26. Историк
Г. Г. Генкель
ФЛАВИЙ ИОСИФ, ЕГО ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Одною из наиболее типичных личностей такого рода является историк, которому посвящен настоящий очерк. Как, надеюсь, выяснится из него, почти вся первая половина его жизни была сплошною ошибкою, чтобы не сказать — сознательною гнусностью.
Флавий же является предателем, шпионом, виновником гибели своих единоплеменников.
Иосиф бар Маттафия1, сын богатых родителей, родился в Иерусалиме, по исчислениям Шюрера2, между 13 сентября 37 и 16 марта 38 года христианской эры. Отец его был священником, ведшим свое происхождение от Гиркана, мать же принадлежала к потомкам асмонейской династии. Впрочем, сведения генеалогического характера, сообщаемые Иосифом о себе (Vita, § 1), крайне неточны. У него был еще брат, носивший имя Маттафии. Отец дал Иосифу тщательное воспитание и старался рано посвятить его в изучение Св. Писания. Эти попытки увенчались блестящим успехом: 14 лет мальчик поражал стариков книжников своею начитанностью и сообразительностью. Через два года, успев последовательно ознакомиться с доктринами фарисеев, саддукеев и ЕССЕЕВ, шестнадцатилетний юноша настолько проникся учением последних, что решил посвятить себя отшельнической жизни. С этою целью он ушел в пустыню, к аскету Банусу, который питался исключительно кореньями и носил одежду из древесной коры.
Пробыв у Бануса три года, Иосиф почувствовал влечение к более деятельному образу жизни. Вернувшись в родительский дом, он примкнул к секте фарисеев, но не ограничился только теоретическим изучением и разработкою их доктрины, а принял живейшее участие в их политической и общественной деятельности. Нам здесь нечего останавливаться на характеристике последней: влияние фарисеев на народ, их популярность, в противоположность гордым и замкнутым саддукеям-эллинистам, факты общеизвестные.
Неудивительно, что принадлежавший к знатной и богатой семье, даровитый и многосторонне образованный юноша не долго оставался в тени. Его честолюбивая натура требовала широкой сферы деятельности. И вот уже в 63 году мы видим Иосифа, тогда 26-летнего молодого человека, в числе членов депутации, отправленной при прокураторе Фесте жителями Иерусалима в Рим, к императору Нерону. Миссия, возложенная на эту депутацию, во главе которой стояли первосвященник и храмовой казначей, не принадлежала к числу легких. Дело в том, что иудеи воздвигли во дворе храма высокую стену, чтобы лишить царя Агриппу II возможности смотреть с балкона дворца на то, что делалось в святилище. Установление такого надзора, однако, противоречило всем обычаям. Агриппа и Фест потребовали срытия стены. Иудеи отказались и отправили депутацию к Нерону. Благодаря содействию принявшей иудаизм императрицы Поппеи Сабины посланным удалось блестящим образом исполнить возложенную на них задачу. Члены миссии, за исключением первосвященника и казначея, которых Поппея оставила при себе, вернулись в Иерусалим.
Эта поездка имела для Иосифа решающее значение: тут он познакомился с Римом, с прелестями его жизни, его величием, его силою. Тут в нем, вероятно, впервые зародилось несчастное убеждение в непреодолимом могуществе властного города и его победоносного народа. Особенно пленила юношу столь же красивая, сколь и развратная Поппея, благоволение которой ему удалось снискать при помощи актера Алитира4. Благоволение это выразилось, между прочим, в богатом подарке, который императрица на прощанье вручила Иосифу.
Возвращение Иосифа в Иерусалим было для него настоящим триумфом. Если богато одаренный природой юноша до того сумел снискать себе расположение фарисеев, этих руководителей народа, то с данного момента его влияние стало особенно заметным. Он принимает живейшее участие во всех делах, голос его часто является решающим, и популярность его вскоре доходит до того, что иерусалимские книжники поручают ему самые серьезные и ответственные должности. Теперь жизнь Иосифа, вплоть до 70 года до Р. Х., теснейшим образом связана с судьбами Палестины и ее народа. Поэтому и нам придется бросить беглый взор на то, что происходило тогда в Св. земле.
