье. Присутствие в человеке Божественной искры свидетельствует о том, что он уже сформировался как личность. Только в этом случае человек готов к любви – умению понять, простить и приласкать другого человека. Это есть уже Богочеловеческое качество!

«Спящий пророк» американец Эдгар Кейси предсказал смещение земной оси в 2001 году. Он оказался частично прав, ибо в общественной жизни США действительно такого рода смещение произошло в этом году: террористы взорвали небоскребы- близнецы – символы Америки.

«Любовь – это Бог на Земле», – говорит живописец Юрий Ильич Репин, сын гениального художника Ильи Репина. Его краткая и емкая формулировка достойна мыслей великих философов и мудрецов.

Архиепископу Луке (в миру Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому) дано Всевышним быть исповедником и врачом: он успокаивает страдающие души и восстанавливает физическое здоровье больных. Его врачебная деятельность отмечена Сталинской премией.

Только человек большой души может сказать: «Я полюбил страдание». Эти слова принадлежат архиепископу Луке Крымскому.

Жизнь своевольной и тщеславной артистки, на долю которой обыкновенно выпадает блеск и слава, часто сопровождается бедствиями. Подтверждением этому служит трагическая смерть Айседоры Дункан. Рок постоянно преследовал талантливую американскую танцовщицу. Проповедуя свободную любовь, Айседора зачастую пренебрегала человеческими и Божьими законами. В 1913 году погибли два ее ребенка. Они сидели с няней в автомобиле, который неожиданно сорвался с тормозов и рухнул в пропасть. В 1927 году погибла и сама Айседора, причем виной смерти был тоже автомобиль. Длинный шарф танцовщицы, намотавшись на ось колеса, сломал ей шею во время движения. За несколько минут до смерти, она крикнула провожавшим: «Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!» Нет, это был вояж не к славе, а в преисподнюю.

Поэт и художник Максимилиан Волошин – акварельный в поэзии и поэтичный в акварели.

Вскормленный крымской землей, Волошин восторгается ее светло-голубыми пейзажами.

Мягкая, добрая поэзия Волошина летит на крыльях теплого ветерка к далеким горизонтам.

Детально продуманная система музыкального воспитания выдающегося советского теоретика музыки и педагога Болеслава Леопольдовича Яворского содействует развитию музыкальных навыков и повышению общего уровня культуры. Она ориентирует учеников на творческую инициативу, на активное восприятие окружающей действительности. «Педагог-музыкант должен не только обучать, но и воспитывать, – пишет Яворский, – вырабатывать из ребенка не пассивного зрителя жизни, а ее активного участника, творческого строителя будущего».

Немецкий писатель и художник Герман Гессе возводит хрустальный собор духовности.

Гессе – писатель высокого интеллекта и светлой души.

Гессе – мудрец, созерцающий мир.

Чистая, светлая, целомудренная проза Гессе взлетает в небо.

Обыкновенно в романах описывается рыцарская любовь мужчины к даме сердца. Гессе показывает рыцарскую дружбу-любовь между мужчинами, которая благородна и красива.

Эротика в романах Гессе связана с мужской дружбой-любовью. Эта дружба по-девичьи целомудренна, нежна, ласкова, как лучи заходящего летнего солнца.

Герой романа «Игра в бисер» Гессе занят «игрой духа», интеллектуальной магией.

В романе «Игра в бисер» Гессе хочет нравственно очистить современного интеллектуала: нельзя подменить игру ума величием духа, ибо первая не связана с верой в Бога, тогда как вторая – неотрывна от Всевышнего. Опрометчиво ставить рядом физическое и «духовное веселье» библейского пророка Экклезиаста с турнирным умствованием литературного героя Кнехта.

Жить и умереть – такое же счастье как «счастье первой любви», - вот о чем повествуют книги Гессе.

Мир, природа, душевный покой и творчество продлевают жизнь Гессе до 85-летнего возраста.

Композитор Павел Чесноков религиозные песнопения окрашивает в романтические тона. Именно поэтому его хоровая музыка производит глубокое впечатление на верующих.

В хоре «Жертва вечерняя» Павла Чеснокова звучит сдержанная горняя скорбь. В этом отношении его музыка сопоставима с духовными произведениями Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Борис Кустодиев – народно-ярмарочный художник: в картинах живописца ликуют жизнь, здоровье, красота!

В колористическом богатстве картин Кустодиева отображается пестрое и манящее разнообразие жизни.

Кустодиев воспринимает старорежимную Россию в образе дородной купчихи.

В портрете гениального певца Фёдора Шаляпина Кустодиев воплощает раздольную, мощную и богатую на таланты Русь.

Главными темами живописи Бориса Кустодиева и литературы Ивана Шмелёва выступают радость, здоровье и красота. В их произведениях находят отображение повседневный быт народа, яркие характеры и нравы людей, красочные сцены праздников, церковных служб в малейших подробностях, в бесконечном многообразии и многоцветии. Они запечатлевают торжество жизни ради жизни, создают гимн счастью и мечте о счастье.

