Михаил Зощенко и медаль за спасение утопающих

        Занятно, что Михаил Зощенко ещё в первой половине 20-х годов (теперь уже прошлого века) в своём творчестве фактически предсказал появление в СССР через тридцать лет хорошо всем известной государственной награды.

        Вернее, возрождение её.
       
        Курьёзно то, что данное предсказание содержалось в произведениях сатирического жанра. Кроме того, предметом творческого предвидения юмориста явилась атрибутика авторитетного государства с серьёзными мировыми запросами. При этом, обратим внимание, её саму Зощенко в своих комических рассказах вовсе не высмеивал.

        Не подвергаются насмешкам талантливого писателя и их главные герои, поскольку они являются таковыми в прямом смысле этого слова; исключением здесь выступает лишь следующий фельетон "Медаль", впервые опубликованный в ноябре 1923 года в петроградском журнале "Красный ворон".

        Тонет человек в Фонтанке. У перил моста толпятся взволнованные зеваки, зовут спасателя. Вызывается помочь парень в картузе, который, тем не менее, не спешит сразу бросаться в воду: вначале он неторопливо выясняет у зевак - кто именно там тонет, и каким образом тонущий оказался в реке; затем интересуется - награждают ли сейчас медалями за спасение утопающих. При этом парень явно трусит.

        Для оценки в полной мере уникальности зощенковских языковых оборотов следует здесь привести фрагмент фельетона:

              "...Он сбросил картуз наземь и, любуясь собой, полез через перила. Лез он медленно, посматривая на толпу. Потом сел на перила и спросил:

        — А чего, граждане, медали-то нынче дают за спасение этих самых утопающих, ай нет?

       — Медали-то? — сказал кто-то. — А неизвестно.
   
       — Неизвестно, — сказали в толпе. — Раньше-то давали.

        Парень горько усмехнулся. 

        — Раньше! Сам знаю… Я, может, этих чертей утопающих семь штук переловил… Раньше…

        Какой-то красноармеец отчаянно взмахнул руками, скинул с себя шинель и бросился в воду.

        Через несколько секунд он вытащил утопающего за воротник.

        Парень сидел на перилах и орал:

        — Так! Загребай левой рукой… Левой… А правой за воротник держи… Чичас лодка подойдет… Так! Не выпущай… Эх, дура!.. Не могут ловить, а тоже бросаются. Туда же!
 
        К месту происшествия подошла лодка.

        — Кончено, — сказал парень. — Его счастье. Он вытащил. А если б не он — я бы вытащил. Без медали… Нехай уж…"

Выделим здесь отрывок диалога:

        " — А чего, граждане, медали-то нынче дают за спасение этих самых утопающих, ай нет?
— Медали-то? — сказал кто-то. — А неизвестно.
— Неизвестно, — сказали в толпе. — Раньше-то давали ".

        Очевидно, речь тут идёт о дореволюционной медали "За спасение утопавших", награждение которой производилось в Российской империи в 1827-1828 г.г. (её удостоилось около 15 подданных). С апреля 1828 года вместо неё вручали медаль "За спасение погибавших". Наряду с другими государственными наградами царской России её упразднили в 1917 году Декретами Советской власти. Из фельетона видно, что на момент его публикации новая наградная система советской страны не предусматривала знаков отличия для "водных" спасателей из числа рядовых граждан.

                * * *

        В феврале 1925 года в журнале "Смехач" выходит рассказ Зощенко "Вятка" (в форме юмористического очерка). В нём, вначале, в неподражаемой авторской манере сообщается как о само собой разумеющемся факте - о свободно бегающих волках по улицам провинциального города Вятки. По словам автора, это стало характерным вятским явлением в связи с чем сложилась местная поговорка: волков бояться - по центральной улице не ходить.

        Далее повествуется о двух крупных матёрых волках, забежавших на центральную улицу города. Растерявшиеся милиционеры не стреляют, а свистят.

        Вновь обратимся к авторскому тексту:

        "...На свистки милиционеров из одного дома выбежал дворник, который бросился на волка и задушил его. Второй волк убежал в лес.

        Ну да. Выбежал дворник.

        Что, спрашивает, волки, что ли? Чичас мы их подомнем.

