Дедова медаль

Своего деда, Матвея Ивановича Быкова, я никогда не видел: он умер еще до моего рождения и Матвеем меня назвали именно в его честь. Более того: я стал его полным тезкой. Бабушка очень тяжело переживала его уход. Дед был военным и в память о нем у нее остался его военный китель, медаль «За отвагу» и воспоминания.
Мне исполнилось 11 лет и была у меня заветная мечта: велосипед. Такой, как у одного взрослого парня, у Мишки.  Но я жил  с бабушкой, а она не могла сделать мне такой подарок. Тогда-то   я и решил выторговать велосипед у Мишки.
- Миша, продай велик!-попросил я как-то его.
   -Здорово, Бычара! У тебя деньги есть?  Сколько дашь?
-Нет, зато у меня есть дедов военный китель!
-Ха! Кому интересно такое барахло?! Вот если бы орден или медалька…
-Еще есть медаль «За отвагу».-с запинкой произнес я.
-Вот это уже по -мужски!  Тащи, пока я не передумал!-подмигнул  Мишка.
Я рванул домой. Бабушка возилась на кухне. Дедова медаль хранилась у нее  под иконами. Незаметно схватив медальку, я сунул ее в карман и выскочил на улицу. Вдруг…Оглушительный визг тормозов, жуткая боль, темнота и тишина…
…Небо взревело, взорвалось и со страшным грохотом рухнуло вниз. Вокруг оглушительно свистели пули, рвались снаряды, лилась кровь и кричали люди.  Я лежал на изорванной  взрывами земле и кто-то сильный закрывал меня собой. Этот кто-то пошевелился и потащил меня в сторону.   Я приоткрыл глаза и разглядел усатого дяденьку в солдатской гимнастерке.
-Ты живой, малец?-проорал  он.
Я ничего не соображал и был перепуган настолько, что   не мог говорить.
- Ты кто? Я-дядька Иван!-снова прокричал  он.  А я только  молча  дрожал от страха  и  слезы текли по моему лицу.
-Ничего!  Главное, что цел!  –крикнул дядя Иван, хватая меня на руки и унося в лес.
-Старшина! Откуда   малец? –увидев меня, грозно взревел какой-то дядька с  погонами.
-Товарищ капитан! Немцы разбомбили избу мальчонки! Один он уцелел! –отрапортовал дядя Иван.
-Ладно.  С другими гражданскими в тыл отправим, а пока побудет у нас. Временно! -неожиданно смягчился капитан. 
Так я оказался в расположении. Кроме меня там находилось еще десятка два гражданских: старики, женщины и дети.   
Бойцы подкармливали нас: кто хлебом, кто кашей, кто –деревенским салом.
А я молчал и старался держаться своего спасителя: старшины дядьки Ивана.
Наконец капитан приказал вывезти   в тыл всех гражданских и обратным рейсом доставить   боеприпасы в роту. 

Машина с людьми уже тронулась, когда невесть откуда на опушке появились огромные, железные монстры  со свастикой на броне. Они открыли стрельбу и мы едва успели упасть на землю!  От страшного грохота у меня загудело в ушах и кровь хлынула в голову!  Началась паника. Люди кричали от страха и молились!

-  Развернуть орудия!  Прямой наводкой, по танкам! Пли!- командовал капитан, бросаясь к орудиям. Прогремели взрывы и один за другим вспыхнули    три немецких танка.