Всевышний награждает Кузьму Петрова-Водкина многими талантами: художника, писателя и самым главным талантом – человеколюбием!

Созданная в 1912 году картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» предвосхищает революцию с ее красными бантами и знаменами в России.

Петров-Водкин – умный, деятельный, многогранный русский художник, удачно примкнувший к советской России.

Основные мотивы живописи Петрова-Водкина – это либо пронзительная тревога, либо безмятежное счастье.

Эстетизм живописца Павла Кузнецова обнаруживается, прежде всего, в картинах, на которых запечатлена красота мира в лучах солнечного света.

На полотнах Кузнецова горят цветовые феерии. В них лирика и мечта сливаются в единое целое в момент отображения пленительной восточной природы.

Кузнецов – художник поэзии и красоты. Значительную часть творчества он посвящает Востоку. Им созданы киргизский, бухарский, самаркандский, ташкентский, армянский, крымский, кавказский циклы. В них столько же одухотворенной поэзии и очарования, сколько было в его картинах периода «Голубой розы».

Борис Савинков – бомбометатель с литературными наклонностями. Жутко читать его книгу «Воспоминания террориста»! Автор принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России, в частности: в убийстве министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, в покушении на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова. Жизнь революционера складывалась так, что, в конечном счете, Савинков-террорист подавил Савинкова-писателя. Более того: моральные колебания довели этого властного человека до самоубийства.

Эзотерический философ Елена Рерих всем своим возвышенным существом, любящим сердцем и светлым разумом пишет «Живую этику» – книгу духовного обновления человечества.

По словам Елены Рерих, она ясно слышала голос с Неба, который продиктовал ей книгу «Живая этика». Действительно ли это был Божий голос или она слышала то, что возникало в ее голове? Во всяком случае, второе может происходить в силу психического процесса, проявляющегося в форме яснослышания или ясновидения. В уме возникает текст, который через слух или зрение обретает реальные контуры. Так мысли отдельного человека становятся общечеловеческой мудростью.

Пресловутый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича – это печать дьявола. А что символизирует «Красный квадрат» художника? Эпоху коммунизма!

«Чёрный квадрат» Малевича – это окно во вселенную.

«Чёрный квадрат» Малевича – это вход в потусторонний мир.

Художники Казимир Малевич и Анри Матисс – антиподы в отображении мира.

Немецкий физик-теоретик Альберт Эйнштейн заглянул в глубины вселенной.

«Специальную теорию относительности» разрабатывают два автора: французский математик Пьер Пуанкаре и немецкий физик Альберт Эйнштейн. Но мировую славу получает только Эйнштейн!

Как известно, Эйнштейн принял деятельное участие в создании атомной бомбы в Соединенных Штатах Америки. Этим великий физик оказал медвежью услугу человечеству!

Природа щедро наделила интеллектом физика и нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна, зато обделила его сына Эдуарда, который большую часть жизни провел в психиатрических клиниках.

Итальянский композитор Отторино Респиги отличается изысканным эстетическим вкусом.

Респиги – мастер оркестровой звукописи.

Респиги – яркий колорист в развернутых симфонических полотнах.

Красочная, роскошная музыка Респиги переносит нас в античный мир, где высшее божество пребывает в вечном блаженстве!

«Римские фонтаны» Респиги переливаются всеми красками радуги.

Импрессионистическую и неоклассическую музыку Респиги оттеняет мрачный, средневековый колорит. Это понятно, если учитывать, что композитор испытывает серьезный интерес к старинной музыке.

В Григорианском скрипичном концерте Респиги совершает молитву, обращенную к Отцу Небесному.

Клод Дебюсси и Отторино Респиги по-разному смотрят на природу: первый любуется ею, второй – изображает ее. Дебюсси – субъективен, Респиги – объективен, но при этом их произведения одинаково красочны.

Революционер и государственный деятель Иосиф Виссарионович Сталин возводит здание коммунизма на фундаменте царского самодержавия.

В царских тюрьмах и ссылках сердце Сталина ожесточается, а в борьбе за власть – становится каменным.

Сталин – гений политической интриги: добро превращает во зло, а зло – в добро!

Жестокость Сталина объясняется неподатливостью русского народа к коммунистическому перевоспитанию. Диктатор безумствует от бессилия.

Иногда «отца народов» Сталина уподобляют римскому императору Августу: дескать, это масштабные, системные строители нового государства. Однако результаты у них разные!

Время от времени государство нуждается в тиранах – так сказать, стенобитных машинах огромной разрушительной силы! Таковы Иван Грозный, Пётр I, Иосиф Сталин!

Нельзя определить природу сталинизма, если не понимать, что Сталин – диктатор в системе народовластия.

Сталин – гений воли, а не мысли. Именно такого рода разбалансированность воли и мысли разрушает Советский Союз.

Идея всемирной революции застилает глаза одному из большевистских вождей – Льву Троцкому.