В средине ноября 66 года сирийский наместник Цестий Галл напал на Иерусалим, положив этим начало роковой Иудейской войне. Иерусалимские граждане решили избрать несколько особенно выдающихся лиц для ведения всех дел и для борьбы с врагами внутренними и внешними, потому что не только римляне угрожали самостоятельности Иудеи, но и различные партии внутри самого священного города грозили истребить друг друга. В такую критическую минуту выбор граждан пал на Иосифа, который первоначально пытался склонить их к миру, но затем принял ответственную должность5. Сначала пришлось успокоить умы враждовавших между собою и разбившихся на два стана граждан. Эта задача была им исполнена. Затем нужно было бороться против Цестия Галла, который собрал войско в 30000 человек и двинулся к Птолемаиде. Предав разграблению городок Завулон, прокуратор занял Яффу и сжег ее. Тут было перерезано 8400 человек. Так же были опустошены окрестности Цезареи. Затем Цестий отправил своего помощника, Галла, в Галилею, где город Сепфорис немедленно передался римлянам. Цестий же двинулся чрез Лидду к Иерусалиму. Здесь ему было оказано отчаянное сопротивление, и на первых порах иудеи, предводительствуемые Симоном бар Гиорою, одержали над ним блестящую победу. После этого Цестий еще раз пытался штурмовать город, но, прождав перед ним три дня, внезапно отступил. Он потерял при этом 400 воинов и почти весь обоз. Желая взвалить всю вину в этой постигшей его неудаче на прокуратора Флора, он послал к Нерону, находившемуся тогда в Греции, депутацию из богатых и знатных иудеев, которые с самого начала советовали своим согражданам не поднимать оружия против римлян; однако же мы видели, что этот совет не был исполнен. Таким образом, иерусалимцы фактически стали бунтовщиками и тем самым потеряли все права и привилегии, дарованные им некогда Юлием Цезарем и Клавдием.
Руководящая партия в Иерусалиме, однако, отлично понимала случайность с.9 побед над Цестием и не делала себе иллюзий, что тем дело и кончилось. Напротив, трагедия теперь только стала разыгрываться, и последний акт ее был еще впереди. Поэтому было решено разделить страну на целый ряд областей и над каждой поставить отдельных военачальников. Иосифу поручили управление Галилеи, куда он отправился в сопровождении двух священников, набрав войско, ядро которого составляли 4500 наемников. Затем ученый муж, но плохой военачальник и администратор, принялся укреплять различные пункты страны и при этом раскидал и разъединил все свои и без того ненадежные боевые силы. Занявшись единовременно укреплением 16 галилейских поселений, он тем показал всю свою неопытность. Последняя еще более обнаружилась, когда наш ученый законовед принялся за устройство администрации в этих городах. Он назначил совет из 70 старейшин (то был верховный трибунал страны), в отдельных городах власть была передана 7 судьям и всюду введена строгая регламентация жизни по Моисееву законодательству. При других условиях это сделало бы честь Иосифу, но теперь, когда стране угрожали враги, когда в отдельных городах происходила ожесточенная борьба партий, когда войско было набрано случайно и совершенно не обучено, Иосифу следовало бы забыть на время о своем фарисейском ригоризме. Наивность, с которою он сам (в Иуд. войне II, 21, 2 и Vita, § 13) рассказывает о своих неудачных административных и военных мероприятиях, прямо поразительна. Если бы он, даже делая массу ошибок, вспомнил о своих соседях, арабах и особенно грозных Риму парфянах и постарался привлечь их на свою сторону6 (а это тогда было так легко!), он мог бы одержать верх над врагами, и Иудея, может быть, отстояла бы свою независимость.