 –На пол! Все на пол!-вопил шофер. Он успел   проскочить, но у следующей машины, в которой был я, пробило радиатор и убило водителя.  Перепуганные насмерть, мы посыпались вниз, как горох.  Я видел, как вниз лицом рухнула какая-то тетенька, а маленькая девочка теребила ее за ноги и кричала. Еще один совсем старенький дедушка упал навзничь. Его седая борода обагрилась кровью и уставилась в небо с немым укором.  Вжавшись в землю, я в ужасе ждал, что вот-вот убьет и меня…


-В лес! Все в лес! –бешено заорал дядя Иван. Схватив меня и ту самую девочку, он бросился прочь. Остальные выжившие бежали следом. Нас погрузили в другую машину и, каким-то чудом, шофер прорвался сквозь бой. А я…Не соображая, что делаю, я спрыгнул по дороге и бросился к дядьке Ивану. Тот уже  отчаянно палил по танкам, а когда заметил меня,  побелел от ужаса.
-Ты?! Лежи и не высовывайся! –выругался он, не прекращая пальбу.
Кровавым заревом полыхали уже пять вражеских танков. Со второго выстрела дядя Иван подбил шестой. У последнего, седьмого, взрывом орудия разорвало гусеницу. Вгрызаясь в землю со страшным предсмертным хрипом, железный монстр крутился на месте.  Немцы выскочили из люка и побежали, но наши бойцы уложили их. А потом…
Черное небо взревело, опустилось еще ниже и я разглядел пару самолетов. Они яростно утюжили крохотный пятачок земли, на котором находилась наша артиллерия.
-Мама! Мамочка моя!- вне себя от ужаса, завопил я.  Одного фашиста сбил кто-то из наших и, срезая верхушки сосен,  со страшным ревом он рухнул за лесом.  Второй улетел. Вскоре все стихло и только мертвые танки догорали на опушке. А дядька Иван был ранен в руку.
-Сынок, помоги! Собери патроны! –попросил он, протягивая мне каску. Он поволок противотанковое ружье, а я- патроны. Мы подошли к окопам и девушка с красным крестом на рукаве перевязала дядю Ивана.
-Как же тебя зовут, смельчак?- ласково спросила она меня.
-Матвей Иванович Быков.
-Понятно! А я тетя- Оля!-улыбнулась медсестра и добавила:
-Будешь у нас сыном полка!
Ночевали мы прямо в окопе и дядька Иван укрывал меня своей шинелью.
-Дяденька, а тебе страшно было стрелять по танкам?-прижимаясь к нему, тихо спросил я.

 -На войне всем страшно.  Но тут или ты, или тебя. Спи, пока тихо!-улыбнулся старшина.
А с рассветом загудели моторы: прибыла наша артиллерия и рота пошла в наступление. Заняв позиции, орудия неустанно лупили по вражеским укреплениям. С криками «Ура! За Родину! » бойцы шли в бой  и падали, как подкошенные.

-Пригляди за мальцом!-крикнул старшина тете Оле, поднимаясь   в атаку. А я  как собачонка , бросился следом! Вокруг все грохотало и взрывалось. Метрах в ста на пригорке был немецкий дзот и поливал нас смертоносным свинцом. Я видел, как бойцы пытались подползти к дзоту, чтобы заткнуть его поганую пасть. Но все попытки были безуспешны. Старшина напряженно вжался в землю и замер, сжимая в руке гранату.  Я замер рядом и дядя Иван меня заметил.
-Ты зачем здесь?! Горе ты мое!-выругался  он , втискивая меня в изрытую  землю.
 -Что нужно сделать, чтобы дзот перестал стрелять?-перекрывая взрывы и  свист пуль , прокричал я.
-Гранатой угостить, да не удается никому! Да тут ты  еще  свалился на мою голову! Лежи смирно и никуда отсюда! Никуда, понял?! –приказал старшина и, вытащив две гранаты, пополз вперед.  Но, метров за 50 до дзота дядька  Иван замер.  Мне было просто невыносимо страшно лежать и думать, что что-то случилось с моим спасителем! И, собрав свои   последние силы , я   пополз к нему. Дядя Иван больше не кричал на меня: его лицо было залито кровью.
-Дяденька Иван, ты живой?
-Живой. Отлежусь маленько и…Не получается к этой вражине незаметно подползти! Бьют, гады, язви их душу…
 -Дяденька Иван, а можно я? Ну пожалуйста! Я -маленький, я смогу! Научи , как!-взмолился я.
Старшина молчал.
-Ты же сам говорил, что если не ты, так тебя! На войне по-другому нельзя! Прошу тебя!  Пожалуйста!

