Великие люди от Авраама до Хокинга 38

Девятнадцатый век (продолжение)


Для немецкого философа, психолога, педагога Эдуарда Шпрангера альфа и омега культуры – индивидуальность, а человек – носитель духа. Такая позиция была основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Давид Бурлюк – одноглазый художник, тем не менее, он всегда избирал нехоженые пути в искусстве. Частичная слепота этому не помеха! Была бы голова на плечах. Этим качеством Давид Давидович блестяще пользовался. Удивительна его способность самоутверждаться в разных странах мира. Где бы живописец ни был, он везде пропагандировал обожаемое им авангардное искусство.

Эдвард Хоппер – американский художник-бытописатель. Его картины традиционны, чем он резко отличается от авангардистов XX века. Основная тема Хоппера – одинокий человек в американском обществе.

Русская балерина Матильда Кшесинская прожила 99 лет. Ее личная жизнь такая же исключительная, как сценическая карьера. Молодая танцовщица умудрилась влюбить в себя цесаревича Николая, а также великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. Три члена императорской фамилии склонились перед ней. Это ли не знак высшего расположения?!

Матильда Кшесинская прожила сказочную жизнь. Дед ее был выдающимся скрипачом, отец и мать – артистами. Сама балерина имела поклонников из высшего света, несметные богатства, призвание балерины, сценический талант, всемирную славу, любимого мужа в лице великого князя Андрея Владимировича, сына и 99 лет счастья на грешной земле! Вот вам и удача Золушки из сказки Шарля Перро перед лицом всевластной Фортуны!

Кароль Шимановский – выдающийся польский композитор, музыкальный интроверт, сосредоточенный на самом себе.

В музыке Шимановского слышится тревога, переходящая в отчаяние.

Нервная музыка Шимановского предвосхищает глобальный катастрофизм польского музыкального авангарда середины XX века.

Потерпев фиаско в симфонической музыке, композитор Имре Кальман переключился на оперетты, принесшие ему всемирную славу.
Как говорится: «нет худа без добра».

Оперетты Кальмана – это островки рая на грешной земле.

В опереттах Кальман одаривает публику россыпями мелодических жемчужин! Они западают в души европейцев.

Не будет преувеличением назвать Имре Кальмана венгерским Жоржем Бизе.

Французский философ, известный идеолог Ватикана Жак Маритен призывает строить современное общество на религиозной почве. Его интегральный гуманизм находится между социальным и либеральным гуманизмом, между коллективом и личностью, над которыми возвышается Бог. В итоге возникает гуманизм, не имеющий опасных крайностей коллективизма и индивидуализма.

Динамична философия Маритена: отдавая должное Фоме Аквинскому, мыслитель отвергает мрачное средневековье; исповедуя католицизм, он напоминает о гуманности и человечности между людьми.

В момент звучания гитарной музыки композитора Мануэля Понсе воображение рисует огненные языки костров, вокруг которых мексиканские индейцы совершают магические обряды.

Религиозному философу Льву Карсавину одинаково важны истина и красота. Известно, что он воспитывался в артистической семье: его отец – солист балета Мариинского театра, сестра Тамара Карсавина – знаменитая балерина.

Заслуживают внимания жизненные правила Карсавина. В 1922 году он написал две книги: «Петрополитанские ночи» и «Поэма о смерти». В них нет официального посвящения, но обе обращены к одному и тому же лицу – Елене Чеславовне Скржинской. Спустя многие годы в письме к Элените, как он называл ее в книгах, Лев Платонович признавался: «Именно Вы связали во мне метафизику с моей биографией и жизнью вообще». О «поэме» он далее писал: «Для меня эта маленькая книжонка – самое полное выражение моей метафизики, которая совпала с моей жизнью, совпавшей с моей любовью».
Это означает, что даже самые абстрактные логические построения Карсавина связаны с конкретной любовью – чистой, прекрасной, пусть не осуществившейся, но все же неизменной да самой старости (в том 1948 году, когда писались эти слова, философу исполнилось 66 лет). Мыслитель всегда стремился связать теории с жизнью, идеи всеединства – с «гармоническим сосуществованием с любимым человеком». Такова была его внутренняя потребность, настоятельная задача и мечта. Уж не та ли соловьёвская теория о Божественной и земной Софии осуществилась на практике?

Писатель Алексей Николаевич Толстой заглядывает в глубины души русского человека. Для этого нужны незаурядный талант и творческая проницательность.

