Автобус в прошлое

   Случилось мне в конце 80 годов прошлого века жить в приморском городке и стоять на автобусной остановке в ожидании автобуса. Городок застрял между морем и двумя озерами, был длинным и тонким как кишка, да ещё и пересекался двумя каналами, с северной стороны каналом военного порта, посередине торговым каналом, а также несколькими железнодорожными переездами. В городке было несколько маршрутов. И все они были крайне неудобны. Но бывало и хуже, когда городская власть затевала ремонт канализации или других подземных коммуникаций. И такое было практически большинство дней в году. Тогда автобусы мотались по объездным маршрутам, и по каким улицам они пойдут предвидеть было невозможно.

   Доводилось также мне в прежние годы испытать удобства сочленённых   автобусов* производства венгерской фирмы «Икарус» по нескольким длинным маршрутам.  Одним из них был маршрут из точки «А» возле канала военного порта до точки «Б» в районе новостроек за психической больницей, а потом и дальше до нового микрорайона на берегу озера.
 
   Громоздкие «Икарусы» болтались на поворотах через весь город, и всегда ходили как им вздумается, расписание соблюдалось не помню в какие годы, может даже и никогда. Потом расписание исчезло вовсе, и вместо него повесили таблички, явно для удобства пассажиров: «Автобусы ходят с интервалом 15 минут». Стоишь, бывало, на маршруте и гадаешь по количеству народа на остановке, автобус только что ушёл или водитель пока отдыхает на одном из конечных пунктов. Пешком бы уже и дошёл, но что поделаешь, чем дольше стоишь, тем меньше хочется ноги трепать: всегда кажется, что автобус вот-вот появится.

   В этой ситуации случались и свои прелести: бывало, что люди знакомились прямо на остановке, неторопливо обсуждая тему «быть или не быть» жёлтому «Икарусу». И у горожан со временем выработалась привычка – ждать и переговариваться между собой, поглядывая в сторону, откуда должен был появиться автобус. Случалось, разговоры длились не менее часа. В конце концов складывались группы по интересам, а потом и распадались, когда подходил этот сарай на колёсах и надо было штурмом брать раздвижные входные двери.
 
   Порой, особенно в утренние часы, когда люди ехали на работу, пассажиров в автобусе было так много, что случалось трамбовать счастливчиков внутри общественного транспорта. И тогда удачей было, если ты стоишь на ступеньке прижатый спиной к двери, а не к карманнику, который незаметно выудит твой кошелёк и соскочит на следующей остановке.  Увы, и такое запросто случалось в эпоху строительства коммунизма.
 
   Но не о пережитках капитализма сегодня речь. Стою я как-то апрельским хмурым утром на остановке автобуса возле стены дома без крыши. Кровлю старинной постройки снесло минувшей войной, в тёмно-красных кирпичах обители застряли беспорядочные пули. Через дорогу новое общежитие процветающего галантерейного комбината и типовые блочные пятиэтажки, настроение у меня хорошее, хотя и размышляю, а с какой стати лежат цветы у подножия грузного памятника со следами разбитой свастики на Северном кладбище? Я только что прошёл мимо него к остановке. Пусть и разбита, но смотрится со своего постамента прямо на Красноармейскую улицу.

   Автобуса, как водится, сразу не было, людей на остановке тоже. Значит автобус только что ушёл, и ждать следующего, если верить надписи вместо расписания, не менее 15 минут. Поглядываю в сторону Военного городка, жду «Икаруса».

   Подходит ко мне невысокий прихрамывающий человек и здоровается, оборачиваюсь на него, и оказывается, что это еврей по фамилии Меламед. Мы с ним некогда вместе работали на судоремонтном заводе. На заводе его уважали: он был участником Великой Отечественной войны, слыл человеком знающим, и всем было известно, что он является хорошим лектором Всесоюзного общества «Знание». Его частенько в рабочее время приглашали читать лекции на другие предприятия города.

   Лекции о международном положении в рабочее время до прихода к власти Андропова в цехах многочисленных заводов городка с сотней тысяч жителей были весьма популярны. На них рабочий класс был реально некоторое время свободен: можно было слушать, если тема тебя заинтересовала, а можно было и подремать.

   После ухода из жизни Андропова явился народу новый верный ленинец, с виду молодой и энергичный генсек Горбачёв. Жизнь к лучшему не изменилась, колбаса совсем исчезла с прилавков, но зато в партийном обиходе появились новые словечки – «гласность» и «перестройка».
 
   Бывало столкнётся в коридоре власти горкома КПСС нос к носу парочка пухленьких партайгеноссе, и вместо дежурного вопроса «Как дела?» наперебой, кто первый, стараются задать вопрос в духе нового времени:
 
- Ну ты как, перестроился? – и посмотрит с хитроватым ленинским прищуром на товарища более проворный в задавании вопросов говорун.
 
– Я-то перестроился, а как у вас в отделе с гласностью? Обсудили успехи в вырубке виноградников в Крыму, Молдавии, на Кубани и Северном Кавказе? - блеснёт познаниями географии СССР другой бездельничек.
 
   Перекинутся ещё парой другой фраз и пойдут без ненужной спешки в буфет за положенным ответственным работникам дежурным свёртком с балыком, сервелатом и баночкой деликатесных консервов...



* Сочленённый автобус «Икарус» - автобус, состоящий из двух жестких секций, шарнирно соединенных друг с другом. Пассажирский салон имелся в каждой секции, Шарнир был прикрыт по бокам резиновой гармошкой. Это позволяло пассажирам безопасно переходить из одного салона в другой.




Продолжение: http://proza.ru/2021/06/18/844


Рецензии
Это есть Володя литдневник надо вести - Импрессия на ходу. А связь между евреем Меламедом и венгерским Икарусом совсем эфемерична. Так пережиток социализма. Насчет Икарусов и Трабантов. В Венгри Икарусы переделали в троллейбусы так и гоняют по городам. А Трабанты у них как и копейки - все на ходу. Вот Рига отличная точка наблюдения для Литератора - полуевропа с российским акцентом. Все на острие.

Владимир Падейский   15.05.2024 07:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.