Индустриальная история Глава 11. Дембельский аккор

На следующее утро я шёл на работу «без крылышек за спиной». Пахать на благо завода мне не хотелось, но очень хотелось восстановить однолинейную схему электроснабжения завода. Довести тему до логического завершения. Эмоциональных сил доделать всё задуманное у меня явно не хватит.

С утра я сразу зашёл к главному энергетику.

- Выбирай, я дорисовываю схему и увольняюсь. Либо увольняюсь сразу, - предложил я главному энергетику.
- А почему надумал увольняться? – спросил главный энергетик.
- Подтирать чужие попы мне никогда не нравилось.
- Ты давай со схемой заканчивай, а потом поговорим.
- Тогда, ты забываешь о моём существовании. Когда сделаю – приду сам.
- Хорошо, - процедил сквозь зубы главный энергетик.

С этого дня я только рисовал. Лишь однажды помог соседу проанализировать договор с Газпромом. Хитромудрый договор, в нём фигурировал только объём поставляемого газа. А о его теплотворной способности - ни слова. Чтобы было понятно. При сжигании качественного газа, с хорошей теплотворностью, будет выделено больше энергии, чем при сжигании плохого, при одинаковых объёмах. И в последнем случае, придётся потребить больший объём газа, чтобы получить требуемое количество энергии. Эта хитрость и платёжках для частников, розничная цена газа за один кубический метр. А в договоре пункт «бери или плати». Вот и приходится заводу заказывать объём газа с запасом. Вдруг газ с низкой теплотворностью, а топить – то надо.

- А газовый счётчик учитывает только объём газа? – спросил я соседа.
- Да, - ответил сосед.
- Советую заменить, а в договоре на следующий год считать калорийность полученного газа.
- А ты откуда про это знаешь? – удивился сосед.
- Курс теплотехники в институте.

Сосед попытался предложить юристам потягаться с Газпромом, но получил честный ответ, что все они
бывшие военные, получившие юридическое образование в ускоренном порядке.

Главный энергетик решил схитрить, и попытался подключить меня к решению других проблем через зама по электрической части. Но я лаконично ввёл его в курс дела, и он оставил меня в покое. Был звонок от зама генерального по экономике. Он хотел поговорить об АИСКУЭ, но я посоветовал обратиться к заму по теплу, который теперь этим занимается, по личному приказу генерального директора (как выяснилось).

И вот настал торжественный момент, я вышел из заводоуправления с толстым свёртком чертежей под мышкой. Это были семь экземпляров однолинейной схемы электроснабжения завода. Я быстро собрал подписи в штампиках, и начал раздавать заинтересованным службам. Два последних экземпляра я повесил в нашей комнате и в кабинете главного энергетика. Так было положено. Длина схемы была три с лишним метра, а высота - метр двадцать. В правом верхнем углу сиротливо приютилась спецификация, в которой я планировал указать названия подстанций с инвентарными номерами. Но начальник высоковольтного участка попросил её не заполнять, пока. Я случайно узнал заводскую тайну, в лихие девяностые, целую двухтрансформаторную подстанцию вывезли за территорию завода. Толи сдали на металлолом, толи продали как бэушную. И я стал понимать, почему мне неохотно рассказывали о содержимом трансформаторных подстанций, коих на заводе насчитывалось ровно шестьдесят семь штук. Несколько лет спустя я немного поработал на заводе в другом городе, и там тоже своровали трансформаторную подстанцию, и номера у них совпадали: ТП-65. Мистика!

Я написал заявление и пошёл к главному энергетику.

- Может останешься? Я схожу к генеральному и договорюсь о повышении твоего оклада, тысячи на четыре, - предложил главный энергетик.
- А потом за эти копейки пахать и за себя, и за блатных парней? Ты уже третий год руководишь отделом, а отдела и нет! Три больших комнаты, в которых сидят дяденьки и тётеньки. А в кабинете начальника – кардинал Ришелье, который плетёт интриги и стравливает подчинённых, чтобы они не сплотились против него. Так не руководят!
- Много ты знаешь! Вот прочитай, что я должен делать в первую очередь. Это наказ генерального, когда он принимал меня на работу.

Я взял листок и начал читать. 1 Получение внереализационных доходов (чёрный нал); 2 Создание подпольного цеха выпуска бутилированной воды из скважин завода; 3 Реализация газов на сторону (чёрный нал); 4 Неофициальная сдача цветмета, ненужного предприятию (чёрный нал). Вывоз нереализованных неликвидов (работоспособных) за пределы предприятия. Дальше я перестал читать. Список для вредителя. Какая  бутилированная вода из скважин на территории завода, в землю которого много лет сливали грязные отходы? Мы её используем для систем охлаждения и полива клумб. Впрочем…

- Спасибо что ввёл в курс дела, я теперь точно не останусь. Крутые пацаны деньги в карманы набивают, а дурачок Артур решает актуальные заводские проблемы за четырнадцать тысяч в месяц. Зачем я тебе нужен? Тебе выгодно заключать договоры с подрядчиками и пилить деньги. Давай, подписывай, и без отработки!
- Как знаешь.

Через день я получил на руки трудовую книжку и подрасчёт…


Эпилог

Всё, что я описал в одиннадцати главах – правда. Для чего я это написал? Пусть это будет реальная зарисовка деиндустриализации, проходящей в небольшом волжском городке в двухтысячные годы. И виноваты в этом не враги. Не желание анализировать и считать, лень и некомпетентность, и как следствие – работа «на авось». Желание пристроить «родную кровинушку» или деток нужного человека, приводит к вымыванию квалифицированных кадров. Которые просто эмоционально выгорают. Те из них кто терпит, сбавляют обороты и стараются доработать подольше, чтобы свести концы с концами. Но работают без задора, хотя силы ещё есть. А их молодые и зачастую малообразованные начальники, совсем не думают, что надо использовать шанс и организовать передачу опыта. Эти образованцы уверены, что за проходной стоит очередь из высококвалифицированных специалистов. Как они заблуждаются! Ведь болезнью «экономия фонда оплаты труда» раньше болели только работники ОТиЗ, а теперь - большинство руководителей. И эта плеяда образованцев не думает о завтрашнем дне, они живут одним днём, как индийские йоги. А на заводе так нельзя.

Впрочем, Бог им судья. История деиндустриализации России показала, что частная собственность на заводы, менее эффективна, чем государственная, в большинстве случаев. Я так думаю…


Рецензии