Высокопарен, но сердечен язык Толстого в «Рассказах Ивана Сударева». В них повествуется об ужасах войны, о героизме и подвигах русских людей.

Толстой проявляет благородство, когда идеализирует защитников родины, ибо бойцы, рискуя жизнью, совершают подвиги, чем заслуживают только восхищения!

Толстой прославляет фронтовиков и партизан, чтобы воодушевить солдат на борьбу с врагом. Такого рода благородство писателя идет на благо общества и в ущерб литературе.

Толстой – и гений, и конъюнктурщик в одном лице! Тем не менее, он искренне болеет за русский народ.

«Красный граф» Алексей Толстой в советскую эпоху перерождается в литературного извозчика «хозяина» страны – Иосифа Сталина.

Мало кто из режиссеров оставил после себя звездный спектакль, такой, как «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова! На глазах зрителей свершалось театральное чудо, в котором торжествовала мечта о вечном счастье. Вахтангов создал театр, поставив в нем всего 4 спектакля. К сожалению, талантливый режиссер умер в 39 лет. Однако и спектакль, и театр имени Вахтангова продолжали существовать еще целое столетие!

В основу фантастического театра Вахтангова был положен праздничный, жизнеутверждающий мистицизм.

Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Ясперс – один из главных представителей экзистенциализма XX века. Философ утверждает, что в человеке не может быть никакой неизменной природы. Человек рождается и развивается в социуме и, соответственно подвержен тем же изменениям, что и социум. История, в понимании Ясперса, - это не цепочка хаотичных событий, а единый всемирно-исторический процесс. Он предлагает теорию «нового гуманизма» и «свободной личности».

Религиозный философ Иван Александрович Ильин – возвышенно настроенный православный мыслитель, для которого Бог – Творец совершенного и прекрасного мира.

Ильин прожил содержательную жизнь. В 23 года он закончил юридический факультет Московского университета и по инициативе князя Евгения Трубецкого его оставили при кафедре для подготовки к профессорскому званию.
В этом же году он женился на Наталии Николаевне Вокач, удивительной женщине, увлеченной философией, искусством, историей, духовно близкой своему избраннику. Она мужественно разделяла с дорогим человеком нищету, бедствия, вынужденную эмиграцию.

Книги Ильина пестрят такими понятиями, как «Великое дело Вселенной», «Великий хор Вселенной», «Вселенское братство». Философ сознательно наделяет мироздание свойствами природы и человека, сотворенными Богом. В данном контексте Ильин приближается к русскому космизму, имеющему православно-символический подтекст.

В книге «Путь духовного обновления», изданной в Белграде в 1937 году, Ильин перечисляет качества, необходимые человеку, чтобы приблизиться к идеалу. Среди них – вера, любовь, свобода, совесть, приверженность семье, здоровый национализм, правосознание, уважение к государству и частной собственности.
Особенно важное положение Ильина состоит в том, что источник веры и религиозности – любовь. Именно она является основой духовности. Ильин видит различие между двумя типами любви: инстинктивной и духовной. Любовь, порожденная инстинктом, субъективна, необъяснима, зачастую слепа и всегда идеализирует объект поклонения. В противоположность ей любовь духовная зиждется на стремлении личности к осознанному нравственному идеалу.

Герой чешского писателя-сатирика Ярослава Гашека – бравый солдат Швейк. Он подсмеивается над глупостью своих начальников, иронизирует насчет бездарности австрийской военщины.

Много ли мудрости в смехе Гашека, отравленного солдатским цинизмом?

Рассказывая собеседникам всякого рода забавные истории, Швейк вскользь подводит их к мысли о грядущих социальных переменах.

С первого взгляда юмор Гашека выглядит добродушным, на самом деле он бьет под дых!

Смех Гашека подкрепляется скабрезными шутками солдат и офицеров!

Юмор Гашека пахнет солдатскими портянками.

Сарказм Гашека начинен взрывчатой смесью невинной иронии и грубого цинизма.

В отличие от едкой сатиры Гашека, юмор Ильфа и Петрова беззлобный.

К несчастью, земной век писателей-сатириков зачастую короток: Ярослав Гашек, Илья Ильф, Евгений Петров умирают в 39 лет, «король смеха» Аркадий Аверченко – в 44 года.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет с тревогой и надеждой взирает на появление «массового человека».

