Вечный праздник любви Дон Жуан опера Моцарта,

Вечный праздник любви

"Дон Жуан" опера Моцарта, историческая сцена Мариинского театра, 9 апреля 2021 года

Музыку Моцарта я воспринимаю как целительную. Она врачует душу и латает бреши в моей психологической защите. Не знаю, воспринималась она так во времена Моцарта, но ее жизнеутверждающая оптимистическая сущность вряд ли ускользала от внимания современников.
Несмотря на трагическую развязку, опера "Дон Жуан" (первоначальное название «Наказанный распутник, или Дон-Жуан») - это комическая, искрящаяся юмором и веселой музыкой. Ее сюжет можно считать и типичной комедией положений и, частично, комедией нравов. Да и сам Дон Жуан - большой любитель поразвлечься и повеселиться. Ему даже перспектива собственной смерти - не повод отказаться от потехи. А если в поединке ненароком убил командора, отца Донны Анны, ... это тоже не повод для него сильно убиваться! Кто в те времена так не делал? Двигаться от одной победы над женским сердцем, к другой, нигде не задерживаясь, дольше, чем этого требует процесс, иногда вполне радикально, клинком и шпагой, решая возникающие разногласия с соперниками. Все это очень в духе времени - дуэли и поединки как аристократическая форма решения любых споров.
Есть свидетельства, что и писалась опера весело, в атмосфере, близкой к сюжету самой музыкальной истории.
И получился щедевр, который Россини, Гуно и Вагнер считали лучшей из когда-либо написанных опер. И с ними трудно не согласиться! Такая роскошь мелодий, блестящих арий, искрометных дуэтов!
А какой замечательный состав исполнителей! Церлина - Оксана Шилова, Донна Эльвира - Елена Стихина, Донна Анна - Наталья Павлова! Эти прекрасные певицы с легкими красивыми голосами сделали своих героинь обворожительными! Наивная расчетливая Церлина Оксаны Шиловой (ну, прямо "и хочется, и колется, и мамаине велит"!) так мило кокетничала с Дон Жуаном, убегала с ним, а потом рассказывала своему жениху Мазетто, как она его любит! И ведь убеждала! Донна Эльвира Елены Стихиной, решительная и настырная, путала Дон Жуану все карты, мстительно появляясь на его пути в самый неподходящий момент в наказание за неверность, но, как оказалось, и ее околдовал этот сердцеед своими чарами, в финале и ей от него ничего, кроме любви, не было надо! Вот ведь какой  любовный талант!
А Донна Анна оказалась крепким орешком, любовь ее, похоже, вообще не привлекала. Она никак не поддавалась Дон Жуану, но и жениху Донну Оттавио отказала.
Лепорелло Михаила Петренко не раз основательно повеселил и порадовал, спев знаменитую арию про донжуанский список покоренных красавиц, в котором сотни любовниц его господина, и только в Севилье тысяча три! Вот это масштабы! Забавно смотрятся сцены, где Лепорелло выдает себя за Дон Жуана! Очень удачная роль Михаила Петренко!
Но с Командором (Михаил Колелишвили) шутки плохи! Он принял приглашение на ужин и пришел! Эти эпизоды заставляют почувствовать легкий холодок страха в затылке!
Дон Жуан (Вадим Кравец) слегка выбивался из этой любовной круговерти. Он выглядел раздраженным и сердитым, эдаким суровым обольстителем, поэтому было непонятно, какими скрытыми достоинствами он привораживал к себе столько красивых женщин.
Достаточно условная постановка, практически без декораций, если не считать силуэт обнаженной женщины, не мешала забавляться игривым увлекательным сюжетом и очаровательной захватывающей музыкой. Моцарт есть Моцарт! Радость для души и ушей!


Рецензии