Инквизитор обвиняет Христа

Инквизитор обвиняет Христа. По роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». М. Шульгин – 2021.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Христос появляется в Испании, где трещали костры инквизиции.
Он молчаливо проходит с тихой улыбкой бесконечно сострадания.
Его все узнают, идут следом. – Он исцеляет слепого, воскрешает умершую…
Но кардинал-инквизитор, одетый в рубище, повелевает заключить его в тюрьму.


I. ОБВИНЕНИЯ ИНКВИЗИТОРА

- «Зачем же ты пришел к нам мешать? От твоего имени мы правим столетия и «Папа» – вместо тебя на Земле.  Мы тринадцать веков мучимся твоей свободой, но теперь это кончено. Люди сами ее принесли к нашим ногам».

1. Зачем отверг у Духа меч земного царства?

- «Ты не стал царем земным, чтобы вершить права. Передал нам право связывать и развязывать. Ты отверг три предложения духов в пустыне, а в них то заключена вся история человеческой природы».

2. Не смог сойти с креста, когда тебя распяли?

Не смог или не захотел? Смиренно принял муку и позор от невежественной разъяренной толпы. Не показал им своей силы и власти над ними.
«Ты не поменял свободу на хлеба, которые нужнее людям. - Накорми человека и тогда спрашивай с него добродетели».
«Люди не смогут пренебречь хлебом земным ради хлеба небесного».

3.  И не заставил поклоняться чуду?

Люди поклоняются чуду. «Человек ищет не сколько бога, сколько чудес. Чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и бога. Поскольку человек не в силах оставаться без чудес, то сотворит себе новых кумиров и будет поклоняться знахарству и колдовству».

4. Не отвратил «свободных» от разбоя?

- «Люди убедились, что не смогут быть свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики».
«Народ повсеместно бунтует против власти, и гордится что бунтует. - Это гордость ребенка и школьника. Это маленькие дети выгнавшие учителя из класса. Но придет конец восторгу ребятишек. Дальше они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю».

5. В чем же виноваты миллионы слабовольных?

- «За тобой пойдут лишь тысячи, а оставшиеся миллионы – что с ними станется?
Они должны послужить материалом для великих и сильных духом людей?
«Первые, что воскреснут, вытерпели крест. А чем виноваты остальные, слабые, что не могли вытерпеть того, что могли сильные духом, которых было тысячи, а слабых миллионы?».
- «Да уж то и впрямь, приходил ты только к избранным».

ПРЕДСТАВИМ ВЫШЕСКАЗАННОЕ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

Зачем ты пришел к нам с пустыми руками, неся в них раздоры свободы.
А если бы наполнил те руки хлебами – тебя б полюбили народы.

А если совесть человека сможем обольстить,
и слабых вечной жизнью поманить,
то с помощью чуда, авторитета и тайны,
Смиренья достигнем на всех окраинах.

И возгордятся люди своею слабостью
и покоряться нам с веселой радостью,
не будет им проблемы выбирать,
за их секреты станем отвечать.
Тебе ж оставим сильных, волевых ¬– а нам не надо на миру таких.


II. УПРАВЛЕНИЕ СЛАБОСИЛЬНЫМИ БУНТОВЩИКАМИ

Ф.М. Достоевский выводит способ управления слабосильными бунтовщиками через Силу, Тайну и Авторитет.
      Мы же, кто знает тайну управления, будем отвечать за все и страдать за всех.
«Мы приняли ложь и обман как необходимость, чтобы слабосильные люди не заметили, куда их ведут и почувствовали себя счастливыми. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
 «Голодные люди сами принесут свою свободу к нашим ногам», к тем, кто знает их тайну. Миллионы будут счастливы как дети, играющие после работы. Им не будет нужды выбирать между добром и злом, а также что делать и за кем идти?

III. СВОБОДА ВЕРИТЬ ИЛИ НЕ ВЕРИТЬ?

Ф.М. Достоевский приводит разные оправдательные доводы для слабо верующих:

1. Вера как необходимость

«Видишь Алеша, был один старый грешник, который изрек, что если бы не было бога, то следовало бы его выдумать».

2. Верить сильно некогда, поскольку надо творить добрые дела

«Отказаться от христовой веры, чтобы спасти свою жизнь для добрых дел, коим в течении лет и искупить малодушие - то и не было бы греха. Другие же копят впечатления, созерцая, не сознавая зачем. Созерцателей в народе предостаточно».

3. Мы не верим от легкомыслия и занятости

Знай дурак, что мы все здесь лишь от легкомыслия своего не веруем, потому что нам некогда».

4. Сомневаемся, достигнем ли всепрощения

«И без того уж знаю, что царствия небесного в полноте не достигну (ибо гора не двинется), тогда же для чего без всякой пользы кожу с себя буду срывать и надеяться на прощение?».

5. Да и мир, созданный Богом, несправедлив

 «Я против Бога моего не бунтуюсь, я только мира его не принимаю».

Вышесказанное в стихах

Я откажусь от веры лишь для того, чтоб добрые дела творить,
к свободе воспарить и «кубок жизни» жадно осушить. 
лишь потому, что воля так слаба, и потешаемся людским падениям,
и сердце не приемлет всепрощения.

Но для того чтоб выжить в темноте,
хвалебный гимн запеть придется Богу
– в спасении души искать себе дорогу.


IV. СВОБОДА НАСЫЩЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Сегодня концепция потребления для многих является основной жизненной позиции в достижении счастья и свободы.
Пагубность позиции неограниченного насыщения потребностей показана Ф.М. Достоевским более 100 лет назад в романе «Братья Карамазовы»

1. «Говорят, имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права. Не бойся насыщать их, но даже преумножай. - В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на преумножение потребностей?  У богатых - уединение и духовное самоубийство, а у бедных - зависть и убийство, ибо права то дали, а средств насытить потребности не указали».
2. «Приумножение потребностей зарождает много бессмысленных и глупых желаний, нелепейших выдумок. И живут все больше для зависти, плотоугодий и чванства. У бедных – неудовлетворение потребностей и зависть заглушается пьянством, а затем упивается кровью».
3. «В мире все более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей, и воспринимается это больше как насмешка».
4. «Вещей накопили больше, а радости стало меньше».

V. ТРЕТЬЕ И ПОСЛЕДНЕЕ МУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Ф.М. Достоевский предостерегает людей от всемирного соединения - глобализации:
 «Перед кем народу приклоняться, кому вручать свою совесть и каким образом соединиться в общий и согласный муравейник? - Ибо потребность всемирного соединения есть Третье и последнее мучение людей».


Спасибо за внимание. 
– кратко отзовитесь на публикацию.

Михаил Шульгин
доцент мировой экономики,
психолог, к.г.-мин. н.


Рецензии