Троцкий – воспаленный мозг пролетарской революции.

Троцкий – несостоявшийся диктатор с блестящим литературным талантом. Ему бы стать писателем или поэтом, а не подкарауливать ошибки Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Неудавшийся диктатор Лев Троцкий ненавидит реального диктатора Иосифа Сталина. Как говорится: не поделили дохлую крысу!

В характере международного политика Льва Давидовича Троцкого есть нечто от уездного авантюриста Остапа Бендера.

Не жена простого человека, а супруга знаменитого композитора, трижды лауреата Сталинской премии Юрия Шапорина Любовь Васильевна Шапорина вела Дневник, в котором изливала свою патологическую ненависть к Сталину. Для дочери бывших дворян советская жизнь представлялась «чудовищной». После такой характеристики сталинской диктатуры не трудно вообразить себе, какой рисовалась ей жизнь обыкновенных тружеников! Любовь Васильевна не упускала случая посмаковать действительно ужасное происшествие, когда муж и жена с 1943 по 1946 год убили и съели 18 человек!
Такие эпизоды каннибализма встречались и в цивилизованных странах, но делать подобного рода вывод по отношению к советским людям бесчестно, если не бесчеловечно. Сама Шапорина жила трудно, муж оставил ее, 11-летняя дочь умерла, сын бедствовал, ее творчество состоялось только частично. Жила Любовь Васильевна без любви и радости.
Спрашивается: как женщина, имевшая в своей душе бездну отрицательной энергии, прожила долгую, 87-летнюю жизнь?

Живопись немецкого и швейцарского художника Пауля Клее радует глаз детским взглядом на мир.

Эмблемой живописи Клее служит картина «Золотая рыбка».

Николай Карлович Метнер – композитор-сказочник с мудрым сердцем.

Когда весенний ветерок пробегает по траве и листьям деревьев, – это похоже на лирическую музыку Метнера, которая ласкает душу.

В бурных сонатах Метнера радостно звенят колокола весны!

Вдохновенными фортепианными поэмами Метнер возвращает нас в счастливую пору детства, в далекую, милую Россию, к лирическим пейзажам Василия Поленова и Исаака Левитана, к васнецовским сказкам.

У Метнера озорной композиторский нрав: он не упускает случая блеснуть виртуозной фортепианной техникой.

Творчество Метнера – это празднично украшенный фасад русской классической музыки.

Метнер обращает взор слушателей к добру и разуму!

Метнер – форпост гуманизма в музыке!

Родившемуся на Дону, художнику Мартиросу Сарьяну пришлось совершить путь от воображаемой Армении к реально существующей. Он запечатлел природу родины: горы и ущелья, долину Арарата, обильные урожаи, приветствовал культурные достижения народа.

Сарьян – художник яркого солнца и огненных красок!

Художник Мартирос Сарьян и композитор Арам Хачатурян с редким мастерством отображают солнечную Армению.

С сатиры Аркадия Аверченко начинается традиция иронического отношения к Советской власти, продолженная Андреем Платоновым, Ильфом и Петровым, а в музыке – Дмитрием Шостаковичем.

Корни «биологического историзма» Освальда Шпенглера надо искать в работах русских мыслителей – Петра Чаадаева, Ивана Киреевского, Николая Данилевского, Константина Леонтьева. Следует добавить, что все они, включая Шпенглера, находились на периферии исторической науки.

Освальд Шпенглер возвестил о закате Европы, Лев Гумилёв – о гибели России. Немецкий и русский историософы имели все основания так думать!

Историк Шпенглер вошел в культуру знаменитой книгой «Закат Европы», в которой ярким, метафоричным языком предсказал неизбежность умирания культуры и перерождения ее в цивилизацию. В личной жизни он был нелюдимым, замкнутым человеком. Те, кто более или менее близко общался с ним, в один голос утверждали: «О женщинах в его жизни ровно ничего неизвестно». Кто-то из недоброжелателей бросил о нем такую фразу: «Личность без любви». Прожив на свете 66 лет, Шпенглер скончался в Мюнхене в 1936 году. Это был странный человек: известный публицист, философ-отшельник, гордый одиночка, не принявший заманчивых предложений Гитлера совместно строить «тысячелетний Третий рейх».

От науки до мудрости – такова эволюция взглядов на мир немецкого философа и писателя Германа фон Кайзерлинга. Он был одним из первых европейских мыслителей, стремившихся утвердить в интеллектуальном обиходе представление о планетарной культуре, выходящей за рамки всякого национализма и культурного этноцентризма. Ему принадлежит увлекательно написанный «Путевой дневник философа».

Писатель Александр Грин – романтик морских далей и экзотических стран.

Грин вынашивает романтическую мечту о благородном человеке и гуманном обществе.

Отец Александра Грина (Гриневский) – выходец из Польши, композитора Рейнгольда Глиэра – из Германии. Не потому ли их дети, живущие в забитой России, мечтают о далеких землях, о заморских странах, об идеальном обществе и красивых людях?


Рецензии