Значение жертвы Христа

        Значение жертвы Христа

Признание Иисуса Христа только человеком не исчерпывает глубины и масштаба значения Его смерти. Долгое время мне было непонятно утверждение апостолов о том, что Бог Сына Своего не пощадил, о том, что был распят Сын Божий, Который есть Бог. Христианское учение однозначно утверждает, что Бог умереть не может (как это должно быть понятно и всякому, имеющему хоть начатки здравого смысла); что умер Человек Христос Иисус. Я объяснял себе эти высказывания нераздельностью Божеской и человеческой природ Христа, но чувствовал, что это не полностью объясняет вопрос. Частично на этот вопрос можно ответить, исходя именно из нераздельности двух природ Христа, что и означает Боговоплощение. В момент смерти, наступившей после слов Спасителя: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!» (Ев. от Луки 23:46; ср. с Псалмом 30:6 (31:5)) Боговоплощение прервалось до третьего дня, в который Он воскрес. Так что, хотя и неверно говорить, что Сын Божий умер, но можно смело утверждать, что Он пережил смерть, так как это было Его тело. Но и это объяснение не исчерпывает вопроса. Суть дела в том, что смерть Сына Божиего надлежит рассматривать не реально (да не будет!), а символически. Приговорив к крестной смерти Сына Человеческого, человечество тем самым приговорило к смерти и Самого Сына Божиего, облечённого в человеческую природу, то есть Самого Бога. «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» – пишет апостол  Иоанн о Сыне Божием (Ев. от Иоанна 1:4). Приговорив к смерти Причину и источник собственного существования и жизни, с чем остался сам человек? Изъявив желание навек погасить Свет истинный, человек обрёк себя на вечную смерть и вечную адскую тьму. Но апостол Иоанн говорит и больше этого: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (там же, ст. 3), как и Давид говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – всё воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалом 32: 6 – 9 (Тегилим 33: 5 – 8)). И вот человек – венец всего творения – приговаривает к смерти Слово, Которым Господь создал весь мир. Апостол называет Сына Божиего Логосом, Он Сам называет Себя Истиной. Что есть Логос и Истина, если не Закон Божий? Таким образом, человечество распяло Самого Законодателя! Каков итог этого? Само собой разумеется, что это одновременно приговор и всему мирозданию, соторённому и содержимому Словом, Законом Божиим, то есть Самим Сыном Божиим! И Господь показал это: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Ев. от Матфея 27: 45 – 54). Это случилось во исполнение слова пророка Амоса: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Амос 8:9) (Шестой час по древнему иудейскому счислению равнялся полудню). Но Господь, по Своей великой милости только показал нам малую часть последствий смерти Сына Божиего (что было бы, если бы она в действительности произошла, что невозможно). Распятие Христа является величайшим преступлением, которое только можно помыслить. И те, которые после не раскаялись, сами обрекают себя на вечную тьму, которая и осталась бы уделом всего мира, если бы не последовало воскресения Христа. И потому всякий, отвергающий Господа Иисуса Христа остаётся на стороне распявших Его. По словам Поликарпа Смирнского (I – II вв. от Р. Х.), Его кровь Бог взыщет от каждого неверующего Ему. Отвергающему Христа остаётся вкушать плоды Его смерти и быть отрезанным от Его воскресения. Поэтому да не думает никто, что распятие Христа к нему никоим образом не относится, в силу того, что он живёт спустя много веков после этого события.
Не признающие Божество Мессии не понимают, что смерть человека не могла бы быть искупительной жертвой в принципе. Как, например, можно принести полноценную (равноценную) компенсацию за убийство человека? Ведь каждый неповторим, жизнь одного не равнозначна жизни другого, а значит, и смерть одного никак не искупит смерти другого. Потому-то псалмопевец и утверждает: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псалом 48:8 (Тегилим 49:7)). И Иов молится Богу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов 17:3). Человек не мог бы искупить человечество. Но Сын Божий, конечно, мог, так как Он, конечно, значит несравненно больше всего творения Божиего.
Так что Богоборцы, нагло провозглашающие: «Бог умер!» и получат в удел ту реальность, которая стала бы всеобщей, если бы смерть Бога  могла произойти. А мы торжественно отвечаем им: «Христос воскрес!» Так что смерть и воскресение Христа – это основание для обновления всего творения. Христос воскрес!


Рецензии