Ортега-и-Гассет – волевой, деятельный поборник духа: испанский Фридрих Ницше!

Содержание экспрессивной прозы австрийского писателя Франца Кафки можно определить одним словом: «кошмар»!

Кафка смотрит на мир с расширенными зрачками ужаса.

Не находя в «маленьком человеке» Кафки ницшеанского «сверхчеловека», не поймем логику развития современного общества.

В 1920 году, когда Кафке исполнилось 37 лет, он познакомился с Еленой Есенской. Испытывая теплые чувства к полюбившему ее писателю, она все же не спешила расстаться с мужем, венским банкиром. Работая журналисткой, Елена по достоинству оценила творчество Кафки и переводила его сочинения на чешский язык. После кончины писателя в 1924 году она опубликовала рукописи друга, что принесло тому посмертную славу. Совершенно напрасно Кафка боялся женщин! Как видим, именно любовь и преданность одной из них сделали его знаменитым.

В серийной музыке австрийского композитора Антона Веберна отражается тайное безмолвие звезд.

В музыкальной композиции Веберн созерцает извечный покой мироздания.

Веберн обладает редким интеллектом и высокой духовностью.

Веберн – композитор нравственного целомудрия и душевной чистоты.

Веберн считает, что музыкальное произведение должно быть таким же совершенным, как расположение звезд на небе!

В музыке Веберна звуки – те же звезды, а композиция – звездная панорама.

В предельно лаконичных пьесах Веберн – заложник ускоряющегося времени. Если Иоганнес Брамс и Ян Сибелиус растягивают время, то Антон Веберн сжимает его.

Исаак Израилевич Бродский – официальный кремлевский художник. После себя он оставил обширную коллекцию Ленинианы для будущих поколений советских людей. И что же? Кому она теперь нужна?

В стихах Сергея Городецкого звенит забубенная Россия.

Не оттого ли Городецкий наслаждается плодами глубокой старости, что воспевает в стихах цветение жизни?

У писателя-фантаста Евгения Замятина рентгеновский ум и милосердная душа.

Замятина пугает технологическое государство. Он сожалеет об исчезающей личности.

Замятин – мягкий, интеллигентный человек. Писатель решительно отвергает государство, в котором действует запрет на любовь.

Опасность всеобщей компьютеризации заключается в том, что она отодвигает на задний план самобытное творчество. Для машины люди – это не личности, а виртуальные индивиды, обозначенные неким кодом. Эту перспективу уже отчетливо видел в 1920 году Замятин в романе-антиутопии «Мы». Его герой Д-503 мечется в порывах любви между пианисткой 1-330 и некоей 0-90. Невозможно представить, что какие-то рулеточные, лотерейные номера могут мыслить, фантазировать, любить!

Замятин предсказывает, что будущее человечество – это цифровой апокалипсис, после которого останутся лишь троглодиты в пещерах.

«Ядрёный лапоть», – так отзывался о самом себе поэт Василий Каменский. Ему нравилось бравировать мужицким эстетизмом!

Религиозный французский философ Этьен Жильсон – приверженец Фомы Аквинского в XX столетии. Он выступает за содружество знания и веры, философии и богословия.

Французский философ и искусствовед Гастон Башляр изучал «дух науки» и «психологию творчества». Этот философ был самоучкой, но поднялся из социальных низов до уважаемого профессора Сорбонны.

Немецкий писатель Леон Фейхтвангер – адвокат еврейского народа в литературе.

Фейхтвангер – недремлющий страж еврейских духовных ценностей.

О чем бы ни писал Фейхтвангер, в основе его романов лежит детское созерцание мира – отличительная черта евреев.

Фейхтвангер искренне сочувствует еврейскому народу, который дорого заплатил власть имущим за свою услужливость.

Фейхтвангер делает героем романа еврейско-римского историка Иосифа Флавия. Как автор, так и его персонаж – люди без Отечества, но с Отечеством в душе.

Итальянский художник Амедео Модильяни не тонкой линией рисунка, а линией любящих губ обводит обнаженное женское тело. Он фиксирует на полотнах нежное прикосновение к целомудренной женской плоти.

Женские фигуры на картинах Модильяни – это длиннокрылые стрекозы, питающиеся нектаром любви.

Художник Амедео Модильяни и писательница Франсуаза Саган – поэты утонченной лирики, утренней свежести, целомудрия и чистоты белой розы.

Музыка советского композитора и выдающегося музыковеда Бориса Асафьева традиционна, хотя своей простотой и ясностью она направлена в будущее.