Между тем никакой подобной попытки им не было сделано; напротив, сподвижники и товарищи Иосифа думали о том только, как бы путем насильственного взимания десятин с истощенного уже и без того населения набивать себе карманы. Сам военачальник не уступал им в корыстолюбии. История с похищенным багажом Агриппы II и его сестры Береники7 служит лучшим тому доказательством. В то же время Иосиф сумел восстановить против себя двух других руководителей народа, Иоанна из Гисхалы, с которым его первоначально связывала тесная дружба, и Симона бар Гиора. Первый укрепился в столь важном с стратегической точки зрения городе Сепфорисе, второй — в Масаде. Результатом этого было не только отпадение Сепфориса от Иосифа, но и Тивериады и Гисхалы. Иоанн даже сделал попытку умертвить Иосифа с помощью наемных убийц, но Иосиф спасся поспешным бегством на Генисаретское озеро. Иоанн тем временем без труда овладел укрепленною Гамалою. Таким образом, сама Галилея распалась на части, и соперники только облегчали дело нагрянувших на нее римлян8.
В это время (весною 67 г.) император Нерон, находившийся в Греции, послал в Иудею опытного консуляра, хотя и человека плебейского происхождения, Тита Флавия Веспасиана. В лице нового римского полководца, с.10 стяжавшего себе лавры на Рейне и в Британии, иудеи и галилеяне встретили опытного и энергичного противника, отличавшегося железною волею и идеально дисциплинировавшего свое войско. Последнее, по удачному выражению Гаусрата9, представляло из себя огромную машину, двигавшуюся исключительно волею своего вождя.
Прибыв к Птолемаиде, Веспасиан и сын его Тит встретили здесь посольство из Сепфориса с предложением отдать город римлянам и впустить туда римский гарнизон. Это было первым результатом плачевной деятельности Иосифа. Жители не доверяли ему и не надеялись на устойчивость Иоанна из Гисхалы. Сколько ни старался Иосиф путем красивых убеждений склонить жителей к возмущению против римлян, эти попытки его оставались тщетными. Когда же римское войско двинулось к пределам Галилеи, Иосиф отступил с несколькими приверженцами в Тивериаду, так как, по собственному выражению, «в ту минуту он решил по возможности избегать опасности». Хорош полководец! Он даже не постыдился отправить из Тивериады письмо в Иерусалим с предложением вступить с римлянами в мирные переговоры или прислать ему сильное войско. Очевидно, что его просьба осталась без ответа. Тогда Иосиф решил искать спасения в бегстве в укрепленный городок Иотапату, к северу от Генисаретского озера. Население этого городка успело разбить римского полководца Плацида, посланного Веспасианом с приказанием овладеть городом. Сюда сбежалось и большинство галилейских воинов и наемников Иосифа. Последний прибыл в Иотапату 31 мая 67 года10.
История сорокасемидневной ожесточенной осады Веспасианом этого городка всем хорошо известна11, равно как известны также различные военные хитрости, пущенные в ход Иосифом для введения римлян в заблуждение. Когда наш герой увидел, что городку не выдержать осады, он хотел бежать, но был вовремя удержан населением от столь постыдного поступка. Геройская защита жителей и их подвиги с достаточною подробностью известны из сочинений нашего историка12. 20 июля 67 года римляне овладели Иотапатою, Тит и трибун Домиций Сабин первыми взошли на городскую стену.
Тогда Иосиф в обществе 40 сподвижников укрылся в глубокой цистерне городского водопровода. В числе скрывшихся была также одна женщина, впоследствии донесшая римлянам об убежище Иосифа. Тем временем беглецы, снабдив, видимо, заранее свое убежище достаточным запасом съестных припасов, спокойно выжидали случая ускользнуть из города. Когда римляне узнали, где находится Иосиф, они предложили ему сдаться, обещая пощадить жизнь его. Бывший галилейский военачальник имел достаточно дерзости согласиться, но вовремя был остановлен товарищами. Видя, что запасы клонятся к концу и римская стража оберегает выход из цистерны, Иосиф решился на хитрость, о которой самодовольно повествует в третьей книге своей «Иудейской войны», хотя похвастать тут, право, было нечем. Он предложил своим товарищам не сдаваться с.11 живыми, но лучше покончить самоубийством. При этом жребий должен был решить, кому кого убивать. По счастливой, но странной случайности все товарищи Иосифа перебили таким образом друг друга; теперь в живых оставались лишь двое, наш герой и один из его сподвижников. Со свойственным ему красноречием Иосиф убедил товарища не совершать смертельного греха смертоубийства и лучше сдаться римлянам. Так они и поступили. При выходе из цистерны Иосиф был арестован трибуном Никанором, закован в цепи и приведен к Веспасиану, который должен был решить его участь.
