Общiй видъ Клина съ птичьяго полета

   Здоровый авантюризм и умелое пользование технологиями своего времени бесспорно присущи Василию Андреевичу Беликову. Среди многочисленных дореволюционных открыток Клина особое место занимают панорамные виды, выполненные с различных ракурсов. Но, кроме ценнейшей фотодокументалистики, в наследство потомкам досталась и загадка: «Как были сделаны эти снимки?» Решая эту задачу, зритель невольно углубляется в недра истории своего края, что гораздо полезнее, чем простое созерцание старинных открыток.
   С колокольни Троицкого Собора или же с пожарной каланчи сделаны такие панорамные фотографии Клина, как «Бульваръ и дворянская ул.», «Видъ западной части города», «Общiй видъ» – на последней открытке хорошо видна часть крыши соборной трапезной. «Дворянская ул. съ птичьяго полета» и «Видъ съ Дмитровской дороги» сняты с трубы стеклянного завода В.Г. Орлова (ныне это территория «Химлаборприбора»). Фабричная труба, оснащенная ступеньками-скобами, была хорошим подспорьем для съёмки с высоты. Для отменного кадра требовалось немногое: страховочная оснастка, безоблачная погода и природная смелость фотографа. Но как быть со снимком «Общiй видъ с птичьяго полета», на котором с высоты в десятки метров виден и Троицкий собор, и пожарная каланча, и завод Орлова? Открытка более чем вековой давности хранит три неразгаданных доселе загадки: когда, откуда и каким образом неугомонный фотограф Василий Беликов запечатлел Клин с высоты обитания пернатых.
   С ответами на первые два вопроса всё более-менее просто: данная фотография была сделана с северо-западных окраин города в период с 1908 по 1912 год. На данное время указывают почтовые штемпели на немногих сохранившихся открытках, а также характерные особенности планировки и застройки города. Единственные высотные здания и сооружения, находившиеся в том районе к началу XX века – печная труба стеклянного завода Глинского и колокольня Скорбященской церкви – расположены немного правее от места съемки, и не могли обеспечить ни нужного ракурса, ни необходимой для фотографирования высоты.
   Откуда же была произведена съёмка? Постройки храмового комплекса Соборной площади – Воскресенская церковь, колокольня и Троицкий Собор – выстроились на снимке последовательно, в одну прямую линию. Чуть поодаль расположен Успенский храм. Кроме того, на переднем плане открытки хорошо виден пустырь за Стеклянной Глинской слободой на окраине города, которая в те времена проходила в районе современных Первомайского сквера и Ленинградского шоссе, а также острый угол, образуемый одной из городских улиц (скорее всего, это улица Николаевская, ныне улица Гайдара). Поэтому и труба стеклянного завода Сергея Глинского, и колокольня Скорбященской церкви, расположенные по правую руку от зрителя, не вошли в кадр.
   Следовательно, точка съемки находилась на большом пустыре неподалёку от железнодорожного сада, с которого в августе 1887 года совершил полёт на воздушном шаре Д.И. Менделеев. Но в начале XX века там не было никаких высотных построек. Лишь в 1929 году на пустыре началось строительство корпусов фабрики «Химволокно».
   Ответ на самый сложный, третий вопрос, нам подсказала другая открытка Василия Беликова, которая носит сколь гордое, столь и лаконичное название: «Перелетъ Петербургъ – Москва. Авiаторъ Васильевъ надъ Клиномъ». О перелёте 1911 года писали многие издания дореволюционной поры, но мало кому известно, что незадолго до этого, поистине эпохального события в истории русской авиации, Александр Васильев осуществил «разведку боем» небольшой части будущего маршрута.
   Во время проведения 1-ой Московской авиационной недели состоялся пробный перелёт А. Васильева и М. Ефимова с пассажиркой Шурупсковой из Москвы, с Ходынского поля, в имение «Нагорное» Клинского уезда. Владельцем имения в ту пору был член Совета Московского общества воздухоплавания Г.Я. Пегов. Первым на место прибыл Васильев, Ефимов с дамой отстали от него всего лишь на 7 минут.