        И подмял. Долго ли умеючи?!"

        Автор восхищён как отважным дворником, так и Вяткой.

        Но на этом он не остановился.

        Очерк завершён великолепным предложением, до которого мог додуматься только Зощенко, мастер отображения абсурдности происходящих событий:
       
        "По слухам, герой дворник представлен к медали за спасение утопающих".

        Абсурд продолжается...

                * * *

        В 1946 году Зощенко сам окажется трагическим персонажем театра абсурда в державе, ради которой не раз бесстрашно шёл под пули.

        В этой роли он останется вплоть до своей кончины в 1958-м.

                * * *

        Незамысловат, на первый взгляд, сюжет рассказа Зощенко "Анна на шее", опубликованного в журнале "Крокодил" в марте 1934 года. Автор с тёплой иронией проецирует ставшие хрестоматийными образ и мотивы чеховского одноименного произведения на современную ему действительность.
       
        Милиционер Сидоренко Михаил, рискуя жизнью, спасает Анну Теплякову, пытавшуюся утопиться в Неве из-за несчастной любви. В награду доблестный блюститель порядка получает лишь ... упомянутую Анну, на которой женится, разыскав "молодую утопленницу" через адресный стол. Милиционер продолжает её любить без памяти, несмотря на то, что та, как потом выяснилось, оказалась весьма истеричной особой, постоянно устраивающей ему семейные скандалы по незначительному поводу.

        Любопытны и изящны в рассказе рассуждения автора, в них проскальзывает грустная усмешка (и не одна):

       "Эта историйка рисует, что ли, некоторый наш недосмотр на одном позабытом участке жизни. Короче говоря: по-моему, следует давать медали или какие-нибудь там знаки отличия за спасение утопающих. Иначе получается как-то не того. Посудите сами".

        "Нет, наш храбрец не нуждается, конечно, в разных там похвалах и наградах и в разных почетных отзывах и в часах с надписью: За храбрость. Или там в каком-нибудь серебряном портсигаре. Настоящая храбрость и мужество, безусловно, выше всех этих корыстных соображений. Но нам сдается, что за проявленную храбрость и мужество все же надо чего-нибудь давать.

        В довоенное время давали чуть не за каждый шаг разные там знаменитую Анну на шею или там Владимира с бантом. И давали там всякие медали с разными словами: Мерси, благодарю, вот вы какой. И так далее. В том, конечно, было много вздору, но вот нам сдается, что за спасение плавающих и утопающих непременно надо что-нибудь давать. Это, если разобраться в этом психологически, очень нужно... В общем, по-моему, надо давать".

        "Нет, по-моему, если еще и не дают, то надо давать какие-нибудь, хотя бы пустенькие, жетоны за спасение плавающих и утопающих. А то что-то получается не того. Не по заслугам".

                * * *

        Медаль "За спасение утопающих" была учреждена в СССР в феврале 1957 года.

        Какие чувства испытал тогда опальный Зощенко - навсегда останется загадкой.Скорее всего он просто в очередной раз горько усмехнулся.

        По прошествии почти полутора лет его не стало.

        Стойкий оловянный солдатик бестрепетно истаял в огне...

                * * *

        После распада СССР возрождённый знак отличия просуществовал в обновлённой России около двух лет (его удостоилось несколько граждан), повторив тем самым судьбу царской медали "За спасение утопавших". Как и последняя, она "преобразовалась" в медаль "За спасение погибавших" (в 1994 году).

        В июне 2012 г. МЧС России для награждения отличившегося личного состава и граждан учредило собственную ведомственную медаль «За спасение погибающих на водах».


Рецензии
Кто-кто а Зощенко по своему опыту знал о наградах и их кавалерах - 4 боевых ордена за Первую мировую! http://proza.ru/2021/06/12/1571

Андрей Легостаев   02.11.2021 19:26     Заявить о нарушении
Андрей,благодарю Вас за отзыв! Согласен с Вами. Интересно то,что М.Зощенко не смог получить пятый царский боевой орден из-за Февральской революции, это его награждение осталось лишь на бумаге: награждение Зощенко Орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом было объявлено только в приказе (январь 1917г.).

Франц Ирилокин   03.11.2021 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.