Что это было?

  Я родилась и выросла в деревне. Отец ушёл из жизни рано, мы жили с мамой, нас было четверо детей. Всё домашнее хозяйство мама вела с нашей помощью. Старшие, после окончания школы, уехали в город, с мамой осталась только я.

    Осень! Стояли теплые деньки бабьего лета.Трава начала желтеть, кудрявый клён возле дома оделся в багряный наряд.
В палисаднике отцветали последние цветочки мальвы и календулы.

  Мы с мамой убирались во дворе, мне очень хотелось убежать к подружкам и я усердно подметала двор. Закончив уборку во дворе ,мы перешли в палисадник.

   По тропинке возле дома ,шёл дядя Ефим. Это был пожилой мужчина, высокий, с загоревшим обветренным лицом, из под фуражки видна седина.

    — Здравствуешь, Полина Васильевна!— слегка приподняв кепку, учтиво поприветствовал он маму.
     — Здравствуешь, Ефим Михалыч!— доброжелательно сказала мама.
  Дядя Ефим присел на лавочку возле дома.
    – Хлебушек получила, Полина Васильевна?— спросил дядя Ефим.
    — Получила, только что с дочкой в закром высыпали.— ответила мама.
   — Полина Васильевна, можно мне водички попить?— попросил дядя Ефим.
    — Ефим Михалыч, квас будешь, у меня квас молодой.— предложила мама, " молодой квас"—это значит свежий.
     — Вот хорошо, давай кваску.— охотно согласился дядя Ефим.

    Мама быстро достала из погреба кувшин с квасом, налила в кружку и подала дяде Ефиму, сама присела рядом с ним на лавочку и они стали разговаривать о домашнем хозяйстве, о совхозных делах.

   Я собирала в палисаднике цветочные семена и думала, как бы мне сбежать к подружкам.

   Наговорившись, дядя Ефим стал прощаться.
   — Ну бывайте здоровы!
   — И тебе не хворать, Ефим Михалыч!—сказала мама.

  Дядя Ефим пошёл по тропинке, а мама стояла смотрела ему  вслед, держа в руках уголки передника. Лицо её было задумчиво и грустно.

    — Ефим- то , умрёт скоро.— тихо и с жалостью сказала она.
    — Мам, что ты говоришь, почему?— вскрикнула я.
    — Видишь, плечи свернулись, смерть за плечами ходит.— пояснила мне мама.
   Я посмотрела вслед дяде Ефиму , плечи как плечи, обычная старческая походка. В свои двенадцать лет я ничего не поняла.
  —  Мам, я пойду к подружкам?—
    — Иди уж, иди!— махнула рукой мама.
       Я помчалась!
    — Как скотину пригонят, домой!— крикнула мне мама.
      — Ладно!—
  Заигравшись с подружками , я про всё забыла.

     Вскоре ,дядя Ефим, действительно умер.



    Прошли годы! Я получила диплом агронома.
Распределения,как в советское время, уже не было, мы должны сами устраиваться на работу. Меня вдруг пригласил в кабинет ректор и вручил мне направление в богатейший овощеводческий совхоз. Я от счастья была на седьмом небе.

      И вот я в кабинете директора совхоза. Положила документы на стол, сама села на стул и жду. Анатолий Петрович, так звали директора, взял мои документы , погладил рукой подбородок и тихо произнёс.
   — Печенье перекладывать прислали.—
Я поняла,что это обо мне и сижу , затаив дыхание, вдруг отказ.
Директор посмотрел на меня и сказал.
   — Так, девочка, в цех открытого грунта ты не годишься, пойдёшь в цех закрытого грунта. Иди и приступай к работе, там начальник цеха тебе всё объяснит.— я и хотела попасть в цех закрытого грунта, я заулыбалась, из глаз моих посыпались звёзды радости. Директор, видя это, слегка улыбнулся.

   — Спасибо! До свидания!— сказала я и счастливая пошла в цех закрытого грунта.

    Встретили меня хорошо. Работа мне нравилась. На улице мороз, а в теплицах цветут огурцы, помидоры, розы. Женщины работая, всегда пели песни.

    В цеху работала семейная пара.Ян— механизатор и его жена Надя, звеньевая овощеводов. Это была красивая сороколетняя пара.
Ян, латыш, светловолосый, высокий и обладатель солидного живота! Надя, черноглазая хохлушка, под стать Яну. Где Ян, там смех и шутки, за весёлый нрав его все любили.

   Рабочая неделя подходила к концу. Была пятница. Я прошла с обходом по теплицам и пошла в свою конторку записать данные.
Перед конторкой был коридор , метров тридцать.Мы с Яном входили в этот коридор с двух сторон одновременно. То, что я увидела , заставило меня остановиться, сердце недобро ёкнуло.
Ян шёл согнувшись, а за плечами и над головой серо- туманный силуэт. Я стояла ждала, когда Ян пройдёт. Поровнявшись со мной, Ян спросил.
– Ты мою не видела?—
  Я назвала номер теплицы, где была Надя. Ян пошёл, лицо его было мрачно, он шёл согнувшись, люди с животом так не ходят, они ходят живот вперёд.

  Закончился рабочий день, служебные автобусы развезли рабочих по домам.

  В понедельник, придя на работу, первая новость, Ян с Надей и Надиной сестрой, поехали на дачу, попали в аварию и все погибли,машина загорелась и они ещё и обгорели!

   Я почувствовала,как  побледнела.Перед глазами Ян, как он шёл по коридору и что я видела за его плечами.Вспомнила слова мамы:
   –Видишь, плечи свернулись, смерть за плечами ходит–.

    Ни в какую мистику я тогда не верила. Я пыталась найти  объяснение, тому,что я видела за плечами.
       Тень? — нет, ЭТО — не тень. А что — ЭТО? Не знаю.
         Но я — ЭТО — видела, видела своими глазами.

             Объяснение этому, я так и не нашла.


Рецензии
Нина, многое еще для нас остается загадкой. И не всем, я думаю, доступно видеть это необъяснимое.

Нина, Вы хорошо пишете прозу!

С симпатией и теплом души.

http://proza.ru/2016/01/21/593

Владимир Чугай   30.12.2023 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за прочтение!

Это мои пробные строки прозы!

Да, есть ещё много необъяснимого и непонятного!

С наилучшими пожеланиями! Нина.

Нина Долгань   31.12.2023 02:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.