   Здесь необходимо остановиться и сказать несколько слов о технической стороне вопроса: аэроплане и фотографическом аппарате, запечатлевшем аэроплан Васильева. Типичный аэроплан 1910-х годов представлял собой лёгкую, обтянутую тканью деревянную конструкцию. Самым распространённым авиадвигателем того времени был мотор французского производства «Гном» мощностью 50 л.с. Таков был и «ерапланъ безстрашнаго летуна» Александра Васильева, пролетевший над Клином в июле 1911 года со скоростью около 100 вёрст в час.
   Фотографирование с высоты около 30 метров (что соответствует высоте современного 9-этажного дома), да ещё с движущегося с большой скоростью объекта, представляет собой весьма непростую задачу даже в наш век цифровой фототехники и малогабаритных летательных аппаратов. В начале XX века объективы фотокамер были далеки от совершенства, а светочувствительность фотоэмульсии низкой, поэтому съёмка требовала сильного освещения и долгой выдержки.
Если фотографический аппарат из ателье Василия Беликова был способен запечатлеть с достаточной чёткостью и без искажений низко летящий аэроплан, то ему было вполне по силам проделать эту задачу в обратном порядке: передать панораму города непосредственно с аэроплана.
   Не исключена возможность того, что предприимчивый фотограф воспользовался удачно подвернувшейся оказией, и сделал несколько снимков с аэроплана. Василий Беликов вполне мог водить знакомство с владельцем имения «Нагорное» Пеговым, или же авиаторами Васильевым и Ефимовым.
   Кстати, к организации перелёта «Петербург-Москва» был причастен ещё один человек, оставивший памятный след в истории Клина. Речь идёт о начальнике Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенанте Александре Матвеевиче Кованько. За четверть века до знаменитого перелёта поручик лейб-гвардии сапёрного батальона Александр Кованько был пилотом-аэронавтом воздушного шара «Русский». В день солнечного затмения 7 августа 1887 года он должен был подняться на воздушном шаре над Клином вместе c Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Но накануне прошёл сильный дождь, и намокший шар, нагруженный к тому же оборудованием учёного, не мог выдержать вес двоих человек. Поэтому Менделееву пришлось одновременно вести научные наблюдения за полным солнечным затмением (с чем он блестяще справился) и управлять шаром (что, увы, получилось у него не очень хорошо).
  Александр Кованько был знаком с фототехникой непонаслышке. В 1886 году под Петербургом он впервые в мире провёл аэросъемку города с воздушного шара. Не исключено, что он мог оказать существенную помощь и поддержку Василию Беликову в панорамной съемке Клина. Опять же, и для старта воздушного шара «Русский» в конце XIX века, и для фотографирования вида города с высоты птичьего полёта в начале века XX было выбрано одно и то же место. Следовательно, ответ на третий вопрос может быть только один: пресловутая фотография Клина с высоты птичьего полёта сделана либо с воздушного шара, либо с аэроплана – третьего не дано.
   Таким образом, мы приоткрыли ещё одну завесу над многочисленными тайнами, которыми окружена жизнь и работа владельца фотоателье, синематографа, а также магазина писчебумажных и канцелярских принадлежностей Василия Андреевича Беликова. Но до сих пор остаются неизвестными многие моменты из его судьбы: к примеру, почему незадолго до Первой мировой войны с видовых открыток исчезает его имя, а права на их выпуск переходят к издательству А.С. Суворина и фототипии «Шерер, Набгольц и Ко»? Или же какие обстоятельства стали причиной того, что в предвоенные годы Василий Беликов переехал жить в Сходню и некоторое время работал в скромной должности школьного счетовода? К слову, во времена НЭПа в Сходню переехал также бывший Клинский купец Н.В. Орлов, и крепко там обосновался: купил небольшой стеклянный завод и дачу, на которой жил со всей семьёй. Почему Сходня 20-30-х годов XX века была так притягательна для бывших Клинских купцов, дворян и мещан? Впрочем, эта история заслуживает отдельного рассказа.
               
   
P.S. На иллюстрации - дореволюционная открытка №34 ателье Василия Беликова. Статья опубликована в соавторстве с В.Р. Пирогом в газете "Серп и Молот" от 13 июля 2018 г.


Рецензии