Для Асафьева «научение игре на инструменте еще не означает ничего принципиально значительного», ибо он вполне резонно задает вопрос: «…много ли пользы от молодого специалиста, входящего в мир музыки с дипломом о выдержанном испытании, но с пустым сердцем, с хорошо поставленной рукой, но с головой музыканта-практика без духовных запросов?».
Эта мысль заслуживает серьезного внимания.

Элеонора, жена американского президента Франклина Делано Рузвельта, была аристократической дамой с викторианским воспитанием. Она родила мужу пятерых детей, не изменяя своим строгим принципам. Когда обнаружилась любовная связь ее супруга с секретаршей, на семейном совете было решено не предавать эту историю огласке, чтобы не повредить карьере начинающего политика. И когда Рузвельта избрали президентом, в Белом доме одновременно проживали его жена и очередная любовница. Это и есть лицемерная буржуазная мораль.

Поэт Николай Клюев преклоняется перед старой Русью.

Целомудрен народный стиль Клюева. В его стихах весело чирикают птицы и праведно живут люди.

Революционерку Марию Спиридонову, убившую советника тамбовского губернатора, осудили на смертную казнь через повешение, после чего приговор был заменен бессрочной каторгой.
Во время революции 1917 года Спиридонова стала одним из лидеров партии левых эсеров. За восстание ее сподвижников против большевиков власть неоднократно заключала террористку в тюрьмы и ссылала в отдаленные места. В конце концов, органы безопасности расстреляли революционерку в лесу. В общей сложности Спиридонова провела на каторге, в тюрьмах и ссылках более 30 лет.
Революционерка Ирина Каховская организовала убийство командующего немецких оккупационных войск на Украине, после чего была приговорена к смертной казни. Во время революции 1917 года она занимала видное место в партии левых эсеров, выступившей против большевиков. За эти деяния Каховская 6 раз осуждалась на короткие и длительные сроки. В период царизма и Советской власти террористка провела в общей сложности в тюрьмах и ссылках более 45 лет. Примечательно, что мужественная женщина приходилась правнучатой племянницей декабриста Петра Каховского, повешенного по приказу царя Николая I.
Жизнь Спиридоновой и Каховской подтверждает истину, что насилие карается насилием.

Художница Зинаида Серебрякова – весталка в храме красоты.

Картины Серебряковой раскрывают мгновения женского счастья.

Источник красоты живописи Зинаиды Серебряковой надо искать в картинах любимого ею народного по духу выражения Алексея Венецианова.

Зинаида Серебрякова принадлежит к ренуаровскому типу художников. В ее творчестве торжествует любовь и красота.

Картинам Зинаиды Серебряковой и Натана Альтмана свойственна одна общая черта: праздничный свет.

Над математикой, логикой, философией поднимается религия! Это происходит в мировоззрении немецкого мыслителя Генриха Шольца. У него, по сути дела, совершается высший паскалевский синтез веры, знания, истины.

 Американский композитор Джером Дэвид Керн своими замечательными песнями пробуждает в сердцах людей мечту о счастье. Многие из его мелодий становятся популярными в разных странах мира.

Джером Керн – автор около 50 мюзиклов и шоу. Их автор – американский Жак Оффенбах.

Музыкальный экспрессионизм австрийского композитора Альбана Берга пропитан кровью, болью и страхом.

Бытовую драму оперы «Воццек» Берга обостряет экспрессионистская музыка. В этот момент сердце обливается кровью.

Страх, ужас, отчаяние, кровавая резня, крик утопающего, оставленного без помощи, - вот о чем опера «Воццек» Альбана Берга! Рядом с нею можно поставить картину Эдварда Мунка «Крик». Оба произведения связаны между собой ощущением безысходности и скорой гибели.

Альбан Берг заливает оперную сцену кровью женщины, убитой героем-психопатом, героем-безумцем. Композитор словно предсказывает появление в немецком обществе его кровавого двойника – Адольфа Гитлера. Опера «Воццек» – во многом пророческая!

Альбан Берг – психопатологический Франц Кафка в музыке.

Экспрессионизм в музыке Альбана Берга и в живописи Эгона Шиле – это трагическое бытие, взвинченные нервы, рваные простыни на ветру!

Альбан Берг и Дмитрий Шостакович пишут музыку желчью. Они заглядывают в адские бездны жизни!


Рецензии