В такой крайности Иосиф опять решился прибегнуть к хитрости. Отлично зная суеверие римлян, которым, впрочем, тогда был заражен весь мир, догадливый фарисей на время прикинулся благочестивым ессеем и попросил разрешения предстать пред победителем в одежде восточного отшельника. Это подействовало. Иосиф затем сказал Веспасиану, что имеет сообщить ему наедине нечто весьма важное. Когда и эта аудиенция была разрешена ему, он рассказал полководцу о том сне, который ему будто бы приснился, и предсказал ему получение императорской власти13. Насколько это предсказание подействовало именно в то тревожное и смутное время на Веспасиана, можно себе легко представить. Огромная власть преторианской гвардии, интриги всемогущих придворных и императорских вольноотпущенников, своеволие солдат, бессилие римской знати, сумасбродство непопулярного в глазах народа Нерона, наконец общее недовольство существующим порядком вещей, — все это могло вести к различным неожиданностям. Судьба династии Клавдиев висела на волоске. Каждый день мог принести с собою новые сюрпризы. Поэтому мысль о возможности достигнуть когда-либо верховной власти не была в состоянии показаться честолюбивому и боготворимому легионерами Веспасиану слишком дерзкой. Как бы то ни было, но маневр Иосифа удался. Он не был казнен, но должен был оставаться при войске пленным, причем носил цепи.
Тем временем Иоанн из Гисхалы каким-то чудом спасся, прибыл в Иерусалим и сообщил там о поступках Иосифа, возбудив тем самым партию зелотов к открытой революции против фарисеев. Веспасиан же вернулся к Птолемаиде, пошел затем на приморскую Цезарею и взял Яффу. После этого он поехал в Цезарею Филиппа, где находился тогда Агриппа II со своею сестрою Береникою. Тут Веспасиан отдыхал в течение трех недель, так как наступило самое жаркое время года. Его сын Тит между тем усердно ухаживал за красивою и кокетливою Береникою, которая охотно отдалась ему, рассчитывая таким образом по окончании несомненно победоносной для римлян борьбы сохранить брату Агриппе его престол. Так отстаивали права своих подданных те, кто должен был бы являться наиболее ярым противником римлян!
Из Цезареи Веспасиан двинулся на Тивериаду, где его отряд, впрочем, потерпел поражение. Тем не менее городской совет добровольно отдал город римлянам. Отсюда Веспасиан пошел к Тарихее и взял ее не без труда. Еще больше затруднений представило ему взятие Гамалы, которая, однако, в сентябре 67 года досталась им в руки. Тит в то время овладел Гисхалою, а с.12 Веспасиан подчинил себе города Ямнию и Азот. Таким образом, к зиме 67 года вся приморская область, равно как вся Галилея, вновь была во власти римлян. Зиму 67/68 года Веспасиан употребил на восстановление и укрепление взятых пунктов, а весною расположился лагерем вблизи Иерихона, чтобы отсюда начать осаду и штурм Иерусалима.
Тем временем в Риме трагикомическое правление Нерона разрешилось самоубийством последнего (9 июня 68 г.). Наступившее затем междуцарствие, если можно так назвать кратковременные правления Гальбы, Отона и Вителлия, ничего не изменило в положении Иудеи и находившегося там Веспасиана, вместе с ним и Иосифа. Внезапно 1 июля 69 года14 Веспасиан был провозглашен императором. Это радостное для него событие немедленно отразилось на судьбе Иосифа, о предсказании которого вспомнили Веспасиан и Тит. Последний немедленно приказал освободить Иосифа от оков, причем собственноручно перерубил цепи топором. Этим Иосиф не только освобождался от плена, но и восстановлялся во всех своих гражданских правах. Новый император, собираясь в Египет, взял с собою и Иосифа.
