Судьба учёного в Средневековье

Люблю я троллить воинствующих антиклерикалов простецким вопросом: назовите, пожалуйста, хотя бы одного учёного, которого сожгла Святая Инквизиция. А вот и очередные дровишки в ту же топку. Известно ли вам, господа и дамы, что великий учёный Средневековья, один из основателей собственно науки как метода познания (и, как водится, заодно при этом монах, то есть отъявленный клерикал) Роджер Бекон был в своё время обвинён в ереси? Опасное обвинение для XIII века, в котором он жил, не правда ли? И что же сделали в разгар глухого Средневековья с учёным, обвинённым в таком страшном преступлении? Наверно зверски пытали, заставили себя оговорить, а потом сожгли? Нет? Ну хотя бы тогда заморили в темнице, сгноив заживо в каменном мешке? Как, неужели опять нет? А просто подержали под арестом (причём, вероятно, даже домашним) некоторое время, разобрались, оправдали и отпустили. Да, да, оправдали и отпустили! Вот вы много слышали, чтоб современный российский суд обвиняемого по политической статье оправдал и отпустил? А в Средневековье по обвинению в ереси – запросто. Такая вот она была – кровавая и свирепая Инквизиция: разберётся, да и отпустит, если не виноват. И это при том, что Роджер Бекон, помимо собственно исследовательской деятельности, крайне резко критиковал и обличал нравы духовенства и к тому же замахивался своей критикой схоластики на авторитет самого Фомы Аквинского!
 
Дожил он в итоге до 78 или по другим данным даже до 82 лет (что для Средних веков не просто много, а очень много), до самой смерти продолжая совмещать занятия наукой и богословием, и умер в итоге естественной смертью. То есть период заключения не подорвал здоровья уже весьма пожилого человека и не свёл его в могилу. А значит можно предположить, что люди, обвиняемые в ереси, во время расследования содержались во вполне сносных и человеческих условиях. Конечно, они не были санаторно-курортными, но и ничего вопиюще зверского в них, очевидно, тоже не было, иначе вряд ли человек, их прошедший, дожил бы до 78 лет, особенно учитывая уровень тогдашней медицины.
 
В общем, очередной учёный, который НЕ стал жертвой средневековых церковников. Очередной учёный, который и сам был церковником. Впрочем, нет, не просто очередной, а чуть ли не первый из учёных Средневековья, предтеча уже собственно научного естествознания.


Рецензии