 
-Держи… Выдернешь вот эту чеку и бросай гранату в окно дзота…Как можно дальше от себя бросай и сразу прижимайся к земле. -сказал он и затих.
Я заплакал, но стиснул зубы , взял гранату и пополз к дзоту. Добравшись до амбразуры, я выдернул чеку и изо всех сил швырнул гранату в полыхающее окно. Прогремел  взрыв. Взрывной волной меня подняло над землей и отбросило куда-то в сторону…
…Невыносимо яркий свет ударил  в голову и я ,наконец , открыл глаза. Кругом все было белым-бело: белая комната, постель и старушка в белом платочке рядом.. Я не мог пошевелиться: боль сковывала все  тело.
-Дзот…Дяденька Иван…

-Сыночек, Матвеюшка! Слава тебе Господи! –запричитала старушка и метнулась к двери:
-Доктор, доктор! Он очнулся!
В комнату сбежались люди в белых халатах. Они оживленно галдели вокруг меня, что-то делали и суетились. А я высматривал среди них старшину в запыленной войной выцветшей гимнастерке и не находил…
-Дяденька Иван…Дзот…
-Какой дядя Иван, Матвейка?  Нет у нас никакого дяди Ивана!
-Вы кто?
-Твоя баба Нина! Неужто не узнал?
Я покачал головой.
-Не волнуйтесь!  Мальчик только что вышел из комы! До ста лет жить будет! -улыбнулась какая-то добрая тетенька в белом и я заснул…
После выписки баба Нина забрала меня домой. С огромным трудом я возвращался к мирной жизни.  А впрочем, я не уверен, что именно этот мир -мой.   Может быть, тот, где рвутся снаряды и гибнут за Родину люди и есть моя реальность?!
-Баба Нина, я взял без спроса дедову медаль. Прости.
-Ничего, сыночек! Я вернула ее на место.
-Расскажи мне про деда…
-На фронт он попал мальчишкой, воевал.  Подорвал немецкий дзот, был  ранен. Деда отправили в госпиталь, потом-в детский дом.  После войны его разыскал знакомый старшина, усыновил и забрал к себе.  Дед пошел учиться на офицера, а спустя 2 года ему вручили эту медаль.  Награда нашла своего героя…

Прошло несколько лет. Я пошел по стопам своего деда и тоже стал военным. Его медаль «За отвагу» находится у меня. Я  храню эту святую  реликвию и  обязательно передам ее своим детям и внукам.

Фото из интернета


Рецензии
Ирочка, как же ты хорошо написала, словно сама была участником военных событий.
Очень трогательно, проникновенно и жизненно написано и о войне и о переживаниях Матвейки.
Дорогая Ирочка, пусть не иссякнет у тебя желание писать, чтобы радовать читателей
отлично написанными рассказами!!!
С сердечным теплом,-
Женя

Евгения Козачок   05.05.2021 06:18     Заявить о нарушении
Дорогая Женечка, мне очень приятно, что столь высоко ты оценила этот рассказ! Спасибо огромное! Вдохновения тебе!

Ирина Кашаева   26.07.2021 09:10   Заявить о нарушении
Ирочка, поздравляю с призовым местом на конкурсе!!!
Рада за тебя!!!
Так держать!!!
С восхищением и теплом душ,-
Женя

Евгения Козачок   20.12.2021 15:58   Заявить о нарушении
Моя дорогая Женечка!
Спасибо тебе сердечное! Мне очень приятно твое внимание к моим скромным работам!
С уважением и теплом к тебе, Ира.

Ирина Кашаева   20.12.2021 18:15   Заявить о нарушении