Хотя Иосиф был женат, но его жена оставалась в Иерусалиме, и он долго не видал ее. В Александрии, а быть может еще и в Цезарее, Веспасиан женил его на пленной иудейке, которая, однако, вскоре покинула насильственно навязанного ей мужа. Затем Иосиф женился еще раз, но также неудачно: вскоре ему пришлось развестись. Четвертый, и последний, брак его на богатой критянке из уважаемой семьи состоялся значительно позже. От третьей жены своей он имел сына Гиркана, от критянки — Юста и Симонида, прозванного также Агриппою (Vita, § 422—430).
Вернувшись из Египта в Иудею, Иосиф застал Тита готовящимся к окончательному взятию непокорного Иерусалима. То было весною 70 года. Тит немедленно назначил Иосифа переводчиком при сношениях с иудеями и пользовался им также в качестве парламентера15. Живя в римском лагере, Иосиф не сумел расположить к себе римских офицеров, которые сплошь и рядом жестоко глумились над ним. Его положение особенно затруднялось тем, что иерусалимцы, совершенно, впрочем, основательно, видели в нем предателя и шпиона и всячески старались выказать ему свою ненависть. Случаев для этого представилось им несколько, именно каждый раз, как Иосифу приходилось подходить в качестве парламентера к стенам священного города. Правда, его поведение при этом было иногда прямо возмутительно: он не только уговаривал своих сограждан сдаться, но и употреблял при этом самые недостойные приемы. Так, например, восхваляя могущество римлян, он старался убедить иерусалимцев в божественности их миссии. В виде доказательства он сослался между прочим на то, что будто бы с появлением Тита под стенами города иссякшая перед тем силоамская купель давала теперь втрое больше воды, чем когда-либо раньше16.
Неудивительно поэтому, что, пока Иосиф рассыпался в подобных похвалах с.13 угнетателям, угнетенные и осажденные осыпали его градом копий, стрел и камней. Иосифу стоило подчас огромного труда уберечься от этого. Однажды, впрочем, в него так метко бросили камнем, что парламентер пал на землю и был замертво унесен в римский лагерь. По этому поводу в Иерусалиме началось ликование: граждане были убеждены в смерти изменника. Когда об этом сообщили престарелой матери Иосифа, томившейся тогда с прочими членами семьи в темнице (ярые зелоты таким жестоким образом отомстили несчастной за измену сына и за принадлежность его к фарисейству), та, говорят, воскликнула, что и лучше, чтобы изменник умер, чем чтобы он продолжал вести свою позорную жизнь.
Тем временем Тит свирепствовал против иудейских пленных. Сохранилось указание, будто он ежедневно казнил до 500 их. Иосиф между тем расспрашивал несчастных о положении дел в городе и, по собственному заявлению, делал себе письменные на этот счет заметки17.
Я не стану утомлять читателей подробным описанием всех перипетий осады и конечного штурма Иерусалима. Иосиф посвятил этому V и VI книги своей «Иудейской войны», где с большою подробностью рассказывает об этом. 5 июля 70 года пал замок Антония и с ним священный город. Политическая самостоятельность Иудеи погибла навсегда.
К чести Иосифа нужно сказать, что тут он заступился за иерусалимцев и многим из них (между прочим, его родному брату, Маттафии) это заступничество спасло жизнь. Когда Тит по взятии города предложил Иосифу «взять себе что он желает», он взял лишь несколько священных книг (;;;;;; ;;;;;) и просил щадить граждан. Некоторое время спустя ему пришлось ехать за город. На дороге он увидел массу крестов с распятыми иудеями. В числе последних, притом еще не умерших, он заметил трех друзей своих. Иосиф немедленно вернулся к Титу, вымолил у него прощение несчастным и стал лечить их. Двое, впрочем, скоро умерли, третий остался жив и выздоровел18.
