О системе и методе Гегеля набросок

Часто приходится слышать, что метод у Гегеля противоречит его системе; дескать система у Гегеля есть некая завершённая неподвижная целостность, а сам метод, Наука Логика, предполагает развитие и отрицание всякого существующего, положительного состояния.

Нужно сказать, что подобное предубеждение есть рузультат неглубокого изучения как самой Логики так и Системы в Целом. Собственно говоря всякий раздел в Логике, будь то учение о бытии, сущности или понятии и идее можно назвать некоей целостностью и наоборот всякую часть системы движущейся и развивающейся изнутри.

Так на примере системы права и политической философии Гегеля в плоской её интерпритации нам говорят, что Философия Гегеля  есть разновидность самого худшего рода консерватизма, в силу того, что она игнорирует демократические тенденции в обществе и защищает монархию.

Нужно сказать, что монархия в гегелевской философии есть лишь форма,- определенность единства, но содержание представляет собой бесконечный процесс преодоления противоречия между гражданским обществом и правительством, то есть процесс опосредствования и развития материальных, природных и интеллектуальных сил общества. Править у Гегеля должны знающие, то есть философы, ибо владеющая аристократия как владеющая враждебна по Гегелю и управленческому институту и индивидуальной свободе граждан и пр.

Поскольку имеет смысл лишь этот внутренний и духовный процесс внутри самого общества, то подобно тому как физическое лицо человека природно или геометрически не изменяется при совершающейся иногда в нем революции или духовной работе так и природный лик государства в лице царского рода может вполне пребывать на своем месте. Исключения составляют те обстоятельства, когда государство вследствие олигархизации и социального расслоения движется к своей гибели. В таком случае царь не имеющий воли, теплый и равнодушный сам подпадает суду как не законно владеющий скипетром высшего законодателя, исполнителя и судии.


222222222222222

"Самое богатое есть поэтому самое конкретное и самое
субъективное, и то, чтб возвращает себя в простейшую глубину, есть самое
мощное и самое объемлющее. Самое высшее, самое заостренное - это чистая
личность, которая единственно лишь через абсолюную диалектику, составляющую
ее природу, точно так же все охватывает и держит внутри себя, потому что она
делает себя тем, чтб всего свободнее, - простотой, которая есть первая
непосредственность и всеобщность." (Г. Гегель "Наука Логики")


«…в философии движение вперед есть скорее возвращение назад
и обоснование, только благодаря которому и делается вывод, что то, с чего
начали, есть не просто принятое произвольно, а в самом деле есть отчасти истинное, отчасти первое истинное.»;

«Нужно признать весьма важной мысль (более определенной она будет в самой
логике), что движение вперед есть возвращение назад в основание, к
первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и
которое на деле порождает начало. - Так, сознание на своем пути от
непосредственности, которой оно начинает, приводится обратно к абсолютному знанию как к своей внутренней истине.»:

«Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно
непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот,
в котором первое становится также и последним, а последнее - также и первым.» (Г. Гегель «Наука Логики»)


Рецензии