Тит прекрасно относился к Иосифу. За его труды парламентера и вообще за его преданность римлянам он подарил ему обширное поместье на равнине Сарона. Впоследствии император Домициан освободил это имение от всех налогов и повинностей (Vita, § 76). Тит, окончив войну и собираясь в Рим, взял с собою и Иосифа, который присутствовал при триумфе Веспасиана и Тита и имел возможность видеть в числе военнопленных своего старинного врага Иоанна из Гисхалы (приговоренного впоследствии к пожизненному тюремному заключению) и Симона бар Гиору, который был низвергнут с Тарпейской скалы. Агриппа с сестрою своею Береникою, возлюбленною Тита, конечно также принимал самое деятельное участие в триумфе победителей.
В Риме для Иосифа началась новая жизнь. Получив от Веспасиана разрешение поселиться в доме Флавиев, он вскоре добился даже права римского гражданства (с этого момента Иосиф стал называться Флавием) и различных привилегий, как, например, назначения ежегодной ренты (Suet. Vespas. 18, говорит по этому поводу: primus e fisco latinis graecisque rhetoribus с.14 annua centena constituit). Кроме того, Иосифу были возмещены убытки, которые он потерпел во время осады, когда подверглись разграблению его поместья в Палестине. Вообще Иосиф пользовался большою милостью при дворе Тита, его преемника Домициана и у императрицы Домиции, несмотря на то, что неоднократно находились недоброжелатели-иудеи (в том числе даже наставник его собственных сыновей), которые старались очернить его пред императором. Эти попытки, впрочем, остались безуспешными. Пользуясь милостивым расположением правителей, будучи материально вполне обеспечен, Иосиф задумал навсегда остаться в Риме и посвятить свои досуги историографии и науке. В лице Домициана, Агриппы II и богатого Эпафродита он имел сильную поддержку. Некоторые историки (Niese, Ewald и др.) считают этого Эпафродита, которому Флавий Иосиф посвятил все свои сочинения, вольноотпущенником императора Домициана, но против этого можно представить веские возражения. Вероятнее всего, это был выдающийся грамматик, отождествлять которого с указанным вольноотпущенником не допускают некоторые соображения хронологического характера19.
В Риме Иосиф прожил около 25 лет. Хотя мы ничего не знаем о смерти его, однако по некоторым данным (Шюрер, с. 59), он еще был жив, во всяком случае, в первое десятилетие II века. В заключение упомянем, что Евсевий (Hist eccl. III, 9) рассказывает, будто Иосиф был почтен в Риме постановкою статуи. Если он и заслужил таковую, то, во всяком случае, не за первую половину своей жизни, когда он столь наглядно доказал свою неспособность как государственный деятель, а за вторую, посвященную написанию тех удивительных произведений, которые создали ему неувядаемую славу и к рассмотрению которых мы теперь перейдем.
....
Исходя из всех этих соображений, Иосиф предался в Риме усердному изучению греческого языка, его грамматики, стилистики и литературы. Он успел в этом в сравнительно непродолжительный промежуток времени, потому что уже между 75 и 79 годами20 появилось его первое сочинение, считаемое многими21 наилучшим из всех его творений; оно посвящено описанию Иудейской войны, столь всем еще памятной. Составленная в 7 книгах история ;;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; по содержанию своему представляет следующее: I книга начинается с рассказа о событиях при Антиохе Епифане (175—164 гг. до Р. Х.) и дает историю до смерти Ирода Великого (4 г. до Р. Х.). Содержание второй книги знакомит нас с эпохою от 4 года до Р. Х. вплоть до начала Иудейской войны и захватывает также первый (66—67) год ее. В III книге подробно повествуется о войне в Галилее (67 г.). В конце IV книги мы видим приготовления Тита к осаде Иерусалима. V и VI с.16 книги дают историю осады и взятия священного города, а последняя посвящена рассказу о дальнейших событиях до полного уничтожения последних вспышек иудеев и взятия Масады.
Факты, приводимые Иосифом, не всегда достаточно проверены, нередко преувеличены, тенденциозно окрашены, иногда даже, где это казалось автору необходимым ad majorem gloriam judaeorum, прямо извращены или просто опущены24. Так, например, тенденциозно все описание гибели иерусалимского храма. В «Иудейской войне» рассказывается, будто святилище стало жертвою пламени помимо ведома и желания Тита, который якобы противился разрушению его. Тацит же говорит как раз противоположное, и мы не имеем основания не верить ему25.
Преувеличено также описание голода в Иерусалиме во время осады; общеизвестен рассказ о матери, заклавшей и съевшей своего ребенка, факт прямо невероятный. Равным образом невозможно, чтобы число погибших при взятии города иудеев достигало 1000000 человек. Сколько же тогда было жителей во всей Иудее?
Но Флавий, несмотря на указанные погрешности, сумел придать своему сочинению обаятельную внешность, тщательно и искусно обработав язык, избегая всех шероховатостей26, придав ему элегантную легкость и живость изложения, снабдив его поэтическим пафосом (ср., например, с.17 речь Агриппы во II книге) и пересыпав рассказ массою данных легендарного и анекдотического характера. Неудивительно, если книга имела шумный успех. Манера Феопомпа, Плутарха, Саллюстия, Цезаря, Ливия, Тацита, Аммиана Марцеллина и особенно Квинта Курция Руфа оказывала на среднего читателя чарующее впечатление. Эта манера была избрана и Флавием. Масса, это уже ее удел, всегда преклоняется пред риторикой, а в ней Флавий был силен. Весьма вероятно, что в расположении и обработке материала большую роль играли вышеупомянутые его греческие сотрудники.
.....
Остается сказать еще несколько слов о четвертом — и последнем — труде Флавия, его автобиографии, или БИОС, как ее кратко озаглавил сам составитель.
.....
Он собирался посвятить ЧЕТЫРЕ КНИГИ выяснению «Сущности Предвечного» (;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;) и в «Древностях» неоднократно говорит о нем. Некоторые историки полагают, что эта книга должна была служить дополнением к философским трудам Филона. Как бы то ни было, но Флавий так и не написал ее.
.....
Если рассматривать Иосифа как человека, то мы найдем в нем мало отрадного. Все те отрицательные качества его, которые нам пришлось отметить при рассказе об его жизни, с достаточною доказательностью подкрепляются обилием данных из его исторических сочинений. Хитрость, неискренность, льстивость, неустойчивость во мнениях рядом с большою хвастливостью и самомнением обнаруживаются тут на каждом шагу. Но вместе с тем мы не можем отказать Иосифу в необычайном трудолюбии и усидчивости, в огромной эрудиции, в осмотрительном и умелом пользовании источниками, наконец в известной идейности (вспомним, какими целями задавался он при написании своих сочинений). Не его вина, если единоплеменники его отнеслись холодно к его трудам, если языческий мир не принял их с тем энтузиазмом, на который, очевидно, рассчитывал автор. Зато последующие века и особенно последнее время по достоинству оценили этого выдающегося и талантливого писателя. Для нас теперь совершенно безразлично, каким человеком был Флавий; для нас он неоценим как писатель: он раскрывает нам историю целой эпохи, дает обилие ценнейшего материала по экзегетике, истории христианства, римской и греческой с.24 истории, по библейской археологии и т. п. Мы никогда не должны забывать, что Иосиф Флавий в своих двух крупных трудах восполняет пробел между книгами Ветхого и Нового Заветов. Являясь дополнением книги книг, его труды смело могут и должны рассчитывать на внимание всех образованных людей. Богатая литература о Флавии, множество его изданий, переводы его на все европейские языки служат лучшим тому доказательством.
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1287949997
***
Генкель Герман Германович. (5.04.1865, Белосток Гродненской губ. - после 1932), семитолог, в ПБ 1892-1900. Сын прусского офицера (после 1917 называл себя "сыном железнодорожника").
***
Есть ли границы у сумасшествия, не ли границ у сумасшествия...
Свидетельство о публикации №221050200092